Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные права и обязанности детей в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дееспособность понимают, как возможность лица брать на себя ответственность, расширять свои права и самолично выполнять их. В большинстве случаев человек признается дееспособным, когда достигает 18 лет. Если россиянин заключил брачный союз до совершеннолетия, его считают дееспособным. Суд может признать брак недействительным, тогда этот статус потеряет свою силу и вернется к человеку в 18 лет. Когда брачный договор между взрослым и несовершеннолетним расторгнут, последний сохраняет за собой статус дееспособности.
Основание возникновения прав и обязанностей родителей
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста совершеннолетия, то есть 18 лет. Родители осуществляют свои права и обязанности в отношении детей до момента совершеннолетия последних.
Обратите внимание: российское законодательство устанавливает случаи, при наступлении которых ребенок может стать совершеннолетним и обрести полную дееспособность до наступления возраста 18 лет. К таким случаям законодатель относит вступление в брак несовершеннолетнего лица, а также осуществление им трудовой или предпринимательской деятельности.
Основанием для возникновения прав и обязанностей родителей является установленное в законном порядке их кровное родство, то есть происхождение ребенка от конкретных матери и отца.
Происхождение ребенка от матери устанавливается на основании медицинского свидетельства о рождении, подтверждающего рождение ребенка в медицинской организации.
Если родители ребенка состоят в зарегистрированном браке, то отцом ребенка автоматически признается супруг матери ребенка.
Важно знать: если в течение трехсот дней после расторжения брака бывшая супруга родила ребенок, то отцом ребенком автоматически признается бывший муж матери ребенка.
В ситуации, когда ребенок родился у лиц, не состоящих в браке, отцовство устанавливается путем подачи совместного заявления от матери и отца ребенка в органы ЗАГСа.
В случае смерти матери ребенка или невозможности установить ее настоящее местонахождение отцовство устанавливается по заявлению отца с согласия органа опеки и попечительства. Если такое согласие отсутствует, то отцовство устанавливается в судебном порядке.
Сотрудники ЗАГСа вносят в актовую запись о рождении ребенка запись о его родителях, которая и является подтверждением родства между родителями и ребенком.
Комментарии к ст. 63 СК РФ
1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.
Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).
Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию .
См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2004. С. 223.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).
Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).
2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).
Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом след��ет обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.
Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о принятии заявленияи о подготовке дела к судебному разбирательству
26 января 2005 г. р. п. Самойловка
Судья Самойловского районного суда Саратовской области Козлов С.С, рассмотрев поступившее исковое заявление Иванова Ивана Ивановича к Ивановой Марии Ивановне об ограничении родительских прав, установил:
26 января 2005 г. Иванов И.И. предъявил в Самойловский районный суд иск к Ивановой Марии Ивановне об ограничении родительских прав.
Иск подан с соблюдением правила подсудности, определенного ст. 23, 24, и 28 ГПК РФ, отвечает требованиям ст. 131, 132 ГПК РФ. Обстоятельств, препятствующих принятию иска, не имеется.
В целях своевременного и правильного разрешения данного дела необходимо произвести подготовку к судебному разбирательству.
Руководствуясь ст. 4, 12, 56, 133, 147, 148, 150, 224, 225, 327 ГПК РФ, судья определил:
1. Принять исковое заявление Иванова Ивана Ивановича к Ивановой Марии Ивановне об ограничении родительских прав к производству суда.
2. Провести подготовку данного гражданского дела к судебному разбирательству.
3. Определить следующий состав лиц, участвующих в деле:
1) истец Иванов Иван Иванович;
2) ответчик Иванова Мария Ивановна.
Дополнительно привлечь к участию в деле:
1) прокурора Самойловского района;
2) орган опеки и попечительства администрации ОМО Самойловского района.
4. Назначить предварительное судебное заседание на 14 февраля 2005 г. на 11 ч для определения достаточности доказательств и предоставления сторонам возможности совершить распорядительные действия.
5. Разъяснить сторонам их процессуальные права и обязанности.
Определить, что при разрешении дела следует руководствоваться:
1) главой 12 Семейного кодекса РФ;
2) постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;
3) ГПК РФ.
6. Руководствуясь ст. 56 ГПК РФ, определить, что для данного дела имеют значение следующие обстоятельства:
1) наличие психического заболевания у Ивановой Марии Ивановны;
2) опасность ее поведения для несовершеннолетней дочери Ивановой Надежды;
3) наличие возможности у Иванова И.И. по своим моральным качествам заниматься воспитанием дочери.
Обязанность доказывания этих обстоятельств распределить следующим образом:
1) обязанность доказывания обстоятельств, предусмотренных п. 1—3, возложить на истца;
2) обязанность доказывания обстоятельств, на которых ответчик будет основывать свои возражения, возложить на ответчика.
7. Предложить истцу – Иванову И. И. – в срок до 14 февраля 2005 г. передать ответчику, органу опеки и попечительства администрации ОМО Самойловского района и суду дополнительные доказательства, подтверждающие обстоятельства, указанные в п. 1—3, на которые сторона намерена ссылаться как на основание своих требований.
8. Предложить ответчику в срок до 14 февраля 2005 г. передать истцу, органу опеки и попечительства администрации ОМО Самойловского района и суду возражения в письменной форме относительно исковых требований и доказательства обстоятельств, на которые сторона намерена ссылаться как на основание своих возражений.
9. Обязать орган опеки и попечительства администрации ОМО Самойловского района произвести обследование жилищно-бытовых условий истца Иванова И.И. и ответчика Ивановой М.И. по месту их регистрации по адресу: Саратовская область, Самойловский район, р. п. Самойловка, ул. Длинная, д. № 8 и фактического проживания истца и его дочери по адресу: Саратовская область, Самойловский район, р. п. Самойловка, ул. Ленина, д. № 8 и представить соответствующие акты в Самойловский районный суд в срок до 14 февраля 2005 г.
10. Возложение на стороны обязанности по доказыванию определенных обстоятельств не лишает их права участвовать в доказывании обстоятельств, возложенном на другую сторону, и не освобождает их от обязанности доказывания иных обстоятельств, на которые стороны намерены ссылаться как на основание своих требований и возражений.
11. Лица, не имеющие возможности представить истребуе-мые доказательства или представить их в указанный судьей срок, обязаны незамедлительно известить об этом суд с указанием причин. Непредставление доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
12. Ознакомить лиц, участвующих в деле, с данным определением.
Права детей в разном возрасте
Главный нормативный акт, посвященный этой теме, это Семейный кодекс РФ. Есть и другие законы о правах несовершеннолетних. Вот какими законами регулируются права и обязанности несовершеннолетних в России:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс России;
- Трудовой кодекс РФ;
- Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»;
- Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Федеральный закон №49 «Об опеке и попечительстве».
Все дети в России имеют возможность:
- расти в семье;
- воспитываться своими родителями, а при их отсутствии — опекунами, попечителями, а в крайнем случае и специализированными детскими учреждениями;
- знать, кто его родители;
- жить вместе с биологическими родителями и получать от них должную заботу. Единственное исключение — если это противоречит интересам ребенка и тем более ставит его здоровье и жизнь под угрозу;
- общаться с кровными родственниками;
- пользоваться правом на уважение;
- получать всестороннее развитие;
- получать защиту;
- выражать свое мнение;
- иметь фамилию, имя и отчество, а при желании — изменить их;
- снабжаться средствами на жизнь. Сюда же входит право на личные доходы.
Подробно все права и обязанности несовершеннолетних в РФ описаны в главе 11 Семейного кодекса России. Все эти возможности ребенок получает с рождения.
С 6-летнего возраста он получает еще и право на:
- мелкие бытовые сделки;
- посещение школы;
- самостоятельное распоряжение карманными деньгами;
- получение подарков.
С 8 лет добавляется возможность участвовать в детском общественном объединении.
С 10-летнего возраста им предоставляется свобода давать согласие на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 Семейного кодекса России), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 Семейного кодекса России). С этого возраста учитывается его мнение по всем семейным вопросам, которые затрагивают его жизнь. И он получает возможность заслушания в процессе административного либо судебного разбирательства.
С 14 лет граждане вправе:
- самостоятельно обращаться в суд;
- получать паспорта;
- работать с согласия одного из родителей не дольше 4 часов в свободное от учебы время;
- открывать банковские вклады.
После 16-го дня рождения появляется возможность:
- работать до 36 часов в неделю;
- учиться на водительское удостоверение;
- при особых обстоятельствах — вступать в брак;
- пройти процедуру эмансипации: получить полную дееспособность.
Возможностей у ребенка с ходом времени становится все больше. Вот для чего нужны права и обязанности подростка:
- плавно подготовить его к взрослой жизни;
- научить справляться сначала с малым кругом обязательств и свобод, затем расширяя его;
- обеспечить безопасность и хорошие условия жизни;
- гарантировать получение образования;
- наделить его правом самостоятельно регулировать некоторые аспекты своей жизни.
Многих интересуют не только права детей, а также их обязанности. В последние десятилетия появилось расхожее мнение: даже дошкольники отлично знают то, что им положено, но совершенно забывают о том, что они должны делать сами.
Несовершеннолетние обязаны:
- слушаться родителей (законных представителей), принимать их внимание и заботу;
- добросовестно учиться, заниматься самообразованием и самовоспитанием;
- подчиняться уставу и остальным локальным актам образовательного учреждения;
- знать и соблюдать правила поведения в обществе;
- не нарушать закон. Причем следует помнить: незнание закона не может освобождать от ответственности;
К административной ответственности привлекают с 16 лет (ст. 2.3 КоАП).
- соблюдать дисциплину, принятую в организации, и правила внутреннего рабочего распорядка (в случае устройства на работу);
- юноши, достигшие 17-летнего возраста, обязаны встать на воинский учет.
Ответственность детей за невыполнение обязанностей
Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.
При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.
В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:
- хулиганство;
- распитие алкоголя;
- употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.
Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:
- с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;
- с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;
- с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);
- с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.
Правовые отношения между детьми и родителями
Кроме любви и нежной привязанности родителей к своим детям, между ними существуют правовые отношения, регламентированные рядом нормативных документов: Конституцией РФ, Семейным кодексом, Конвенцией о правах ребёнка.
По закону России, родительские права и обязанности имеют некоторые особенности:
- преимущественное право перед другими лицами на воспитание своих детей;
- равноправие между матерью и отцом по отношению к ребёнку независимо от того, зарегистрирован брак или нет, добровольно признано отцовство или в судебном порядке;
- соблюдение приоритета прав и интересов ребёнка, учёт его мнения при решении вопросов, касающихся получения образования;
- ограниченность по времени (до исполнения 18 лет).
Неисполнение родительских обязанностей или халатное отношение к ним может повлечь серьёзную ответственность, вплоть до уголовного наказания и лишения родительских прав.
Как приучить ребенка к труду
С самого раннего детства, как только малыш начинает хорошо ходить, самостоятельно изучать окружающий мир, он с интересом наблюдает за взрослыми, начинает им подражать. Ребенок с радостью справляется (как умеет) с домашними делами, стараясь не уступать родителям. Это время самое удачное для того, чтобы приучать чадо к труду. По мере взросления обязанности ребенка становятся ответственнее.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут приучить детей к помощи родителям и выполнению обязательств.
Вот примерный список того, что может входить в семейные обязанности ребенка от элементарного до сложного:
- самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, кушать;
- прибирать за собой игрушки, уносить пустые тарелки с обеденного стола;
- мыть посуду, подметать пол;
- поливать цветы;
- заботиться о домашних питомцах, кормить их;
- следить за безопасностью в доме, например, выключать свет, когда в нем нет необходимости.
???? Может ли ребенок нести ответственность за неисполнение своих обязательств
Конституция в предписывает родителям обеспечить своим детям должную заботу и воспитание. Семейный кодекс указывает, что именно родители ответственны за нравственное, физическое, духовное, психическое развитие детей, а также обязаны обеспечить получение общего образования ребенком.
Определенная ответственность накладывается и на ребенка: любой серьезный проступок несет за собой наказание. Но если в детстве выбор меры ответственности определяют родители, и она обычно ограничивается запретом на мультфильмы, смартфон или сладости, то по мере взросления ребенку грозит более серьезное наказание.
Имущественная ответственность малолетнего возлагается на родителей, которые отвечают за ребенка и за причиненный им вред вплоть до 14 лет. Например, если ребенок сломает чужую дорогую игрушку, то родители должны возместить ее стоимость или же выплатить материальный ущерб пострадавшему в драке с их ребенком.
В 14 лет уровень осознанности растет. С этого возраста ему грозит самостоятельная имущественная ответственность, и может возникнуть необходимость возмещения вреда. Работающий ребенок также ответственен за нарушение трудовой дисциплины наряду с другими сотрудниками.
Права и обязанности усыновленных детей
Ребенок в приемной семье также обладает правами, гарантированными законом. Стоит выделить, что усыновленные дети не теряют правомочия на общение со своими биологическими родителями, однако подобное желание должно согласовываться с новыми родителями. В случае возникновения спорных ситуаций, они регулируются органами опеки и попечительства.
Усыновленный ребенок имеет право:
- рассчитывать на государственную защиту;
- выражение мнения;
- получение пенсий, льгот и пособий;
- на хранение личного имущества, к примеру, фотографий биологических родителей и других семейных реликвий;
- иметь собственную территорию;
- знать правду о своем усыновлении и сведения о биологических родителях;
- самостоятельно выбирать друзей;
- отказаться от своей приемной семьи, в случае недопонимания или психологического воздействия.
Помимо прав, закон устанавливает и перечень обязанностей, которые он должен соблюдать. Приемный ребенок должен исполнять определенные обязанности по дому, выполнять различные поручения новых родителей, соблюдать правила гигиены, которые установлены в новой семье. Также гражданин, не достигший совершеннолетия, обязан уважать и прислушиваться к мнению остальных членов семьи, бережно относиться к имуществу и заботиться о новой семье, в случае необходимости.
Равноправие всех детей
Уровень защиты прав человека в разных странах значительно отличается. То же самое можно сказать и о соблюдении прав детей. Права и обязанности ребенка РФ сегодня защищаются законодательно. Но не всегда. Как известно, уровень демократии в стране определяется уровнем защищенности людей. Права, обязанности родителей и детей в странах демократического толка (США, Великобритания, Канада, Германия и другие европейские государства) реализуются и соблюдаются на должном уровне. Да, мы говорим о правах и обязанностях как о едином целом. В обществе должен быть и порядок. Обеспечить его можно только тогда, когда люди выполняют все обязанности, возложенные на них государством и моралью общества. В случае невыполнения обязанностей группами людей возникает риск несоблюдения прав человека.
Как уже подчеркивалось, личные права и обязанности ребенка гарантируются Семейным кодексом. Согласно статье 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Нормами этой статьи установлено, что он должен знать своих родителей. Воспитательная функция семьи обеспечивается через совместное проживание родителей и детей путем постоянной заботы отца и матери о них. Если семья не имеет достаточного воспитательного потенциала, законом допускается лишение родительских прав. Обычно дети изымаются из таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, наркотиками или проявляют элементы насилия к детям. Также социальные службы часто лишают родительских прав тех граждан, которые не в состоянии обеспечить приемлемое состояние жилья, в том числе и санитарное.
Интересы несовершеннолетнего
Для начала следует отметить: что по действующему законодательству нет чётких принципов, которые давали бы основание оставаться несовершеннолетнему исключительно с матерью. По нормам такое лицо может проживать с любым из родителей.
Именно поэтому в судебном делопроизводстве всегда руководствуются интересами малыша, а потом уже всех остальных. Другое дело, что в большинстве случаев именно мать остается с дитем, а отец становится «воскресным». Хотя бывают и исключения из правил.
И кстати, получить развод при наличии малыша возможно только в судебном порядке, даже если каждая из сторон не выдвигает никаких претензий друг к другу.
По решению должно стать ясным: с кем он остается. Любые спорные моменты, возникающие в процессе урегулирования вопросов воспитание детей, рассматриваются в рамках гражданского делопроизводства (ГПК).
Вопросы, которые решаются в судебном порядке в разрезе воспитания общих детей:
- Кто с кем остается;
- Где будет проживать малыш;
- Определяются обязанности стороны, не проживающей совместно с малышом;
- Прописываются и возможности такого субъекта, с определением частоты возможных посещений, возможных вариантов совместного отдыха, досуга, применение воспитательных мер и т.п.;
- Вычисляется размер будущих алиментов, алгоритм их уплаты;
- Решается вопрос о передачи части имущества.
Конечно, вариантов вопросов, которые могут быть рассмотрены, может быть множество. Как показывает практика, все зависит даже не от вынесенного приказа, а от самой атмосферы между супругами. О некоторых нюансах легче договориться самостоятельно.
Другие обязанности отца после развода
Но есть папы, которые считают: А. плачу, и неважно как: по собственному желанию, или нет, значит, свой родительский долг выполняю. Но это не верно. Есть и другие обязанности отца после развода, которые он должен выполнять.
Другие функции папы:
- Принимать прямое участие в воспитании. Нельзя говорить о том, каким может или должно быть участие, все индивидуально. Но папа с дитем должны видеться. Исключение – если по решению суда ограничены функции взрослого, когда он не может посещать маленького человека;
- Он обязан «сотрудничать» с бывшей супругой и принимать взвешенные решения, касающиеся судьбы общего чада. Он может наложить вето на некоторые действия жены, может их оспорить и т.п. То есть даже при несовместном проживании, мужчина имеет такой же голос, как и женщина;
- Помогать в трудных ситуациях матери с несовершеннолетним, и эта помощь может иметь разный характер: материальный, физический, психологический;
- Обеспечивать получение среднего образования. Да, и это важно знать. Например, если дите учиться в платной школе и мать не может нести на себе все расходы, то она может подать иск о помощи со стороны папы. И эта помощь может заключаться, если не в оплате образования, которое у нас вроде бесплатно, а в помощи подготовить чадо в школу: купить портфель, канцтовары, форму и т.д.;
- В обязательном порядке компенсировать 50% от стоимости медицинского лечения. И если представитель сильного пола не выразит воли самостоятельно сделать это, то его обяжут.
Обычно все мы слышим, что обязан мужчина, но редко, где можно услышать, а что ему положено по закону. Ведь он такой же родитель, имеющий полноценные права.
Именно поэтому никто не должен ограничивать его свободу в отношении данного вопроса, если иное не предусмотрено судебным приказом.
На что имеет право папа:
- Давать разрешение или нет на смену фамилии своему малышу. Без предоставления такого разрешения, женщина не может поменять фамилию несовершеннолетнему лицу;
- Давать добро или нет на выезд отпрыска за пределы государства. И даже в том случае, если чадо будет ехать на лечение или учебу за границу, то без такого вот документа и подписи, никто не одобрит его выезд за пределы страны;
- Принимать активное участие в обсуждении вопросов, касающихся образования. Бывший муж может советовать сад, школу и т.д. Или активно не соглашаться с выбором жены;
- Получать в полном объеме любую информацию и сведения об отпрыске. Если какая-то из инстанций откажет в предоставлении информации, то все можно обжаловать через правоохранительные органы;
- Навещать и проводить свободное время с чадом в том количестве, которое папа считает самым оптимальным. Если мама делает все для того, чтобы такие встречи свести к 0 даже после вынесения решения, то ребенка могут у нее забрать.