Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представительство в суде по административному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хороший административный защитник с опытом работы, который имеет специальные знания и обширную практику разрешения административно-правовых споров, сможет быстро разобраться во всех возникших проблемах.
1. Состав суда по административному делу. В соответствии со ст. 28 КАС состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы. Административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.
По общему правилу административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Коллегиальным может быть состав из трех судей в суде первой и апелляционной инстанций. Состав суда в кассационной и надзорной инстанциях определяется по правилам для данных стадий по пересмотру судебных актов. При этом в случае коллегиального рассмотрения административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.
Прокурор в делах административного судопроизводства
1. Понятие и основания участия прокурора в административном судопроизводстве. Участие прокурора основано на ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
Прокурор, согласно ст. 39 КАС, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса. Указанные две формы участия прокурора в судебном административном процессе имеют определенное сходство с участием прокурора в гражданском (ст. 45 ГПК) и арбитражном (ст. 52 АПК) процессах. Общими являются цели участия, а также статус лица, участвующего в деле. Однако различаются категории дел, основания участия прокурора в том или ином процессе.
Таким образом, статус прокурора в судебном административном процессе проявляется в нескольких качествах. Во-первых, прокурор в административном судопроизводстве защищает публичные интересы в формах и по основаниям, которые предусмотрены КАС. Участие прокурора в административном судопроизводстве представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и должностными лицами. При этом защита публичных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает прямо из ч. 1 ст. 39 КАС. Во-вторых, прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле. Об этом прямо сказано в ст. 35 вышеупомянутого Закона, согласно которой полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.
Как работает представитель
Представительство в суде осуществляется профессиональным юристом и включает в себя оказание следующих услуг:
- первичная консультация;
- изучение материалов дела, имеющихся доказательств и оценка перспектив дальнейшего разбирательства;
- сбор дополнительных доказательств, поиск свидетелей и ведение с ними переговоров о привлечении их к участию в процессе;
- поиск сведений о любых нарушениях, допущенных должностными лицами;
- подготовка процессуальных документов и передача их на рассмотрение в суд;
- участие в судебном процессе на всех его стадиях;
- обжалование вынесенного судебного акта в вышестоящих судебных инстанциях.
Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики 2015 года
Некоторые разъяснения, касающиеся требований, предъявляемым к представителям в суде по административному делу в форме «вопрос-ответ» были изложены в «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 года. В частности, в «Обзоре» содержатся следующие разъяснения:
Документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования представителя
Вопрос 13. Какими документами должно подтверждаться наличие высшего образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства?
В какой форме суду должен быть представлен документ об образовании (подлинник или копия)?
Ответ. Согласно пп. 2 — 4 ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» высшим образованием в Российской Федерации являются бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.
Пунктами 2 — 5 ч. 7 ст. 60 Закона об образовании установлено, что высшее образование — бакалавриат подтверждается дипломом бакалавра; высшее образование — специалитет подтверждается дипломом специалиста; высшее образование — магистратура подтверждается дипломом магистра; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры).
Исходя из приведенных предписаний закона наличие высшего юридического образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, может подтверждаться дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра либо дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности.
Сведения о наличии у представителя высшего юридического образования, полученного до вступления в силу Закона об образовании, могут также подтверждаться иными документами, выданными в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием.
Указанные документы представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Подтверждение юридического образования адвоката
Вопрос 15. Обязан ли адвокат представлять суду документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования?
Ответ. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам (п. 1 ст. 2 указанного закона).
..Из взаимосвязанных положений ст. 9 — 12 Закона об адвокатуре следует, что статус адвоката может быть присвоен только лицу, успешно сдавшему квалификационный экзамен, имеющему высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности и отвечающему установленным законом требованиям к стажу по юридической специальности.
Следовательно, присвоение лицу статуса адвоката свидетельствует о наличии у него квалификации, позволяющей профессионально оказывать юридическую помощь, которая подтверждена решением соответствующей квалификационной комиссии.
В связи с изложенным предъявления документов о высшем юридическом образовании для представления интересов доверителя в административном процессе адвокату не требуется (извлечение из «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
Какими документами подтверждаются полномочия адвоката?
Вопрос 16. Какими документами подтверждаются статус и полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя по административному делу?
Ответ. ..Полномочия адвоката в административном процессе подтверждаются доверенностью на представление интересов доверителя, а его статус — соответствующим удостоверением.
Вместе с тем, по смыслу ч. 4 ст. 54, ч. 4 ст. 57, ч. 6 ст. 277 КАС РФ и ст. 6 Закона об адвокатуре, при назначении судом административному ответчику в качестве представителя адвоката, его полномочия подтверждаются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.
При этом адвокат не обладает полномочиями, которые, исходя из смысла ч. 2 ст. 56 КАС РФ могут подтверждаться лишь указанием на них в доверенности (извлечение из «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
Полномочия прокурора
Вопрос 17. Необходимо ли прокурору для участия в административном деле представить суду документы о своем образовании?
Ответ. Прокурор относится к лицам, участвующим в деле, и не является представителем. Следовательно, при участии прокурора в административном судопроизводстве на основании названных статей КАС РФ он не обязан представлять суду документы о своем образовании.
Правовая позиция КС РФ
Конституционный Суд РФ не усмотрел противоречий Конституции РФ положений КАС РФ о требованиях к представителю по административным делам. Извлечение из «Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2016 год»:
«Определением от 27 сентября 2016 года N 1782-О Конституционный Суд выявил смысл положений части 1 статьи 55 и части 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно оспоренным положениям представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование (часть 1 статьи 55); при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 данного Кодекса (часть 9 статьи 208).
Конституционный Суд отметил, что введение федеральным законодателем требования к гражданам, участвующим в делах об оспаривании нормативных правовых актов в указанных судах, в случае отсутствия у них высшего юридического образования вести дело через представителя, имеющего высшее юридическое образование, — учитывая гарантированное им право на доступ к суду при рассмотрении конкретных дел без соблюдения этого условия — не выходит за пределы дискреции федерального законодателя».
Полномочия представителей
Представители должны свои полномочия подтвердить. В зависимости от их статуса это может быть доверенность, приказ на руководителя, удостоверение опекуна и иные документы. В доверенности все, что имеет право совершать представитель, должно быть четко прописано, в частности возможность подписания, подачи заявления, отказа от требований, их изменение, обжалования принятых актов. Полный перечень этих прав установлен ст. 56 КАС РФ.
Согласно новому кодексу представляющий интересы может совершать за представляемого все необходимые действия. У представителей по закону это следует из их статуса, у иных – из подтверждающих полномочия документов. Если участие при рассмотрении дела является обязательным, он имеет такое же право, за исключением получения объяснений от своего доверителя, привлечения его к участию в реализации других имеющихся по закону прав.
Стоимость представительских услуг варьируется от сложности дела, его временных рамок и т.д. В любом случае для успешного ведения процесса лучше всего подыскать квалифицированного специалиста, который сможет максимально качественно защитить ваши интересы.
Кто такой представитель и какими полномочиями он обладает
Согласно ч. 1 ст. 55 КАС РФ представительство в суде юриста предполагает участие в процессе защитника, в качестве которого может выступать адвокат или иное лицо, обладающее высшим юридическим образованием, полной дееспособностью и не находящееся под опекой/попечительством. Прокуроры, следователи и судьи выступать в качестве представителя не могут.
Перечень полномочий представителя в рамках административного судопроизводства определен ст. 56 КАС РФ. В частности, представительство предполагает предоставление представителю права на осуществление следующих действий:
- подписание искового заявления, составление и подписание возражений на поданный иск, а также их передача на рассмотрение в суд;
- подача встречного административного иска;
- заключение соглашения о примирении с противостоящей стороной разбирательства;
- признание административного иска, поданного в отношении представляемого им лица, или отказ от такого иска;
- изменение предмета или основания иска;
- передача приобретенных им полномочий представителя третьему лицу и пр.
Основанием для возникновения у представителя определенных полномочий является доверенность, подписанная представляемым им лицом. В документе должен быть указан перечень полномочий, которые приобретает представитель.
Какие полномочия имеет представитель
Представитель в суде по административному делу обладает определенными полномочиями. Их делят на общие и специальные.
К общим относят:
- сбор необходимой для защиты человека данных;
- ознакомление с делом;
- подготовка доказательств и материалов, относящихся к делу (фото, видео, аудио, справок);
- формирование запросов;
- участие в судебных прениях.
Есть и специальные полномочия.
К ним относят следующие действия:
- подпись документации;
- написание и составление исковых заявлений;
- подача исков в суд (в том числе, третейский);
- корректировка выдвинутых требований (отказ или сокращение);
- обращение с жалобами на судебные постановления;
- передоверие полномочий;
- подпись договоров и соглашений;
- полномочия имущественного характера.
Какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются на практике?
Для начала хотелось бы развеять два заблуждения, связанных с принятием КАС, которые распространены среди юристов (и не только среди них).
1) порядок рассмотрения дел, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, ранее вообще не был урегулирован.
Разумеется, это утверждение не соответствует действительности. Все дела, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, раньше рассматривались по правилам ГПК РФ.
2) КАС устанавливает порядок осуществления правосудия по всем административным делам.
Это также не соответствует действительности. КАС устанавливает порядок рассмотрения далеко не всех дел, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Во-первых, КАС не распространяется на порядок рассмотрения дел из административных правоотношений отнесенных к компетенции арбитражных судов (раздел III АПК РФ).
Во-вторых, дела об административных правонарушениях, которые подведомственны судам общей юрисдикции, не рассматриваются по правилам КАС. Такие дела, как и раньше, рассматриваются по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В-третьих, положения КАС не распространяются на дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Стороны в отношениях представительства
В отношениях представительства принято различать три стороны:
Представляемый – лицо, от имени и в интересах которого представитель совершает действия;
Представитель – лицо, совершающее сделки или иные правомерные юридические действия от имени другого лица по его полномочию;
Третье лицо – лицо, с которым у представляемого возникает правовая связь благодаря действиям представителя.
Субъектами представительства вправе быть как граждане, так и юридические лица.
Однако, если представляемыми могут быть дееспособные и недееспособные граждане, то представителями могут быть лишь дееспособные граждане.
В качестве третьего лица, с которым представляемый с помощью представителя заключает гражданско-правовую сделку либо совершает иное юридическое действие, может выступать также любой субъект гражданского права.
При этом правовые связи при представительстве устанавливаются в виде следующих отношений:
между представляемым и представителем;
между представителем и третьим лицом;
между представляемым и третьим лицом.
Субъекты представительства в административном судопроизводстве
Соответственно, по смыслу данной статьи, законные представители, а именно — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом, выступающие в суде в интересах недееспособных граждан, не могут совершать от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым. Поскольку Конституцией Российской Федерации каждому предоставлено равное право «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45), «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ст. 46), будь то недееспособный гражданин либо гражданин, ограниченный в дееспособности, представляется целесообразным слова «Законные редставители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, ограничениями, предусмотренными федеральными законами» из ч. 3 ст.56 проекта КАС исключить, в отдельной части данной статьи закрепить права законных представителей.
Компаративный анализ норм, регулирующих процессуальный статус законного представителя, в различных процессуальных законах свидетельствует об отсутствии унифицированного подхода данному вопросу. Так, такие процессуальные законы как ГПК РФ и КоАП РФ очень поверхностно дают представление о правах законных представителей в судопроизводстве. Часть 4 ст. 25.3 КоАП РФ содержит оговорку о том, что законные представители «имеют права несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц». В ГПК РФ вообще не содержатся нормы, закрепляющие права и обязанности законного представителя. Можно только в ч. 3 ст. 52 ГПК РФ встретить закрепление за законным представителем возможность «совершать от имени представляемых иц все процессуальные действия, раво совершения которых принадлежит представляемым». Очевидно, что «совершать процессуальные действия» не одно и то же, что «иметь права и нести обязанности». Точно такая же картина в АПК РФ, в закон не включены правила, устанавливающие права и обязанности законного представителя. Не встретим положения, устанавливающие права и обязанности законного представителя, и в новейшем административном законодательстве (речь идет о проекте КАС). Показателен в данном случае пример УПК РФ, где отдельной статьей закреплены права законного представителя в судопроизводстве (ч. 1 ст . 428 УПК РФ). В данной норме, в частности, законному представителю несовершеннолетнего подсудимого предоставлены права: заявлять х одатайства и отводы; давать показания; представлять доказательства; участвовать в прениях сторон; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда ; участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Как было отмечено ранее, административное судопроизводство осуществляется по правилам нескольких процессуальных законов: гражданского процессуального, арбитражного процессуального, законодательства об административных правонарушениях. Соответственно вопросы представительства, закрепленные в данных процессуальных нормативных актах, должны быть унифицированы. Необходимость единообразного правового регулирования административного судопроизводства, в том числе представительства в административном судопроизводстве, обусловлена специфическими ос обенностями процессуальной формы разрешения публично-правовых споров, являющихся основным источником административной судебной юрисдикции. Изложенное позволяет обосновать предложения по единообразному урегулированию вопросов судебного представительства в процессуальных законах, но прежде рассмотрим еще одну категорию представителя – законного представителя юридического лица.
Защиту прав законных интересов юридического лица также осуществляют его законные представители. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «дела организаций вду в уд их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители. Полномочия органов, ведущих дела организаций, одтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости учредительными документами». Такая трактовка не дает однозначного понимания, кто может выступать в суде в качестве законного представителя юридического лица. Более внятное разъяснение можно встретить в АПК РФ. В ст. 59 АПК РФ отмечено, что «дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии федеральным законом, иным нормативным правовым актом и учредительными документами организаций». Однако и из этого текста нельзя однозначно определить законного представителя. Наиболее удачный вариант содержится в ст. 25.4 КоАП РФ, в соответствии с которой законными представителями юридического лица «являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица». Данная норма позволяет сделать однозначный вывод, то том случае, когда совершение действий представителя обусловлено предписанием закона, речь идет о законном представительстве. Так, к примеру, может выступать законным представителем единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) общества с ограниченной ответственностью, поскольку это предписано Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» , акционерного общества -предписано Федеральным законом Российской Федерации «Об акционерных обществах»1, хозяйственного партнерства – предписано Федеральным законом Российской Федерации «О хозяйственных партнерствах»2, государственных и муниципальных унитарных предприятий – предписано Федеральным законом Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»3 и т.д.
Виды представительства в административном судопроизводстве
Обратите внимание! Представитель в административном процессе по определению из Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) — это субъект, участвующий в судебном процессе от имени и в интересах иного лица и при этом соответствующий нижеприведенным требованиям:
- является полностью дееспособным (п. 1 ст. 55 КАС РФ);
- не состоит под опекой или попечительством;
- имеет высшее юридическое образование;
- не является судьей, следователем, прокурором или иным субъектом, участие которого в судебном процессе законом не регламентировано (кроме тех ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей).
Кроме того, его полномочия должны быть надлежащим образом подтверждены (см. ниже).
Важно! КАС РФ разделяет понятия «представитель» и «законный представитель». Так, если законом определено, что в процессе непременно требуется участие представителя, то законный представитель выбирает представителя и поручает ему участие в процессе (пп. 2–3 ст. 54 КАС РФ).
Правовой статус данных субъектов в понимании КАС РФ различен, также отличаются и основания возникновения их полномочий. Законный представитель, в отличие от представителя, не должен подтверждать свои полномочия доверенностью и не обязан иметь высшего юр. образования (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).
Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства.
В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.
При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:
- на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
- ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
- представление встречных требований;
- подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
- отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
- изменение предмета или основания иска;
- передоверие своих полномочий другому субъекту;
- подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- оспаривание принятого судом акта;
- представление исполнительной документации к взысканию;
- получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).
Обратите внимание! Законодатель указывает, что вышеперечисленные полномочия должны быть в обязательном порядке отражены в доверенности на представителя или ином документе, подтверждающем правомочия последнего (п. 2 ст. 56 КАС РФ).
Важно! Фиксация в доверенности правомочия представителя на подписание искового заявления и передачу его в судебный орган означает и наличие у него правомочия на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа (п. 21 ППВС № 36).
Суд обязан провести проверку полномочий лиц — участников процесса, а также их представителей и законных представителей (п. 1 ст. 58 КАС РФ). Такая проверка производится посредством исследования документов, подтверждающих личность и полномочия названных субъектов (перечень таких документов был рассмотрен нами выше).
Важно! Полномочия представителя могут быть озвучены в устном заявлении представляемого субъекта во время судебного заседания, что подлежит отражению в протоколе. При этом указанные полномочия будут действовать только в течение того судебного заседания, во время которого они были заявлены (п. 20 ППВС № 36).
Рассмотрение по административному делу осуществляется по иску государственных структур, муниципальных и налоговых органов, частных лиц в судах общей юрисдикции.
Например, ГИБДД или ФССП, другие органы подают иск для наказания нарушителей административного кодекса РФ.
Ответчиками могут быть граждане или юридические лица, которые имеют возможность привлечь представителя для защиты своих интересов.
Согласно гл.5 КАС РФ, защищать права своих доверителей можно по следующим правилам:
- ст.54 указывает на возможность привлечь юриста для представления интересов и ведение дела через представителя;
- ст.55 процессуальные требования, которым должен удовлетворять представитель;
- ст.56 полномочия лица, выступающего от лица участника процесса;
- ст.57 указывает на требования по документальному подтверждению полномочий юридического субъекта.
Если юрист не будет удовлетворять требованиям КАС или будет нарушен регламент по срокам или иным требованиям, то представителя суд отведет от участия по делу. Будет пропущен срок, и участник дела останется без профессиональной защиты. Полномочия проверяются судьей в начале заседания, в документах не должно быть формального повода для отклонения кандидатуры.
Присутствие защитника на заседаниях суда позволит снизить риски взыскания для доверителя или в полной мере наказать противную сторону. Главным требованием по КАС является высшее юридическое образование для представителя, но он не обязательно должен иметь статус адвоката. Кроме того, действуя в интересах иного лица, субъект должен уд��влетворять определенным требованиям:
- являться дееспособным, не иметь гражданских ограничений;
- не находиться под опекой и попечительством;
- будучи юристом, не занимать государственных постов в судопроизводстве.
КАС различает разные статусы представителя в административном суде. Юрист должен подтвердить переданные ему полномочия, представив суду официальное поручение и нотариальную доверенность.
Законными представителями называются родители, опекуны, близкие родственники и др.
Такой категории лиц не требуется оформлять доверенность по делам, поскольку они могут предъявить другие устанавливающие право документы о своих полномочиях.
Соответственно, по смыслу данной статьи, законные представители, а именно — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом, выступающие в суде в интересах недееспособных граждан, не могут совершать от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым. Поскольку Конституцией Российской Федерации каждому предоставлено равное право «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45), «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ст. 46), будь то недееспособный гражданин либо гражданин, ограниченный в дееспособности, представляется целесообразным слова «Законные редставители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, ограничениями, предусмотренными федеральными законами» из ч. 3 ст.56 проекта КАС исключить, в отдельной части данной статьи закрепить права законных представителей.
Компаративный анализ норм, регулирующих процессуальный статус законного представителя, в различных процессуальных законах свидетельствует об отсутствии унифицированного подхода данному вопросу. Так, такие процессуальные законы как ГПК РФ и КоАП РФ очень поверхностно дают представление о правах законных представителей в судопроизводстве. Часть 4 ст. 25.3 КоАП РФ содержит оговорку о том, что законные представители «имеют права несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц». В ГПК РФ вообще не содержатся нормы, закрепляющие права и обязанности законного представителя. Можно только в ч. 3 ст. 52 ГПК РФ встретить закрепление за законным представителем возможность «совершать от имени представляемых иц все процессуальные действия, раво совершения которых принадлежит представляемым». Очевидно, что «совершать процессуальные действия» не одно и то же, что «иметь права и нести обязанности». Точно такая же картина в АПК РФ, в закон не включены правила, устанавливающие права и обязанности законного представителя. Не встретим положения, устанавливающие права и обязанности законного представителя, и в новейшем административном законодательстве (речь идет о проекте КАС). Показателен в данном случае пример УПК РФ, где отдельной статьей закреплены права законного представителя в судопроизводстве (ч. 1 ст . 428 УПК РФ). В данной норме, в частности, законному представителю несовершеннолетнего подсудимого предоставлены права: заявлять х одатайства и отводы; давать показания; представлять доказательства; участвовать в прениях сторон; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда ; участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Как было отмечено ранее, административное судопроизводство осуществляется по правилам нескольких процессуальных законов: гражданского процессуального, арбитражного процессуального, законодательства об административных правонарушениях. Соответственно вопросы представительства, закрепленные в данных процессуальных нормативных актах, должны быть унифицированы. Необходимость единообразного правового регулирования административного судопроизводства, в том числе представительства в административном судопроизводстве, обусловлена специфическими ос обенностями процессуальной формы разрешения публично-правовых споров, являющихся основным источником административной судебной юрисдикции. Изложенное позволяет обосновать предложения по единообразному урегулированию вопросов судебного представительства в процессуальных законах, но прежде рассмотрим еще одну категорию представителя – законного представителя юридического лица.
Защиту прав законных интересов юридического лица также осуществляют его законные представители. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «дела организаций вду в уд их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители. Полномочия органов, ведущих дела организаций, одтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости учредительными документами». Такая трактовка не дает однозначного понимания, кто может выступать в суде в качестве законного представителя юридического лица. Более внятное разъяснение можно встретить в АПК РФ. В ст. 59 АПК РФ отмечено, что «дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии федеральным законом, иным нормативным правовым актом и учредительными документами организаций». Однако и из этого текста нельзя однозначно определить законного представителя. Наиболее удачный вариант содержится в ст. 25.4 КоАП РФ, в соответствии с которой законными представителями юридического лица «являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом и��и учредительными документами органом юридического лица». Данная норма позволяет сделать однозначный вывод, то том случае, когда совершение действий представителя обусловлено предписанием закона, речь идет о законном представительстве. Так, к примеру, может выступать законным представителем единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) общества с ограниченной ответственностью, поскольку это предписано Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» , акционерного общества -предписано Федеральным законом Российской Федерации «Об акционерных обществах»1, хозяйственного партнерства – предписано Федеральным законом Российской Федерации «О хозяйственных партнерствах»2, государственных и муниципальных унитарных предприятий – предписано Федеральным законом Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»3 и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы представительства в административном судопроизводстве
§ 1. Административное судопроизводство в России: современное
состояние и перспективы развития
§ 2. Представительство в российском судопроизводстве: понятие,
виды, правовое регулирование
§ 3. Субъекты представительства в административном
судопроизводстве
Глава 2. Процессуальное положение представителя в административном судопроизводстве
§ 1. Представительство в судебном рассмотрении дел в порядке административного судопроизводства»в системе арбитражных судов и судов общей юрисдикции:
сравнительно-правовой анализ
§ 2. Представительство в судебном рассмотрении дел
об административных правонарушениях
§ 3. Совершенствование института представительства
в административном судопроизводстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список принятых сокращений
АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской
Федерации
ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской
Федерации
КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
КоАП РСФСР — Кодекс РСФСР об административных правонарушениях Проект КАС — Проект Кодекса административного судопроизводства
ФЗ -ФКЗ
Федеральный закон
Федеральный конституционный закон
ВАС РФ ВС РФ -КС РФ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации
СССР -РСФСР
Союз Советских Социалистических Республик Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
Судебное представительство традиционный институт процессуального права.
Вопрос о его правовой природе относится к числу дискуссионных.
В науке гражданского и арбитражного процессуального права по нему выделились два основных направления «концепция правоотношения» и «концепция действия». При этом автор в результате проведенного анализа отдает предпочтение определению судебного представительства, в том числе по административным делам, как процессуальной деятельности. В качестве новелл КАС РФ, носящих положительный характер, отмечено расширение по сравнению с действовавшим в более ранней редакции ГПК РФ круга случаев, когда суд может признать обязательным участие в судебном заседании представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также наличие в КАС РФ нормы, согласно которой лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.
Вместе с тем серьезные сомнения вызывает норма ч.
1 ст. 55 КАС РФ, согласно которой представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, что существенно ограничивает возможности защиты прав граждан и организаций по данной категории дел. В то же время при отсутствии какой-либо оговорки в ч.
1 ст. 55 КАС РФ в указанном Кодексе содержится целый ряд норм, позволяющих все же вести административные дела лицам, не имеющим высшего юридического образования, приведенным в настоящей статье, следствием чего является возникновение многочисленных коллизий.
Через своих представителей лица, участвующие в деле, могут задавать вопросы другим участникам судебного процесса, давать необходимые пояснения, высказывать мнения и совершать иные процессуальные действия. При необходимости суд вправе привлекать к участию в осуществлении процессуальных прав непосредственно лиц, участвующих в деле (ч.
5 ст. 45 КАС).В соответствии с п. 12 ч. 3 ст. 135 КАС суд разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, при подготовке административного дела к судебному разбирательству.В качестве исключения из общего правила о диспозитивности участия представителя в административном судопроизводстве в ч. 1 ст. 54 КАС указано на дела, по которым Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе (обязательное представительство, не являющееся при этом законным представительством в устоявшемся понимании этого термина).Общие правовые предписания, касающиеся обязанности лица, участвующего в деле, вести дела в суде через представителей, содержатся в ч.
5 ст. 45 КАС, а в соответствии с ч. 9 ст. 208 Кодекса при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде РФ граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 КАС.Тем не менее гражданин, при наличии у него высшего юридического образования, вправе лично вести административное дело, по которому КАС предусмотрено обязательное участие представителя (п.
2 ч. 2 ст. 125, п. 4 ч. 1 ст. 126 КАС).Кроме того, при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке такой гражданин имеет право лично участвовать в судебном заседании и излагать свою позицию по административному делу, если его психическое состояние позволяет адекватно воспринимать все происходящее в судебном заседании и его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни либо здоровья или для жизни либо здоровья окружающих.
При отсутствии у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке, представителя суд назначает ему адвоката в качестве представителя (ч. 4 ст. 54, ч. ч. 4 и 6 ст. 277 КАС).В соответствии с ч.
ч. 4 и 7 ст. 243 КАС административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума — представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы,
The paper analyzes the procedure for arrangement and granting a power of attorney on behalf of an organization, a sole proprietor or individuals.
Particular attention is paid to the procedure for verifying the powers of persons participating in a case and their representatives as well as to court decisions on recognizing their powers and admission to participation in the court session or refusal to recognize them. Keywords: administrative legal proceedings; Code of Administrative Proceedings of the Russian Federation; legal representation; representatives; power of attorney; representative’s powers. Продолжая исследовать актуальные проблемы, связанные институтом судебного представительства в новом процессуальном законе — Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС, Кодекс) [1, 2], остановимся подробнее на вопросах правовой регламентации полномочий судебного представителя (ст.
56-58 Кодекса), детально прокомментировав указанные правовые предписания. При этом отметим, что институт судебного представительства явился одним из наиболее дискуссионных и вызвал весьма серьезную полемику в юридическом сообществе 3. Итак, объем полномочий судебных представителей непосредственно корреспондирует правовому статусу лиц, которых они представляют в административном судопроизводстве (объему полномочий представляемого).
Кроме того, доверитель в тех случаях, когда представительство возникает по его воле, вправе самостоятельно определить, какими полномочиями из имеющихся у него наделить представителя. Полномочия представителя могут быть разделены на две группы: общие и специальные. Часть 1 ст. 56 КАС посвящена общим полномочиям (представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, за исключением указанных в данной статье).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . При этом основные процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле, перечислены в ст.
45 Кодекса. Соответственно, для наделения представителя общими полномочиями отсутствует необходимость их специального указания в доверенности или ином документе. Кроме того, в ч. 1 ст. 56 КАС отражены особенности, возникающие при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя. В этом случае представитель вправе совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия за исключением действий, связанных с: • получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица; • привлечением представляемого лица к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.
Конструкция данной нормы свидетельствует о наличии у представляемого права на участие в судебном заседании совместно с представителем.
Такое правовое регулирование связано с особым процессуальным положением представляемого лица по административным делам. Часть 2 ст. 56 КАС посвящена специальным полномочиям представителя, которые он приобретает лишь в случае, если они прямо оговорены в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе.
физические лица — граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства (независимо от административной процессуальной дееспособности); 2) предприятия, учреждения, организации (юридические лица), которые не являются субъектами властных полномочий; 3) в редких случаях — органы государственной власти, иные государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица, другие субъекты при осуществлении ими властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий (субъекты властных полномочий). Ответчиком является субъект властных полномочий, а в случаях, предусмотренных законом, и другие лица, к которым обращено требование истца (пункт 9 статьи 3 КАСУ).Ответчиком является лицо, которое, по мнению истца, нарушила его право, свободу или интерес и должна устранить это нарушение или его последствия или возместить ущерб. Статья 51 КАСУ определяет основные диспозитивные права сторон в админист��ативном процессе дополнительно к соревновательным прав, определенных в статье 49 КАСУ.Эти права отличают их процессуальный статус от статуса других лиц, участвующих в деле.
Представитель в административном процессе по определению из Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) — это субъект, участвующий в судебном процессе от имени и в интересах иного лица и при этом соответствующий нижеприведенным требованиям:
- является полностью дееспособным (п. 1 ст. 55 КАС РФ);
- не состоит под опекой или попечительством;
- имеет высшее юридическое образование;
- не является судьей, следователем, прокурором или иным субъектом, участие которого в судебном процессе законом не регламентировано (кроме тех ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей).
Кроме того, его полномочия должны быть надлежащим образом подтверждены (см. ниже).
ВАЖНО! КАС РФ разделяет понятия «представитель» и «законный представитель». Так, если законом определено, что в процессе непременно требуется участие представителя, то законный представитель выбирает представителя и поручает ему участие в процессе (пп. 2–3 ст. 54 КАС РФ).
Правовой статус данных субъектов в понимании КАС РФ различен, также отличаются и основания возникновения их полномочий. Законный представитель, в отличие от представителя, не должен подтверждать свои полномочия доверенностью и не обязан иметь высшего юр. образования (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).
Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства.
В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.
При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:
- на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
- ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
- представление встречных требований;
- подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
- отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
- изменение предмета или основания иска;
- передоверие своих полномочий другому субъекту;
- подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- оспаривание принятого судом акта;
- представление исполнительной документации к взысканию;
- получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).
Законодатель указывает, что вышеперечисленные полномочия должны быть в обязательном порядке отражены в доверенности на представителя или ином документе, подтверждающем правомочия последнего (п. 2 ст. 56 КАС РФ).
ВАЖНО! Фиксация в доверенности правомочия представителя на подписание искового заявления и передачу его в судебный орган означает и наличие у него правомочия на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа (п. 21 ППВС № 36).
Суд обязан провести проверку полномочий лиц — участников процесса, а также их представителей и законных представителей (п. 1 ст. 58 КАС РФ). Такая проверка производится посредством исследования документов, подтверждающих личность и полномочия названных субъектов (перечень таких документов был рассмотрен нами выше).
Представительство в гражданском и административном судопроизводстве
Говоря об объеме полномочий необходимо сказать, что он обладает всеми процессуальными правами представляемого и может совершать все процессуальные действия, которыми наделен представляемый (статья 56 КАС РФ). Между тем, КАС РФ устанавливает и определенные исключения из данного правила. Так, представитель не может давать объяснения и пояснения суду, которые должен дать представляемый (можно сказать, что такие объяснения тесно связаны с личностью, могут быть известны только ей или, например, суд интересует отношение лица к совершенному деянию).
Кроме того, законом предусмотрен перечень прав, который должен быть отдельно отражен в доверенности, выдаваемой представителю представляемый. К таким правам относится:
1) право на подписание административного искового заявления и возражений, подачу их в суд;
2) полномочие на подачу встречного административного искового заявления;
3) право на полный или частичный отказ или признание административного иска;
4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;
5) право на обжалование судебных актов;
6) и иные права.
Статья подготовлена: 12.12.2016
Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «БРАС»
- Судебные разбирательства и разрешение споров
- Сопровождение коммерческой деятельности
- Международное торговое право и иностранные инвестиции
- Недвижимость
- Государственные и корпоративные закупки
- Антимонопольное право
- Здравоохранение и фармацевтика
- Торговля
- Транспорт и логистика
- Банки и финансовые институты
- Телекоммуникации и IT
- Энергетика
- Строительство