Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.13 Налоги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.
Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.
К элементам налога относятся:
-
налогоплательщик;
-
объект налогообложения;
-
налоговая база;
-
единица обложения;
-
налоговые льготы;
-
налоговая ставка;
-
порядок исчисления;
-
налоговый оклад;
-
источник налога;
-
налоговый период;
-
порядок уплаты;
-
срок уплаты налога.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
-
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
-
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Meждy пpямыми и кocвeнными нaлoгaми имeютcя cyщecтвeнныe paзличия.
Taк, пpямыe нaлoги пepeчиcляютcя в бюджeт тoлькo c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв и имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa. B чacтнocти, пpямым нaлoгoм oблaгaютcя:
- движимoe и нeдвижимoe имyщecтвo;
- зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, oтпycкныe и иныe дeнeжныe выплaты,
- пpoизвoдимыe пo мecтy paбoты coтpyдникa;
- цeнныe бyмaги;
- пpибыль, пoлyчeннaя пpи oткpытии coбcтвeннoгo бизнeca.
Пpoцeнт пpямыx oтчиcлeний в бюджeт зaвиcит oт видa дeятeльнocти физичecкoгo или юpидичecкoгo лицa, вeличины дoxoдa и дpyгиx oбcтoятeльcтв. Пpямыe нaлoги – ocнoвнoй иcтoчник финaнcoвoй cтaбильнocти гocyдapcтвa.
Baжныe ocoбeннocти дoбaвoчныx cбopoв
Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:
- oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
- выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
- пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
- зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
- yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).
Налогоплательщик-фрилансер
В категории физ. лиц существуют виды налогоплательщиков, в отношении которых закон предусматривает дополнительные требования по налогообложению. О некоторых стоит упомянуть особо.
Фриланс становится все более популярным способом самозанятости. И если кому-то это дело начинает приносить заметный доход, появляется повод задуматься о налогообложении. Фискальные органы службу свою знают, и лучше не дожидаться момента, когда они заметят вас самостоятельно.
На практике, время для этого наступает, когда месячный доход достигает 50 тыс. руб. При таком размере затраты на легальное индивидуальное предпринимательство в различных его формах перестанут быть неподъемными. В Российской Федерации у фрилансера есть несколько методов вносить в гос. бюджет свою лепту.
Главное условие сопровождающее уплату сбора
Главным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим процесс сбор от налога, является совершение по отношению к плательщику (чаще всего, в его роли выступает какой-либо частный субъект) со стороны государственного органа юридически значимых деяний. Под определенными значимыми деяниями юридической направленности необходимо понимать разновидность юридических фактов, которые в свою очередь являются закрепленными в гипотезах правовых норм конкретных жизненных обстоятельств, наступление которых влечет за собой юридические последствия в виде появления, изменения или прекращения отношений правового порядка.
В соответствии с 8 статьей НК к юридически значимым действиям также имеет отношение предоставление специальных прав и выдача разрешений.
Анализ законодательства о налогах, а также сборах дает право сделать конкретный вывод: предоставление определенных прав в свое время означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения. Согласно 3 части 55 статьи Конституции допускается ограничение свобод, а также прав человека и гражданина законом федеральной направленности в той мере, в какой это требуется в целях защиты основ строя конституционного порядка, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны, и безопасности государства.
Положения названной нормы конституционного порядка обычно используются и в сфере формирования определенных государственных доходов. При этом государство вполне может применять определенные ограничения свобод, а также прав для пополнения тех или иных финансовых ресурсов. Привлечение средств денежного характера в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений осуществляется в результате:
- установления специальной монополией государственного характера на производство конкретных видов товара, выполнение работ, оказание различных услуг и, следовательно, исключения свободного доступа других субъектов в данной сфере деятельности;
- предоставления на какой-либо возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, которая отнесена к монополии государства.
Тесты к дисциплине: «Налоги и налогообложение»
Возникновение и развитие налогообложения
1. Что являлось первоначальной формой налога:
а) поземельный налог;
б) поголовная подать;
в) жертвоприношение
2.В каком из древних государств уже существовала налоговая система:
а) Древняя Греция;
б) Древний Египет;
в) Древний Рим
3.В каком из древних государств уплата налогов носила добровольный характер:
а) Византия;
б) Древняя Русь;
в) Древняя Греция
4.Кто занимался сбором налогов в древних государствах:
а) налоговые служащие;
б) откупщики;
в) комиссия при министерстве финансов?
5.В каком из древних государств налоги не взимались в мирное время:
а) Древняя Русь;
б) Древний Египет;
в) Древний Рим
6. Какой налог являлся наиболее обременительным в Древней Руси во времена нашествия татаро-монгольского ига:
а) гербовый сбор;
б)«выход», взимаемый с каждой души мужского пола и головы скота;
в) «соха»?
7. При каком российском императоре/императрице была введена подушевая подать:
а) Екатерине II;
б) Александре I;
в) Петре I
8.При каком российском императоре/императрице началась поэтапная отмена подушевой подати:
а) Петре I;
б) Александре III;
в) Екатерине II?
9. Какие налоги занимали наибольший удельный вес в казне Российского государства при Петре I:
а) прямые;
б) косвенные;
в) равнозначно и прямые, и косвенные?
10. Каким образом отразилась на доходной части российской казны замена винных откупов на питейные акцизы:
а) доходы не изменились;
б) доходы увеличились;
в) доходы снизились?
11. Какие налоговые преобразования были осуществлены в период правления Александра II:
а) введены питейные акцизы;
б) увеличена подушевая подать;
в) повышены ставки поземельного налога
12. Когда была отменена подушевая подать в России:
а) в XV в.;
б) в XIX в.;
в) в XVII в.
13. Каков вклад министра финансов СЮ. Витте в реформирование системы налогообложения в России:
а) предпринята попытка практической реализации принципа соразмерности налогообложения;
б) заменены винные откупа на питейные акцизы;
в) учреждены специальные органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов?
14. Какая функция была присуща налогам в древних государствах:
а) стимулирующая;
б) регулирующая;
в) фискальная
Элементы налога
1. Налог — это:
а) обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;
б) обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;
в) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж,
взимаемый с юридических и физических лиц в целях формирования государственных финансов.
2. Какой из перечисленных элементов налогообложения не является обязательным при установлении налога:
а) налоговая база;
б) налоговая ставка;
в) налоговые льготы
3. Налоговая ставка — это:
а) процентная величина от объекта налогообложения;
б) величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;
в) фиксированная величина от объекта налогообложения.
4. Какой из способов уплаты налога предполагает внесение налога в бюджет соответствующего уровня до получения дохода:
а) у источника выплаты;
б) по декларации;
в) когда налог исчисляется налоговым органом
5. Прогрессивное налогообложение — это:
а) уменьшение налоговой ставки с ростом налоговой базы;
б) увеличение налоговой ставки с ростом налоговой базы;
в) когда налоговая ставка не изменяется.
6. Когда плательщик и носитель налога являются одним лицом:
а) при косвенном налогообложении;
б) при прямом налогообложении;
в) никогда не являются?
7. Налоговая база — это:
а) предмет, подлежащий налогообложению;
б) стоимостная, физическая, иная характеристика объекта налогообложения;
в) период времени, по истечении которого возникает обязанность исчислить и уплатить налог.
8. Обязанность уплатить налог возникает, если:
а) установлена налоговая ставка и налоговый период;
б) установлены объекты налогообложения и налоговые льготы;
в) установлены налогоплательщики и все элементы налогообложения.
Классификация налогов
1. К какому налогу следует отнести транспортный налог по уровню установления:
а) к местному;
б) федеральному;
в) региональному
2. К какому налогу следует отнести налог на прибыль в зависимости от принадлежности к уровню бюджета:
а) к закрепленному;
б) регулирующему;
в) налогу с процентной (пропорциональной) ставкой налога?
3. Как классифицируются налоги в зависимости от их использования:
б) на федеральные, региональные и местные;
в) общие и специальные;
а) прямые и косвенные
4. Налог на имущество физических лиц в за��исимости от ставок налогообложения относится:
а) к налогу с твердой ставкой;
б) налогу с процентной прогрессивной ставкой;
в) налогу с процентной пропорциональной ставкой.
5. Земельный налог:
а) полностью зачисляется в местный бюджет;
б) распределяется между местным и федеральным бюджетом;
в) распределяется между федеральным и региональным бюджетом.
6. Налог на добавленную стоимость взимается:
а) с юридических лиц;
б) с физических лиц;
в) с юридических и физических лиц.
7. Как классифицируются налоги в зависимости от уровня власти, устанавливающего их: а) налоги с твердой и процентной ставкой;
б) прямые и косвенные;
в) федеральные, региональные и местные
8. К какому налогу относится единый социальный налог в зависимости от принадлежности к уровню бюджета:
а) закрепленному;
б) регулирующему;
в) налогу с твердой (регрессивной) налоговой ставкой
9. К специальным налогам относятся: правильный ответ (ЕСХН, УСН, ЕНВД)
а) налог на прибыль и налог на имущество организаций;
б) налог на доходы и имущество физических лиц;
в) транспортный налог, единый социальный налог.
10. Как классифицируются налоги в зависимости от принадлежности к уровню бюджета:
а) прямые и косвенные;
б) общие и специальные;
в) закрепленные и регулирующие
Функции налогов
1. Регулирующая функция налогов позволяет государству:
а) обеспечивать пополняемость бюджета;
б) стимулировать предпринимательскую активность;
в) регулировать экономические процессы внутри страны.