Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие льготы можно заменить денежной компенсацией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионерам, не входящим ни в одну из категорий федеральных льготников, преференции набора социальных услуг недоступны. Они могут претендовать только на компенсацию части стоимости жилищно-коммунальных услуг, а именно на взносы на капитальный ремонт жилья.
Кому доступна возможность монетизации
Для получения права монетизации льгот недостаточно быть пенсионером. Возможность предоставляется гражданам, находящимся на пенсионном обеспечении, которые:
- имеют группу инвалидности;
- являются участниками Великой Отечественной Войны, в том числе тружениками тыла;
- входили в состав армии в период ВОВ, но не принимали участие в боевых действиях;
- принимали участие в боевых операциях на территории Чеченской республики, Афганистана и других государств, в которых действовали вооруженные силы бывшей СССР и РФ;
- проживали в блокадном Ленинграде;
- являются родственниками людей, погибших при исполнении обязанностей в составе армии.
На региональном уровне этот список может дополняться гражданами, которые являются:
- ветеранами труда;
- малоимущими;
- сиротами (лица, не достигшие совершеннолетнего возраста);
- детьми из многодетных семей;
- пенсионерами по старости;
- участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- пострадавшими от последствий радиоактивного облучения.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос: Можно ли отказаться от определенной меры поддержки в НСУ? Например, оставить бесплатные лекарственные средства, но заменить остальные льготы.
Ответ: Да, во втором разделе заявления на отказ прописаны все преференции их набора социальных услуг. Гражданин сам выбирает те, заместо которых он хочет получать пособие.
Вопрос: Результаты индексации вступают в силу в начале февраля 2022 г. Какая сумма будет начисляться в январе?
Ответ: За январь гражданам, отказавшимся от получения НСУ, будет начислена компенсация, в предыдущем размере, который действовал в 2019 г. Разница, возникшая после индексации, будет выплачена вместе с основным пособием в феврале 2022 г.
На 2018 год, правительство РФ не проводит никаких значительных изменений в законодательной базе по монетизации льгот. С 01.02.2018 года была проведена индексация выплат ЕДВ, с учетом того, что инфляционный процесс повлиял на стоимость социальных услуг, которые входят в пакет НСУ.
Монетизация предоставленных льгот НСУ в 2016 году | монетизация НСУ в денежном эквиваленте ежемесячных выплат составляла 995 рублей 23 копейки |
---|---|
Монетизация предоставленных льгот НСУ в 2018 году | сумма компенсирования услуг НСУ в денежной форме — 1048 рублей 97 копеек |
Законодательное регулирование вопроса
Под определением “монетизация льгот” подразумевается возможность получения денежной компенсации за отказ от использования определенных льгот, которые положены тем или иным гражданам РФ.
Этот вопрос регулируется Федеральным законом №122.
Основная суть данной программы заключается в том, что некоторым гражданам РФ нет особой нужды в получении определенных льгот, и чтобы хоть как-то это компенсировать, они имеют право получить за них финансовую компенсацию в виде надбавки к получаемому ежемесячному пособию.
При этом все услуги, по которым можно получить денежную выплату, закреплены в Федеральном законе №178, в последней редакции от ноября 2015 года, с изменениями от декабря 2015 г.
Льготы и выплаты в России существуют на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне, кроме пенсий и других социальных пособий, для незащищенных слоев населения доступна ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) – своего рода надбавка за социальный статус или заслуги. Получатели ЕДВ – федеральные льготники – имеют право на еще один вид помощи – набор социальных услуг (НСУ).
Доступен НСУ тем же категориям, которые имеют право на ЕДВ, и включает в себя 3 услуги:
- бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и лечебным питанием (только для детей-инвалидов). Бесплатными они будут лишь в том случае, если их назначает врач и они необходимы для пациента. При этом финансируются они не за счет ОМС;
- бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики заболеваний. Тоже выдаются по назначению (и, учитывая большой поток желающих, в порядке приоритетности);
- бесплатный проезд к месту лечения и обратно (включает пригородные железнодорожные перевозки и междугородний транспорт.
Что касается получателей набора социальных услуг, это достаточно обширный перечень льготных категорий:
- инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны и члены семей умерших ветеранов;
- ветераны боевых действий и члены семей умерших ветеранов;
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
- инвалиды I, II, III групп и дети-инвалиды;
- пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других ядерных объектах (ПО «Маяк»);
- Герои СССР, РФ, соцтруда и труда РФ, члены семей умерших Героев.
Право на набор социальных услуг возникает одновременно с оформлением ежемесячной денежной выплаты. Все это оформляется в Пенсионном фонде России или в МФЦ. Когда льготник оформляет ЕДВ, он также получает справку, которая подтверждает его право на получение набора социальных услуг.
Ход и результаты проведения монетизации льгот
Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создаёт угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в её эффективном проведении.
Не был учтён разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.
Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет. Таким образом, определённая прослойка населения пострадала от монетизации.
Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от её решения.
Монетизация льгот вызвала широкое недовольство у малоимущих слоёв населения. Однако, многие предприятия, в том числе автотранспортные, вздохнули с облегчением. Они наконец увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жёсткой конкуренции и отсутствия наличных средств. Многие автотранспортные предприятия за счёт монетизации нацелились на обновление парка автомобильной техники.
Право на бесплатные технические средства остается
С 1 февраля 2021 года общая сумма компенсации составляет 1 211,66 руб. в месяц, в том числе:
- 933,25 руб. за бесплатные лекарства и медизделия,
- 144,37 руб. за путевку на санаторно-курортное лечение,
- 134,04 руб. за бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте или на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
У инвалидов, которые отказались от медицинского обеспечения, остается право на бесплатные технические средства реабилитации. То есть лекарства они будут покупать сами, но кресло-коляску, протез или другой «инвентарь» им предоставят.
Когда отпуск сотрудника можно заменить деньгами
По трудовому законодательству каждый сотрудник имеет право на оплачиваемый 28-дневный отпуск за каждый отработанный год. Отпуск гарантирует, что человек наберётся сил и продолжит работу без риска для здоровья. Поэтому основной отпуск запрещено подменять денежной компенсацией. О наказании за нарушение этого правила поговорим далее.
Существует всего две ситуации, когда работодатель может компенсировать отпуск деньгами, а именно:
Сотрудник просит заменить деньгами дополнительную часть отпуска, превышающую 28 календарных дней.
Некоторым категориям работников положены дополнительные (и удлинённые основные) отпуска. В общей сложности их ежегодный отпуск длится больше 28 дней. Это работники:
- трудящиеся в опасных или вредных условиях;
- инвалиды;
- с ненормированным рабочим днём;
- трудящиеся в районах Крайнего Севера и приравненных местностей;
- педагогические и медработники.
В 2022 году размер денежных компенсаций увеличился на 3%. В связи с этим, в 2022 году были установлены следующие суммы компенсаций следующих льгот:
- получение лекарственных средств — 889,66 рублей;
- путевка в санаторий — 137,63 рублей;
- бесплатный проезд — 127,77 рублей.
Компенсации предоставляются ежемесячно.
Монетизация льгот пенсионерам
На федеральном уровне граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеют как таковых льгот, но руководители регионов вправе внедрить свои преференции с учётом местных законодательных норм. Например, в регионе могут реализовываться такие преференции, как:
— скидка на оплату КУ;
— бесплатный проезд в общественном транспорте (частные такси и маршрутки исключаются);
— возможность купить необходимые лекарства по сниженной цене и тд.
Подчеркнём ещё один важный момент: хотя на уровне разных регионов набор услуг может отличаться, пенсионеру дана возможность отказаться от преференций в полном объёме или частично.
Кому доступна возможность монетизации
Для получения права монетизации льгот недостаточно быть пенсионером. Возможность предоставляется гражданам, находящимся на пенсионном обеспечении, которые:
- имеют группу инвалидности;
- являются участниками Великой Отечественной Войны, в том числе тружениками тыла;
- входили в состав армии в период ВОВ, но не принимали участие в боевых действиях;
- принимали участие в боевых операциях на территории Чеченской республики, Афганистана и других государств, в которых действовали вооруженные силы бывшей СССР и РФ;
- проживали в блокадном Ленинграде;
- являются родственниками людей, погибших при исполнении обязанностей в составе армии.
На региональном уровне этот список может дополняться гражданами, которые являются:
- ветеранами труда;
- малоимущими;
- сиротами (лица, не достигшие совершеннолетнего возраста);
- детьми из многодетных семей;
- пенсионерами по старости;
- участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- пострадавшими от последствий радиоактивного облучения.
Согласно информации из Приказа министерства здравоохранения и социального развития России №328 от 29 дек. 2014 г. «Об утверждении порядка предоставления НСУ», все льготы или компенсации, заменяющие их, назначаются на основании справка из Пенсионного Фонда РФ. За ее получением следует обращаться в местное отделение ПФР по месту регистрации с:
- паспортом или любым другим документом, способным идентифицировать личность заявителя;
- удостоверением или свидетельством, подтверждающим право на получение набора социальных услуг (удостоверение ветерана труда, заключение медико-социальной экспертизы о присвоении группы инвалидности и т.д.).
Как оформить отказ от льгот
Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:
- Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
- Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
- В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.
Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.
Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:
- оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
- оригинал и копию пенсионного удостоверения;
- удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
- заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.
В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.
Чтобы восстановить социальную справедливость и не допустить получения одной и той же меры соцподдержки по нескольким основаниям СПЧ предлагает исключить это дублирование, отменив Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890.
Эксперты отмечают, что отсутствие достаточного финансирования либо перебои с оплатой поставок лекарственных средств – это и есть причина перманентного отсутствия медикаментов даже для терапии распространенных заболеваний по рецептам врачей: для диабетиков, онкобольных, астматиков и так далее.
Необходимо найти оптимальный баланс использования средств федерального и регионального бюджетов. Есть предложение по привлечению к финансированию обеспечения граждан лекарствами внебюджетных источников. Эксперты, в целом, предлагают изыскать другие источники обеспечения реализации права граждан на получение лекарств.
Монетизация льгот: пенсионерам, ветеранам, инвалидам.
Итак, компенсировать денежными средствами льготные категории граждан могут:
— проезд на транспорте;
— бесплатные медикаменты;
— санаторно-курортное лечение.
Кроме того, допускается монетизация преференций по оплате за коммунальные услуги. Примечательно, что данная инициатива вызвала у граждан неоднозначную реакцию по причине в большинстве случаев недостаточного информирования и убеждения, что данное нововведение является обманом. Как бы там ни было, можно изначально оплачивать КУ в полном объёме, а затем обратиться в соцзащиту за назначением компенсации.
На федеральном уровне граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеют как таковых льгот, но руководители регионов вправе внедрить свои преференции с учётом местных законодательных норм. Например, в регионе могут реализовываться такие преференции, как:
— скидка на оплату КУ;
— бесплатный проезд в общественном транспорте (частные такси и маршрутки исключаются);
— возможность купить необходимые лекарства по сниженной цене и тд.
Подчеркнём ещё один важный момент: хотя на уровне разных регионов набор услуг может отличаться, пенсионеру дана возможность отказаться от преференций в полном объёме или частично.
Здесь действует право замены на денежную доплату следующих услуг социального плана:
— бесплатная выдача по рецепту медикаментов;
— передвижение в метро и общественном транспорте без взимания платы;
— государственное обеспечение инвалидными колясками и других технических средств, оборудования, требуемых ребёнку-инвалиду для жизни.