С 2023 года в Беларуси введут очередное пенсионное новшество

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года в Беларуси введут очередное пенсионное новшество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Что нужно для назначения трудовой пенсии по возрасту

Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.

Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:

  • стаж работы;
  • величина заработка;
  • доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.

Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.

О стаже

Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:

  • страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
  • общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.

«Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина»

Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.

Все деньги, которые поступают в пенсионный фонд, сразу же распределяются между ныне живущими пенсионерами. Такая система называется солидарной или распределительной.

— Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.

Дата Средний размер назначенных
пенсий по возрасту
2021 год
май — июль 512,78 руб.
февраль — апрель 512,78 руб.
2020 год
ноябрь — январь 457,93 руб.
август — октябрь 456,81 руб.
май — июль 447,55 руб.

Если на пенсии продолжаешь работать…

Если я на пенсии, но продолжаю работать, как изменится размер пенсии? Можно ли рассчитывать на повышение?

— Пенсии выплачиваются по месту жительства пенсионера без учёта получаемого заработка. Вместе с тем факт работы либо занятия предпринимательской деятельностью влияет на размер выплачиваемой пенсии. Это касается пенсионеров, имеющих индивидуальный коэффициент заработка свыше 1,3. По действующим правилам, в период работы пенсия начисляется с учётом коэффициента не более 1,3. Без ограничения выплачивается пенсия пенсионерам, работающим в производстве сельскохозяйственной продукции в сельхозпредприятиях и организациях.

Что касается размера пенсии с учётом факта работы за стаж после назначения пенсии по возрасту и за выслугу лет с учётом получения пенсии, то в этом случае перерасчёт пенсии не предусмотрен.

Ушёл на пенсию в 60 лет, затем ещё 13 лет работал, платил взносы в ФСЗН. Включат ли эти 13 лет в трудовой и страховой стаж?

— Периоды трудовой деятельности после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал государственную пенсию за эти периоды. Следовательно, в этом случае 13 лет работы после назначения и получения пенсии в стаж не засчитываются.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Кто не имеет права на трудовую пенсию?

Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.

Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.

Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.

Каким будет повышение пенсии в Беларуси в 2022 году?

В Беларуси пенсии разделяются на 2 вида: трудовые и социальные. В течение года указанные выплаты пересчитываются 4 раза. Это связано с изменением прожиточного минимума, к которому привязаны все государственные выплаты.

Трудовые пенсии назначаются при наличии трудового стажа по возрасту, за особые трудовые достижения перед Республикой, за выслугу лет. Их размер зависит от средних выплат по РБ и возможностей ВСЗН.

Социальные назначаются при условиях, определенных требованиями законодательных актах, как правило их получателями являются лица с ограниченными возможностями и люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Первые социальные пенсии в РБ выплачивались белорусам, которые по тем или иным причинам не могли вести трудовую деятельность. К таким категориям относились: дети-инвалиды, инвалиды детства, несовершеннолетние, растущие в семье, потерявшей кормильца.

лет назад законодательство изменилось, Лукашенко подписал Указ согласно которому социальные пенсионные выплаты могут получать люди пенсионного возраста у которых не накопилось достаточного количества стажа. В итоге, категориями, которые могут сегодня и в 2022 году рассчитывать на социальные пенсии являются следующие:

Трудовые начисления по выходу на пенсию выплачиваются официально трудоустроенным белорусам, которые в течение трудового периода проводили отчисления в ФСЗН. Кроме указанного лица должны иметь предусмотренный действующим законодательством страховой стаж, иметь минимальный общий трудовой стаж и достичь соответствующего для выхода на пенсию возраста.

Страховым считается период, за которые работник делает страховые выплаты. К примеру, в 2021 году он составляет 18 год, в 2022 году 19 лет на конец декабря. Трудовой стаж белорусов увеличивается на полгода ежегодно. Реформирование будет проводиться до момента, пока показатель не достигнет отметки 20 лет.

Под общим трудовым стажем подразумеваются года, в которые входит минимальный страховой стаж, декретный отпуск, обучение в техникумах, высших учебных заведениях и последипломных. Также в стаж входит уход за больными родственниками, с официально подтвержденной инвалидностью.

Год назад в трудовой стаж стала включаться служба срочников, поскольку от них стали поступать отчисления в ФСЗН.

По состоянию на 2021 год необходимый для пенсионных выплат трудовой стаж для мужского населения составляет 25 лет, для женского – 20 лет. Также приятным событием в жизни белорусов является то, что в трудовой стаж учитывается деятельность на территории РФ.

Читайте также:  Программа молодая семья в Ульяновске

Прежде чем узнавать сколько пенсия 2022 в РБ необходимо ознакомиться с таблицей, в которой указана градация возрастного периода для выхода на заслуженный отдых. Указанную информацию можно узнать на официальных правительственных сайтах и благодаря интернет-ресурсам. Согласно последней информацией в 2022 году мужчины-белорусы могут получить трудовую пенсию при достижении 63-летнего возраста, женщины – с 58 летнего.

Совсем недавно ситуация в РБ была благоприятной в сравнении с другими бывшими республиками СССР. Связи с неблагоприятной политической обстановкой жизнь белорусов ухудшилась, в том числе и государственные выплаты вместе с зарплатами. Повышение пенсий в РБ ожидают многие. К сожалению, печальная статистика показывает о ее снижении.

В чем причина, не ужели Лукашенко не замечает настроение народа и сознательно игнорирует его? Вопрос, который на сегодняшний день считается самым актуальным.

Недавно последние новости о выплате пенсий в 2022 году в Беларуси сообщили общественности о первых позитивных изменениях. Речь идет об изменении выплат в августе 2021 года. Ни для кого не секрет, что размер пенсионных выплат напрямую зависит от ПМ, который со следующего месяца должен измениться. Если такое произойдет, вырастут и денежные начисления пенсионерам.

Сегодня можно предположить, что график выплаты пенсий будет выглядеть следующим образом:

  • социальные пенсии лицам с ограниченным возможностями, имеющими 1 группу инвалидности или являющимися инвалидами детства вырастут приблизительно на 88 рублей и составят 311,81;
  • инвалиды с присвоенной 2 группой станут получать на 10 руб. больше или 269,29;
  • инвалиды с присвоенной 2 группой, в семье которых отсутствует кормилец в августе 2021 года также получат на 10 руб. больше, пенсионные выплаты составят 290,94;
  • белорусы с 3 группой инвалидности могут рассчитывать на повышенные выплаты в размере 212,6 руб.;
  • при достижении пенсионного возраста представителями мужского пола 65-летнего возраста, женского- 60-летнего пенсия в РБ в августе 2021 составит 141,73 руб.;
  • минималка по возрасту увеличится также и уже в августе этого года белорусы смогут довольствоваться повышенными выплатами в размере 70,87 руб.;
  • доплаты неработающим пенсионерам, лицам свыше 75-летнего возраста составят 53,15 и 70,87 руб. соответственно.

80-летние пенсионеры и старше могут получить прибавку в размере 70,87 руб. Начисление пенсии по-новому будет проводиться начиная с августа 2020 года. Дальше правительство планирует снова пересмотреть выплаты и увеличить их. Сумма роста будет зависеть от благосостояния Республики и наличия денег в государственной казне.

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

ноябрь 2020 – январь 2021 2021 (август-октябрь) 2021 (май-июль) 2021 (февраль-апрель) ноябрь 2020 – январь 2021
Средняя пенсия по возрасту 545 с августа: 512,78
с сентября: 545
512,78 512,78 с ноября: 457,93
с декабря: 482,62
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) 280,04 (72+208,04) 278,91(70,87+208,04) 276,36 (68,32+208,04) 273,76 (65,72+208,04) 260,82 (64,53+196,29)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Пенсия в Белоруссии: размер, минимальные показатели

Сегодня люди, которые не смогли получили нужный страховой стаж, не имеют право рассчитывать на повышенные выплаты от государства, выплачиваемую по возрасту. Из-за этого они могут претендовать исключительно на социальную пенсию, с довольно небольшим размером – всего 129 рублей. Это очень мало и в Минтруда об этом позаботились, и приняли несколько новшеств, которые помогут избежать подобной ловушки.

Суть данного вопроса состоит в том, что власти Беларуси постоянно увеличивают уровень минимального страхового стажа. Именно он нужен для оформления трудовой пенсии, то есть той, которая зависит от выработки лет. Если рассматривать более наглядно, то в 2013-м году данный показатель вырос с пяти до десяти лет, а в 2020-м он вырос до 17,5 лет. В 2021-м году данный показатель должен достигнуть 18 лет, а позднее его планируют увеличить до 20 лет – 2025 год.

Понятие стажа по страховым выплатам включает в себя то время, когда человек был официально трудоустроен и за него поступали финансовые взносы в Фонд социальной защиты. С самого нового года сюда будет включаться служба в армии и это тоже будет оказывать вливание на то, какими будут пенсии в январе 2021 года в Беларуси.

С начала года вышло постановление, которое говорит о том, что теперь люди, с минимальным числом лет стажа по страховым выплатам – 10 лет, могут оформлять трудовую пенсию. Однако она составит 73 % от той цифры, которые соответствует прожиточному минимуму (конкретно для людей пенсионного возраста), правда, и больше повышение пенсии в Белоруссии больше не планируется.

Базовый пример расчетов строиться исходя из того, что есть женщина 1960 года рождения, и у нее мало леи трудового стажа, то есть она может претендовать на получение пенсии только социальной (как раз в текущем году и собирает документы).

Страховой стаж у этой женщины 14 лет, но в 2021-м году она может перейти на новую систему для тех людей, у которых не полный страховой стаж. В ее случае размер пенсионных выплат составит 165 рублей – 85 % от базовой величины. Сверх 10 лет дается три дополнительных процента, отсюда и получается 85 %.

Обращаться за новыми выплатами необходимо в управление по социальному труду и защите. Для этого понадобится собрать все необходимые документы, потому что без учёта всех факторов назначить пенсию не получится.

Ирина Костевич рассказывала про повышение пенсии в 2021 году в Беларуси в прямом эфире. Она сказала, что в 2020-м году четыре раза увеличился бюджет прожиточного минимума. И с учётом того, что именно с этим бюджетом связанны возрастные надбавки к пенсиям, а также другие социальные выплаты, нетрудно догадаться, что данная новость является очень хорошей.

Начните с одного процента

Если участник программы в чем-либо сомневается, он может начать с минимума, то есть первоначально отчислять на пенсию один процент (в результате софинансирования эта цифра вырастет вдвое).

По желанию гражданина процент отчислений можно уменьшать или увеличивать, но только один раз в год, пока действует программа.

Такая потребность, безусловно, возникнет, если у гражданина изменится уровень доходов, например, снизится либо вырастет зарплата.

В ситуации, когда участник программы временно останется без работы, уплата взносов прекращается до тех пор, пока он не найдет новую работу.

Даже если участник программы имеет рабочее место, он вправе по своему усмотрению приостанавливать свое участие в программе и спустя время вновь начинать выплаты – ограничений по сроку такой приостановки нет.

В любом случае, если уплата взносов прекращается, то накопленная сумма будет «заморожена». Вместе с тем на нее по-прежнему будут начисляться доходность и бонус.

В ситуации, когда гражданин решит навсегда выйти из программы, внесенные ранее деньги он сможет получить или при выходе на пенсию, или если наступят непредвиденные обстоятельства. К примеру, если гражданин получит инвалидность первой или второй группы.

С 01.01.2019 года начали действовать новые положения пенсионных законов. Эти правила предусматривают изменения пенсионного возраста для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60 лет. Переход растянут по времени и завершится в 2028 году.

Читайте также:  Как вырастет маткапитал в 2023 году

Таблица периода перехода

Женщины, год рождения Возраст Год выхода
1965, I полугодие 56.5 2021, I полугодие
1965, II полугодие 56.5 2022, I полугодие
1966 58 2024
1967 59 2026
1968 60 2028
Мужчины, год рождения Возраст Год выхода
1960, I полугодие 61.5 2021, II полугодие
1960, II полугодие 61.5 2022, I полугодие
1961 63 2024
1962 64 2026
1963 65 2028

С 1 января введут изменения по расчету пенсий

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

ноябрь 2020 – январь 2021 2020 (август-октябрь) 2020 (май-июль) 2020 (февраль-апрель) ноябрь 2019 – январь 2020
Средняя пенсия по возрасту 456,81 447,55 446,84 446, 84
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) 260,82 (64,53 + 196,29) 260,29 (64,03 + 196,29) 257,96 (61,70 + 196,26) 245,12 (59,97 + 185,15) 243,11 (57,96 + 185,15)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 — значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 — в полтора раза больше, если 0,5 — в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент — число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

На сегодняшний день в РБ сумма средней пенсии составляет 472 бел рубля. Несмотря на то, что это недостаточная сумма, в сравнение с 20219 годом она выросла на 12,5%. Это официальные данные Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь. Ежегодно правительство страны выделяет более 12 млрд бел рублей, которые распределяются среди 2,5 млн пенсионеров, находящихся на государственном обеспечении. При этом ежегодно проходит небольшая индексация, позволяющая обеспечить повышение средней пенсии в РБ и максимум потребностей граждан преклонного возраста.

Важно! Политика властей Беларуси направлена на то, чтобы довести среднюю пенсию каждого вышедшего на заслуженный отдых гражданина от размера 40% от средней з\п. Конечно, в каждом конкретном случае сумма высчитывается исходя из страхового или трудового стажа.

По официальным данным, на конец 2020 года в Беларуси представительницы прекрасного пола выходят на пенсию в 57 лет, а сильный пол в 62 года. Для пенсии страховой стаж должен составлять не менее 17,6 лет.

Интересно! Размер и дата «заслуженного отдыха» будет напрямую зависеть от даты рождения и непосредственно даты обращения за расчетом пенсии.

  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…
  • Павышэнне ваеннай пенсіі ў Беларусі ў 2021 годзе
  • Павышэнне пенсіі па страце карміцеля ў Беларусі ў 2021 годзе

Стандартно процедура пересмотра назначенной суммы производится 4 раза в год в первых числах февраля, мая, августа и ноября. В это время работа властей направлена на повышение суммы ПМ, от которого рассчитываются все государственные дотации и пособия.

Размер средней пенсии напрямую зависит от суммы минимальных выплат, нелишним будет узнать, что на начало августа 2020 года минималка составляла 260,29 бел рублей. В качестве минимального стажа пенсионерам требуется наработать 17,5 лет. Власти уже предупредили, что до 2025 года каждые 6 месяцев он будет расти до 20 лет. Все документы и заявление требуется отнести в соответствующие муниципальные органы не раньше, чем инспекторы получат акт о подтверждении личности.

Многих белорусов волнует не только когда поднимут среднюю пенсию в РБ в 2021 году, но главное – на сколько повысят государственные дотации? Последние события, связанные с перевыборами президента Республики Беларусь отбросили на долгое время вопросы повышения государственных пособий, поэтому сказать точную сумму средней пенсии пока сложно.

Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

Читайте также:  Особенности таможенного режима в странах ЕАЭС

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Бела��уси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

В связи с ростом БПМ с 1 февраля на 3% увеличиваются и госпособия семьям, воспитывающим детей. Единовременное пособие при рождении первого ребенка теперь составит Br2965,5 (10 БПМ); при рождении второго и последующих детей – Br4151,7 (14 БПМ). Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, с февраля будет выплачиваться в размере Br296,55, пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет (ежемесячное) – в размере Br148,28.

Ежемесячное пособие семьям на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых законодательством, составит: на ребенка-инвалида – Br207,59, на других детей в семье – Br148,28. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет составит Br296,55 (с I и II степенью утраты здоровья и с III и IV степенью утраты здоровья до исполнения ребенку 3 лет) и Br355,86 (с III и IV степенью утраты здоровья после исполнения ребенку 3 лет); ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного ВИЧ, – Br207,59.

Новые размеры данных выплат будут действовать до 30 апреля. Они обычно пересматриваются в феврале, мае, августе и ноябре.

Кроме того, в связи с ростом на 8,8% среднемесячной заработной платы (СЗП) работников в республике за IV квартал 2021 года увеличиваются и размеры пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. С 1 февраля по 31 июля на первого ребенка будут выплачивать Br539,56 (35% СЗП), на второго и последующих – Br616,64 (40% СЗП), на ребенка-инвалида до 3 лет – Br693,72 (45% СЗП).

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.

Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.

Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.

Предусмотрено две категории выплат – это трудовые пенсии в Беларуси и социальные. Первые полагаются в следующих ситуациях:

  1. При достижении возраста выхода на пенсию в Беларуси, который предусмотрен законодательством.
  2. По инвалидности. Пособие получают при наличии профессионального заболевания или по причине травмирования на производстве. Также выплаты предусмотрены и при серьезных заболеваниях, не связанных с рабочей деятельностью.
  3. При потере кормильца. Пособие выплачивается нетрудоспособным членам семьи, в которой нет кормильца.
  4. За выслугу лет получают пособие граждане, трудящиеся в условиях, ведущих к преждевременной потере профессиональной трудоспособности.

Предусмотрены и определенные социальные выплаты для тех, кто не может рассчитывать на трудовое пособие. К данной категории относятся люди, имеющие разную степень инвалидности и лица без минимального социального стажа.

Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2020 году

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.

Вместе с заявлением нужно подготовить:

  • паспорт или вид на жительство;
  • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2020 году);
  • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
  • страховое свидетельство государственного страхования.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *