Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за вождение без страховки ОСАГО в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Езда без страховки в России в 2021 году станет более «прозрачной»: за нарушителями будут следить видеокамеры. Оборудование будет фиксировать автомобили, а затем проверять, застрахованы ли они. Водители, которые решили сэкономить на ОСАГО, получат письма – им придется заплатить штраф.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Снимают ли государственные регистрационные знаки, если нет ОСАГО, в 2022 году?
До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.
Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.
В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).
В 2022-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.
ДТП случилось из-за технической неисправности, а у виновника есть пройденный техосмотр. Кому тогда грозит регресс?
В РСА заверили, что если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, регресс по причине неисправности транспортного средства к нему предъявлен быть не может. В такой ситуации, в соответствии с п. 2 ст. 14 закона «Об ОСАГО», страховщик имеет право предъявить регрессное требование к оператору пункта техосмотра, который оформил диагностическую карту и указал, что автомобиль исправен и безопасен. Об этом предупредил Игорь Лаппи из «Совкомбанк Страхование». То же самое заявили в ВСК, но с оговоркой, что с такими ситуациями пока не сталкивались.
Опрошенные эксперты в области автострахование отметили, что пока равно делать выводы и прогнозы о том, как страховщики будут работать в условиях перехода на добровольный техосмотр. В частности, о необходимости подождать первые результаты новой практики заявил автоюрист Сергей Беляков.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
Когда проводится техосмотр?
Все правила проведения данного процесса приводятся в ФЗ №170. В этом нормативном акте содержится информация о том, когда требуется проходить техосмотр, а также как правильно составляется диагностическая карта ответственным специалистом.
Два раза в год процедура выполняется владельцами следующих транспортных средств:
- машин, используемых в качестве такси;
- автобусов, предназначенных для перевозки людей;
- грузовых автомобилей, предназначенных для транспортировки людей;
- специализированных машин, применяемых во время перевозки опасных грузов.
Для остальных автомобилей срок прохождения техосмотра определяется в зависимости от года их выпуска. Для этого учитываются параметры:
- в течение первых трех лет после выпуска машины не требуется проходить техосмотр;
- если возраст машины находится в пределах от 3 до 7 лет, то диагностическая карта получается раз в два года;
- если авто старше 7 лет, то ТО осуществляется ежегодно.
Если автомобиль оборудован разными специализированными световыми или звуковыми сигналами, то приходится проходить технический осмотр каждый год. Это же относится к машинам, применяемым для обучения водителей.
В результате ТО выдается водителю специальная диагностическая карта, содержащая сведения о состоянии авто. Без нее невозможно купить страховой полис ОСАГО на машину старше трех лет.
В Правилах указаны основные правила проведения ТО:
- в силу п. 4 Правил, во время проведения ТО ТС не проверяется на соответствие требованиям, если соответствующий элемент конструкции, подлежащий проверке, не был предусмотрен конструктивно (например, ремень безопасности);
- согласно п. 13 Правил, ТО проводится методами визуального, органолептического контролирования, или с применением средств техдиагностирования (в том числе, и передвижных средств);
- перечни средств техдиагностирования представлены в Приказе Минпромторга № 1677 от 6 декабря 2001 года «Об утверждении… «;
- на основании п. 14 Правил, в Приложении 2 к Правилам можно посмотреть, сколько по времени займет техосмотр;
Сроки прохождения ТО для различных классов ТС определены в ст. 15 Закона:
Категория ТС | Периодичность прохождения планового технического осмотра |
Такси, автобусы, грузовые машины с кол-вом сидячих мест свыше 8, специализированные ТС, предназначенные для транспортировки опасных грузов | Каждые полгода |
Легковые авто, грузовые с массой до 3500 кг, мототранспортные средства, если все таковые старше 7 лет | Каждый год |
Грузовики с массой более 3500 кг, ТС, на которых проходят обучение в автошколах, ТС со специальными сигналами | Каждый год |
Легковые ТС, грузовые до 3500 кг, мототранспортные средства, если все таковые младше 7 лет, но старше 3 лет | Каждые 2 года |
Соответственно, для легковых машин, грузовых до 3500 кг и мотоциклов проходить ТО не нужно, если с момента выпуска прошло менее 3 лет.
Выход из ситуации при ДТП и просроченном ТО
Отсутствие проверки о исправности авто при возникновении ДТП имеет довольно серьёзные последствия, поэтому проверка должна проводиться в обязательном порядке независимо от категории транспортного средства.
В случае наличия страховки, процедура оформляется по всем правилам, через компанию с последующим проведением анализа возникшей ситуации на дороге. Если же причиной аварии станет неисправность транспорта с отсутствием диагностической карты, то полис не покроет расходы по ремонту.
Важно! Согласно правовым нормам закона, категории автомобилей с обязательным наличием ТО при его отсутствии получают отказ от страховой компании, а водитель обеспечивает ремонт транспорта за свой счёт.
Если водитель ездит по доверенности, то штраф за отсутствие технического осмотра несёт он. Так как истинный владелец в соответствии с законом не подвергается данному виду ответственности. Заявления и документы? Поэтому главной задачей является соблюдение установленных норм в отношении выявления неисправностей в транспортном средстве.
Новый штраф за отсутствие техосмотра в России – сколько и когда вступит в силу?
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Хотя, по некоторым слухам, внедрение состоится в 2021 году. Но достоверных подтверждений нет, а начало работы системы, по словам представителей Госавтоинспекции, будет заблаговременно анонсировано в СМИ.
С 01.03.2021 вступают в силу новые «Правила проведения технического осмотра транспортных средств», утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1434 (далее — Правила ТО) на основании новой редакции федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств …» (далее — Закон № 170-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 170-ФЗ основной целью проведения технического осмотра (далее — ТО) является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности в порядке, установленном правилами его проведения.
Технический осмотр проводится на платной основе (предоплата) по договору, заключенному с оператором ТО и с периодичностью, установленной ст. 15 Закона № 170-ФЗ:
- раз в два года — для автомобилей в возрасте от 4-х до 10-ти лет;
- ежегодно — для автомобилей старше 10-ти лет;
- ежегодно — для легковых такси, автобусов, грузовых и иных автомобилей по перечню, возрастом до 5-ти лет; а если те же транспортные средства имеют возраст свыше 5-ти лет — каждые полгода.
Ездить без техосмотра на новой машине разрешено в первые четыре года, включая год ее выпуска в обращение, при этом новый легковой автомобиль должен иметь разрешенную массу до 3,5 тонн (ч. 2 ст. 15 Закона № 170-ФЗ). Исключение составляют транспортные средства, указанные в п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ.
В соответствии со ст. 4 федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40-ФЗ), на территории России запрещается использование транспортных средств, на которые их владельцы не оформили страховку ОСАГО. За управление автомобилем без полиса ОСАГО предусмотрена административная ответственность.
Согласно пп. е) п. 3 ст. 15 Закона № 40-ФЗ, для заключения договора ОСАГО владелец транспортного средства должен представить страховщику информацию о техосмотре. Из-за этого требования купить ОСАГО без диагностической карты, как правило, невозможно. Однако в этом же подпункте содержится и перечень ситуаций, когда страховку без техосмотра оформить все же можно.
Например, получить полис ОСАГО без диагностической карты можно в тех случаях, когда по законодательству транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо периодичность проведения техосмотра составляет шесть месяцев. Так, если автомашине не исполнилось четырех лет с года выпуска в обращение, то ее владелец вправе заключить договор ОСАГО (в т. ч. ОСАГО-онлайн) без диагностической карты.
На практике могут возникнуть исключительные ситуации, когда ездить на машине без диагностической карты необходимо. Возможно ли это по закону?
Проиллюстрируем на примере. Гражданин приобрел с рук подержанную автомашину, у которой нет ни техосмотра, ни полиса ОСАГО. Возникает вопрос: как пройти техосмотр, если нет страховки?
Ответ содержится в п. 3 ст. 10 Закона № 40-ФЗ, который позволяет оформить договор ОСАГО на срок, не превышающий 20 дней и получить возможность доехать до места проведения техосмотра. Предъявления диагностической карты для заключения такого договора не требуется.
Аналогичное право предоставлено и тем собственникам, которым после приобретения транспортного средства необходимо добраться на нем до места регистрации.
- просчитываем стоимость полиса;
- согласуем с заказчиком детали, оформляем полис;
- передаем документ в отдел доставки.
Гарантируем доставку полиса через два часа или на следующий день после его оформления. Клиент подписывает представленные курьером договор и две квитанции с оплатой на месте. Подписанную копию полиса ОСАГО и заявления мы передаем страховой компании.
Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка?
В законодательстве Российской Федерации уже не первый год рассматриваются вопросы поощрения своих должников за своевременную оплату штрафа. В 2021 году также будет действовать 50% скидка на своевременную оплату штрафа. Автомобилист должен будет внести штраф в течение 20 дней после его получения.
Так, например, если автомобилист получил штраф за отсутствие страхового полиса, то в течении первых 20 дней он должен будет внести всего 400 рублей, а при просроченном полисе всего 250 рублей.
После того, как появились цифровые технологии, происходит их постоянное использование различными органами государственной власти. Это затронуло даже штрафы, накладываемые автомобилистам за отсутствие страхового полиса на автомобиль. На данный момент происходит активное внедрение технологий определения наличия или отсутствия полиса по номеру транспортного средства специальными стационарными камерами. Такие камеры уже установлены и работают в Москве и в Московской области.
В грядущем 2021 году органы государственной власти планируют установить такие технологии и в других регионах страны. Так что в 2021 году штраф за отсутствие страховки можно получить не только от инспектора, но и от камер. Если нарушение было зафиксировано на камеру, тогда штраф придёт на почту.
Пожалуй, единственным способом избежать наказания в виде штрафа за отсутствие страхового полиса является его оформление. Это не только обеспечивает защиту от штрафа, но и гарантирует страхование ответственности при возникновении ДТП.
Для того, чтобы ознакомиться с возможными тарифами на страховку и выбрать лучший, необходимо воспользоваться специальным онлайн-калькулятором. Он произведёт расчёты более чем по 15 компаниям и предложит лучший вариант.
Пилотный проект по проверке при помощи автоматических систем фото- и видеофиксации наличия или отсутствия у автомобилиста оформленного полиса “автогражданки” планировали запустить в Москве и Республике Татарстан с 1 сентября 2018 года.
Однако система в назначенную дату так и не заработала. Запуск отложили до 1 ноября 2018 года, но и в этот день ничего не случилось.
Новой информации относительно того, когда же все-таки камеры будут проверять полисы ОСАГО в 2021 году, а постановления – доставляться по почте нарушителям, пока что нет.
Что делать, если страховка оформлена, но полиса при себе нет
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Штраф ГИБДД за отсутствие ОСАГО при себе в 2023 году составляет 500 рублей.
Обратите внимание, что можно избежать штрафа, если водитель предоставит сотруднику ДПС серию и номер страхового полиса для проверки наличия страховки в базе.
Те, кто оформил электронный полис ОСАГО, также должны иметь подтверждающий документ при себе. Например, его можно распечатать или же скачать на смартфон e-ОСАГО. В противном случае за отсутствие ОСАГО на легковой автомобиль можно получить штраф.
Фиксируют ли автоматические камеры отсутствие ОСАГО
Проверку наличия страховки осуществляют инспекторы ГИБДД, выборочно останавливая машины в ходе плановых рейдов. Нормы закона пока не включают фиксацию таких нарушений автоматическими камерами слежения.
Но подобные меры запланированы к вводу в ближайшее время. Предполагается, что такой способ фиксации отступлений от норм закона будет проходить тестирование в отдельных регионах. И решение о необходимости всеобщего ввода данной системы примут по итогам предварительного опробования.
По плану, назначение указанных штрафных санкций автоматическими фиксирующими средствами будет возможно в отношении одного водителя за езду без полиса не более раза в сутки.
Уведомление о назначении наказания будет отослано нарушителю по почте. Водитель может зарегистрироваться на ОСАГО и воспользоваться специализированным сервисом ГИБДД о применении мер воздействия. В этом случае при назначении штрафных санкций соответствующее уведомление поступит на мобильный телефон нарушителя.
Чем опасно отсутствие техосмотра?
Если у вас нет ТО или он просрочен, а вы попали в ДТП и оказались виновным, то страховая фирма после осуществления всех выплат пострадавшей стороне может подать на вас регрессный иск. Но это правило действует только для владельцев тех ТС, которым нужно проходить ТО раз в полгода.
Еще одним неприятным последствием отсутствия ТО является наложение штрафа для специальных ТС. Стоит помнить о том, что просрочка техосмотра тоже предусматривает наказание. Тот водитель, который не продлит ТО вовремя, может даже лишиться прав.
Если автомобиль не диагностируется вовремя, водитель не может быть спокойным за его состояние. Езда на таком автомобиле может быть опасна. Так что на вопрос о том, можно ли ездить без техосмотра, каждый автомобилист должен ответить сам. Штраф за просроченный техосмотр и за его отсутствие у обычных легковых авто не предусмотрен. За это не будут лишать прав. Так что вроде бы ездить без диагностической карты разрешается. Но если водитель заботится о своей безопасности, ему необходимо периодически проходить ТО.
Как быть если просрочен техосмотр, но есть страховка
Последние нововведения делают лист с заключением о ТО не входящим в список документов, которые всегда носятся водителем. Обязуются постоянно иметь диагностическую карту только водители с высоким уровнем ответственности за перевозимые грузы, в частности, это перевозки людей и грузов, представляющих серьезную опасность в случае чрезвычайной ситуации на дороге (столкновения).
Если водитель управляет легковым ТС или ТС с не высокой грузоподъемностью (до трех с половиной тонн), постоянно иметь при себе свидетельство пройденного техосмотра ему не нужно.
Однако это не значит, что техосмотр нет необходимости проходить вовремя, ведь для оформления страховки заключение о состоянии автомобиля необходимо, без него страховку просто не оформят.
Может случиться так, что оформленная при предъявлении результатов ТО страховка еще действует, а срок действительности самого техосмотра уже истек.
Это не делает страховку недействительной, она будет котироваться до истечения срока. В такой ситуации своевременное прохождение ТО водителем легкового транспорта, транспорта невысокой грузоподъемности – личная ответственность водителя, дело сознательности.
Водитель автомобиля не упоминается в страховке
Возникают моменты, когда транспорт застрахован, но фактический водитель на время проверки не вписан в полис. Нужно подвезти пьяного товарища, на принадлежащем ему автомобиле до дома, передали управление своей машиной другому лицу, не упомянутому в полисе, если человек конкретно указывает группу лиц, допускающихся к вождению.
Без строхового полиса вы не получите выплату по ОСАГО.
Случаи вождения другим лицом, не указанным в документе, не предусматривают материальное взыскание за страховку, если она оформлена без ограничения допущенных до управления лиц. В других вариантах при проверке инспектором за вождение автомобиля без страховки в 2021 году ПДД предусматривается административное наказание в виде штрафа на сумму до 500 рублей.
Что это. ОСАГО — страхование для автомобилиста. Страховой полис поможет возместить ущерб, если произошла авария. До того как полис ОСАГО стал обязательным, виновнику ДТП приходилось выплачивать ущерб пострадавшему из своего кармана. Теперь это делает страховая компания.
Сколько стоит. Цена зависит от нескольких факторов:
- мощность авто;
- регион регистрации;
- стаж и возраст водителя;
- число аварий, в которые попадал водитель.
Например, для автомобиля «Хендай Солярис» мощностью 123 л. с. из Челябинска, при стаже владельца в 2 года, цена полиса — около 7000 рублей за год. Если представить, что мощность этой же машины можно увеличить до 150 л. с., цена полиса возрастет до 9500 рублей.
Как получить. Это зависит от возраста машины:
- на машину старше 4 лет купить полис просто так нельзя — нужно пройти техосмотр. Это проверка всех узлов и агрегатов машины на работоспособность и соответствие стандартам, принятым в России. В результате проверки выдадут диагностическую карту — с ней нужно будет обратиться к страховщику.
- на машине до 4 лет проходить техосмотр не нужно — достаточно обратиться в страховую, которая имеет право продавать полисы.
Перед покупкой полиса проверьте, не мошенник ли продавец. Для это найдите страховую в списке на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
С начала 2021 года полис также можно купить и оформить онлайн. После покупки гражданин получает на электронную почту файл — электронный аналог бумажного полиса. Такой документ называют «Е-ОСАГО». О том, как это сделать, у нас есть отдельная инструкция.