Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если на протяжении срока, в течение которого индивидуальный предприниматель или организация пользовались освобождением от налога, выручка за каждые 3 идущих последовательно месяца в совокупности превысила 2 млн руб., или если субъект реализовывал подакцизную продукцию, он, начиная с 1 числа того временного промежутка (месяца), в котором было превышение или продажа, до окончания периода действия льготы теряет возможность ею пользоваться. Сумма налога за тот месяц, в котором доход был больше установленного предела, подлежит восстановлению и последующей уплате в бюджет в законодательном порядке. Если субъект не предоставил подтверждающие документы или в направленной отчетности присутствуют недостоверные сведения, дополнительно к недоимке лицу вменяются штрафы и пени. Аналогичные санкции применяются и в случае установления контрольным органом фактов несоблюдения субъектом ограничений, предусмотренных ст. 145, п. 1 и 4.
Субъекты, желающие воспользоваться правом, предусмотренным ст. 145, в извещении указывают величину прибыли. Расчет выручки осуществляется в соответствии с правилами, закрепленными в учетной политике. При этом в вычислениях используются прибыли, полученные как от облагаемых (по нулевой ставке в том числе), так и не облагаемых налогом услуг, товаров, работ, и в денежной и натуральной формах. В расчетах учитывается и оплата ценными бумагами, а также прибыль от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг на территориях, не относящихся к РФ. Только в этом случае можно воспользоваться правом, которое предоставляет статья 145 НК РФ. Практика арбитражных судов подтверждает данное положение. При определении выручки, от суммы которой зависит возможность получения права по рассматриваемой норме, следует учитывать все виды поступлений субъекта.
Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. (В редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 117-ФЗ; от 22.07.2005 № 119-ФЗ; от 28.09.2010 № 243-ФЗ; от 27.11.2017 № 335-ФЗ)
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ)
Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются: (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ)
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 20.04.2014 № 81-ФЗ)
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. (Абзац введен — Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ)
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). (Абзац введен — Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ)
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»:
2. В силу пункта 3 статьи 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер, установленный пунктом 1 статьи 145 Кодекса.
При толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.
Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.
Аналогичным подходом следует руководствоваться и в случае ненаправления (несвоевременного направления) в налоговый орган уведомления о продлении использования права на освобождение и необходимых документов (пункт 4 статьи 145 Кодекса).
3. В соответствии с пунктом 6 статьи 145 НК РФ по общему правилу для организаций документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж и копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
При этом, поскольку названной статьей не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета.
Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения статьи 145 Кодекса надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете.
4. При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения статьи 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций.
Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.
Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании пункта 2 статьи 145 Кодекса в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее – освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей, а также уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Добавим, что выручка рассчитывается исходя из поступлений от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученных в денежной и (или) натуральной формах. Включая оплату ценными бумагами. Также в расчет выручки надо брать поступления по операциям реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 Налогового кодекса РФ не признается территория Российской Федерации.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Такое определение дано в статье 53 Налогового кодекса РФ. Порядок определения налоговой базы по НДС устанавливаются статьей 153 Налогового кодекса.
По общему правилу выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех поступлений налогоплательщика, так или иначе связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При этом учитываются доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
Другими словами, в налоговую базу по НДС включают деньги, полученные от поставщиков за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, а также любое иное имущество. Скажем, основные средства, товары, материалы, готовая продукция, векселя, облигации и т.п.
И еще. Налоговая база определяется в рублях.
То есть поступившую валюту за реализованные товары (работы, услуги) пересчитывают в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату отгрузки либо на дату получения предоплаты (п. 3 ст. 153, п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ). Это общее правило. Однако есть и исключения. Так, полученная иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центробанка на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Речь идет о выручке от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1–3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Общие правила определения налоговой базы:
1. Если ставка НДС одна, то налоговая база будет общей.
Необходимо суммарно определить налоговую базу по хозяйственным операциям, которые были осуществлены на внутреннем рынке и которые облагаются по одной ставке, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса РФ.
2. Если ставки НДС разные, то и налоговые базы также будут разные.
Здесь необходимо отдельно определять налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам,в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса РФ.
3. Выручкой являются денежные и натуральные поступления в счет оплаты.
С полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выручки, необходимо заплатить НДС. То есть сумма выручки и является налоговой базой.
Здесь необходимо помнить, что для целей НДС под выручкой понимаются все доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Прежде всего это деньги. Кроме них, это любое иное имущество, например, основные средства, материалы, продукты питания, ценные бумаги и др. Такие доходы необходимо учитывать в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить, на основании пункта 2 статьи 153 Налогового кодекса РФ.
4. Выручка должна быть исчислена в рублях.
Налоговый кодекс требует, чтобы налоговая база была определена только в рублях. В случае если за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги контрагент расплатился валютой, то эту сумму необходимо пересчитать в рубли. Пересчет производится по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки либо на дату получения предоплаты (аванса) в соответствии с пунктом 3 статьи 153, пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.
Из последнего правила есть ряд исключений. первое исключение касается выручки, которая получена за товары (работы, услуги), предусмотренные подпунктами 1–3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Валютную выручку, полученную за эти товары (работы, услуги), необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ. Однако пересчет должен быть произведен на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Налогового кодекса РФ.
Кроме этого, специальная дата для пересчета валютной выручки установлена для налоговых агентов, которые приобретают товары (работы, услуги) у иностранцев, не состоящих на учете в налоговых органах РФ.
В такой ситуации налоговый агент обязан исчислить, удержать за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу, и уплатить в российский бюджет сумму НДС на основании пункта 4 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Пересчитать сумму в валюте, которая подлежит уплате иностранцу, необходимо на дату фактического осуществления расходов по оплате товаров (работ, услуг). Таково требование пункта 3 статьи 153, пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ.
В табличном виде это будет выглядеть так:
Хозяйственная операция | Дата пересчета валютной выручки |
---|---|
Реализация товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1–3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ | День поступления оплаты за отгруженные товары, либо выполненные работы, оказанные услуги |
Приобретение товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика | День перечисления денежных средств в оплату товаров, выполненных работ, оказанных услуг |
Иные операции по продаже товаров (работ, услуг) за иностранную валюту | День отгрузки или день получения от покупателя предоплаты (аванса) |
Нюансы восстановления
Восстановить налог нужно в последнем квартале перед началом использования освобождения, если освобождение от уплаты налога начинается с первого месяца квартала. Если же вы начали применять освобождение со второго или третьего месяца квартала, то восстановить НДС нужно в этом же квартале (п. 8 ст. 145 НК РФ).
Одним из условий для принятия «входного» налога к вычету является использование объекта в деятельности, облагаемой НДС (ст. 171, 172 НК РФ). Если же организация получит освобождение от НДС, данное условие не выполняется. Значит, вычеты необходимо восстановить. Налог восстанавливается со стоимости товаров и материалов, оставшихся на балансе организации на дату начала применения освобождения от НДС. Кроме того, восстановить НДС необходимо с остаточной стоимости имеющихся основных средств. При этом остаточная стоимость должна определяться по данным бухгалтерского учета. Это подтверждает и пункт 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.
Перед тем как вы начнете применять освобождение от НДС, нужно внести записи в книгу продаж на сумму восстановленного налога. Записи делаются на основании счетов-фактур, по которым налог ранее был принят к вычету.
Что делать, если уведомление подано не вовремя
Для получения освобождения от уплаты НДС лицам, которые соответствуют установленным критериям, необходимо направить в налоговый орган соответствующее уведомление. В нем указывается размер выручки, допускающий такую налоговую льготу. Уведомить налоговую инспекцию требуется до 20-го числа того месяца, с которого вы рассчитываете получить освобождение от НДС.
Следует отметить, что ранее, а именно до середины 2014 года, налоговики предъявляли жесткие требования к своевременному представлению уведомления и в случае нарушения установленного срока отказывали в применении положений ст. 145. Однако в 2015 году было вынесено беспрецедентное постановление Пленума ВАС РФ № 33, в котором было указано, что нарушение срока представления уведомления не может являться основанием для отказа в освобождении от НДС, поскольку важен сам факт того, что налоговики были проинформированы. Поскольку подобные разъяснения указанных инстанций обязательны к применению налоговыми органами вне зависимости от иного мнения Министерства финансов РФ и ФНС, это стало хорошим подспорьем в деятельности претендующих на освобождение организаций. В особенности благоприятно данный факт отразился на субъектах предпринимательства, которые:
- не уплачивали НДС ранее, полагая, что их деятельность является льготной по ст. 149 НК РФ;
- осуществляли операции без начисления НДС после утраты права на использование спецрежимов, например ЕНВД или УСН.
Эти организации и лица, в случае соответствия требованиям ст. 145, могут заявить свое право на освобождение от НДС и таким образом избежать последствий, связанных с неуплатой НДС (штрафов, пеней). Кроме этого, не нужно будет представлять налоговую декларацию.
Отметим также, что правом на освобождение от НДС по ст. 145 хозяйствующий субъект может воспользоваться даже в период проведения в отношении него контрольных мероприятий.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС
Индивидуальный предприниматель является производителем продукции и работает на общей системе налогообложения, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) ежемесячно составляет около 600 тыс. руб. без учета НДС. Индивидуальный предприниматель желает использовать право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика по НДС.
Объясните, пожалуйста, как правильно должен быть осуществлен переход с одной системы налогообложения на другую, какие документы, за какой период и в какой срок должны быть представлены для получения права на освобождение?
Какие документы должны вестись у индивидуального предпринимателя после получения права на освобождение от НДС, надо ли выписывать счета-фактуры с указанием НДС покупателям и смогут ли они принимать НДС к зачету? Просим как можно подробнее рассмотреть вопрос освобождения от НДС.
Порядок освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, установлен ст. 145 НК РФ
.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на такое освобождение, если за три предшествующих последовательных календарных месяца
сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности
два миллиона рублей
.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не применяется
в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также в отношении операций по реализации подакцизных товаров (
п. 2 ст. 145 НК РФ
).
Особенности применения режима освобождения
Какие положительные и отрицательные моменты дает налогоплательщику право на реализацию освобождения от уплаты НДС?
Прежде всего, отметим положительные стороны:
1) снижение налогового бремени;
2) отсутствие обязанности представлять налоговую декларацию по НДС (письма ФНС России от 04.06.2015 № ГД-4-3/9650@, 04.04.2014 № ГД-4-3/6132, 03.12.2013 № ЕД-4-15/21594).
Напомним, что такие организации вправе отказаться от выставления им счетов-фактур поставщиками товаров (работ, услуг, имущественных прав) путем оформления договора либо соответствующего соглашения (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Отрицательными моментами являются:
1) потеря права на налоговый вычет «входного» НДС у контрагентов, применяющих общую систему налогообложения;
2) необходимость в выставлении счетов-фактур при реализации товаров (с проставлением штампа «Без налога (НДС)») (п. 5 ст. 168 НК РФ);
3) трудоемкость раздельного учета (при осуществлении операций, в отношении которых уплачивается ЕНВД, либо при реализации подакцизных и не подакцизных товаров);
4) при выставлении покупателю счета-фактуры с выделенной суммой НДС возникает обязанность начисления и уплаты НДС в бюджет. Но при этом у налогоплательщика отсутствует возможность принятия «входного» НДС к налоговому вычету;
5) в отношении ряда операций остается обязанность исчисления и уплаты НДС:
— при ввозе товаров на территорию РФ;
— исполнении обязанностей налогового агента;
— исполнении обязанностей налогоплательщика, возложенных ст. 174.1 НК РФ на участника простого товарищества, концессионера, доверительного управляющего.
В связи с этим организация обязана представить налоговую декларацию по НДС.
Такая декларация может быть представлена на бумажном носителе (письмо ФНС России от 08.04.2015 № ГД-4-3/5880 @).
Лица, освобожденные от обязанностей налогоплательщика, учитывают суммы «входного» НДС, предъявленного поставщиками, в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). В связи с применением освобождения от обязанностей уплаты НДС налогоплательщик должен восстановить ранее принятый к вычету НДС с остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (п. 8 ст. 145 НК РФ).
Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ внесены поправки, касающиеся периода восстановления НДС при использовании налогоплательщиком права на освобождение от уплаты НДС (в случае если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн руб.).
Начиная с 1 января 2015 г. периоды восстановления НДС зависят от месяца начала использования освобождения от уплаты НДС.
1-й вариант. Освобождение от обязанностей уплаты НДС применяется с первого месяца налогового периода (то есть квартала). В этой ситуации НДС восстанавливается в последнем налоговом периоде перед началом использования освобождения. Например, если организация применяет освобождение с 1 января 2015 г., то восстановить НДС она должна в IV квартале 2014 г.
2-й вариант. Освобождение от обязанностей уплаты НДС применяется со второго или с третьего месяца налогового периода (то есть квартала). В этой ситуации НДС восстанавливается в этом же налоговом периоде. Например, если организация применяет освобождение с 1 февраля 2015 г., то восстановить НДС она должна в I квартале 2015 г.
Однако по-прежнему остается нерешенным вопрос возможности применения повторного вычета ранее восстановленного НДС.
Пример 3
ООО «Лютик» восстановило «входной» НДС с остаточной стоимости имущества перед получением освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (п. 8 ст. 145 НК РФ). Впоследствии организация отказалась от использования права на освобождение от уплаты НДС.
В подобных ситуациях возникает вопрос о праве принятия ранее восстановленного «входного» НДС к вычету, если имущество вновь используется в деятельности, облагаемой НДС.
Позиция контролирующих органов (письма Минфина России от 26.03.2012 № 03-07-11/84, от 23.06.2010 № 03-07-11/265, от 27.01.2010 № 03-07-14/03) на протяжении ряда лет неизменна: повторный вычет ранее восстановленного НДС невозможен. Аргументация подобной позиции заключается в отсутствии специальных норм в НК РФ, позволяющих заявлять налогоплательщику повторный вычет. Кроме того, на сумму восстановленного НДС была уменьшена налоговая база по налогу на прибыль (ст. 264 НК РФ).
Арбитражные суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2011 № А70-13648/2009, Волго-Вятского округа от 31.01.2011 № А29-5408/2010) поддерживают позицию налоговых органов, подчеркивая, что в силу подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ сумма восстановленного НДС не участвует в формировании стоимости имущества, а признается в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ. А извлечение НДС из прочих расходов искусственным путем положениями НК РФ не предусмотрено. Исходя из этого, на сегодняшний день оснований для повторного заявления вычетов НДС у налогоплательщиков в случае использования имущества во вновь облагаемой деятельности нет.
Итак, при утрате права на освобождение от уплаты НДС налогоплательщик имеет право предъявить к вычету НДС, уплаченный по товарам (работам, услугам), приобретенным до утраты права, которые впоследствии использовались при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 8 ст. 145 НК РФ).
В данном пункте речь идет о приобретенных товарах (работах, услугах) и не касается объектов основных средств и нематериальных активов, а также имущественных прав.
Исходя из этого, финансисты делают вывод, что порядок осуществления вычетов НДС, относящихся к остаточной стоимости основных средств, ранее принятых на учет по стоимости с учетом НДС, ст. 171 и 172 НК РФ не установлен (письма Минфина России от 06.09.2011 № 03-07-11/240).
Последнее утверждение стало предметом одной из судебных баталий, разрешившихся не в пользу налогоплательщика.
Освобождение от уплаты НДС в 2021 гг
Применять освобождение от НДС можно с первого числа любого месяца в течение календарного года. При этом важно проинформировать свою ИФНС не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение. То есть, если вы начали применять его 6-го июня, то до 20-го июня важно подать информацию об этом.
Обратите внимание! С 01.04.2019 года вступает в силу новая форма уведомления об освобождении от НДС.
Форма сообщения сегодня — это уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
Вместе с уведомлением нужно представить следующие документы:
- выписку из бухгалтерского баланса (для юридических лиц);
- выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для ИП);
- выписку из книги продаж.
Выписки оформляются в произвольной форме, но с учетом того, что должно быть четко видно размер выручки за 3 предыдущих месяца.
Он касается отправки уведомления. В форме документа, утвержденной приказом Минфина, предусматривается отрывная часть. В ней должна проставляться отметка контрольного органа о том, что им было получено извещение от субъекта. Данный корешок считается разрешительным документом для предпринимателя или организации. но в ряде случаев налоговая инспекция устанавливает требования, касающиеся приема всех документов. В частности, субъектам предписывается опускать бумаги в специальный почтовый ящик в самом контрольном органе. В таком случае необходимо выяснить телефон отдела, осуществляющего регистрацию поступившей корреспонденции. Его сотрудники располагают информацией о входящем номере документации. В предусмотренных в п. 3 и 4 рассматриваемой нормы случаях допускается направлять бумаги и уведомление заказным письмом, воспользовавшись услугами почты. Днем их предоставления в таких ситуациях будет считаться шестой день с даты отправки корреспонденции. Этот момент необходимо учитывать и корректировать сроки отправки. Как правило, хозяйствующие субъекты приносят уведомление и подтверждающие документы лично.
Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019-2020 годах
Начать применять освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ можно с первого числа любого месяца в течение календарного года. О применении освобождения при этом необходимо проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).
Форма сообщения — уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Формы утверждены отдельно для плательщиков ЕСХН и для всех остальных (приказ Минфина от 26.12.2018 № 286н). Скачать бланк для сельхозпроизводителей можно здесь. Общую форму уведомления ищите тут.
Вместе с уведомлением нужно представить (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ):
- выписку из бухгалтерского баланса (для юрлиц);
- выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей);
- выписку из книги продаж.
Выписки оформляются в произвольной форме, но так, чтобы инспекция четко видела размер выручки за 3 предыдущих месяца.
Способы законного уменьшения размера НДС
Вопрос, как уменьшить НДС, не нарушая закон, популярен. Не требуется внесение платежа лицами, которые применяют упрощенную систему обложения, в таком случае есть вариант, как законно снизить платеж.
Намеренное уклонение от выплаты налога на добавленную стоимость или преднамеренное его сокращение влечет за собой санкции – недобросовестный налогоплательщик должен будет ответить за свои нарушения. Поэтому перед тем, как совершать какое-либо действие, направленное на снижение суммы взноса, нужно определить, является ли способ законным, может ли фискальный орган принять действие за уклонение от уплаты.
Один из вариантов снижения платежа – оформление соглашения о переводе задатка. Задаток не является объектом налогообложения. В случае если поставщик не является плательщиком сбора, продавец должен будет внести налог с полной стоимости реализуемой продукции.
В такой ситуации вместо оформления купли-продажи возможно заключение другого, агентского договора, который позволит снизить платеж. Суть договора в том, что поставщик передает продавцу продукцию по данному договору только для продажи.
Продавец реализует продукцию по своей цене. Налог рассчитывается путем вычитания цены в агентском договоре и стоимости реализации.
Согласно статье 145 НК РФ, некоторые предприятия и ИП могут не вносить платеж при получении небольшой выручки согласно документам. Льготой можно воспользоваться только в том случае, если реализовывались товары без акцизной марки. Для оформления
льготы потребуется обратиться в ФНС и представить документы, подтверждающие право на освобождение от платежа.
Документы для уведомления
С 01.04.2019 действуют две новые формы уведомлений об использовании права на освобождение от НДС. Отдельную форму ввели для плательщиков ЕСХН и отдельную для всех остальных – тех, чья выручка не превысила 2 млн. рублей за три месяца.
Новые формы утверждены Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Приказ МНС от 04.07.2002 № БГ-3-03/342, содержащий старую форму уведомления, утратил силу.
Вместе с уведомлением нужно представить (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ):
- выписку из бухгалтерского баланса (для юридических лиц);
- выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для ИП);
- выписку из книги продаж.
Копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур больше не нужны.
Выписки оформляйте в произвольной форме. Но обратите внимание, что из них должна быть четко видна выручка за три предыдущих месяца.
Выписку из бухгалтерского баланса предоставляют в виде справки о выручке, в которой указана общая сумма выручки без НДС за три последних месяца и с разбивкой по каждому месяцу, или в виде копии бухгалтерского баланса и (или) отчета о финансовых результатах.