Контроль за соблюдением требований охраны труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль за соблюдением требований охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками определены ст. 37 Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Государственный надзор и контроль за
соблюдением законодательных и иных
нормативных актов об охране труда
осуществляется федеральным органом
контроля и надзора за охраной труда, не
зависящих в своей деятельности и
действующих в соответствии с положениями,
утверждаемыми в установленном порядке.

Должностные лица органов государственного
надзора и контроля (государственные
инспектора) по охране труда имеют право
беспрепятственно посещать любые
предприятия, проводить расследования
несчастных случаев на предприятиях,
иметь доступ к необходимой информации,
выдавать должностным лицам предприятий
обязательные для исполнения предписания,
приостанавливать эксплуатацию
производственного оборудования и
деятельность производственных
подразделений, налагать штрафы на
должностных лиц предприятий виновных
в нарушении законодательных и иных
нормативных актов об охране труда.
Положение о статусе государственного
инспектора по охране труда утверждается
законодательством. Решения должностных
лиц органов государственного надзора
и контроля, принятые в пределах
предоставленных им полномочий, являются
обязательными для исполнения предприятиями
всех форм собственности независимо от
сферы хозяйственной деятельности и
ведомственной подчиненности.

  • Должностные лица органов государственного
    контроля и надзора несут ответственность
    за выполнение возлагаемых на них
    обязанностей в соответствии с
    законодательством РФ.
  • Общественный
    контроль за охраной труда
  • Общественный контроль за соблюдением
    законных прав и интересов работников
    в области охраны труда осуществляется
    профессиональные союзы в лице их
    соответствующих органов и иные
    уполномоченные работниками представительные
    органы, которые могут создавать в этих
    целях собственные инспекции.
  • Уполномоченные
    (доверенные) лица по охраны труда
    профессиональных союзов или трудового
    коллектива действуют в соответствии с
    рекомендациями, разработанными
    государственным органом управления
    охраной труда.
  • Профессиональные
    союзы в лице их соответствующих органов
    и иные уполномоченные работниками
    представительные органы имеют право:
  1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателе законодательных и других нормативных актов об охраны труда;

  2. Проводить независимую экпертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

  3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

  4. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаев на производстве;

  5. Предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников;

  6. Осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

  7. Осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

  8. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

  9. Принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

  10. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

  11. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Ответственность
работодателей и должностных лиц за
нарушение законодательных и иных
нормативных актов об охране труда

Работодатели и
должностные лица, виновные в нарушении
законодательных и иных нормативных
актов об охране труда в невыполнении
обязательств, установленных коллективными
договорами или соглашениями об охране
труда, либо препятствующие деятельности
представителей органов государственного
надзора и контроля, а также общественного
контроля, привлекаются к административно,
дисциплинарной или уголовной
ответственности в порядке, установленном
законодательством РФ и республик в
составе РФ.

  1. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед администрацией за невыполнение ими дисциплины труда.

    Основным документом, регулирующим дисциплину труда, являются типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций.

    На основе этих типовых или отраслевых правил администрация предприятия разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения, невыполнение требований которых является дисциплинарным проступком.

За нарушение
трудовой дисциплины администрация
предприятия может применять к работнику
следующие дисциплинарные взыскания:
замечание, выговор, строгий выговор,
перевод на нижеоплачиваемую работу на
срок до 3-х месяцев или смещение на низшую
должность на тот же срок, увольнение.
Налагать дисциплинарное взыскание
может только должностное лицо на
подчиненного ему работника.

Административная
ответственность
выражается
в форме различных административных
взысканий – предупреждения, общественного
порицания, штрафа. К административной
ответственности за нарушение
законодательства об охране труда имеют
право привлекать в установленном законом
порядке государственные органы надзора
и государственные инспектора труда.

Важно

Должностные лица могут обжаловать
решения о наложении на них штрафа в
районный (городской) суд в 10-дневный
срок со дня вручения постановления об
этом. Подача жалобы приостанавливает
взыскание штрафа. Определение районного
(городского) народного суда по указанным
жалобам является окончательным и
обжалованью не подлежит.

Читайте также:  Очереди и каменные лица. Как Воронежская область встречает соотечественников

Уголовная
ответственность

должностных лиц наступает в тех случая,
когда они допустили нарушение, носящее
характер преступления.

В ст.

140 УК предусмотрена
уголовная ответственность за нарушение
должностным лицом правил ТБ, промышленных,
санитарно-гигиенических или иных правил
охраны труда, если это нарушение повлекло
или могло повлечь за собой несчастные
случаи с людьми или иные тяжкие последствия
– лишение свободы на срок до одного
года или исправительные работы на тот
же срок или штраф или увольнение с
должности. За те же нарушения, повлекшие
за собой причинение телесных повреждений
или утрату трудоспособности, — виновные
наказываются лишением свободы на срок
до 3-х лет или исправительными работами
на срок до 1 года. За нарушения, указанные
в части первой настоящей статьи, повлекшие
смерть человека или причинение тяжких
телесных повреждений нескольким лицам,
виновные наказываются лишением свободы
на срок до 5- ти лет.

Ответственность
за нарушение правил охраны труда по ст.

140 несут лишь те должностные лица, на
которых в силу служебного положения
или специального распоряжения возложена
обязанность соблюдения правил охраны
труда на соответствующем участке работы
или контроль за их выполнением.

Если
эти нарушения допущены иными должностными
лицами, они могут быть привлечены к
ответственности за должностные
преступления (халатность или злоупотребление
служебным положением).

Статья 216 УК –
уголовная ответственность за нарушение
производственно-технических или иных
правил, обеспечивающих безопасность
производства на взрывоопасных предприятиях
или взрывоопасных цехах: исправительные
работы до 1 года или штраф или увольнение
с должности. За те же действия, связанные
с гибелью людей или иными тяжкими
последствиями, виновные наказываются
на срок до 7-и лет. Ответственность несу
по ст. 216 любые виновные в этих нарушениях
лица.

Материальная
ответственность.
Работодатель несет материальную
ответственность за вред, причиненный
здоровью работника трудовым увечьем,
согласно правилам о возмещении ущерба
от 24.12.92 г. Возмещение вреда состоит в
выплате потерпевшему денежных сумм в
размере заработка в зависимости от
степени утраты профессиональной
трудоспособности вследствие трудового
увечья.

Ответственность
предприятий за невыполнение требований
по созданию здоровых и безопасных
условий труда

За
невыполнение требований законодательства
РФ об охране труда и предприятий органов
государственного надзора и контроля
за охраной труда по созданию здоровых
и безопасных условий труда на предприятиях
полагаются штрафы. Размеры и порядок
положения штрафов устанавливаются
законодательством РФ и республик в
составе РФ.

Вопросы для
самопроверки

  1. Назовите обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятиях.

  2. Назовите обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии.

  3. Какие документы относятся к локальным правовым актам?

  4. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют безопасность труда?

  5. Какие органы и как осуществляют надзор и контроль за соблюдением требований безопасности труда?

  6. Как организовано обучение безопасности деятельности (труда) в РФ?

  7. К каким видам ответственности привлекаются нарушители требований безопасности?

  8. Как организовано управление безопасностью труда в РФ?

Как известно, согласно действующим законоположениям контроль и надзор бывают внешними и внутренними.

Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности. С этой точки зрения контроль присущ всем вышестоящим органам управления, а также функциональным службам и должностным лицам организации, которым поручено его осуществлять за теми или иными сторонами деятельности по охране труда.

Внешние контрольные органы являются вышестоящими по отношению к проверяемому субъекту, за деятельность которого они несут ту или иную ответственность. Поэтому контроль ими осуществляется как одна из объективно необходимых функций для принятия и реализации соответствующих управленческих решений.

При осуществлении контроля устанавливается, соответствует ли осуществляемая деятельность установленным требованиям.

При осуществлении контроля может быть не только констатировано полное соблюдение проверяемым субъектом установленных требований по охране труда, но и выявлен интересный опыт работы. В таком случае контролирующие органы изучают, обобщают такой опыт и принимают меры к его распространению.

При осуществлении контроля возможна также ситуация, когда нарушений не выявлено, но деятельность субъекта контроля неэффективна. В таких ситуациях контролирующий орган или должностное лицо обязаны проанализировать причины выявленных недостатков и неэффективной работы и предложить мероприятия по улучшению деятельности подконтрольных субъектов.

Если при осуществлении контроля выявляются факты нарушений, то дело не ограничивается только констатацией таких фактов. В ходе осуществления контроля также анализируются причины выявленных нарушений, принимаются меры по восстановлению нарушенных прав физических и юридических лиц, пресечению нарушений, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших такие нарушения, и намечаются пути устранения нарушений.

По своей сути осуществление контроля должностными лицами самой организации и должностными лицами вышестоящих структур практически не имеет различий.

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

Полномочия Федеральной инспекции труда

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Ст. 354 ТК РФ определяет федеральную инспекцию труда как единую систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Таким образом, федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и государственных инспекций труда субъектов РФ.

Реферат: Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Введение

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено.

Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг — Федеральной службе по труду и занятости, правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков — Федеральной службе по финансовым рынкам, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом — Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию.

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 утверждено Положение о федеральной инспекции труда

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 3 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона.

  • Цель курсовой работы- рассмотреть работу государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
  • Постановка данной цели требует реализации ряда задач:
  • — дать определение федеральной службе по труду и занятости;
  • — рассмотреть полномочия трудовой инспекции;
  • — рассмотреть механизм осуществления проверок и составления актов трудовой инспекции;
  • — рассмотреть виды ответственности за нарушения трудового законодательства;
  • — рассмотреть новую концепцию главы 57 ТК РФ.

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя четыре части, раскрывающие всю деятельность государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, вторая включает в себя новую концепцию главы 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

Для написания курсовой работы были использованы такие источники, как Трудовой кодекс Российской Федерации, работы М. С. Петрова, Г. Ю. Касьяновой, О. С. Ефремова и многих других.

  1. 1.Государственный надзор и контроль
  2. Федеральная служба по труду и занятости
  3. В соответствии со статьями 353, 354, 356 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.
Читайте также:  Выплата пособия на погребение в 2022 году

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд), находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ, и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 30.06.04 № 324, и другими нормами законодательства.

Особенности прав и обязанностей государственных инспекторов труда

Основываясь на том, что ограничивать права и свободы допустимо исключительно, базируясь на федеральном законе, ст.357 ТК обозначает ряд ключевых прав государственных инспекторов труда:

— в любое время, имея удостоверение установленного образца, посещать для того, чтобы проводить инспекцию компании всех организационно-правовых видов и форм собственности в порядке, который установлен федеральным законом и рядом иных нормативно-правовых актов РФ, на беспрепятственной основе;

  • запросить у работодателя и его представителя, органа исполнительной власти и органа местного самоуправления и на безвозмездной основе получить от них документацию, ряд объяснений, данные, которые необходимы для того, чтобы выполнить надзорные и контрольные функции;
  • совершать изъятия, для того чтобы проанализировать образцы материалов и веществ, которые используются или обрабатываются, при предварительном уведомлении об этом работодателей и их представителей, а также сформировать соответствующий акт;
  • производить расследование в необходимом порядке несчастных случаев во время производства;
  • направлять работодателю и его представителю ряд предписаний, которые являются обязательными для исполнения, относительно устранения нарушений и дисциплинарной ответственности или отстранения их от должности в необходимом порядке;
  • осуществлять направление в ряд судов, имея заключение государственной экспертизы условий труда, ряд требований относительно ликвидации компании или остановки работы ее структурного подразделения из-за того, чтобы были нарушены требования охраны труда;
  • осуществлять отстранение от деятельности ряд лиц, которые не прошли обучение по безопасным способам и приемам осуществления деятельности, не ознакомились с инструкцией по охране труда, не прошли стажировку на ряде рабочих мест и проверку знаний относительно требований охраны труда;
  • не разрешать эксплуатацию средств защиты работников индивидуального или коллективного характера, у которых нет сертификата соответствия или декларации относительно соответствия или несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда (сюда же входят требования технических регламентов);
  • формировать ряд протоколов и исследовать дела относительно административных правонарушений в рамках полномочий, формировать и направлять в ряд правоохранительных органов и суды иные материалы относительно привлечения тех, кто виновен, к ответственности на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ;
  • быть экспертом в суде относительно исков о нарушении закона и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, возмещения вреда, который нанес ущерб здоровью работника во время производства.

Классификация обязанностей государственных инспекторов происходит на основании трех ключевых групп:

  • соблюдение установленных в РФ норм права. Речь идет о Конституции РФ, трудовом законодательстве и иных нормативно-правовых актах, которые содержат ряд норм трудового права, и нормативно-правовые акты, которые регулируют работу органов и должностных лиц ФИТ;
  • охрана тайны, которая охраняется законом, и стала известной во время осуществления ими своих полномочий, а также после того как была оставлена должность. Воспринимать в качестве абсолютно конфиденциальных ряд источников любых жалоб относительно недостатков или нарушений положений законов и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права;
  • воздержание от сообщений работодателям информации о заявителях, в ситуациях, когда проверка проходит из-за их обращения, а заявители возражают против того, чтобы работодателям сообщались данные относительно источника жалоб.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

За нарушение трудового законодательства предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Основным видом нарушений трудового законодательства являются административные правонарушения. Именно их обычно устанавливают инспекторы труда. Рассмотрим меры ответственности за наиболее распространенные нарушения.

Так, ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает общую норму: нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Значительно реже на практике встречается применение ст. 5.28 КоАП РФ: уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Непредоставление же работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, в соответствии со ст. 5.29 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Обязан ли работодатель вводить ступенчатый контроль

Ступенчатый контроль за охраной труда представляет собой проверку соблюдения требований безопасности на рабочих местах представителями разных уровней управления организации.

Работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ; ст. 212 ТК).

В свою очередь СУОТ подразумевает контроль соблюдения требований охраны труда на нескольких уровнях управления. Более того, Типовое положение о СУОТ, которое утверждено в Минюсте, предполагает ступенчатый контроль (п. 55 Типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее — Положение о СУОТ). Поэтому прямого требования вводить ступенчатый контроль для всех работодателей нет, но есть косвенные указания.

Ступенчатый контроль может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Он позволит:

· оперативно выявлять и ликвидировать нарушения требований охраны труда;

· применять меры, которые позволят предупредить повторные нарушения;

· эффективно распределить обязанности по контролю за охраной труда;

· вовлекать в проведение контроля всех работников.

Сколько ступеней контроля выбрать

Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда.

Двухступенчатый контроль.

Подойдет для небольших организаций или компаний, где большая часть персонала — офисные сотрудники.

Трехступенчатый контроль.

Будет оптимальным для предприятий, которые состоят из нескольких производственных цехов, расположенных в одном месте.

Четырехступенчатый контроль.

Подойдет крупным организациям с большой численностью персонала и разветвленной организационной структурой, где есть удаленные подразделения, филиалы в регионах (таблица).

Четыре ступени также применяют на предприятиях с большим количеством рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. В этом случае IV ступень — стратегический контроль, который проводит комиссия по охране труда, состоящая из руководителей направлений.

Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях. Поэтому на его примере покажем, какие документы нужно подготовить и кого назначить ответственными, чтобы внедрить многоуровневый контроль соблюдения требований охраны труда в организации.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Срок проверки: изменился или нет

Хотим сразу успокоить наших читателей: сроки проведения проверки не изменились. Как и ранее, в силу п. 12 Положения № 875 срок проведения каждой из проверок (плановой и внеплановой) не может превышать 20 рабочих дней. В некоторых случаях срок проведения проверки может быть сокращен в соответствии с п. 1.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или госинспекции, но не более чем на 20 рабочих дней; в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий – не более чем на 15 часов.

О предстоящей проверке учреждение уведомляется контрольным органом:

  • в случае проведения плановой проверки – не позднее чем за три рабочих дня до ее начала (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
  • в случае проведения внеплановой выездной проверки – не менее чем за 24 часа до ее начала (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Кто контролирует охрану труда в организациях?

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Также советуем почитать:

  • Нормативные документы специалиста по охране труда
  • Виды производственных травм
  • Правила противопожарного режима в Российской Федерации
  • Охрана труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов
  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по професси��м
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Стандарт специалиста по охране труда 524н
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

Как известно, согласно действующим законоположениям контроль и надзор бывают внешними и внутренними.

Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности. С этой точки зрения контроль присущ всем вышестоящим органам управления, а также функциональным службам и должностным лицам организации, которым поручено его осуществлять за теми или иными сторонами деятельности по охране труда.

Внешние контрольные органы являются вышестоящими по отношению к проверяемому субъекту, за деятельность которого они несут ту или иную ответственность. Поэтому контроль ими осуществляется как одна из объективно необходимых функций для принятия и реализации соответствующих управленческих решений.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *