Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет о целевом использовании средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получение целевых средств чревато головной болью для бухгалтерии. Это и дополнительные проводки, и заполнение отчета. Получил — отчитайся по пунктам и постатейно. Отчет о целевом использовании заполнить достаточно просто, если внимательно изучить, что отражается в соответствующих строках.
Отчитываемся перед Минюстом
Кроме отчета о целевом использовании некоммерческие организации представляют в Минюст отчетность по формам, утвержденным Приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. N 72.
Формы отчета разные в зависимости от вида организации: отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов; сведения о персональном составе руководящих органов некоммерческой организации; отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.
Религиозные организации представляют отчет о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.
А.С.Юхневич-Лелива
Налоговый консультант
Для отчётности НКО об использовании денег используется унифицированная форма по ОКУД 0710006. Она представлена в упомянутом выше приказе Минфина. Представляет собой двухстраничный документ. На первом листе располагаются данные о полученных и израсходованных средствах. Они представляются в виде таблицы, где построчно указываются суммы из разных направлений деятельности (на разные нужды).
На втором листе расшифровываются отдельные строки. Например, если на первом листе у автора документа были указаны поступления в строке 6250 «Прочие», на второй странице необходимо раскрыть, какой источник денег имеется в виду.
Примечательно, что каждая строка содержит данные о двух годах — текущем и предыдущем.
Форма 6 достаточно проста для заполнения: все строки подписаны, а объём документа весьма невелик.
Структурное оформление
Включает в себя четыре раздела. Каждый из них заполняется обязательно. Структурную организацию стоит рассмотреть поближе.
- 1-я часть называется «Входящим Сальдо» Она показывает, какими средствами из вышеуказанных источников обладает компания на начало этого налогового периода, а также какой суммой располагала на конец предыдущего периода.
- 2-я часть указывает «Поступившие средства». Название говорит само за себя, здесь отображаем все финансовые поступления компании.
- 3-я часть именуется «Использованными средствами». Она не только отражает, сколько было потрачено, но и цели, на которые пошли затраты. Список целей начинается проведением целевых видов мероприятий, вроде благотворительных акций, и заканчивается расходами на удержание управленческого аппарата.
- 4-я часть «Сальдо в конце года». Данным разделом отображают те средства, которые компания в данном отчетном периоде не использовала. То есть которые остались на счетах.
Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?
Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?
В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.
Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.
Что отображает отчет о целевом использовании средств
Отчет о целевом использовании полученных средств являет собой систематизированные данные о том, какие средства получались по членским или добровольным взносам, а также остатки этих средств на счетах на ту дату, которая именуется отчетной. Причем данные показывают не только за тот период, который описывается, но и за предыдущий, что позволяет рассмотреть детальнее динамику использования средств, их количества, а также остатков по сравнению с прошлым периодом.
Стоит отметить, что данный отчет также показывает, какие средства поступили из бюджетных источников. Например, как помощь от государства. Показывают не только остатки по каждому из направлений на начало и окончание периода, но и процессы поступления и расходования в течение его.
Также надо указать, что данный отчет служит некоторым дополнением к балансу как пояснительная его часть. Некоторые структуры в законном порядке могут составлять упрощенный вариант этого документа.
Итак, можно сделать вывод, что отчетная форма №6 используется в том случае, когда у предприятия есть поступления из добровольных, членских, вступительных источников, а также от предпринимательской деятельности и даже продажи некоторого имущества. Такие поступления, а также их использование необходимо отразить не только в балансе, но и в данной форме отчетности как определенное пояснение к статьям баланса. Также данный отчет показывает, куда, как и сколько тратится этих средств.
Варианты бланка отчета о целевом использовании денежных средств
Приказом № 66н утверждены две его формы:
- полная, приведенная в приложении № 2.1;
- упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.
Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.
Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
- организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
- участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
- жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
- организаций госсектора;
- политических партий;
- объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
- структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.
С чего начинать заполнение отчета о целевом использовании средств
Отчет о целевом использовании средств – один из составляющих элементов бухгалтерской отчетности, который обязаны сдавать:
- организации, которые получают финансирование из госбюджетов разных уровней;
- общественные организации и объединения: кооперативы и другие некоммерческие организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому имеют поступления целевой направленности;
- прочие некоммерческие организации, если это прописано в их учетной политике.
Основная задача отчета по форме № 6 раскрыть информацию:
- о наличии средств на начало отчетного периода;
- о размерах и источниках поступлений за этот период;
- расшифровать суммы израсходованных средств за этот период;
- о наличии доступного остатка средств на конец отчетного периода.
Структурное оформление
Включает в себя четыре раздела. Каждый из них заполняется обязательно. Структурную организацию стоит рассмотреть поближе.
- 1-я часть называется «Входящим Сальдо» Она показывает, какими средствами из вышеуказанных источников обладает компания на начало этого налогового периода, а также какой суммой располагала на конец предыдущего периода.
- 2-я часть указывает «Поступившие средства». Название говорит само за себя, здесь отображаем все финансовые поступления компании.
- 3-я часть именуется «Использованными средствами». Она не только отражает, сколько было потрачено, но и цели, на которые пошли затраты. Список целей начинается проведением целевых видов мероприятий, вроде благотворительных акций, и заканчивается расходами на удержание управленческого аппарата.
- 4-я часть «Сальдо в конце года». Данным разделом отображают те средства, которые компания в данном отчетном периоде не использовала. То есть которые остались на счетах.
Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?
Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?
В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.
Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.
Если вы применяете УСН, узнайте в КонсультантПлюс, какие формы бухотчетности помимо формы 6 вам нужно сдать в ИФНС. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ к системе бесплатно.
Кто заполняет отчет о целевом использовании средств
Отчет о целевом использовании средств является обязательной составной частью годовой бухотчетности, создаваемой организациями только одного типа — некоммерческими (НКО). Иным юрлицам эту форму заполнять не нужно.
Данный документ не просто дополняет отчетность НКО, а оказывается одним из основных, поскольку набор составляемых по итогам года бухотчетов для таких организаций ограничен (п. 2 ст. 14 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- бухбалансом;
- отчетом об использовании денежных средств;
- необходимыми приложениями к этим формам.
Отчет, посвященный использованию целевых денежных средств, отражает объемы поступления денег в НКО (с раскрытием основных видов источников) и израсходованные суммы (в разбивке по основным направлениям использования). Данные в него вносят за 2 года (текущий и предшествующий), показывая цифры отдельно для каждого из периодов. Особая строка отводится для доходов от предпринимательской деятельности, которую НКО вправе вести для достижения целей, ради которых организация создана (п. 4 ст. 50 ГК РФ).
В приложениях подлежат раскрытию сведения (пп. 2.1, 2.3 информации Минфина России ПЗ-1/2015):
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- о доходе, заработанном НКО, при его существенной доле в объеме поступлений;
- движении денежных средств, если информацию о нем НКО решила отражать добровольно или если этого требует законодательство РФ.
До отчетности за 2011 год отчет о целевом использовании средств именовали также формой 6 (согласно официальной нумерации действовавших в тот период бланков), и такое название можно встретить до сих пор, хотя современные формы бухотчета подобным образом не нумеруются.
Отчет о целевом использовании средств: порядок заполнения
При первом взгляде на новую форму складывается впечатление, что ничего не изменилось. Однако это не так. Об отличиях мы поговорим чуть позже, а пока остановимся на сходствах старой и новой форм Отчета о целевом использовании полученных средств.
Во-первых, как и раньше, в Отчете нужно отражать:
- остаток средств на начало отчетного года;
- поступления средств (развернуто по их видам);
- использование средств (в разрезе направлений их расходования);
- остаток средств на конец периода.
Во-вторых, как и в прошлые годы, данные в Отчете приводятся за два периода: отчетный (в столбце 3) и предыдущий (в столбце 4). Правда, в новой форме речь идет не о годах, а о периодах. Да и в заголовочной части не только проставляется год, за который сформирован Отчет, но и предусмотрено место для указания периода этого года.
Очевидно, предполагается, что по желанию организации Отчет может быть составлен не только раз в год (по итогам календарного года), но и, к примеру, ежеквартально. Тогда в столбцах приводятся данные соответственно за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев календарного года или иные периоды) и период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.
При этом последняя строка новой формы называется так же, как и в старой форме, – “Остаток средств на конец отчетного года”. Более того, в соответствующих столбцах (графах) этой строки данные предложено указывать в круглых скобках (как отрицательные величины). Однако это однозначно является ошибкой, поэтому в проекте приказа Минфина о внесении изменений в формы отчетности, который опубликован на официальном сайте ведомства, предлагается убрать скобки.
Впрочем, если организация будет представлять данный Отчет лишь раз в год в составе годовой бухгалтерской отчетности, оговорки про периоды не имеют никакого значения.
Безусловно, изменилась нумерация строк. Теперь они четырехзначные, как и в других отчетных формах. Все строки Отчета о целевом использовании полученных средств начинаются с цифры 6. Причем в большинстве случаев новые коды строк – это те же старые коды, к которым в начале добавлена цифра 6, то есть старая строка 100 теперь кодируется как 6100, старая строка 210 – как 6210 и т.д.
Как было отмечено выше, финансисты подробно прокомментировали порядок формирования показателей Отчета о целевом использовании полученных средств в разд. VII Особенностей. Однако при применении данных рекомендаций чиновников в настоящее время следует учитывать и изменения формы Отчета, о которых было сказано ранее, и специфику деятельности конкретной организации (что неизбежно приведет к определенным особенностям отражения тех или иных операций в бухгалтерском учете и, следовательно, появлению некоторых нюансов формирования отчетности).
В частности, финансисты указали, что информация о целевом использовании средств, полученных НКО для обеспечения ее уставной деятельности, раскрывается в данном Отчете в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом) этой организации (далее – смета).
Отчет о целевом использовании средств – один из составляющих элементов бухгалтерской отчетности, который обязаны сдавать:
- организации, которые получают финансирование из госбюджетов разных уровней;
- общественные организации и объединения: кооперативы и другие некоммерческие организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому имеют поступления целевой направленности;
- прочие некоммерческие организации, если это прописано в их учетной политике.
Основная задача отчета по форме № 6 раскрыть информацию:
- о наличии средств на начало отчетного периода;
- о размерах и источниках поступлений за этот период;
- расшифровать суммы израсходованных средств за этот период;
- о наличии доступного остатка средств на конец отчетного периода.
1) В строке 6100 отображается сумма средств целевого финансирования, которая находится в распоряжении организации на начало отчетного периода или на начало предыдущего года.
Варианты бланка отчета о целевом использовании денежных средств
Рекомендованный к применению бланк отчета об использовании целевых средств существует не в единственном варианте. Приказом № 66н утверждены две его формы:
- полная, приведенная в приложении № 2.1;
- упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.
Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.
Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
- организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
- участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Бланк упрощенной формы 6 можно скачать в КонсультантПлюс. Для этого достаточно получить пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.
Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
- жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
- организаций госсектора;
- политических партий;
- объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
- структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.
Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?
Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?
В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но с 2013 года (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, из текста приказа № 66н исключено. Таким образом, составлять эту форму предстоит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.
Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.
НКО, получающая целевые средства, сталкивается с тем, что за их использование надо отчитаться, в том числе перед налоговыми органами. Как установлено п. 14 ст. 250 НК РФ, налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Минфином России.
Говоря о налоговой отчетности, связанной с целевым финансированием, необходимо обратить внимание на заполнение листа 07 налоговой декларации по налогу на прибыль (далее — декларация). Согласно Приказу Минфина России от 05.05.2008 N 54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения» лист 07 заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ. Данный лист заполняется только при составлении декларации за налоговый период. Лист 07 декларации представляет собой отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования.
Отчет требует от налогоплательщика заполнения следующих позиций:
- код вида поступления;
- дата поступления;
- срок использования (до какой даты);
- стоимость имущества работ, услуг, сумма денежных средств;
- сумма средств, срок использования которых не истек;
- сумма средств, использованных по назначению в течение установленного срока;
- сумма средств, использованных не по назначению или не использованных в установленный срок.
Регистры учета целевых средств НКО включают три позиции:
- регистр учета поступлений целевых средств;
- регистр учета использования целевых поступлений;
- регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.
Ведение данных регистров должно помочь НКО обеспечить контроль за поступившими в течение налогового периода средствами целевого финансирования и производимыми расходами, а также своевременным выявлением средств, используемых не по целевому назначению, и включением их в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Указанные регистры также являются базой для обоснования данных, отраженных в отчете о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07 декларации).
Очевидно, что заполнение данного отчета направлено на выявление доходов налогоплательщика, подлежащих обложению налогом на прибыль и контролю со стороны налоговых органов за своевременностью и полнотой отражения соответствующих сумм дохода. Отчет не требует расшифровки расходов налогоплательщика по статьям сметы, но расходы должны иметь целевое назначение и быть своевременно произведены.
Соответственно, отчет напрямую взаимосвязан с отчетом о целевом использовании полученных средств бухгалтерского баланса, что должен учитывать бухгалтер НКО при заполнении форм бухгалтерской и налоговой отчетности.