Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог. Кто должен платить и какие установлены льготы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв
- B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:
Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;
- Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
- Дeти-инвaлиды;
- Инвaлиды c дeтcтвa;
- Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
- Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
- Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
- Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
- Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.
Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг пpи измeнeнии кaдacтpoвoй cтoимocти
B cлyчae, ecли КC былa измeнeнa, 3Н мoжнo paccчитaть пo фopмyлe, включaющeй кoэффициeнт пepиoдa влaдeния и 2 знaчeния КC: зa пepиoд влaдeния дo измeнeний и пocлe нeгo. Caмa фopмyлa выглядит cлeдyющим oбpaзoм:
Cн = Cн1 + Cн2;
Cн1 = КC1 x Нcт. x Квл.1 = КC1 x Нcт. x Mвл.1/12
Cн2 = КC2 x Нcт. x Квл.2 = КC2 x Нcт. x Mвл.2/12
Cн = КC1 x Нcт. x Mвл.1/12 + КC2 x Нcт. x Mвл.2/12 = Нcт. (КC1 x Mвл.1/12 + КC2 x Mвл.2/12), (3), гдe:
-
- Cн — cyммa нaлoгa;
- Нcт. — нaлoгoвaя cтaвкa;
- КC1 — кaдacтpoвaя cтoимocть дo ee измeнeния;
- КC2 — кaдacтpoвaя cтoимocть пocлe измeнeния;
- Mвл.1 — пepиoд влaдeния yчacткoм дo измeнeния КC (в мecяцax);
- Mвл. 2 — пepиoд влaдeния yчacткoм пocлe измeнeния КC.
Taким oбpaзoм, чтoбы paccчитaть cyммy выплaт, пpи тoм, чтo КC былa измeнeнa в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa, пoнaдoбитьcя cлoжить paзмepы cтapoй и нoвoй КC и yмнoжить этo чиcлo нa paзмep нaлoгoвoй cтaвки и нa кoэффициeнты зa oбa пepиoдa влaдeния.
Организации имеют право на налоговые льготы, в частности, от налога освобождаются земельные участки (ст.239 НК):
1. занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ.
Не льготируются те участки, которые используются организациями (за исключением бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры) для осуществления предпринимательской деятельности |
Организации, которые не являются плательщиками единого налога для производителей сельхозпродукции, обязаны подать налоговую декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20 февраля текущего налогового периода, а при возникновении в течение налогового периода обстоятельств, которые влияют на исчисление и уплату налога, налоговая декларация, в том числе уточненная, подается не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такие обстоятельства.
Если организация уплачивает в календарном году единый налог для производителей сельхозпродукции, то уплачивать земельный налог не нужно.
Однако, если по истечении года окажется, что выручка от реализации сельхозпродукции не соответствует установленному налоговым законодательством критерию, декларацию по земельному налогу нужно подать не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором выручка превысила этот критерий, а налог уплатить не позднее 22 января. (п. 4 ст. 244 НК).
Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам
1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.
2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.
3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.
1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.
2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.
А.Е. Крайнев, налоговый юрист
Земельный налог для юридических лиц в 2021 году
В соответствии с пунктом 2 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 40 Закона Республики Башкортостан от 15 июля 2005 года N 205-з «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан» утвердить нормативы распределения доходов между бюджетом Республики Башкортостан, бюджетом Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан и бюджетами муниципальных образований Республики Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 3 к настоящему Закону.
Утвердить дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (далее — бюджеты муниципальных районов и городских округов) от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет Республики Башкортостан, за исключением налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5000000 рублей:
1) на 2021 год согласно приложению 4 к настоящему Закону;
2) на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 5 к настоящему Закону.
Установить, что налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан от акцизов на автомобильный, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, за исключением акцизов, поступающих в целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», подлежат зачислению:
1) в бюджет Республики Башкортостан по нормативу 90 процентов;
2) в местные бюджеты по дифференцированным нормативам в размере 10 процентов:
а) на 2021 год согласно приложению 6 к настоящему Закону;
б) на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 7 к настоящему Закону.
1. Установить, что государственные унитарные предприятия, созданные Республикой Башкортостан (за исключением государственных унитарных предприятий агропромышленного комплекса Республики Башкортостан, указанных в части 2 настоящей статьи), производят отчисления в бюджет Республики Башкортостан в размере 25 процентов от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.
2. Установить, что государственные унитарные предприятия агропромышленного комплекса Республики Башкортостан, реализующие приоритетные инвестиционные проекты Республики Башкортостан, производят отчисления в бюджет Республики Башкортостан в размере 0 процентов от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, до завершения реализации приоритетного инвестиционного проекта Республики Башкортостан.
Установить, что при зачислении в бюджет Республики Башкортостан безвозмездных поступлений в виде добровольных взносов (пожертвований) юридических и физических лиц для казенного учреждения, находящегося в ведении соответствующего главного распорядителя средств бюджета Республики Башкортостан, на сумму указанных поступлений увеличиваются бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю средств бюджета Республики Башкортостан для последующего доведения в установленном порядке до указанного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления расходов, соответствующих целям, на достижение которых предоставлены добровольные взносы (пожертвования).
Несмотря на то, что изменилась государственная кадастровая оценка земельных участков, типы и категории объектов, подлежащих налогообложению, остались такими же. Для юридических и для физических лиц, равно и для резидентов и нерезидентов РФ, эти категории одинаковые. Согласно НК РФ (статья 389), объектами, подлежащими налогообложению, считаются все типы земельных участков независимо от размера, на территории страны и муниципальных образований. Исключение составляют категории объектов, которые считаются выведенными из оборота, а также входящие в определенные фонды.
Согласно действующему налоговому кодексу РФ, не все земельные участки облагаются налогом. Отдельные категории земельных участков, которые не облагаются налогом:
- официально признанные выведенными из оборота;
- ограниченные в обороте наделы земли, которые были официально включены в перечень всемирного или культурного наследия;
- территории, которые зарегистрированы как принадлежащие к лесному фонду;
- территории, которые были выделены для строительства многоквартирных домов.
Федеральным законом и налоговым кодексом предусмотрены определенные ситуации, в которых лица освобождаются от уплаты суммы налогообложения. Сдача земельного налога не требуется в таких случаях:
- надел находится во владении собственника, частного лица уже более 3 лет;
- земля была передана собственнику как наследственное имущество или же преподнесена в качестве подарка с соответствующим нотариальным оформлением;
- согласно статье 217 НК РФ, не требуется уплата налоговой ставки, если частное лицо получило землю по договору ренты или же приватизировало его;
- наделы, которые были в собственности физического лица не менее 5 лет и были приобретены после 1.01.2016, тоже продаются без налогообложения;
- арендаторы земли также освобождаются от оплаты.
В остальных случаях действуют стандартные ставки, за исключением тех случаев, в которых ��редусмотрены льготы или освобождение, как для религиозных и уголовно-исполнительных учреждений, для некоторых социально значимых и инфраструктурных организаций.
В РФ, согласно действующему законодательству, положены льготы пенсионерам, инвалидам, участникам боевых действий, сиротам и другим категориям льготников.
Стоимость налога рассчитывается по формуле с учетом ставки. Для разных типов объектов предусмотрены различные ставки:
- объекты, включенные в жилищный фонд – 0,1%;
- наделы под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и для ведения подсобного хозяйства, находящиеся во владении частных лиц – 0,3%;
- наделы, предназначенные для хозпостроек и гаражей – 0,8%;
- все остальные разновидности наделов, в том числе используемые в коммерческих целях – 1,5%.
Порядок уплаты налога на землю в 2022 году не изменился, все метаморфозы касаются только системы оценивания. Но для физических и юридических лиц алгоритм отличается. Что нужно знать физлицам:
- налоговый орган должен прислать уведомление;
- после этого лицо должно в установленный срок сдачи оплатить необходимую сумму;
- в документах уже будет указана сумма к оплате – она рассчитывается в соответствии с данными из ЕГРН.
Важно! Расчетом земельного налога для физических лиц в 2022 году занимается налоговая. Самостоятельно никаких данных передавать не нужно.
Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2022 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2022 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.
Произведем расчет земельного налога за 2022 год:
980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,
где 11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2022 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.