Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санитарно-защитная зона кладбища». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если конкретное кладбище подходит под категорию, для которой необходимо выполнять проект санитарно-защитной зоны, то предварительно нужно определиться с исполнителем работ. Это первый и очень важный шаг к разработке не только грамотного проекта, но и получения качественной услуги, избавления от рутинной, сложной и многоэтапной работы.
Виды негативного воздействия от кладбища
Предварительно определяются, а затем закрепляются в проекте СЗЗ следующие виды НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) от мест погребения:
- Физические воздействия – источниками могут быть специальный автотранспорт и автомобили, подъезжающие и покидающие стоянку, мусороуборочные и работы по изготовлению надгробий, строительные и ремонтные мероприятия. Специалисты выполняют расчеты по уровню шума и вибрации, их распространению по местам жилой застройки. Выявляется влияние источников шума и вибрации на психоэмоциональное состояние людей живущих поблизости.
- Биологическое воздействие – возможные источники: котельные на территории кладбища, склад песка и мастерские по изготовлению надгробий и механической обработке камня, дымовая труба крематория, стоянки спецтранспорта и другие. Определяется наличие растений, животных микроорганизмов, чья жизнедеятельность пагубно влияет на окружающую среду.
- Химическое воздействие – встречается очень редко. Тем не менее специалисты должны проверить наличие источников опасных выбросов на территории кладбища и проверить их воздействие на человека и природу.
Основные факторы негативного воздействия в местах захоронения являются наличие крематория и высокий уровень грунтовых вод, степень их сезонного колебания. Прочие источники оказывают не столь выраженное НВОС.
Какие работы нужно провести для выделения СЗЗ кладбища
Правила установления границ санитарно-защитных зон для кладбищ во многом совпадают с правилами и для других объектов:
- Проведение инвентаризации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- Обоснование размеров зоны с созданием проекта;
- Разработанный проект санитарно-защитной зоны кладбища проходит экспертную оценку ФБУЗ. Результатом является экспертное заключение ведомства;
- Документы, включая экспертное заключение ФБУЗ, передаются в Роспотребнадзор. Результат на этом этапе — санитарно-эпидемиологическое заключение;
- Параллельно с последними 2-мя этапами на местность выезжает кадастровый инженер, который составляет карту-план санитарно-защитной зоны с координатами поворотных угловых точек. Эта работа будет необходима при включении зоны в единый государственный реестр недвижимости;
- Проведение измерений по химическим, физическим и др. параметрам с помощью лаборатории для подтверждения рассчитанных размеров СЗЗ;
- Результатом всей работы станет заключение о величине санитарной зоны. Итоговый документ — решение об установлении СЗЗ кладбища. Начиная с 2022 года, проект для 1 класса опасности направляется в центральный Роспотребнадзор, а начиная со 2 класса опасности это компетенция региональных отделений Роспотребнадзора;
- Нанесение границ СЗЗ на кадастровую карту населенного пункта.
Что может размещаться в охранной зоне?
Закон разрешает строительство определенных сооружений в пределах СЗЗ. Основной принцип – в СЗЗ нельзя располагать здания, где люди живут, но можно строить сооружения, где они работают или пребывают. В частности, в сзз кладбища можно размещать некоторые производственные и промышленные здания, постройки для персонала и прочие сооружения, обеспечивающие работу некрополя.
В их число входят:
- нежилые помещения, где располагается дежурный аварийный персонал;
- помещения для жизни рабочих-вахтовиков (не более четырнадцати дней);
- административные сооружения;
- конструкторские бюро;
- лабораторные сооружения.
Также могут располагаться:
- поликлиники;
- закрытые спортивные и оздоровительные сооружения;
- прачечные и бани;
- торговые точки и заведения общепита;
- мотели и гостиницы (но не лечебно-профилактические и оздоровительные сооружения, такие как санатории и больницы);
- гаражи, парковки, стоянки и парки для автомобильного транспорта;
- станции технического обслуживания и автомобильные заправки;
- пожарные станции;
- энергетические подстанции;
- сооружения для водопровода с технической водой, включая насосные станции и станции для оборотного водоснабжения.
Наконец, регламент позволяет:
- проводить местные и транзитные коммуникации и линии электропередачи;
- прокладывать трубы нефтепровода и газопровода;
- бурить глубокие скважины (но только под технический водопровод!).
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни ЭМП превышают ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (таблица предельно допустимых уровней ЭМП для населения, условия при одновременном облучении от нескольких источников).
Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.
Зона ограничения, как и СЗЗ, устанавливается Роспотребнадзором.
Зона ограничений не может иметь статус селитебной территории, а также не может использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т. п.
Статус особо охраняемых природных территорий регулируется Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – закон № 33-ФЗ). При этом необходимо различать:
1) сами особо охраняемые природные территории;
2) охранные зоны таких особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 105 ЗК РФ к ЗОУИТ относятся только охранные зоны особо охраняемых природных территорий (вероятно, по логике законодателя, в данном случае ЗОУИТ является территория, устанавливаемая в связи с существованием определённого объекта, но не сама территория такого объекта, что не отменяет необходимость соблюдения специального режима в границах самого объекта). Правовой режим самих особо охраняемых природных территорий устанавливается путём т. н. зонирования (п. 14 ст. 2 закона № 33-ФЗ в ред. законов № 342-ФЗ и № 505-ФЗ):
- основные (а также при необходимости вспомогательные) виды разрешённого использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории; в случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории;
- в случаях, если разрешённое использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов;
- положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 01.09.2018, должны быть приведены в соответствие с требованиями закона до 01.07.2020;
- до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешённого использования земельных участков, предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 01.07.2020 указанные виды разрешённого использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (п. 6 ст. 26 закона № 342-ФЗ);
- в случае включения населённых пунктов в состав особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 3.1 закона № 33-ФЗ виды разрешённого использования и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются ПЗЗ.
Такое определение ограничений в границах особо охраняемых природных территорий путём установления видов разрешённого использования и предельных параметров не следует путать с градостроительным зонированием (в силу п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий). В данном случае речь идёт просто о способе установления ограничений деятельности в границах особо охраняемой природной территории.
Законно ли размещать кладбище в 50 метрах от границы жилого дома?
Кладбища располагаются в пригородной зоне с учетом требований санитарной и экологической безопасности. В санитарно-защитной зоне нельзя располагать дачи, коттеджи, скважины для забора воды, площадки для детских игр и спортивных состязаний, а в уже построенных для обслуживания кладбищ служебных помещениях работники должны работать строго ограниченное время.
Использование территорий, на которых располагались захоронения, разрешено не ранее чем через 20 лет после их переноса и только в целях озеленения. Если в ходе строительных работ были обнаружены могилы, грунт с этой территории не должен использоваться. Участок необходимо рекультивировать. На нем нельзя строить дороги, жилые и производственные здания.
Глубина залегания водоносного слоя должна быть больше 2,5 метров, а воду для питьевых нужд нужно брать из более высокого водоносного слоя или с верхней точки по отношению к кладбищу. До водозабора от границ традиционного кладбища должно быть не меньше километра. Отходы работы организаций, занимающихся хранением и омовением тел, считаются токсичными. Стоки должны обеззараживаться и разбавляться перед попаданием в канализацию.
Ветер со стороны крематория и даже традиционного кладбища должен преимущественно дуть в противоположную сторону от заселенных территорий. Защитная зона кладбищ не должна совпадать с жилой застройкой, а также с территориями санаториев, курортов и прочих зон, используемых населением для отдыха и рекреации.
При эксплуатации объекта в штатном режиме санитарная зона должна обеспечивать его безопасность для проживающей на близлежащей территории населения. Предусматриваемые ограничения в использовании земель возле кладбищ и крематориев снижают физическое, химическое и биологическое воздействие на среду обитания до нормативных показателей.
Что же касается негативного влияния тела отдельного умершего человека, то оно несколько преувеличено. Для здорового человека мифический «трупный яд», который на самом деле является комплексом из нескольких токсичных веществ, образующихся при разложении органики, не может представлять опасности. Ослабленный организм при контакте с ними может получить головокружение, тошноту и прочие далеко не смертельные осложнения. Известные случаи гибели после контакта с трупом вызваны скорее не ядом, а теми вирусами, которые изначально послужили причинами смерти.
СЗЗ кладбища — это санитарно-защитная зона, которая служит для защиты жилых домов, источников водозабора и других уязвимых к вредным воздействиям объектов, расположенных вокруг территории объекта, в данном случае — организованного места захоронения. Ее ширина зависит от нескольких факторов, главные из которых — площадь и наличие печей для крематория. Разработка проекта по обоснованию и установлению санитарно-защитной зоны кладбища, исключения и ограничения нормативно закреплены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Вам нужен проект СЗЗ кладбища? Напишите, и мы предложим лучший план для вашей ситуации, ответим на все вопросы
Есть три случая, когда проведение работы по определению размеров и формы защитной зоны должны проводиться:
- При планировании и создании новых мест организованного погребения. Если план не обязателен, натурными измерениями проводится подтверждение этого факта.
- Расширение или модернизация объекта. Например, установка печи крематория на ранее действовавшем месте захоронений автоматически переводит его в высшие первый или второй классы опасности.
- В ответ на требования Роспотребнадзора. Они могут быть инициированы жалобами жильцов, проживающих рядом с объектом. В Роспотребнадзоре эти обращения проверяются, при необходимости делается запрос администрации места захоронения.
Выделили землю под строительство вот только не далеко от кладбища. Подскажите, пожалуйста, на каком расстоянии от кладбища можно строить частный жилой дом?
Надо отметить, что расстояние от стен жилого дома до кладбища регламентируют несколько документов. Причем имеются в этих документах некоторые различия при установлении расстояний от стен жилых домов до некрополей различного типа. Так в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» указывается, что для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 гасанитарно-защитная зона – расстояние до жилых домов должно быть не менее500 метров. Для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20га –300 м, а закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища –50 м. При этом в СНиП 2.07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», указывается, что расстояния от стен жилых домов до кладбища традиционного захоронения и после кремации (смешанного типа) следует принимать не менее300 метров. Кладбища для погребения после кремации не менее100 метров. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до100 метров. В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее100 метров(п.5.5*, СНиП 2.07.01-89*). Поскольку первый документ более «свежий», то, я полагаю, надо им и руководствоваться.
Росреестр разъяснил правила строительства домов на берегу водоемов
В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.
Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.
В свою очередь, установление СЗЗ не требуется в следующих случаях:
- Предприятия с численностью в штате до 15 человек. При доказательстве натурными исследованиями соблюдения нормативных значений влияния выбросов и измерений уровней физических влияний на воздух в пределах надзорных мероприятий. Или в рамках производственного контроля.
- Предприятия, которые относятся к IV и V классам, входящих в классификацию СанПиНа. Для них в СанПиНе установлена ориентировочная граница, которую необходимо подтвердить натурными исследованиями без разработки проекта. В случае подтверждения непревышения ПДК и ПДУ в рамках натурных исследований, проект не разрабатывается.
Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.
Обратите внимание, что одних жалоб населения недостаточно для начала процесса разработки СЗЗ. Данную процедуру предписывает Роспотребнадзор, куда недовольные жители и обращаются.
Рассмотрим типы кладбищ и крематориев, встречающиеся в СанПине:
Класс I — ориентировочный размер СЗЗ 1000 метров.
Крематории, при количестве печей более одной.
Класс II — ориентировочный размер СЗЗ 500 метров.
1) Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. Причем, размещать кладбища площадью более 40 га запрещено в принципе.
2) Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.
Обратим внимание, что данные типы кладбищ и крематориев по классу опасности находятся в одном перечне с полигонами твердых бытовых отходов и полигонами токсичных отходов.
Класс III — ориентировочный размер СЗЗ 300 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га.
Класс IV — ориентировочный размер СЗЗ 100 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га.
Класс V — ориентировочный размер СЗЗ 50 метров.
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.
В проекте ориентировочной СЗЗ для кладбищ определяются следующее виды НВОС (при их наличии):
- химическое воздействие (Определяются источники выбросов на территории объектов; объем выбросов и их рассеивание в атмосферном воздухе; фоновое загрязнение территории объекта с учетом и без учета его вклада в загрязнение атмосферы. Рассчитывается объем образования отходов; выявляется их способ утилизации и размещения. Определяется расчет объемов сточных вод в канализацию и водные объекты (реки, озера).
- биологическое воздействие (Определяется наличие и степень пагубного влияния патогенных микроорганизмов, растений и животных на воздух).
- физическое воздействие (Рассчитывается уровень шума и уровень вибрации, электромагнитных полей и ионизирующих излучений, электромагнитное излучение; их распространение по площади жилой застройки; психо-эмоциональное влияние на людей, проживающих вблизи местности кладбища и другие физические факторы).
В практике нашей компании мы встречались только с кладбищами, которые оказывают химические и физические влияния.
К источникам выбросов на территории кладбища могут относиться:
- работа специального автотранспорта на контейнерной площадке для сбора ТБО;
- парковка;
- котельная в административном здании на территории кладбища;
- стоянка специальной техники;
- ремонтная зона;
- склад песка;
- помещение по изготовлению надгробий (пересыпка цемента, песка, щебня);
- помещение по механической обработки камня;
- дымовая труба крематория (если есть крематорий);
- другие источники.
Возможные источники шума на территории кладбища:
- работа специального автотранспорта на площадке;
- работа двигателей автомобилей на автостоянке;
- мусороуборочные работы на контейнерной площадке;
- работа в помещении по изготовлению надгробий;
- осуществление ремонтных, строительных работ;
- другие источники.
Сокращение границ СЗЗ для кладбища
В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.
Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.
Когда санитарно-защитная зона считается установленной
Когда санитарно-защитная зона считается установленной
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N
52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее -санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух
(химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Поскольку ранее механизм постановки на кадастровый учет СЗЗ был недостаточно урегулирован, ПостановлениемПравительства РФот 3 марта 2018 г. N 222 Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» предусмотрены переходные положения.
Так, в соответствии с п.2 Постановления Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии с п.3. Постановления в случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны,допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Санитарно-защитные зоны от производственно-коммунальных объектов
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 приняты следующие ориентировочные размеры СЗЗ промышленных объектов и производств:
— I класса опасности – 1000 м;
— II класса – 500 м;
— III класса – 300 м;
— IV класса – 100 м;
В поселке Шалакуша имеются:
— 2 скотомогильника-биологические камеры (СЗЗ – 500 м);
— 2 кладбища (СЗЗ – 50 м);
— 2 пилорамы (СЗЗ 100 м);
— хлебопекарня (СЗЗ 50 м – от источника воздействия на окружающую среду);
— электроподстанция (СЗЗ 170 м);
— «Шалакушский лесопильный завод» (СЗЗ 100 м);
— «Шалакуша ВУД Процессинг Индустри» (СЗЗ 100 м);
— лесопункт «Шалакушалес» (СЗЗ 50 м);
[3]
— баня общественная (СЗЗ 50 м – от источника воздействия на окружающую среду);
— котельная (СЗЗ 50 м – от источника воздействия на окружающую среду);
— гаражи, склады (СЗЗ 50 м);
— территория для эксплуатации дороги к крановому узлу (СЗЗ 50 м);
— территория ОАО «СПК Колхоз имени Ленина» (СЗЗ 300 м) – расположена вне территории населенного пункта, непосредственно сразу за границей;
— гаражи ОАО «СПК Колхоз имени Ленина» (СЗЗ 100 м).
Таблица 9‑1 Основные требования по организации и режимы использования территорий санитарно-защитных зон, определённые в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
Санитарно-защитная зона является обязательным элементом промышленного предприятия и объекта, являющегося источником химического, биологического или физического воздействия. Уровень загрязнения или уровень воздействия в ней выше нормативов, принятых для селитебных территорий. Представление земельных участков в границах СЗЗ производится при наличии заключения территориальных органов Роспотребнадзора об отсутствии нарушений санитарных норм и правил.
Достаточность ширины санитарно-защитной зоны должна быть подтверждена выполненными по согласованным и утвержденным в установленном порядке методами расчета рассеивания выбросов в атмосфере для всех загрязняющих веществ, распространения шума, вибрации и электромагнитных полей с учетом фонового загрязнения среды обитания по каждому из факторов за счет вклада действующих, намеченных к строительству или проектируемых предприятий.
Ограничения градостроительной деятельности, связанные с СЗЗ, носят временный характер и подлежат корректировке в системе градостроительного и санитарно-гигиенического мониторинга.
Санитарно-защитная зона кладбища
Предварительно определяются, а затем закрепляются в проекте СЗЗ следующие виды НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) от мест погребения:
- Физические воздействия – источниками могут быть специальный автотранспорт и автомобили, подъезжающие и покидающие стоянку, мусороуборочные и работы по изготовлению надгробий, строительные и ремонтные мероприятия. Специалисты выполняют расчеты по уровню шума и вибрации, их распространению по местам жилой застройки. Выявляется влияние источников шума и вибрации на психоэмоциональное состояние людей живущих поблизости.
- Биологическое воздействие – возможные источники: котельные на территории кладбища, склад песка и мастерские по изготовлению надгробий и механической обработке камня, дымовая труба крематория, стоянки спецтранспорта и другие. Определяется наличие растений, животных микроорганизмов, чья жизнедеятельность пагубно влияет на окружающую среду.
- Химическое воздействие – встречается очень редко. Тем не менее специалисты должны проверить наличие источников опасных выбросов на территории кладбища и проверить их воздействие на человека и природу.
Основные факторы негативного воздействия в местах захоронения являются наличие крематория и высокий уровень грунтовых вод, степень их сезонного колебания. Прочие источники оказывают не столь выраженное НВОС.
Если конкретное кладбище подходит под категорию, для которой необходимо выполнять проект санитарно-защитной зоны, то предварительно нужно определиться с исполнителем работ. Это первый и очень важный шаг к разработке не только грамотного проекта, но и получения качественной услуги, избавления от рутинной, сложной и многоэтапной работы.
Обязательно с исполнителем заключается договор. В документе прописываются основные пункты сотрудничества – сроки и стоимость выполнения работ, другие значимые условия.
Этапы получения санитарно-защитной зоны кладбища:
- передаются исходные данные от заказчика исполнителю, в том числе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющиеся планы – генеральный, ситуационный, другая документация;
- выполняется инвентаризация места захоронения, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- разрабатывается проект обоснования размеров СЗЗ для кладбища, расчеты выполняются с применением действующих методических пособий и специальных программных средств;
- разработанный проект подается на утверждение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с целью получения от данной организации экспертного заключения;
- полученное заключение экспертов от ФБУЗ (ФБУН) и другая документация подается в Роспотребнадзор для получения санитарно-эпидемиологического заключения;
- осуществляются посезонные натурные исследования согласно плану-графику мониторинга на границе СЗЗ и передаются в лабораторию, которая имеет аккредитацию в данной сфере;
- составляется отчет «О подтверждении удовлетворительности или недостаточности первоначально установленной величины защитной зоны»;
- вновь документы подаются в Роспотребнадзор для получения согласования и Постановления «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для кладбища» за подписью главного санитарного врача.
Прохождение всех этапов по проектированию, получению и утверждению санитарно-защитной зоны кладбища занимают длительный период. В связи с данным обстоятельством разработкой СЗЗ кладбищ занимаются компании, которые специализируются на инженерных изысканиях и, в частности, занимаются экологическими исследованиями и проектированием.
Иногда возникают ситуации, когда требуется сократить границы санитарно-защитной зоны места захоронения. Если ограничительная линия СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащей застройки жилыми и общественными зданиями, то необходимо выполнить расчеты. Это дает практическое обоснование, что на вновь очерченной границе санитарно-защитной зоны выдерживаются санитарные нормы согласно требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 по следующим показателям:
- качеству атмосферного воздуха;
- показателям звукового давления и уровня шума.
Также сократить СЗЗ представляется возможным, если площадь кладбища уменьшилась, то есть изменился класс опасности. Бывают случаи изменения профильной деятельности объекта.
Стоимость сокращения санитарно-защитной зоны мест погребения у разных компаний может варьироваться в широком диапазоне. Обычно в прайс-листе представлена базовая цена на комплексную услугу, с учетом того, что исходные данные представлены заказчиком. Исполнитель включает в стоимость осуществление следующих мероприятий:
- разработка проекта;
- согласование документации и получение экспертного заключения;
- составление отчета;
- получение требуемого Постановления.
Есть три случая, когда проведение работы по определению размеров и формы защитной зоны должны проводиться:
- При планировании и создании новых мест организованного погребения. Если план не обязателен, натурными измерениями проводится подтверждение этого факта.
- Расширение или модернизация объекта. Например, установка печи крематория на ранее действовавшем месте захоронений автоматически переводит его в высшие первый или второй классы опасности.
- В ответ на требования Роспотребнадзора. Они могут быть инициированы жалобами жильцов, проживающих рядом с объектом. В Роспотребнад��оре эти обращения проверяются, при необходимости делается запрос администрации места захоронения.
Разработка проекта СЗЗ для кладбища
Санитарно-защитные зоны кладбищ устанавливаются для обеспечения нормативного расстояния до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, а также для соблюдения требований санитарной охраны водных источников, почв. Для кладбищ площадью менее 20 га ширина СЗЗ — 300 м, для закрытых кладбищ ширина СЗЗ — 50 м.
— проведение работ по озеленению и благоустройству территории;
— размещение объектов, связанных с ритуальными услугами.
— строительство жилых зданий, объектов общественно-делового и рекреационного назначения, водозаборных сооружений, складов продовольственных товаров, предприятий пищевой промышленности;
— предоставление земель для садоводства и огородничества.
В границах СЗЗ кладбищ, крематориев, зданий и сооружений ритуального назначения запрещается: строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.
Статья 61. Ограничения на территории зон шумового дискомфорта городских и внешних автодорог, на территории санитарно-защитных зон железнодорожного транспорта, магистральных трубопроводов
1. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок устанавливается санитарный разрыв – расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
- Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
- Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.
- Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.
- Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.
- Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.
При разработке проектов санитарно-защитных сон специалисты руководствуются СанПин 2.2.1/2.1.1 .1200-03, в котором все места захоронения разделены на пять групп:
- I класс – рекомендуемый размер СЗЗ 1000 метров. В данную категорию входят крематории с количеством печей более одной;
- II класс – рекомендуемый размер СЗЗ 500 метров. В этой части классификации заявлены следующие объекты:
- кладбища площадью от 20 до 40 га со смешанным и традиционным типом захоронения;
- крематории с единственной однокамерной печью, где не предусмотрены подготовительные и обрядовые процессы.
- III класс – рекомендуемый размер СЗЗ 300 метров. В эту категорию включены кладбища площадью от 10 до 20 га со смешанным и традиционным типом захоронения.
- IV класс – рекомендуемый размер СЗЗ 100 метров. В данную часть классификации входят кладбища площадью10 га и менее со смешанным и традиционным типом захоронения.
- V класс – рекомендуемый размер СЗЗ 50 метров. В данной группе находятся мемориальные комплексы, закрытые кладбища, колумбарии, сельские и кладбища с погребениями после кремации.
Кладбища с I по III классами опасности обязательно попадают под категорию, для которой необходимо разрабатывать проект санитарно-защитной зоны. Для мест захоронения с IV и V классами опасности санитарно-защитная зона не нужна.
Необходимо отметить, что если от жителей домов, расположенных неподалеку от кладбища поступают жалобы по поводу загрязнения воздуха, воды или шума, вызванных работой объекта, то СЗЗ проектировать необходимо независимо от того, под какую классификацию попадает место захоронения.
Если возникают сомнения, требуется ли разработка проекта санитарно-защитной зоны конкретного кладбища, то лучше обратиться в компанию подобную ООО «ГЕОЭксперт», которые профессионально занимаются экологическим проектированием по доступной цене. Только специалисты дадут правильную оценку объекту, выполнят необходимые расчеты и подскажут, нужно ли выполнять проект СЗЗ.
Каким кладбищам необходимо установление СЗЗ
Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.
Обратите внимание, что одних жалоб населения недостаточно для начала процесса разработки СЗЗ. Данную процедуру предписывает Роспотребнадзор, куда недовольные жители и обращаются.
Негативные влияния кладбища
В соответствии с характером влияния могут проводиться различные расчетные мероприятия для определения санитарной зоны кладбища.
С целью определения степени химического воздействия необходимо опередить источник загрязнения, оценить степень рассеивания выбросов, рассчитать количество отходов, которые образовываются на территории, а также рассчитать объем сточных вод.
Для определения физических факторов необходимо осуществить замеры уровня шума, вибрации, различных полей и излучений. Оценить их распространение по жилым территориям. Немаловажным фактором является психоэмоциональное воздействие на состояние человека в связи с таким близким соседством.
Оценка биологического воздействия производиться путем определения степени негативного воздействия микроорганизмов, растений и животных на воздух.