Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Последние изменения в законе о банкротстве физических лиц в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятый в июне 2020 года закон «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства)…» от 29.06.2015 № 154-ФЗ, внесший изменения в закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ о банкротстве физических лиц, начал действовать с 01.10.2015. С этого момента в отношении банкротства физических лиц практика судов начала активно формироваться. Этому способствует развитие соответствующей сферы услуг.
Когда должник обязан подать заявление
В п. 10 Постановления сказано, что должник обязан подать заявление о признании себя банкротом при одновременном наличии двух условий:
- размер неисполненных денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в совокупности составляет не менее 500 000 руб. Причем в эту сумму включаются долги, как связанные, так и не связанные с предпринимательской деятельностью;
- удовлетворение требования одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей перед другими кредиторами.
Если к заявлению не будут приложены все необходимые документы (п. 3 ст. 213.4 Закона № 127-ФЗ), то суд все равно примет его к рассмотрению. Недостающие бумаги он истребует при подготовке дела к разбирательству (п. 12 Постановления).
Завершение процедуры реструктуризации
Не позднее чем за месяц до истечения срока исполнения плана, финансовый управляющий обязан подготовить отчет о результатах его исполнения (п. 1 ст. 213.22 Закона № 127-ФЗ). Данный отчет направляется в суд. Если из него следует, что план полностью исполнен, суд выносит определение о завершении процедуры реструктуризации долгов (п. 35 Постановления).
Следует учитывать, что кредиторы или уполномоченный орган могут остаться недовольными действиями должника или финансового управляющего по реализации плана. В связи с этим они могут высказаться против завершения процедуры реструктуризации долгов (например, если должник выполнил не все условия плана). Разумеется, при решении вопроса о завершении реструктуризации суд должен рассмотреть такие жалобы.
Впрочем, само по себе наличие жалоб, не связанных с рассмотрением вопроса о завершении реструктуризации, не станет препятствием для вынесения определения (п. 35 Постановления).
Важно отметить, что должнику, в отношении которого суд вынес определение о завершении реструктуризации, рано радоваться. Дело в том, что это определение может быть отменено по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа, если обнаружатся новые обстоятельства (ст. 213.29 Закона № 127-ФЗ, п. 47 Постановления), например, выяснится, что должник действовал недобросовестно (п. 4 ст. 213.28 Закона № 127-ФЗ, п. 46 Постановления).
Постановление пленума Высшего арбитражного суда № 60
30 декабря 2008 г. Законом РФ № 296-ФЗ были внесены некоторые изменения в Закон РФ № 127-ФЗ. В итоге, в целях единообразного исполнения судами российского законодательства по банкротству физлиц Пленум ВАС решил принять Постановление № 60 от 23 июля 2009 г. Основные изменения приведены ниже в таблице.
№ | Описание основных пунктов Постановления ВАС РФ № 60 | Разъяснения ВАС РФ по банкротству физлиц |
1 | В п. 1, 2 уточнен термин «текущие платежи» | Согласно ст. 5 Закона РФ № 127-ФЗ, текущие платежи — это денежные обязательства и налоговые или иные обязательные платежи, которые появились после начала банкротства физлица. С учетом этого Пленум разъяснил, что платежи, которые появились после заведения нового дела по банкроту, несмотря на сроки их осуществления, не могут быть отнесены к текущим ни в одной из стадий банкротства. Если такие платежи появились до открытия нового дела, но срок их осуществления должен был истечь после начала процедуры наблюдения, они заносятся в реестр |
2 | Теперь неправомерные действия или бездействие арбитражного (финансового) управляющего могут быть обжалованы в суде кредитором по текущим платежам. В п. 3 ВС РФ разъяснен порядок и особенности принятия таких жалоб | Так, при поступлении жалобы кредитора на финансового управляющего арбитражный суд рассматривает ее в течение 1 мес. со дня ее получения судебной канцелярией (ст. 60 Закона ФЗ № 127-ФЗ) |
3 | В п. 4 ВС РФ даны разъяснения по срокам процедуры и требованиям о банкротстве физлица через суд, инициированном конкурсным кредитором | В 4-м пункте Пленум ВС РФ указал, что конкурсный кредитор вправе обанкротить гражданина через суд с момента вступления в юридическую силу судебного решения о взыскании с физлица денег. Конкурсный кредитор вправе обращаться в суд с требованием о банкротстве гражданина и после вынесения судебного Определения об утверждении мирового соглашения. Тогда суду, куда подано такое требование, обязательно нужно проверить исполнение должником п. 2 ст. 33 Закона РФ № 127-ФЗ. Так, гражданин должен прекратить выплачивать свои долги на протяжении 3 мес. со дня последней даты выплаты. При неисполнении физлицом п. 2 ст. 33 Закона РФ № 127-ФЗ суды вправе отказывать в банкротстве физлица (абз. 2 ст. 43 Закона РФ № 127-ФЗ) |
4 | В п. 5 приведен порядок взаимодействия суда с уполномоченным госорганом при взыскании долгов физлиц по платежам через суд или в бесспорном порядке | Пленум ВС РФ разъяснил, что при бесспорном порядке взыскания задолженности уполномоченный госорган вправе обанкротить должника через суд по истечении 30 дней с момента оформления ФНС (ФТС) решения о взыскании долга за счет денег или движимого/недвижимого имущества физлица. По налоговым и иным обязательным платежам физлица, взыскиваемым через суд, подать аналогичное заявление можно по прошествии 1 мес. с момента вступления в законную силу соответствующего судебного решения |
5 | В п. 8 приведены новые сроки обжалования должником решения собрания кредиторов | Пленум ВС указал, что, если гражданин не был поставлен в известность об открытии собрания кредиторов, он может признать данное решение кредиторов недействительным через суд. Это можно сделать на протяжении 20 дней с момента, когда он узнал о решении кредиторов (максимум — на протяжении 6 мес. со дня принятия такого решения) |
6 | В п. 10 перечислен примерный перечень полномочий, которые финансовый управляющий не может передать третьим лицам | Так, к полномочиям финуправляющего, которые нельзя передать третьим лицам, относятся:
|
7 | В п. 14-16 отдельно прописаны вопросы, касающиеся отстранения (назначения) финансового управляющего, регламента его работы и установления размера его вознаграждения | Пленум ВС пояснил, что судья может указать в своем решении только установленный п. 3 ст. 20.6 Закона РФ № 127-ФЗ фиксированный размер вознаграждения для финансового управляющего. Однако, проценты от размера удовлетворенных требований в этом документе указывать не надо. Кроме того, в случае закрытия судопроизводства по банкротству физлица из-за отсутствия нужной суммы для покрытия судебных расходов, такие проценты арбитражному управляющему не выплачиваются |
8 | В п. 31, 32 приведены особенности погашения долгов гражданина участниками (учредителями), третьим лицом или владельцем движимого/недвижимого имущества | ВС РФ разъяснил, что заявление на признание требований кредиторов погашенными может быть рассмотрено на отдельном судебном слушании. Причем дата начала таких судебных слушаний по банкротству устанавливается судом после принятия уведомления о намерении и оформлении при этом соответствующего Определения. К такому заявлению обязательно нужно приложить платежную документацию, удостоверяющую перечисление денег в суммах и в порядке, которые приведены в судебном Определении |
9 | В п. 37, 40 приведена информация о том, что после принятия судьей уведомления о намерении финуправляющий вправе исполнить требования кредиторов на протяжении 3 рабочих дней с момента перевода заявителем денег на спец. счет физлица в банке | Пленум ВС указал, что финуправляющий вправе перевести деньги кредиторам только после зачисления на спец. счет должника в банке необходимой суммы. Причем требования по текущим другим платежам те��ерь могут быть удовлетворены в 5-ю, а не в 4-ю очередь, как это было раньше |
Движение заявления о банкротстве
При подаче заявления должником, к нему должен быть приложен пакет документов, перечень которых приведен в п. 3 ст. 213.4 Закона о банкротстве.
О том, что это за документы и где их взять, я рассказывал в предыдущей статье о процедуре банкротства физических лиц. Непредставление какого-либо из этих документов влечет за собой оставление заявления без движения и последующий его возврат при неустранении этого нарушения. Это следует из АПК РФ, об этом же говорится в п. 12 Постановления Пленума.
Если заявление подается кредитором, то все документы, указанные в п. 3 ст. 213.4 должник обязан приложить к отзыву под угрозой неприменения к нему в последующем правил об освобождении от исполнения обязательств. Данное правило, предусмотренное абз. 5 п. 12 ПП ВС РФ № 45, напоминает должнику о необходимости добросовестного поведения. Недобросовестность влечет неблагоприятные последствия.
В пункте 13 Постановления Пленума разъясняется, что перечень случаев, когда кредитор может подать заявление о банкротстве гражданина при отсутствии решения суда, установленный п. 2 ст. 213.5 Закона о банкротстве, является исчерпывающим.
В п. 2 ст. 213.6 Закона о банкротстве закреплено, что при наличии между кредитором и должником спора о праве, заявление признается необоснованным и либо оставляется без рассмотрения, либо по делу прекращается производство. Пленум разъяснил в п. 14, что свидетельством спора о праве может являться любое возражение должника против требования кредитора. Но эти «любые» возражения заявляются с явной целью искусственного затягивания дела, то суд их может отклонить. Примером служит признание должником факта задолженности и периода просрочки с одновременным несогласием возбуждения процедуры банкротства.
Иными словами, возражения должника должны вытекать из неопределенности в праве, а не из иных обстоятельств или «хотения» должника. Иное означает злоупотребление правом, которое должно пресекаться судом.
В статьях 213.4 и 213.5 Закона о банкротстве предусматривается, что заявление о банкротстве должно содержать наименование СРО, из числа членов которой суд сам назначает финансового управляющего. Сделано это с целью противодействия попыткам, направленным на утверждение «своего» финансового управляющего.
Пленум в п. 16 разъясняет, что если в заявлении содержится только Ф.И.О. финансового управляющего без указания СРО, то оно оставляется без движения. При указании и кандидатуры финансового управляющего, и СРО арбитражный суд утверждает финансового управляющего из числа членов этого СРО, игнорируя указание на конкретную кандидатуру.
Почему-то кажется, что при указании конкретной кандидатуры, суд не станет ее утверждать ни при каких условиях. Ведь такое указание вполне может свидетельствовать о сговоре между заявителем и арбитражным управляющим.
Выше уже упоминалось об обязанности должника действовать добросовестно в рамках процедуры банкротства. В связи с этим очень важным является разъяснение п. 17 Постановления Пленума № 45. В абз. 7 п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве указывается условие, при наличии которого должник не может быть признан неплатежеспособным: размер ожидаемых доходов должника позволяет погасить задолженность в непродолжительный период времени.
Даже если такие доходы у должника есть, но он представил заведомо недостоверные сведения или совершает действия, направленные на сокрытие имущества, передачу их третьим лицам, то правило абз. 7 п. 3 ст. 213.6 к нему не применяется. Они являются недобросовестными и направлены на уклонение от погашения имеющейся задолженности. И таких должников все-равно будут банкротить.
Процедура реструктуризации
В течение 10 дней с момента истечения двухмесячного срока после публикации сообщения о признании заявления о банкротстве обоснованным должник и его кредиторы вправе направить финансовому управляющему проект плана реструктуризации.
Проект направляется всем известным кредиторам должника. Если проект предложен кредитором, то к нему прилагается либо одобрение должника, либо его возражения (п. 27).
Проект плана реструктуризации выносится финансовым управляющим на рассмотрение первого собрания кредиторов. В пункте 28 Постановления Пленума № 45 указывается, что пропуск установленного 10-дневного срока на направление всем лицам проекта плана не препятствует его рассмотрению первым собранием кредиторов. Но только при условии, что он был направлен и получен ими до даты собрания с учетом времени, необходимого на ознакомление с материалами.
Для назначения судебного заседания об утверждении плана достаточно решения собрания кредиторов о его одобрении. Ходатайства не требуется. Тем не меннее арбитражный суд вправе утвердить план реструктуризации, не одобренный собранием кредиторов по ходатайству лица участвующего в деле (п. 29). Думаю, в этом случае суд оценивает доводы ходатайства и сам проект плана реструктуризации на предмет его реалистичности, соответствия требованию соблюдения баланса интересов в деле о банкротстве.
Но в любом случае для утверждения плана реструктуризации обязательно требуется одобрение должника, выраженное как письменно, так и устно в ходе судебного заседания. Утверждение плана без его согласия допустимо только в исключительном случае, если несогласие очевидно свидетельствует о злоупотреблении правом (п. 30).
В частности, на это может указывать по мнению Пленума настойчивое требование должником скорейшего завершения дела о банкротстве и, соответственно, освобождении от долгов, на фоне стабильно получаемой высокой заработной плате.
О недопустимости злоупотребления правом говорится и в пункте 31. План реструктуризации не утверждается, если он заведомо экономически необоснован и неисполним, не предусматривает для должника и его иждивенцев средств в размере прожиточного минимума, при его реализации будут нарушены права и законные интересы несовершеннолетних.
Максимальный срок реализации плана реструктуризации — три года. Этот срок предполагается достаточным для погашения должником своих обязательств перед кредиторами и восстановления платежеспособности (п. 33).
Пункт 34 Постановления Пленума содержит разъяснения касаемо цели процедуры реструктуризации. Ее достижением может считаться достижение такого финансового положения должника при котором он сможет в дальнейшем продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых на момент окончания процедуры реализации еще не наступил. Если план реструктуризации не способствует реализации этой цели, то суд должен отказать в его утверждении.
Результаты реализации утвержденного плана реструктуризации рассматриваются на заседании суда. В этом же заседании могут быть рассмотрены жалобы кредиторов на действия финансового управляющего и должника. Пленум разъясняется в п. 35, что является жалобой в рамках процедуры банкротства гражданина.
Алименты и иные пособия на ребенка при банкротстве
Что же касается алиментов и иных выплат (страховой пенсии по случаю потери кормильца, пособий, социальной пенсии, пособий и мер социальной поддержки для детей-инвалидов и т.п.) в адрес детей, которые поступают на банковские счета родителя-банкрота, они – неприкосновенны (не включаются в конкурсную массу банкрота). Правда, сложности могут возникнуть при снятии и переводе данных денежных средств финансовым управляющим в процедуре банкротства. Дело в том, что после введения процедуры банкротства все банковские карты и счета должника блокируются. Для того, чтобы снять блокировку и выдать, причитающиеся ребенку денежные средства, финансовому управляющему потребуется время. Этого можно избежать, если:
- открыть на имя ребенка специальный счет, на который будут поступать алименты и пособия (Вы это можете сделать, например, в ПАО «Сбербанк»);
- получать пособия и пенсию наличными через Почту РФ.
Если должник, проходящий процедуру банкротства (реализацию имущества), является плательщиком (не получателем) алиментов по соглашению о выплате алиментов, заключенному в 3-х летний период и размер перечисляемых в рамках этого соглашения денежных средств ребенку превышает прожиточный минимум, то финансовый управляющий или кредиторы вправе оспорить данное соглашение, как сделку, совершенную с целью причинить вред кредиторам. (подробнее об оспаривании сделок при банкротстве физических лиц).
Рассмотрение требований кредиторов
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Необходимо иметь в виду, что указанные сроки будут считаться соблюденными, в частности, если кредитор сдаст почтовое отправление, содержащее его требование, в организацию связи или отправит документы в электронном виде в установленном порядке в арбитражный суд до двадцати четырех часов последнего дня соответствующего срока (пункт 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее — ГК РФ).
Применяя предусмотренные пунктом 1 статьи 71 и пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве сроки для заявления требований кредиторов, следует учитывать, что в силу упомянутых норм они исчисляются с даты опубликования сведений о введении соответствующей процедуры банкротства, под которой согласно пункту 1 статьи 28 Закона понимается публикация в официальном печатном издании, определенном регулирующим органом, а не включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Если при рассмотрении заявленного в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве требования кредитора (далее — требование кредитора) будет установлено, что оно подтверждено судебным актом, не вступившим в законную силу, суд, рассматривающий дело о банкротстве, вправе приостановить производство по рассмотрению этого требования применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ.
Номер обособленного спора в деле о банкротстве
Почти ежегодно Высший арбитражный суд на заседаниях Пленума и Президиума дает разъяснения, касающиеся тех или иных вопросов, возникающих у судов при проведении процедуры банкротства. Постановление № 35 по своему объему стало одним из самых масштабных по сравнению с ранее принятыми. В нем Пленум 35 банкротство Высшего арбитражного суда постарался разъяснить наиболее острые вопросы, которые касаются всех стадий банкротства: начиная от подачи соответствующего заявления в арбитражный суд и вплоть до стадии обжалования судебного акта. ; О признании вербования арбитражным управляющим лиц для обеспечения собственной деятельности и (либо) размера оплаты их услуг безосновательными или отказе в таком признании (пункт 5 статьи 20. 7 Закона); О запрете исполняющему обязанности управляющего должника совершать определенные сделки и деяния либо совершать их без согласия временного управляющего либо об отказе в этом (пункт 5 статьи 69 Закона); В п. В связи с этим при обращении с подобными жалобами или заявлениями после окончания наблюдения, а также в случае окончания наблюдения в ходе рассмотрения жалобы или заявления суд прекратит по ним производство на основании п. 1 ч. 1 ст.
150 АПК РФ. Это же правило распространяется на другие стадии банкротства — финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Заявление о признании должника банкротом может остаться без рассмотрения, если на стадии его принятия судом будет установлено, что оно подписано лицом, не имевшим на это права (за исключением случая, когда подача заявления впоследствии была одобрена уполномоченным лицом).
Основные понятия закона
Закон вступил в силу совсем недавно, но уже в нем можно отметить несколько основных положений. Первое касается процедуры признания лица банкротом, происходит это либо через суд, когда сумма займа больше полумиллиона, либо через МФЦ. Иногда лицо должно обязательно обратиться в суд, чтобы был установлен статус банкрота, в других случаях – это его право, и он может им пользоваться по своему желанию. Кредитор может самостоятельно обратиться в суд по данному вопросу, если возможно, то оформляется реструктуризация долга. Во время процедуры банкротства, если это поможет решению вопроса, возможно расформировать имущество и продать его для погашения долга, если это будет проведено успешно, то статус банкрота аннулируется. В течение определенного времени банкрот должен уведомить все компании финансовой сферы, о своем статусе, если, например собирается брать заново кредит. Кредитор может самостоятельно подать документы на судебное банкротство, если должник не выполнил свое обязательство и не указал его в качестве компании, у которой брал займ.
Такое же право будет действовать в том случае, если долг был занижен, или не поданы были сведения об улучшении материального достатка человека, наличии нового имущества.
Как долго будет действовать мораторий?
Премьер-министр сообщил, что мораторий будет действовать полгода и коснётся как организаций, так и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Таким образом, мораторий будет действовать с первого апреля 2022 года до первого октября 2022 года. Однако на этом его действие может и не прекратиться.
Пунктом 1 ст. 9.1 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено право Правительства РФ на продление срока действия моратория в случае, если послужившие основанием введения меры обстоятельства не были устранены.
Что изменится для должников, подпадающих под действие моратория?
Подчеркнем, что за должниками всё же сохраняется право на обращение в суд с заявлением должника о признании банкротом, однако сами кредиторы не смогут этого потребовать в силу действия моратория. Более того, согласно того же пункта 1 статьи 9.1 Закона ЛЮБОЕ лицо, подпадающее под действия моратория, может заявить об отказе от применения в отношении него моратория. Для этого должнику необходимо внести соответствующие сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ).
ВАЖНО!
После того, как заявление об отказе лица от применения в отношении него моратория будет опубликовано, действие данной меры более на него не распространяется. Действие ограничений прав и обязанностей (о них — далее) в отношении него и его кредиторов не применяются.
Теперь подробнее остановимся на том, за счёт чего всё-таки облегчается жизнь должников во время действия такого вспомогательного механизма.
Согласно п. 3 ст. 9.1 Закона, во время действия моратория:
- С руководителя должника снимается обязанность по обращению с заявлением должника в арбитражный суд. Следовательно, снимаются и другие обязанности, вытекающие из обозначенной;
- На должника не начисляются неустойки/штрафы/пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение долговых обязательств;
- Действует запрет на обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке;
- Приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по тем требованиям, которые возникли ещё до введения моратория.
Когда принят закон и поправки в отношении физических лиц?
Федеральный закон о банкротстве физических лиц и организаций принят 27 сентября, подписан президентом РФ 26 октября и вступил в силу 2 декабря 2002 года. Однако изначально его применяли в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Процедура банкротства гражданина была введена Х главой 127-ФЗ 1 октября 2015 года. С этого момента, согласно принятой части закона, физическое лицо могли признать банкротом только по решению арбитражного суда.
1 сентября 2020 года приняли изменения в главе Х: появился параграф об упрощённом банкротстве физических лиц в рамках внесудебной процедуры. Новую часть закона можно применить при соблюдении определенных условий.
Какие действия предпринять в период моратория?
Сейчас как раз тот случай, когда реабилитационные процедуры должны выйти из тени, а суды — поменять вектор с сугубо прокредиторского. По мнению юристов, избежать волны банкротств могут помочь суды, которым следует исходить из необходимости дать собственникам бизнеса шанс восстановить финансовое состояние компании. Суд должен оценивать и добросовестность менеджмента, их попытки договориться с кредиторами и предложения о том, как именно компания может потенциально справиться со сложной ситуацией.
В пандемию мораторий помог бизнесу сохраниться до момента отмены ковидных ограничений, при этом, несмотря на опасения, волны новых дел о банкротстве после его отмены не случилась. Сейчас, по словам юристов, обстановка настолько непредсказуемая, что мало кто может быть уверенным в сохранении платежеспособности, а сохранение возможности принудительного инициирования кредиторами дела о банкротстве способно привести к уничтожению большого количества бизнесов». Еще один аргумент — это «неготовность российского банкротного права заниматься спасением бизнеса — до сих пор оно умеет только его хоронить в рамках ликвидационных процедур».
Государству следует предусмотреть налоговые льготы, мораторий на выездные проверки, декриминализацию определенных экономических преступлений, а также продолжить амнистию капитала. Эти меры могут помочь бизнесу. Без поддержки государства в виде налоговых льгот или субсидий эту волну кризиса бизнесу без потерь перенести вряд ли удастся. Переложить последствия санкций на частных лиц у правительства в этот раз не получится.
В период действия моратория пострадавшим лицам не начислят проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойку (ст. 330 ГК РФ), налоговые пени (ст. 75 НК РФ) и другие финансовые санкции. Но кредитор может попробовать доказать, что его контрагент, на которого распространяется мораторий, на самом деле не пострадал от коронавирусных ограничительных мер. Тогда суд может удовлетворить иск и проигнорировать нормы о банкротном моратории. Проценты по кредитным договорам, которые не являются финансовыми санкциями, продолжат начисляться.
Для граждан же банкротство — скорее благо: это их шанс освободиться от непосильных долгов и начать жизнь с чистого листа. Опрошенные эксперты не считают, что число личных банкротств сократится, даже в условиях моратория. Ведь подавляющее большинство процедур банкротства граждан инициируют сегодня именно сами должники.
Несмотря на то что этот мораторий на банкротство — не первый, и еще в 2020 году Верховный суд РФ дал разъяснения о его применении, складывающаяся сейчас практика очень противоречивая.
Статья 9.1 закона о банкротстве не предполагает каких-либо действий со стороны должников для приостановления исполнительных производств. Но в одних городах и районах приставы делать этого не спешат, а в других и вовсе отказывают должникам, ссылаясь на то, что они не подходят по критериям. Правда, есть и примеры, когда производство приостанавливается по заявлению должника. Примерно такая же ситуация и с банками, в которые кредиторы напрямую обращаются для взыскания денежных средств со счетов должников. Одни банки принимают исполнительный документ, но ничего не списывают, ссылаясь на мораторий. Другие принимают и списывают деньги.
На текущий момент нет никаких официальных разъяснений о специфике применения моратория на банкротство в 2022 году, которые бы носили нормативный характер. Но есть ряд писем от различных инстанций, в которых изложена позиция по данному вопросу.