Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под нормой уголовно-исполнительного права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан), направленное на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия.
Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.
ИТК РСФСР – Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г. Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР от 18 декабря 1970 г. утратил силу с 1 июля 1997 г.
КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ.
УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.
Цели уголовно-исполнительного законодательства определены в ч. 1 ст. 1 УИК РФ. Ими являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства (ст. 1 ИТК РСФСР), которое практически дословно воспроизводило формулировку ст. 20 УК РСФСР, определяющей цели наказания, современные цели уголовно-исполнительного законодательства несколько отличаются от целей наказания, закрепленных в ч. 2 ст. 43 УК РФ. Отсутствие в ст. 1 УИК РФ цели восстановления социальной справедливости объясняется тем, что указанная цель в большей мере достигается на стадии назначения уголовного наказания, когда в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного решается вопрос о выборе вида уголовного наказания, его срока или размера либо о применении гуманного акта (освобождения от уголовной ответственности или от наказания). Уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.
Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление). В науке уголовно-исполнительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальная, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь – изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обусловливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч. 1 ст. 9 УИК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.
Цель предупреждения совершения новых преступлений реализуется по двум направлениям. Первое – недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими уголовного наказания (специальное предупреждение) осуществляется путем применения к этим лицам системы предусмотренных УИК РФ профилактических мероприятий. Они особенно разнообразны, когда исполняются такие виды наказаний, как лишение свободы, арест (вооруженная охрана, надзор, контроль, применение специальных средств и другие меры по обеспечению режима). При исполнении других наказаний применяется иная система предупредительных мер, основное место в которой занимает контроль за поведением осужденного и соблюдением им порядка и условий отбывания назначенного наказания со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего данный вид уголовного наказания.
Вторым направлением является общее предупреждение преступлений иными лицами. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение данными лицами новых преступлений. В отношении остальных неустойчивых граждан сдерживающим фактором в совершении ими преступлений должен выступать сам достаточно жесткий порядок и условия отбывания уголовного наказания, когда существенным образом ограничиваются права и свободы человека.
Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путем решения конкретных задач. В ч. 2 ст. 1 определяются основные из них: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).
Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации общественных отношений, возникающих в этой сфере. Причем уголовно-исполнительное законодательство в главах Особенной части устанавливает как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего. Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанавливающие уклад, образ жизни и правила поведения осужденного в период отбывания конкретного вида уголовного наказания.
Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной норме УИК РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного наказания.
Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового статуса осужденных к различным видам уголовных наказаний. В уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19 – 24 УИК РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы гл. 22 УИК РФ, в которых определен порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.
Предметом уголовно-исполнительного права считаются общественные отношения, которые появляются во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера, а также применения и других мер уголовно-правового воздействия (к примеру, условного осуждения).
Предмет данного права составляют разные группы общественных отношений. Во-первых, это общественные отношения, которые появляются между учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и осужденными. Основная роль данных взаимоотношений обуславливается тем, что с того момента, как приговор вступил в свою законную силу, и до наступления момента отбытия уголовного наказания администрация учреждения, которое ответственно за исполнение наказания, и сам осужденный находятся в прямом контакте, взаимодействуя друг с другом. Так, представитель администрации выступает в роли организатора жизнедеятельности, отдыха, труда, быта осужденных, и в этом состоит его руководящая роль.
Конечно, чтобы минимизировать во время исполнения наказания ущемление прав и свобод осужденных, обеспечить их нормальное поведение, нужна строгая правовая регламентация порядка, а также всех условий отбывания наказаний уголовного характера, а также отношений между осужденными и администрацией.
В условиях формирования демократического правового государства усиливается внимание государства и социума к области исполнения наказаний уголовного характера. Из-за этого к самому предмету УИП причисляются общественные отношения, которые складываются между органами абсолютно всех ветвей государственной власти, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и непосредственно осужденными. Формирование институтов гражданского общества справедливо стимулировало включенность в предмет права конкретной сферы права общественных отношений, появляющихся между структурами общества, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, при осуществлении общественного контроля и оказании им всестороннего содействия, и самими осужденными.
Реализация большей части наказаний уголовного характера (это исправительные и обязательные работы, лишение свободы) напрямую связано с привлечением осужденных индивидов к общественно полезной деятельности. Из-за этого предмет УИП охватывает также общественные отношения, которые складываются между администрациями предприятий и организаций, где трудятся осужденные, а также учреждением, которое исполняет наказание, и самими осужденными индивидами.
Специфика предмета данной правовой сферы заключается в том, что в него вошли общественные отношения, проявляющиеся между учреждениями и органами, которые занимаются исполнением наказаний, а также родственниками, близкими для осужденных людьми, и прочими индивидами касательно исполнения (отбывания) уголовного наказания, к примеру, во время посещения исправительных учреждений, при предоставлении свиданий, приеме передач и проч.
Уголовно-исполнительное право (УИП) традиционно понимается в трех значениях:
1) как отрасль законодательства;
2) как отрасль науки;
3) как самостоятельная учебная дисциплина.
Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль российского права, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительное право как отрасль права — это совокупность норм, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправительного воздействия. В этих отношениях участвуют учреждения и органы, исполняющие приговоры к различным видам наказания, органы государственной власти и местного самоуправления, общественность в связи с выполнением возложенных на нее задач, администрация организаций, в которых работают осужденные, а также отдельные граждане.[1]
Уголовно-исполнительное право как наука имеет своим предметом не только действующее российское законодательство, регулирующее процесс исполнения (отбывания) наказания, но и историю его становления и развития, а также процессы, происходящие в законодательстве зарубежных государств.
Методы уголовно-исполнительного права
Методы правового регулирования теоретически есть системой правовых средств и способов влияния на общественные отношения.
Методы УИП, как и его предмет, нужно рассматривать с трех вышеперечисленных позиций, а именно с точки зрения науки, отрасли и учебного курса.
Методы УИП, как отрасли права, определяют самыми различными способами. В.А. Уткин и В.С. Епанешников четко подметили, что разработка методов правового регулирования УИП до сих остается проблемой, потому как они четко еще не разработаны. В учебной литературе совсем немного данных по этой теме.
О.В. Филимонов считал, что правовое регулирование отношений в сфере выполнения наказаний производится такими методами:
- императивным (при помощи властного приказа);
- диспозитивным;
- поощрительным.
Такой подход нашел поддержку среди многих авторов. В.Б. Малинин несколько преобразовал и расширил перечень этих методов, и предложил такой список:
- императивный (по способу правового регулирования);
- запрещающий (по способу человеческого поведения);
- карательный (по характеру влияния);
- санкционный (по способу действия);
- властный и подчиняющий (по характеру связей участников правовых отношений).
Для правового регулирования отношений в сфере выполнения уголовных наказаний, в большинстве случаев, пользуются следующими методами:
- императивным (методом власти);
- диспозитивным;
- поощрительным;
- методом взыскания (наказания).
Иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ
В уголовном праве ряд авторов к мерам уголовно-правового характера относят принудительные меры воспитательного воздействия для несовершеннолетних (ст. 90-92 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ), условное осуждение, условно-досрочное освобождение, замену наказания.
Согласно другой позиции под мерами уголовно-правового характера в уголовно-исполнительном праве понимаются
-
- принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних;
- принудительные меры медицинского характера;
- условное осуждение;
- отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
УИК РФ не регламентирует порядок исполнения принудительных мер воспитательного характера для несовершеннолетних.
Порядок исполнения и отбывания таких мер уголовно-правового характера, как принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; условно-досрочное освобождение от наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, помилование и амнистия регламентируется ст. 18, 175-178, 183, 187-190 УИК РФ.
Ряд авторов считают, что общественные отношения, возникающие в процессе контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются предметом регулирования не уголовно-исполнительного, а иных отраслей законодательства. Так, Ю.М. Ткачевский полагает, что контроль за условно-досрочно освобожденными находится в сфере административных правоотношений.
Правомерное поведение осужденных как один из критериев эф-фективности норм уголовно-исполнительного законодательства
Реализация права всегда зависит от субъективной оценки юридической информации субъектами правовых отношений, так как именно здесь проис-ходит сопоставление личных и общественных интересов. На этой ступени происходит анализ правовой информации, заключенной в нормативном акте, призванном регулировать те или иные общественные отношения. Являясь носителями информации, нормы права заблаговременно извещают субъектов общественных отношений об обязательном, разрешенном или запрещенном поведении. Учитывая данное обстоятельство, в теоретической юриспруден-ции и отраслях российского права их принято классифицировать на управо-мочивающие, обязывающие и запретительные.
Исследуя формы реализации права, А.Б. Сапельников и И.Л. Честнов отмечают, что наиболее простой является форма, именуемая соблюдением, при которой субъект согласует свое поведение с запретительными нормами и воздерживается от совершения каких-либо недозволенных законом дейст-вий. Ее характерной особенностью является то, что она никогда не предпола-гает возникновение правовых отношений. При согласовании своего поведения с обязывающими нормами возни-кает вторая форма реализации права – исполнение. В отличие от соблюдения запрета исполнение обязанности практически всегда предполагает активные действия субъекта и может протекать как в рамках правоотношения, так и вне его.
Следующей формой реализации права является использование, возникающее в тех случаях, когда субъект (субъекты) согласует свое поведение с управомочивающими нормами права. Она также может осуществляться как в рамках правовых отношений, так и вне их.
Следовательно, эти три простые формы реализации права – соблюдение, исполнение и использование рассчитаны на нормальное течение правопорядка, связанное с добровольным и добросовестным соблюдением, исполнением, использованием правовых норм.
Вместе с тем в практической юриспруденции реально существует чет-вертая наиболее сложная форма реализации права – правоприменительная. Она отличается от первых трех тем, что возникает в результате спорных, конфликтных ситуаций между субъектами правовых отношений, выразив-шихся в совершении правонарушения или преступления. Реализация право-применительной формы предполагает более сложную процедуру, характери-зующуюся строго установленным процессуальным порядком, формой, сро-ками, кругом участников и т. д. Исследуя вопросы эффективности норм уголовно-исполнительного за-конодательства, необходимо отметить, что они так же зависят от сущест-вующих форм реализации права, в данном виде общественных отношений которые складываются на основании поведения субъекта.
Наиболее общим образом поведение определяется как активность ор-ганизма, возникающая в процессе его приспособления к среде. Оно есть превращение внутреннего состояния человека в действия по отношению к социально значимым объектам. Любое поведение человека может быть проанализировано в физическом, социальном, психологическом, правовом, этическом и ряде других аспектов. Правовое поведение – разновидность человеческого поведения, уре-гулированная нормами права. Детали этого поведения в своем большинстве описаны в нормативных актах различных отраслей законодательства – уго-ловного, административного, уголовно-исполнительного, гражданского, трудового и т. д. Формы отклоняющегося поведения различны по своему мотиву, характеру, степени и уровню вреда, приносимого обществу и отдельным гражданам. Следовательно, реакция общества по отношению к конкрет-ным лицам, не соблюдающим установленные правовые предписания, вы-ражающиеся в антисоциальном поведении, также различна. В реальных общественных отношениях правомерное поведение всегда доминирует перед противоправным, так как оно соответствует тем правовым предписаниям, которые установило общество. Поэтому правомерное поведе-ние людей, выражающееся в любых формах социальной или личной жизни, всегда полезное, желаемое, одобряемое и поощряемое, так как в нем находят свое опосредованное выражение воля и интересы общества и государства. По мнению В.Н. Кудрявцева, правомерное поведение заключается в соблюде-нии правовых предписаний, его социальная роль тесно связана с социальной ролью самого права и в известном смысле ее олицетворяет. Оно представляет собой ту наиболее эффективную форму реализации права, к которой прежде всего стремится законодатель . Так, уголовный закон устанавливает основания и принципы ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступными и соответственно наказуемыми. Законодатель, признавая отдельные деяния опасными для общества, криминализирует их, и, наоборот, решив, что какое-либо преступление впредь не обладает признаком общественной опасности, декриминализирует его. Следовательно, признавая определенную категорию деяний общественно опасными, государство, с одной стороны, формирует объем преступного поведения, с другой – обосновывает необходимость борьбы с этим антисоциальным явлением. В связи с этим можно предположить, что сфера уголовно-правового регулирования распространяется на действия, которые в наиболее максимальной степени выходят за пределы объективной социальной нормы. Мы считаем, что, выполняя свою охранительную функцию, государство путем формирования уголовно-правовых запретов в виде конкретных составов преступления дает свою отрицательную оценку отдельным формам противоправного пове��ения. В то же время установление уголовно-правового запрета не может рассматриваться как абсолютное благо или абсолютное зло, так как при криминализации деяний всегда приходится жертвовать одними общественными интересами ради других. Наличие данного запрета всегда характеризуется конфликтом, возникающим в результате полярности интересов различных слоев населения, общественных групп или отдельных граждан. Вместе с тем именно уголовно-правовой запрет, являясь наиболее суровой мерой государственного принуждения, оказывает огромное влияние на формирование общественного правосознания, формирует в сознании людей стереотипные образы правомерного и противоправного поведения . Выражая наиболее жесткую меру государственного принуждения, уголовный закон четко отграничивает преступное поведение от непреступного. Нельзя забывать, что преступность – это не только социальное, но и уголовно-правовое явление, поскольку «nullum crimen sine lege» – нет преступления без указания о том в законе.
Понятие уголовно-исполнительной системы, её задачи и структура
Уголовно-исполнительная система РФ представлена совокупностью учреждений и органов, которые призваны исполнять наказания, вынесенные судебным приговором для осуждённых. Деятельность УИС осуществляется на принципах законности, гуманизма, уважительного отношения к правам человека.
К отраслевым принципам относят:
- индивидуализацию и дифференциацию исполнения наказания;
- корректное применение мер принуждения, методов исправления осуждённых и стимулирование в них уважительного отношения к закону;
- связь наказания с исправительным воздействием.