Специализированные федеральные суды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специализированные федеральные суды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Упорядоченная законом совокупность судов различных уровней, предназначенная для осуществления правосудия. С. с. установлена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 дек. 1996 «О судебной системе Российской Федерации». Вопросы организации и деятельности судов регулируются также федеральными конституционными законами от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28 апр. 1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 июня 1999 «О военных судах Российской Федерации», Законом РФ от 26 июня 1992 «О статусе судей в Российской Федерации», от 7 февр. 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», федеральными законами от 17 дек. 1998 «О мировых судьях в Российской Федерации», от 30 мая 2001 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 14 марта 2002 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Какие есть специализированные суды в рф

заслуженный юрист России

Н.Гетьман,
руководитель информационного отдела «эж-ЮРИСТ»

Вопрос о создании специализированных судов то ставится в повестку дня, то снимается. И каждый раз, когда он обсуждается, с разных сторон на чашах весов оказываются упрощение процедуры судопроизводства и целесообразность обременения судебной системы еще одной ветвью. Проект Кодекса административного судопроизводства комментирует первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, к.ю.н., доцент, заслуженный юрист России Владимир Иванович Радченко.

Уважаемый Владимир Иванович, судя по всему, мы наконец стоим на пороге создания специализированных административных судов?

Проектом вводятся необычные для нашего традиционного гражданско-процессуального законодательства новеллы, некоторые идеи даже юристы со стажем воспринимают не сразу. В настоящее время все вопросы тщательно проработаны, и Пленум Верховного Cуда РФ принял решение внести проект Кодекса об административном судопроизводстве в парламент.

Предполагается, что Кодекс должен идти одним пакетом с ФКЗ «О федеральных административных судах в Российской Федерации», поскольку регулирует процедуры этих судов.

Исходя из специфики рассматриваемых дел предусмотрен целый ряд особенностей. Сделано отступление от формального толкования состязательности как равной удаленности суда от сторон, поскольку возможности гражданина и государственной машины несоизмеримы. Суд должен оказывать гражданину содействие, помогать в сборе документов, в истребовании доказательств.

В какую сумму обойдется процесс

За проведение судебного процесса нужно заплатить госпошлину. Ее размер зависит от вида искового заявления, цены иска и инстанции, в которую обращается истец. Рассчитывать размер сбора вручную не нужно: на сайте любого арбитражного суда есть калькулятор госпошлины.

Достаточно указать, кто подает заявление и к какому типу оно относится. В зависимости от выбранного заявления нужно дополнительно указать либо сумму иска, либо вид спора.

Еще понадобятся услуги юриста. Стоимость разовой консультации по составлению иска зависит от региона и юридической компании. Полное сопровождение дела обойдется дороже. Стоимость зависит от специфики и сложности дела, ценовой политики и авторитета юридической организации.

Часто приходится оплачивать дополнительные расходы, скажем, экспертизу. Здесь верхней границы нет: например, цена экспертизы в сфере строительства может стоить миллионы рублей.

Расходы на судебное производство несет проигравшая сторона. Если истец подал иск, оплатил адвоката и услуги оценщика, но его иск отклонили, эти расходы не возместят. Более того, если ответчик тоже понес расходы, он может потребовать у истца компенсацию.

Когда возможен пересмотр дела

Дело пересматривают, когда появляются дополнительные обстоятельства: вновь открывшиеся или новые.

Вновь открывшиеся обстоятельства. Это факты, которые не были известны заявителю и о которых мог не знать истец. Например, оказалось, что при рассмотрении дела заинтересованные лица нарушили закон, эксперт дал неверное заключение, свидетель предоставил ложные показания или доказательства оказались сфабрикованными.

Новые обстоятельства. Это ситуации, возникшие после оглашения постановления суда. Например, закон, по которому вынесли приговор, признали недействительным или в ходе дела была нарушена Конвенция о защите прав и свобод человека.

У обеих сторон спора есть три месяца на то, чтобы подать заявление о пересмотре дела. Они отсчитываются с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о них.

Место специализированных судов в судебной системе Российской Федерации

1991 год стал началом нового этапа становления Российской Федерации в качестве суверенного государства. Реформированию подверглись все ветви государственной власти, в том числе и судебная ветвь.

До 90-х гг. существовала единая судебная система (в процессуальном смысле), возглавляемая Верховным судом СССР. В рамках единой системы действовали две подсистемы: общих (гражданских) судов и военных трибуналов, при этом в системе военных трибуналов последней инстанцией являлась военная коллегия Верховного суда СССР.

Развитие судебной власти в России в 90-х гг. XX в. могло пойти по двум разным направлениям.

Во-первых, развитие могло пойти по пути сохранения единой системы органов судебной власти во главе с Верховным Судом Российской Федерации, путем расширения компетенции общих судов, например наделения их правом конституционного контроля, либо создания специализированных судебных подсистем возглавляемых Верховным Судом Российской Федерации.

Второе направление — это создание специализированных судебных органов, действующих независимо от общих судов, в том числе и от Верховного Суда.

Реорганизация судебной власти пошла по второму направлению — и была направлена на создание самостоятельных судебных органов (систем), действующих независимо от судов общей юрисдикции.

В Концепции судебной реформы, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 г., было подтверждено сохранение курса по созданию, наравне с судами общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных судов. В ходе судебной реформы в Российской Федерации, кроме судов общей юрисдикции были учреждены суды, не входящие в систему судов общей юрисдикции, такие как: Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, арбитражные суды. Кроме того, были созданы военные суды, включенные в подсистему судов общей юрисдикции.

В настоящее время в судебной системе Российской Федерации можно выделить три самостоятельные подсистемы:

1) Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; 2) суды общей юрисдикции; 3) арбитражные суды.

Читайте также:  В РЖД ожидаются массовые сокращения: без работы останутся десятки тысяч людей

Конституция РФ (ст. 125) и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривают учреждение федерального судебного органа — Конституционного Суда Российской Федерации — для осуществления конституционного контроля. Для рассмотрения вопросов о соответствии конституции (уставу) субъекта Российской Федерации законодательства субъектов Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации субъектом Российской Федерации может быть создан конституционный (уставный) суд Российской Федерации, который является судом субъекта Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает следующую структуру подсистемы судов общей юрисдикции:

1) мировые судьи, являющиеся судами субъектов Российской Федерации; 2) специализированные федеральные суды; 3) федеральные районные (городские) суды общей юрисдикции; Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, которые также являются федеральными судами общей юрисдикции; 4) Верховный Суд Российской Федерации.

В составе подсистемы судов общей юрисдикции действуют военные суды, которые осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена воинская служба. Структура военных судов состоит из: 1) военных судов гарнизонов; 2) окружных (флотских) военных судов; 3) Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В настоящее время в России подсистема арбитражных судов является трехзвенной: — арбитражные суды в субъектах Российской Федерации; — федеральные арбитражные суды округов; — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Арбитражные суды. До 1991 года в России действовала система

органов Государственного арбитража, которые являлись административными органами, наделенными квазисудебными полномочиями по рассмотрению экономических споров между предприятиями, организациями и учреждениями. Государственный арбитраж СССР был создан в соответствии с Положением о государственном арбитраже от 3 мая 1931 г.1 До 1974 г. не было единой системы органов Госарбитража, так как нижестоящие суды подчинялись не вышестоящим одноименным органам, а тем исполнительным органам, при которых они состояли. В целях построения единой системы государственных арбитражей в 1974 г. было принято Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР. В соответствии с данным положением была создана единая трехзвенная система Государственного арбитража СССР. Конституция СССР 1977 г. включала статьи о Госарбитраже СССР. В течение всего периода существования, органы арбитража не входили в судебную систему, но при этом они обладали широкими полномочиями по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц.3 Институт государственного арбитража совмещал одновременно выполнение квазисудебных функций и управленческих функций. Госарбитраж был наделен весьма широкими полномочиями, позволявшими вмешиваться в деятельность предприятий и организаций: кроме разрешения споров между предприятиями и организациями по инициативе сторон, он мог самостоятельно возбуждать дела, взыскивать санкции в пользу стороны, не заявлявшей этих требований, был уполномочен изменять основание или предмет заявленного иска, осуществлять контроль на предприятиях за ведением договорной работы, давать обязательные для руководителей указания.

Судебная система в современном государстве

Судебная система представляет собой упорядоченную совокупность судов, осуществляющих правосудие на территории государства, объединенных общими целями, задачами, принципами организации и деятельности.

В России судебная система устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Порядок организации отдельных звеньев судебной системы регулируется также Федеральными конституционными законами от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Судебную систему России составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Современная российская судебная система претерпевает ряд серьезных преобразований, связанных с принятием закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Проект упомянутого закона был внесен Президентом России в отсутствие предшествовавшей публичной дискуссии и получил неоднозначную оценку в профессиональной и научной среде.

Реорганизация судебной системы стала причиной внесения поправок в 9 статей Конституции и в 28 федеральных конституционных и федеральных законов. Главным итогом переустройства судебной системы является фактическое упразднение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, и передача вопросов осуществления правосудия, ранее отнесенных к его ведению, в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

В качестве обоснования вышеупомянутых изменений в пояснительной записке к проекту закона о поправке к Конституции были отмечены: необходимость укрепления единства судебной системы и обеспечения единообразия в судебной практике, исключение возможности отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установление общих правил организации судопроизводства и обеспечение единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

Реформа также привела к упразднению недавно возникшего в отечественной судебной системе Дисциплинарного судебного присутствия (состав которого был впервые сформирован в марте 2010 года) и передаче полномочий данного органа судебной власти особой Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

С учетом происходящих преобразований к федеральным судам, составляющим отечественную судебную систему в совокупности с конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации, следует отнести:

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;
  2. Верховный Суд Российской Федерации;
  3. верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  4. федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Специализированные суды, хотя и предусмотрены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», однако в системе судов общей юрисдикции до настоящего времени не созданы. Активнее всего в юридической среде обсуждается возможность создания специализированных административных судов, ювенальных судов, миграционных судов и судов по трудовым спорам. Специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам, — который рассматривает в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, функционирует с июля 2013 года.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Каждому звену судебной системы присуща своя компетенция, отличающая его от других органов судебной власти.

Читайте также:  Договор купли-продажи доли квартиры между супругами

Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в судебной системе и является судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Верховный Суд Российской Федерации, являвшийся до недавнего времени высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, теперь является высшим органом судебной власти и по отношению к арбитражным судам. Нынешний Верховный Суд — это высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным всем судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Верховный Суд рассматривает отдельные категории дел в качестве суда первой инстанции и осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Верховный Суд располагается в Санкт-Петербурге. В Москве действует его постоянное представительство.

В качестве суда первой инстанции Верховный Суд Российской Федерации рассматривает, к примеру, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, об оспаривании ряда решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и некоторые другие дела.

Верховный Суд России состоит из ста семидесяти судей и действует в составе Пленума, Президиума, Апелляционной коллегии, Дисциплинарной коллегии и Судебных коллегий по административным, гражданским, уголовным делам, по экономическим спорам и по делам военнослужащих.

Федеральные суды общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды) занимаются рассмотрением уголовных дел (всех без изъятия) и гражданских дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и экологических правоотношений. При этом по гражданским делам хотя бы одной стороной в деле является гражданин — физическое лицо. Суды общей юрисдикции также отправляют правосудие по делам об административных правонарушениях и по делам об оспаривании нормативных актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением дел, отнесенных к ведению арбитражных судов.

К системе судов общей юрисдикции относятся и мировые судьи, которые являются судьями субъектов Российской Федерации и в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Арбитражные суды рассматривают споры с участием организаций, являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей, то есть рассматривают экономические споры между субъектами предпринимательской деятельности. Стороной такого спора по общему правилу не может являться гражданин (физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя). К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела. Арбитражные суды, независимо от субъектного состава споров, уполномочены рассматривать, например, дела о несостоятельности (банкротстве), дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дела по корпоративным спорам (спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице).

Конституционные (уставные) с>ды субъектов Российской Федерации являются региональными органами конституционного правосудия. Эти суды могут создаваться субъектами Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, а также для толкования конституций (уставов).

Судебная система России, несмотря на многообразие судебных органов, входящих в ее состав, функционирует на основе принципа единства. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается посредством:

  • установления судебной системы Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений (судебных актов), вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Особого внимания при рассмотрении единства судебной системы заслуживает вопрос о принципах правосудия — законодательно закрепленных основополагающих идеях, определяющих осуществление судебной власти. К их числу относятся нижеследующие.

Принцип осуществления правосудия только судами, означает, что в России отсутствуют и не могут создаваться иные органы, уполномоченные отправлять правосудие при рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных и иных дел, — кроме судов, входящих в судебную систему России.

Принцип самостоятельности судов и независимости судей предполагает, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Указанный принцип является необходимым условием самостоятельности и авторитетности судебной власти, позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие.

Суд в судебной системе РФ

Наиболее распространённый вид российского суда – районный суд общей юрисдикции (он же просто районный суд). Он обычно имеет отдельное здание, в котором работают как судьи, так и ряд других сотрудников (помощники судей, секретари судебных заседаний, работники канцелярии, судебные приставы).

При входе в суд посетителей встречают судебные приставы: они проверяют документы и досматривают вещи, чтобы никто не пронёс в суд оружие и взрывчатку. За приставами в вестибюле обычно висит стенд с информацией о том, в каком кабинете работает тот или иной судья.

Как правило, на первом этаже здания суда находится «приёмная» (она же «экспедиция») – место, куда нужно сдавать документы, которые вы хотите передать в суд, и «канцелярия» – подразделение суда, которое ведёт учёт документов и выдаёт гражданам судебные решения и иные важные акты.

Судебные дела разбирают в залах судебных заседаний. У входа в каждый зал должна висеть бумага с информацией о времени и месте рассмотрения дел, назначенных на данный день.

В самом зале судебных заседаний у одной из стен (иногда на небольшом возвышении) находится стол, за которым сидит судья во время заседания. У стен справа и слева от него – столы и стулья для сторон. А у противоположной от судьи стороны зала находятся скамьи для зрителей. Но поскольку зрителей на заседаниях обычно нет, там могут быть свалены разные документы и папки с делами.

Читайте также:  Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2023 году в России

В коридорах здания суда обычно сидят и стоят люди, ожидающие разбирательства своего дела. Самые многолюдные места, где могут скапливаться большие очереди, – у приёмной и канцелярии.

Конституционный суд РФ — суд высшей инстанции РФ по вопросам конституционного контроля

Высший суд РФ по вопросам конституционного контроля — Конституционный Суд РФ (далее — КС):

  • самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть в рамках своих полномочий;
  • решает исключительно вопросы права;
  • состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, при этом срок их деятельности не ограничен (ст. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ);
  • правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей;
  • функционирует по самостоятельно разработанному и принятому внутреннему регламенту (последняя редакция от 25.10.2018).

В отличие от предшествующей редакции закона о КС, на настоящий момент КС структурно не разделяется на палаты. Однако помимо судей в КС функционирует аппарат КС, который осуществляет организационное, информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности КС.

Аппарат КС состоит:

  • Из секретариата. Рассматривает в предварительном порядке поступающие в КС обращения и осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационное и иное возложенное на него обеспечение деятельности КС (положение о секретариате КС, утв. решением КС от 13.07.2000). Общее руководство деятельностью секретариата возложено на председателя КС, текущее — на руководителя секретариата.
  • Управления государственной службы и кадров.
  • Финансового управления.
  • Управления делами.
  • Отдел внутреннего финансого аудита и анализа.
  • Прадставительство Конституционного Суда в Москве.

Также в целях взаимодействия КС с научными организациями создается научно-консультативный совет (параграф 75 Регламента КС).

Исторические примеры чрезвычайных судов

Чрезвычайные суды на некоторых отрезках истории перенимали функции военно-полевых. Создание чрезвычайных судов в Российской Федерации допускалось и было объявлено в местностях, которые находились в военном положении. В 1906–1907 гг. их ввели в 82 губерниях.

Суды состояли из председателя и членов суда (от трех до пяти). Состав суда назначал начальник гарнизона из строевых офицеров по приказу губернатора или генерала. Естественно, ни о каком нейтралитете судей и присяжных речь не шла.

Судебный процесс был быстрым, и ему не предшествовало никакое предварительное расследование. Роль обвинительного приговора играл акт о предании суду. Его подписывал командир военной дивизии. Он же мог и помиловать преступника. Исполнение приговора в основном осуществлялось через публичное повешение.

Позднее в чрезвычайных судах было введено право на применение каторги. Естественно, в таких условиях размышлять об отсутствии презумпции невиновности или нейтралитета судей не приходилось.

Тех «преступников», которых считали «менее активными, но все же враждебными элементами», приговаривали к лагерям на срок от восьми до десяти лет, а в случае неповиновения расстреливали.

Эволюция и деградация чрезвычайного судопроизводства

В истории почти каждой страны имело место создание чрезвычайных судов. Возможно, по причине горького исторического опыта чрезвычайного судопроизводства сегодня не допускается создание чрезвычайных судов в демократических государствах.

На заре создания государственных общин и элементарных социальных границ практически весь суд по логике заседания был чрезвычайным. Семейные, материальные и другие споры приходили разрешать к правителю, он мирил спорящих, решал спор и осуществлял правосудие. В разных областях такую роль играли главы администраций, церковные владыки и т. д.

Судебная система в отдельную, независимую категорию власти была отнесена уже после VIII века.

С развитием судопроизводства чрезвычайные суды выполняли и функции военно-полевых судов. Они действовали за пределами норм административного и уголовного законодательства. Судопроизводство, в свою очередь, было упрощено, а гарантии защиты подсудимых практически отменены.

Правовая защита нарушенных или оспоренных прав и свобод гражданина и организации невозможна без действенной и самостоятельной судебной власти. Судебная защита традиционно остается легитимным и наиболее приемлемым правовым способом реализации прав и свобод в развитом государстве.

Работа судебных органов, как любая социально полезная деятельность в цивилизованном обществе требуют научной организации, порядка, методически обоснованного изучения и анализа формирующейся практики. Это имеет первостепенное значение в деятельности судов в процессе судебной реформы, реализуемой в рамках Федеральной целевой программы в России.

Совершенствованию судебной системы с точки зрения изменения конституционно-правовых норм и приведения их в соответствие с положениями международного права в настоящее время посвящено не мало работ. Однако только совершенствование только норм права не способно повысить эффективность деятельности судебной системы, поскольку организация ее работы также требует научного подхода, исследований и соответствующих реформ.

В настоящей работе было изучено становление и развитие судебной системы в России с момента появления древнейшего русского права до настоящего времени. Изучены понятие и особенности судебной системы России, нравственные требования, структура судебной власти. Судебная система России характеризуется как система судов, состоящая из федеральных органов судебной власти (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) и органов судебной власти субъектов Российской Федерации (конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ), судебные учреждения которых различаются между собой предметной компетенцией и объемом судебной власти, кругом полномочий к отдельным подразделениям самой системы.

Главный вопрос, чему было посвящено настоящее исследование, заключается в изучении существующих проблем в судебной системе Российской Федерации, а также поиску путей совершенствования деятельности судебной власти.

В процессе анализа деятельности судебной системы России был выявлен ряд проблем, снижающих эффективность работы судебных органов. Это высокая загруженность судей, отсутствие административного судопроизводства, низкая квалификация судебных органов, низкий уровень материально-технического обеспечения судебного аппарата, медленное отправление судопроизводства и ряд других проблем.

Анализ существующих ресурсов, возможностей и характера проводимых реформ позволил сформулировать и обосновать ряд практических рекомендаций, которые могут быть использованы для совершенствования повседневной управленческой и административной деятельности судебных органов. К ним относятся: снижение производственной нагрузки на судей за счет переквалифицирования деятельности и полномочий администраторов судебного аппарата, широкое использование автоматизированных систем и применение коммуникационных технологий, активное использование института досудебного урегулирования спора (медиации), создание специализированных судов (административных, интеллектуальных, ювенальных и др.), слияние Верховного и Высшего арбитражного судов, регулярное повышения квалификации судей и оценка их деятельности.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *