Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел VI. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Видом международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в стране своего гражданства. Этот вид международного сотрудничества предусмотрен в Конвенции от 19 мая 1978 года, двусторонними международными договорами РФ, главой 55 УПК РФ. Статья 469 УПК РФ устанавливает основания передачи лица, осужденного к лишению свободы. Порядок рассмотрения и разрешения вопросов, связанных с передачей лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, определены соответственно в ст.ст. 470 и 472 УПК РФ.
Особенности выдачи лиц другим государствам
Исполнение запроса происходит в соответствии с законодательством запрашиваемой страны. Если есть такая просьба, то возможно использование процессуальных норм запрашивающей стороны для случаев, которые не противоречат ее законодательству. В других случаях допустимо присутствие сотрудников правоохранительных органов со стороны запрашивающего государства.
Не предусмотрено установление общего срока исполнения запроса, а некоторые договоры предусматривают специальные сроки, предназначенные для совершения действий.
Правовая помощь по уголовным делам в международном праве представлена в определенном объеме, включающем действия по международному поручению. Их перечень для разных стран различен. В число действий по правовой помощи можно включить:
- вручение документации,
- установку адресов и прочих сведений,
- уголовное преследование,
- взятие человека под стражу для выдачи в свое государство,
- наложение ареста,
- обыски, выемки, изъятия, экспертизы и др.
Правовая помощь по уголовным делам и выдача преступников может быть 3 видов. Выдавать лиц государство может с целью привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение, временной выдачи.
В соответствии с конвенциями, которые касаются борьбы с отдельными видами преступлений, среди оснований выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности можно выделить: совершение действий, которые международный договор рассматривает как основание выдачи, просьбу определенной страны выдать преступника.
Просьбу о выдаче страна может и не удовлетворить, когда у запрашиваемой страны есть основания полагать, что она направлена для преследования человека по признаку принадлежности (национальная, расовая, этническая), политическим взглядам.
Другим образом может быть решен вопрос о выдаче в договоре правовой помощи. Для того, чтобы привлечь лицо к ответственности, его могут выдать за совершение любого преступления, а не только конкретного преступного действия международного характера. В этом случае выдачу производят только за деяния, которые подлежат наказанию по законодательству и обоих стран. За них предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, более 1 года или более тяжелое наказание. Не могут быть выданы:
- собственные граждане страны;
- лица, по отношению к которым уголовное преследование нельзя возбудить по причине истекшего срока давности или других законных оснований;
- человек, по отношению к которому уже был приговор, вступивший в законную силу и исполненный (за это же преступление) или в случае, когда существует постановление о прекращении производства по делу, которое вступило в силу.
Правила передачи осужденных лиц
В число общих правил передачи осужденных лиц другому государству включаются:
- обращение с заявлением о передаче как самим осужденным, так и его родственниками;
- осуществление передачи только после вступления в силу приговора обвинения;
- согласование вопроса о передаче между центральными правоохранительными органами;
Передача не осуществляется в случаях:
- деяние не представляет собой преступление по законам государства, гражданином которого являются осужденный;
- несение наказания или оправдание (прекращение дела) в государстве, гражданином которого является осужденный, включая освобождение лица от наказания;
- истечение срока давности в государстве гражданства или наличие другого основания, которое является препятствием для исполнения наказания;
- постоянное место жительства осужденного в стране, суд которой вынес приговор;
- согласие о передаче осужденного на условиях договора не было достигнуто.
В соответствии со ст. 472 УПК РФ в случае, если при рассмотрении обращения о передаче гражданина РФ, который осужден к лишению свободы зарубежным судом, суд приходит к выводу, что деяние не может являться преступлением (по законам РФ) или приговор зарубежного суда нельзя исполнить по причине истечения срока давности, выносится постановление об отказе признавать приговор зарубежного суда определенной страны.
В других случаях суд может вынести постановление, которое признает и включает положение об исполнении приговора суда зарубежной страны. В нем указывается:
- наименование иностранного суда, дата и место постановления приговора;
- информация о последнем месте жительства лица в РФ, место его работы, род занятий до начала осуждения;
- описание преступного деяния;
- статья законодательства, в которой предусмотрена ответственность за преступление;
- тип и срок назначенного наказания (основное или дополнительное), отбытый срок и сроки наказания, которые лицо должно отбывать в РФ, начало и окончание срока осуждения, исправительное учреждение, порядок возмещения вреда в гражданском иске.
Если по уголовному законодательству за это преступление предусматривается меньший предельный срок лишения свободы, чем тот, который был назначен приговором иностранного суда, то судом может быть определен максимальный срок лишения свободы. Если же лишение свободы не предусматривают как наказание за совершенное преступление, то судом может определяться другое наказание, которое будет в большей степени соответствовать наказанию, назначенному приговором иностранного суда (в пределах уголовного законодательства).
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» если существует международный договор, то приговор зарубежного суда в нашей стране должен признаваться так, если бы его выносил российский суд. В случае установления рецидива или повторного отягчающего обстоятельства в качестве квалифицирующего признака состава преступления, во внимание необходимо принимать осуждение лиц судом иностранной страны, с которой у РФ заключен соответствующий международный договор.
В последние десятилетия значительно возросло количество случаев сотрудничества работников зарубежных правоохранительных органов в отечественном уголовном судопроизводстве.
Обычным явлением становятся совместные действия зарубежных и российских правоохранительных органов. особенно это касается борьбы с терроризмом, продажей оружия, наркотиков, организованной преступностью. В число норм международного права включены 3 формы участия работников иностранных служб в отечественном уголовном процессе:
- сотрудники зарубежных органов юстиции принимают участие как свидетели и эксперты (например, Договор между Россией и Эстонией, который касался правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенный в 1993 году);
- иностранные сотрудники присутствуют при осуществлении производства отдельных действий как правовой помощи (например, Договор РФ и Индии, касающийся взаимной правовой помощи по уголовным делам, заключенный в 1998 году; Договор США и РФ, касающийся взаимной правовой помощи 1999 года и др.);
- сотрудники осуществляют совместное производство по отдельным процессуальным действиям (например, Соглашения Правительства РФ и Правительства Казахстана, определяющее взаимодействие правоохранительных органов в процессе обеспечения правопорядка на территории комплекса «Байконур»).
Международное частное право (МЧП) – это совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом, а также порядок разрешения споров по этим отношениям.
Материальные нормы регулируют гражданско-, уголовно– и административно-правовые отношения. Они устанавливают права и обязанности, т. е. регулируют отношения субъектов тех или иных отношений.
Коллизионные нормы являются особенностью МЧП. В отличие от материальных норм они не регулируют отношения по существу, определяя лишь, право какого государства должно применяться.
Предмет МЧП обозначается через регулируемые отношения. Предмет МЧП составляют гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом.
Отношения МЧП характеризуются двумя признаками:
1. Область регулирования – гражданско-правовые отношения. В широком смысле к ним отнесены брачно-семейные, трудовые отношения, а также процессуальные отношения по урегулированию частноправовых споров.
2. В регулируемых отношениях обязательно присутствует иностранный элемент. Его можно выделить по субъектам отношения, по объекту отношения или по юридическому акту, на основании которого возникает, изменяется или прекращается отношение.
Примеры гражданско-правовых отношений с иностранным элементом: российская компания заключает контракт с иностранной компанией; гражданин РФ наследует недвижимость, находящуюся за границей; гражданину РФ причинен ущерб на территории иностранного государства.
Наличие в отношении иностранного элемента свидетельствует о том, что необходимо применить нормы МЧП. При этом возникают следующие проблемы:
• право какого государства должно быть применено;
• суд какого государства компетентен рассматривать данный спор.
Поэтому к МЧП относятся не только материальные и коллизионные нормы, но также и ряд процессуальных норм, а в предмет МЧП входят некоторые процессуальные отношения.
Рассуждая о месте и роли МЧП в системе права, его обычно относят к отрасли гражданского права. Поэтому не случайно говорят, что МЧП представляет собой своеобразную надстройку гражданского права. В науке существуют и другие точки зрения. Так, учитывая то, что источниками МЧП являются международные договоры, конвенции и соглашения, его относят к международному публичному праву или, объединяя обе правовые дисциплины, говорят о международном праве в широком смысле слова.
МЧП – это специфическая правовая дисциплина, которая оперирует только ей свойственными механизмами, однако нельзя не согласиться с тем, что МЧП как частноправовая дисциплина наиболее тесно связана с гражданским правом, что и отражается в его системе.
Термин «международное частное право» появился в 1834 г. и стал широко применяться с того времени, когда член Верховного суда США Д. Стори употребил его в своем труде «Комментарии к конфликтному праву». Конфликтное, т. е. коллизионное, право и по сей день в западных странах рассматривается как МЧП (intеrnаtiоnаl рrivаtе lаw).
Зачатки МЧП некоторые ученые усматривают уже в римском частном праве. Преторы в своих решениях формировали правила, применявшиеся к отношениям с участием лиц, не являвшихся гражданами Римской империи.
Однако коллизионное регулирование, основа МЧП, появилось только в ХII–ХIII вв. Социально-экономическими предпосылками этого процесса стали: появление государственноподобных образований; развитие социальных, торговых, экономических и других обменов между этими городами и территориями.
В феодальном обществе, основанном на натуральных обменах и прикреплении к земле, развитие торгово-экономических обменов затормозилось. По мере развития буржуазного общества, укрепления государственной власти и обособления суверенных государств, МЧП пополнилось очень важными концепциями, которые известны и современным правоведам в этой области права. В ХVI в. французский юрист Ш. Дюмулен обосновал концепцию автономии воли, согласно которой стороны в сделке, связанной с разными правопорядками, сами могут выбрать применимое право: голландские юристы У. fvбер, П. и И. Вут разработали так называемую голландскую территориальную доктрину, на основе которой, в частности, появилась концепция оговорки о публичном порядке.
Буржуазные доктрины ХIХ в. характеризуются многообразием течений и направлений, среди которых наибольшую популярность получили учения Савиньи и Манчини.
В ХХ в. на развитие МЧП влияли: биполярность мира, разделенного на два противостоящих друг другу лагеря (социалистический и капиталистический); освобождение колоний и появление группы развивающихся государств; развитие процессов региональной экономической интеграции (в частности, как наиболее успешное можно выделить Европейское экономическое сообщество, хотя интеграционные процессы в той или иной форме имеют место); появление многочисленных международно-правовых источников материального и коллизионного регулирования, причем на этот процесс большое влияние стали оказывать международные межправительственные организации: Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Римский институт по унификации частного права (УНИДРУА), а также международные неправительственные организации, напр. Международная торговая палата (МТП).
В этот период очень бурно развиваются концепции правового регулирования международных коммерческих отношений (концепции международного торгового, контрактного, хозяйственного и экономического права).
На современном этапе развития международного частного права нормы национального права, как правило, кодифицируются.
Кодификация – это систематизация нормативно-правовых актов путем их объединения в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение норм, регулирующих определенные отношения.
Кодификация норм МЧП может выступать в двух формах.
Во-первых, она может осуществляться путем принятия закона, кодекса или другого специального нормативно-правового акта. По такому пути, напр., развивается МЧП Польши, Китая, Швейцарии, Германии. В этих странах действуют специальные законы о МЧП.
Во-вторых, она может выступать в форме так называемой «отраслевой кодификации», когда нормы МЧП включаются в нормативные правовые акты, являющиеся результатом кодификации по другим вопросам. Отраслевая кодификация имеется в РФ (Гражданский кодекс РФ, разд. VI), а также в странах СНГ, где гражданские кодексы содержат раздел «Международное частное право».
Кроме положений ГК нормы МЧП содержатся и в других нормативных актах РФ:
• Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 № 60-ФЗ;
• АПК РФ от 24.07.02 № 95-ФЗ;
• Земельный кодекс РФ от 25.10.01 № 136-ФЗ;
• ФЗ от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»;
• Закон РФ от 07.07.93 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»;
• Закон РФ от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».
Нормы МЧП содержатся в нормативных правовых актах бывшего Советского Союза. Они продолжают применяться до принятия в РФ соответствующих законодательных актов.
В качестве субъектов международного сотрудничества по уголовным делам как на национальном, так и на международном уровне выступают не только субъекты уголовного судопроизводства, но и уполномоченные на то различные органы государства, межгосударственные организации и их должностные лица, другие участники.
Среди ученых процессуалистов нет единого мнения относительно понятия и круга субъектов, осуществляющих международное сотрудничество по уголовным делам. По мнению В.В. Щербакова, субъектом международного сотрудничества по уголовным делам являются сами государства5. В.Ш. Табалдиева под субъектом международного сотрудничества по уголовным делам понимает «носителя (индивида или организацию) юридических прав и обязанностей, фактически реализуя которые, он способен вступать в общественные отношения, урегулированные нормами международного и уголовно-процессуального права, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере международной правовой помощи по уголовным делам»6.
В юридической литературе рассматриваются различные
Первую группу составляют государственные органы и должностные лица, уполномоченные на производство уголовно-процессуальной деятельности и, соответственно, на оказание правовой помощи физическим и юридическим лицам в случае нарушения их прав и свобод. К ним относятся: суд, судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, консул.
Вторая группа субъектов включает лиц, заинтересованных в исходе дела и отстаивающих охраняемые законом собственные, защищаемые или представляемые интересы (обвиняемый, подозреваемый, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители и защитник).
К третьей группе субъектов международной правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства относятся лица, привлекаемые к участию в следственных и судебных действиях в связи с процессом
Данная классификация применима к субъектам
Уголовно-процессуальное законодательство России недостаточно полно регламентирует деятельность некоторых субъектов международного сотрудничества по уголовным делам. Так, во многих международных договорах РФ содержатся нормы о возможном участии представителей иностранного государства при производстве процессуальных действий на территории России.
Международная правовая помощь понятие виды и процедура оказания
§ 4. Правовая помощь по гражданским и семейным делам Оказание правовой помощи по гражданским и семейным делам предусматривают межгосударственные и межправительственные договоры России, а также российским законодательством.
Так, в соответствии со ст. 436 ГПК суды России исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий, за исключением случаев, когда: исполнение поручения противоречило бы суверенитету России или угрожало бы безопасности РФ; исполнение поручения не входит в компетенцию суда. Исполнение поручений иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий производится на основе российского законодательства.
Суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий.