Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Онлайн-касса для бюджетных учреждений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно требованиям Центрального Банка России, расчет лимита остатка кассы на 2022 год можно осуществлять по одной из двух предложенных формул. Первая основана на расходе денежных средств, вторая ― на базе поступлений наличности.
«Фондовая» касса для денежных документов
Прием в кассу и выдача из кассы денежных документов оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с указанием на них записи «Фондовый» (п. 170 Инструкции № 157н).
Ордера с записью «Фондовый» регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от приходных и расходных кассовых ордеров, оформляющих операции с денежными средствами.
Учет операций с денежными документами ведется на отдельных листах кассовой книги (ф. 0504514) учреждения с проставлением на них записи «Фондовый».
Согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н записи в кассовую книгу вносятся по каждому фондовому приходному и фондовому расходному ордеру, оформленному соответственно на полученные и выданные денежные документы.
Итоговые показатели операций за день и показатели остатка на конец дня формируются по денежным средствам (в рублях, в иностранной валюте (по видам валют)) и по денежным документам раздельно. В листах кассовой книги, содержащих данные о движении денежных документов, строки «в том числе на заработную плату» и «Общий остаток денежных средств в кассе на конец дня» не заполняются.
Как рассчитать лимит кассы на 2022 год
Формула на основе расхода:
Лимит = Оп/Pп × П, где
Оп — объем прихода денежных средств за расчетный период (руб.);
Pп – расчетный период, определенный руководителем организации, не должен превышать 92 дней;
П – среднее количество дней между инкассациями либо самостоятельной сдачей денег в банк (не превышает 14 дней для населенных пунктов без банковских отделений и 7 дней в остальных случаях).
Пример расчета лимита кассы на 2022 год по первой формуле. Организация рассчитывает лимит кассы в пределах квартала. Общая выручка наличными за этот период составила 2 млн рублей. В квартале 90 дней. Инкассации производятся дважды в неделю ― примерно каждые 3,5 дня. В результате получаем:
Лимит = 2 000 000 / 90 * 3,5 = 77 778 (рублей).
Лучше округлять сумму в меньшую сторону. В нашем случае получится 77 000 рублей.
Формула на основе расхода:
Лимит = Ов/Pп × П, где
Ов — объем денежных средств, которые были выданы за расчетный период, за исключением расходов на оплату труда сотрудникам (рублей);
Pп – расчетный период, определенный руководителем организации, не должен превышать 92 дней;
П – среднее количество дней между выдачей денег организации банком (не превышает 14 дней для населенных пунктов без банковских отделений и 7 дней в остальных случаях).
Посмотрим, как рассчитывается лимит кассы в 2022 году по второй формуле. Расход денежных средств за квартал (90 дней) составил 1,5 млн рублей. Эти деньги были потрачены, например, на закупку сырья. Банк выдает организации наличность 1 раз в неделю. Получается, среднее количество дней (значение П) составляет 7 дней.
Лимит = 1 500 000 / 90 * 7 = 116 666 (рублей).
Руководствуясь общими правилами, округляем сумму в меньшую сторону. Получаем 115 000 рублей. Именно ее можно утвердить в приказе.
Приказы Минфина России № 61н, 100н, 103н
Поговорим подробнее о том, как применять приказ Минфина России 61н от 15.04.2021.
- В этом приказе упомянуты только электронные документы и регистры учета и указаны сроки начала их применения:
- c 01.01.2022 года — для уполномоченных организаций в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий
- c 01.01.2023 года — для всех остальных учреждений (или ранее этого срока в соответствии с учетной политикой учреждения).
В утвержденном перечне 17 электронных первичных документов (ОКУД 0510ХХХ) и 3 электронных регистра бухгалтерского учета (ОКУД 0509ХХХ).
-
Документы:
- Ведомость группового начисления доходов (0510431)
- Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (0510433)
- Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (0510432)
- Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (0510434)
- Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (0510435)
- Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (0510436)
- Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, со счета (0510437)
- Решение о проведении инвентаризации (0510439)
- Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (0510440)
- Решение о признании объектов нефинансовых активов (0510441)
- Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (0510442)
- Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (0510445)
- Решении о восстановлении кредиторской задолженности(0510446)
- Изменение Решения о проведении инвентаризации (0510447)
- Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (0510836)
- Ведомость начисления доходов бюджета (0510837)
- Ведомость выпадающих доходов (0510838)
-
Регистры:
- Журнал операций по забалансовому счету (0509213)
- Ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (0509095)
- Карточка учета имущества в личном пользовании (0509097)
Видим, что в перечне документов и регистров не самые часто используемые формы.
В этом году вышел приказ Минфина № 100н, который дополнил приказ № 61н.
Применяется он
с 01.01.2023 года — для уполномоченных организаций в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий
с 01.01.2024 года — для всех остальных учреждений (или ранее этого срока в соответствии с учетной политикой учреждения).
- Добавлено использование еще шести электронных документов:
- Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых (0510448)
- Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (0510450)
- Требование-накладная (0510451)
- Акт приемки товаров, работ, услуг (0510452)
- Извещение о трансферте, передаваемом с условием (0510453)
- Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (0510521)
- И двух регистров:
- Карточка капитальных вложений (0509211),
- Карточка учета права пользования нефинансовым активом (0509214)
Когда бюджетные учреждения должны применять ККТ
Бюджетные учреждения (БУ) являются некоммерческими и действуют в социально значимых сферах — здравоохранении, образовании, культуре, науке, спорте и некоторых других. Но это вовсе не означает, что в процессе своей деятельности они не производят расчетов. Такие учреждения активно работают с гражданами и реализуют свои услуги в том числе за плату. С этой точки зрения бюджетные учреждения ничем не отличаются от других субъектов хозяйственной деятельности и обязаны применять кассовую технику.
На организации рассматриваемого типа распространяются все правила, прописанные в законе 54-ФЗ. На практике это означает, что бюджетные учреждения должны применять ККТ при расчетах:
- наличными денежными средствами;
- с использованием банковской карты физического лица;
- с использованием корпоративной карты (карты, оформленной на юридическое лицо), если для осуществления расчета она предъявляется продавцу;
- посредством интернет-кошельков и других электронных средств платежа.
Кто считается бюджетником?
К бюджетникам принято причислять всех работников, которые получают зарплату из государственного бюджета (учителя, учёные, чиновники, работники силовых структур и т.д.). Однако, не совсем правильно будет объединять всех таких людей в одну категорию. Поэтому бюджетников принято делить на следующие группы:
- Государственные служащие. Сотрудники государственных органов и учреждений.
- Работники бюджетной сферы. Сюда можно отнести учителей, врачей, воспитателей в детских садах, работников культуры и некоторых других.
Отличие между этими двумя категориями бюджетников кроется в уровне их материального и социального обеспечения. Уровень окладов государственных служащих регулируется отдельным законом и в большинстве случаев он заметно выше, чем у работников бюджетной сферы. Государственные служащие также нередко получают надбавки за звания, ранги, чины.
Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек). Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.
В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.
Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:
Профессия | Оклад |
Социальные работники | Около 35 тысяч рублей |
Средний медицинский персонал | Около 39 тысяч рублей |
Учителя средних школ | Около 45 тысяч рублей |
Воспитатели в детских садах | Около 35 тысяч рублей |
Младший медицинский персонал | Около 35 тысяч рублей |
Врачи имеющие высшее образование | Около 75 тысяч рублей |
Преподаватели в ВУЗах | Около 90 тысяч рублей |
Дополнительные расходы населения РФ на услуги ЖКХ из-за переноса сроков индексации тарифов и увеличения их масштабов в 2023 году составят до 0,3 трлн. рублей
«Дополнительные расходы населения РФ на услуги ЖКХ из-за переноса сроков индексации тарифов и увеличения их масштабов в 2023 году составят до 0,3 трлн. рублей. Соответствующее уменьшение располагаемых доходов может негативно повлиять на спрос населения на иные товары и услуги», — посчитали в Банке России.
Данную цифру вывести несложно и самому. Средний месячный чек на услуги ЖКХ в России составляет где-то 3500−4000 рублей, цифра довольно известная. Её рост на 10% во всех 55 млн. домохозяйствах страны и даст за год примерно 250−300 млрд. рублей, которые как обычно уйдут в никуда. То есть будут «распилены» в системе ЖКХ.
Кстати, а почему это вдруг эту самую «индексацию» перенесли с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года?
«За счет данного решения более полутора лет индексации тарифов проводиться не будет. Следующая индексация произойдет только 1 июля 2024 года. Перенос сроков вызван необходимостью обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг для населения. Индексация тарифов необходима для обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов», — вещают чиновники.
Аргументация для неучей. По сути, с нас берут деньги вперёд, авансом. То есть намереваются воспользоваться нашими средствами, как несложно догадаться, в корыстных целях. Причём бесплатно, хотя в этом мире за всё вроде как полагается платить. Есть некая стоимость ресурсов, пусть даже самая невеликая — по ставке рефинансирования Центробанка. Но это игнорируется.
Да и сама «индексация» вызывает по меньшей мере недоумение. Даже Росстат вынужден признать, что реальные располагаемые доходы россиян стремительно катятся под гору.
«Государство выделит 46 млрд. евро на компенсацию возросших счетов за электричество для граждан в 2023 году. Около 1,5 млн. предприятий смогут получить субсидии на счета за электричество. Также 10 млрд. евро выделят на помощь предприятиям, которые не соответствуют критериям на получение субсидий — в особенности, энергоемкому производству в промышленном секторе. Эта мера необходима, чтобы спасти французское производство», — сообщил глава минфина Франции Брюно Ле Мэр.
Очень грамотный шаг, ответственный, подход действительно государственный. У нас же всё наоборот. Предприятиям в РФ тоже поднимут тарифы, причём ещё сильней, в самых развитых промышленных регионах — сразу на 11,5%. Причём не на полтора года, а непонятно на сколько именно. Но точно на куда меньший срок, потом снова поднимут.
Куда деваются несметные средства, которые население платит за «коммуналку», и почему этих денег постоянно не хватает, ни для кого не секрет. Всё выводится в офшоры, именно поэтому износ сетей, несмотря на постоянный рост тарифов, и составляет 70−80%, а то и больше.
Главная проблема — именно вывод средств и увеличение финансовой нагрузки на население. Согласно тому же Росстату уже более 21 млн. россиян живут за чертой бедности, и ещё примерно 50−60 млн. человек вплотную к ней приблизились. В таких семьях считают каждую копейку, а тут счёт идёт на тысячи рублей в год. Именно эти деньги граждане могли бы потратить на продукты питания, коих им не хватает, то есть отношение к властям минимум у 20 млн. русских людей ещё ухудшится.
Но это, как говорится, лирика. А вот «физика» в том, что эти самые 300 млрд. рублей не попадут отечественным производителям, люди не купят их товары. Продукты питания, одежду, стройматериалы и так далее. Потому, что не на что — всё сожрал коммунальный долгоносик.
А деньги — те, что мы заплатили за ЖКХ — по большей части вообще не попадут в оборот внутри РФ.
При каких операциях нужны чеки
Кассовая техника применяется только при операциях, которые в соответствии с законом о ККТ отнесены к расчетам. Это прием и выплат денежных средств в связи с реализацией товаров, работ или услуг. Кассу нужно применять, если бюджетное учреждение реализует что-то своим клиентам-покупателям, то есть выступает в роли продавца.
Например, городская поликлиника (государственное бюджетное учреждение здравоохранения) оказывает клиенту услугу на платной основе. Или школа (ГБУ в сфере образования) проводит дополнительные занятия по предметам, организует обучение в кружках, секциях, пребывание в группах продленного дня.
Также применяется касса и в случае, если клиент сначала оплатил услугу, впоследствии от нее отказался и вернул деньги.
А вот расчеты с физическими лицами в рамках трудовых отношений проводятся без применения ККТ. Иначе говоря, при выплате сотрудникам БУ заработной платы, выдаче денежных средств под отчет или командировочных кассовая техника не применяется, поскольку это не связано с платой за товары или услуги.
Отражение кассовых операций в учете бюджетного учреждении
Ведение бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, в том числе операций с наличными денежными средствами регламентированы Инструкциями, утвержденными приказами Минфина РФ:
№ 157н от 01.12.2010 «Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений» (далее Инструкции № 157н);
№ 174н от 16.12.2010 «Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений».
Операции с наличными денежными средствами необходимо отражать на балансовом счете 201 34 «Касса» Основные корреспонденции на балансовых счетах по поступлению и выбытию денежных средств приведены в таблицах 1 и 2.
Особенности учета денежных средств на забалансовых счетах
В соответствии с пунктами 365, 367 Инструкции № 157н забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» открываются к соответствующим группировочным счетам счета 201 00 «Денежные средства учреждения», предназначенным для учета операций по движению денежных средств учреждения, а также к счету 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Соответственно, информация на забалансовых счетах 17 и 18 отражается одновременно с отражением соответствующих операций по счетам 201 00 и 210 03.
По общему правилу по КФО 2, 4, 5, 6, 7 счет 18 бюджетными учреждениями используется при отражении перечислений и восстановлений расходов. Счет 17 применяется:
при отражении поступлений и возвратов доходов;
при отражении движений между счетами, счетами и кассой (например, инкассация на банковский счет, сдача наличных из кассы на счет, зачисление наличных на счет учреждения, снятие наличных со счета и т.д.).
Что следует сделать уже сейчас
1. Получите ЭП ФНС.
Она будет гарантированно работать при подаче деклараций в 2023 году и приниматься всеми госорганами.
2. Получите ЭП на полномочного сотрудника.
В случае продления срока действия такой подписи она поможет вам быть более мобильными: сдавать декларации или подписывать первичные документы с нескольких рабочих мест.
3. Получите ЭП на физическое лицо, на которое может быть оформлена МЧД.
Если руководитель организации еще не выпустил ЭП ФНС, но у него есть ЭП от коммерческого УЦ, то уже сейчас можно оформить МЧД, которая продолжит действовать в 2023 году. Если ЭП ФНС у руководителя уже есть, то ЭП физлица также поможет уже сейчас или в 2023 году оформить МЧД для отправки деклараций и подписания документов с разных (нескольких) рабочих мест.
Механизм и тарифы на эквайринг в бюджетном учреждении
Банковские учреждения не разделяют организации на коммерческие/ некоммерческие. По договору эквайрингового обслуживания учреждению выдается специальное оборудование, расходные материалы. Может дополнительно заключаться договор аренды терминалов или выкуп в рассрочку.
После установки терминала требуется техобслуживание, обучение сотрудников, постоянный доступ к интернету. Как правило, бюджетники выбирают терминалы совместно с банком на основе специфики деятельности и технических возможностей реализации эквайринга. Установка POS-терминалов, ПО выполняется эквайером.
Механизм оплаты услуг в НКО с помощью пластиковых карт:
- сотрудник НКО (некоммерческой организации) или сам клиент активирует карточку, данные передаются в ПЦ;
- после проверки остатка на р/с распечатывается слип — на не оставляют подпись сотрудник НКО, плательщик. В большинстве НКО подпись не требуется, а слип на этом этапе не распечатывается, далее вводится сумма оплаты.
В конце рабочего дня НКО передают эквайеру электронный журнал со всеми операциями. На основании предоставленных данных банк перечисляет НКО необходимую сумму на р/с. Зачисление денег по платежным операциям через POS-терминалы производится на р/с, открытый в банке-эквайере или в другой финансово-кредитной организации. Для ускорения зачисления денежных средств на расчетный счет НКО пользуются эквайрингом в рамках тарифных пакетов — в одном банке.
Эквайринг и муниципалитет
В случае с бюджетными учреждениями порядок взаимодействия с эквайрингом установлен Положением № 266-П Банка России. Чтобы совершать операции по эквайрингу, бюджетное учреждение обязано заключить договор с банком. После подписания бумаг организация сможет:
- получать деньги за товары, либо услуги;
- переводить средства другим организациям;
- проводить любые операции с пластиковыми картами.
Банк не имеет права снимать комиссию за предоставление с суммы платежа. Расходы на обслуживание и перевод ложатся на бюджетную организацию. После подписания договора банк устанавливает в учреждение оговоренное количество терминалов для эквайринга.
Процесс оплаты товаров и услуг по эквайрингу в бюджетном учреждении строго регламентировано:
- кассир прикладывает карту к терминалу, который считывает информацию о доступном остатке;
- после списания денег терминал выдает два слипа (чека): для покупателя и кассира;
- обе стороны подписывают чеки, слип с подписью покупателя остается в учреждении.
В конце рабочего дня организация передает в банк электронный журнал со списком всех проведенных за день операций по эквайрингу. На основании журнала банк подсчитывает сумму платежей и переводит на расчетный счет учреждения. Комиссия за предоставление услуг по эквайрингу не может превышать 3% от суммы проведенного платежа. Дата и размер выплат оговариваются при заключении договора.
Будет ли выплачена 13 зарплата?
Стимулирование сотрудников — это распространённая практика, которая применялась ранее и будет использоваться в будущем. Одним из примеров такого стимулирования является 13 зарплата. Условия начисления 13 заработной платы прописываются в регламентирующих документах, включая контракт сотрудника.
В законах Российской Федерации не сказано, что данный способ премирования должен быть привязан к каким-либо конкретным датам. Выплата может быть как годовой, так и квартальной и полугодовой. Подобное активно практикуют и в частных компаниях, чаще всего работникам в декабре дополнительно начисляют ещё 1-3 оклада. Для работников бюджетных организаций привычнее понятие 13-ой зарплаты.
Стоит ли ожидать тринадцатую заработную плату в 2022 году? Можно смело сказать, что это коснётся многих бюджетных организаций, в первую очередь силовых структур и работников банковской отрасли. На вероятность начисления 13 зарплаты сказывается и особенности региона и результативность работы.
За что госструктуры берут деньги с населения?
Медицина у нас бесплатна — говорят с высоких трибун. На самом деле услуга бесплатная только условно — в рамках государственной программы. Что бы ни говорили, программа эта неплохая. И в больницу положат, если нужно, и операцию сделают — не говоря уже о простуде. На западе отстегнуть несколько тысяч евро на лечение насморка, если у вас нет страховки, не проблема. Поэтому там тратят приличную часть зарплаты именно на медицинское страхование. Помните роман Кинга “Мертвая зона”, где главный герой, пролежав в коме несколько лет, остался пожизненно должен больнице? У нас такое в принципе невозможно.
И все же иногда за медицинские услуги нужно платить. Самый простой пример — медосмотры. Если вам нужна справка для получения водительского удостоверения, ношения огнестрельного оружия или приема на работу — за это придется заплатить. Как именно? Конечно, в кассу больницы. И в этом случае там должна стоять онлайн-касса.
Еще один пример — образование. Среднюю школу любой гражданин Российской Федерации имеет право закончить бесплатно. Профильные образовательные учреждения и государственные вузы имеют ограниченное количество оплаченных из бюджета мест. Остальные — за денежку. А если за денежку, значит это уже коммерческая деятельность.
Также образовательные учреждения могут вести подготовительные курсы, дополнительные занятия, факультативы. Если плата за услуги берется через банк, а обычно так и бывает, то кассовый аппарат вузу не нужен. Но иногда в образовательных учреждениях есть касса с кассиром, и плата за обучение вносится туда. В этом случае контора обязана приобрести и установить онлайн-ККТ.
Третий пример — муниципальные предприятия. Кое-где еще остались государственные столовые, автобусные парки и другие похожие организации. Их основная задача — обслуживать льготные категории населения за государственные деньги. Однако ничто не мешает поработать на сторону, если есть такая возможность. И опять здесь понадобится онлайн-касса.
Студенческая столовая вполне может кормить бизнес-ланчами менеджеров из ближайшего офиса и даже устраивать банкеты и корпоративы. А это уже коммерческая деятельность и без онлайн-кассы — никуда.
Как видно из примеров, случаев, когда бюджетному учреждению нужен кассовый аппарат — очень много. Но бюджетникам повезло: если бизнесмены и предприниматели обязаны выкладывать за онлайн-кассу свои кровно заработанные деньги, государственные предприятия делают это за счет бюджета. Другое дело, что бюджет обычно ограничен и руководитель структуры должен сам определить, в какую статью расходов включить приобретение техники.
Стоимость онлайн-кассы примерно равна цене недорогого компьютера, а это значит, что, например, школьный компьютерный класс может недополучить его — деньги уйдут на покупку кассы. А если учесть, как в госучреждениях любят пилить деньги — то после многоходовки с откатами цена кассы может вырасти в разы, и компьютерного класса не будет вообще.