Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минпросвещения подготовило пилотный проект по оплате труда педагогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
Различия старой и новой системы
В предыдущей системе оценки педагогических работников существовало много минусов:
- чтобы подтвердить или повысить категорию, учителям нужно было собирать горы документов, вроде дипломов, грамот и прочего;
- в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны;
- уровень профессионализма никак не влиял на подъем по карьерной лестнице.
Составные части заработной платы воспитателя
Как уже было сказано, оклад воспитателя зависит от первоначальной суммы, повышающих коэффициентов, компенсаций и стимулирующих выплат.
Вид коэффициента | Размер коэффициента | |
За квалификацию | Первая категория | 25 % |
Высшая категория | 40 % | |
За образование | Высшее образование | 40 % |
Ученая степень | 10–20 % | |
За звание | Отличник | 20 % |
Почетный работник | 20 % | |
Заслуженный учитель | 20 % | |
За государственные награды | 12 % | |
За стаж работы | Свыше 3 лет | 5 % |
Свыше 5 лет | 10 % | |
Свыше 10 лет | 25 % | |
За статус детского сада | За внимательное соблюдение всех возможных стандартов | 15 % |
За отличные результаты в одном или нескольких аспектах | 10 % | |
За работу с особыми детьми | Коррекционные, офтальмологические или логопедические группы | 15–20 % |
Группы детей, болеющих туберкулезом | 25 % | |
Персональный повышающий коэффициент (ППК) | Для тех, у кого высокая квалификация | до 300 % |
- Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.
- Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
Аттестации школьников
Если раньше всероссийские проверочные работы в 7 и 8 классах проводились в зависимости решения конкретной школы, то сейчас ВПР станет обязательным. Задания составляются заново для каждого учебного заведения и распределяются рандомно — таким образом исключена возможность списать у учеников других школ.
Задания в ОГЭ для 9-классников станут более практичными: на экзамене по математике, возможно, придется считать количество необходимых для возведения дачи строительных материалов, а на физике и химии — проводить лабораторные опыты. Количество заданий по русскому языку уменьшено с 15 до 9, но при этом они стали сложнее.
ЕГЭ, по словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, отменять не планируется несмотря на выход России из Болонской образовательной системы. Но структуры контрольно-измерительных материалов (КИМ) в этом году изменились и обновлено техническое сопровождение процесса — для противодействия подделке документов и отслеживания нарушений.
Изменения на семейном обучении
Новый «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» действует в России с 1 сентября 2021 года.
Прежде всего он оговаривает сроки, в которые родители или опекуны обязаны проинформировать орган местного самоуправления о том, что ребенок перешел на семейное образование. Это нужно сделать в течение 15 дней с момента отчисления ребёнка из школы или за 15 дней до начала учебного года.
Учащиеся могут в любой момент поменять форму обучения с семейной на очную и обратно, а также сочетать их — раньше этот пункт не был детально сформулирован, из-за чего между родителями и администрациями школ порой возникали недопонимания.
При этом ученика обязали вовремя гасить все академические задолженности — например, по промежуточным аттестациям, иначе перевод на очное обучение теперь может быть оформлен принудительно.
Гимн, флаг, патриотизм
Подготовлен приказ, который предусматривает проведение на постоянной основе торжественных линеек с обязательным прослушиванием государственного гимна, поднятием (выносом) государственного флага в дни государственных праздников и праздничные дни Беларуси. Речь идёт о Дне народного единства, Дне защитников Отечества и Вооружённых Сил, Дне Конституции, Дне Победы, Дне труда, Дне Государственного герба и Государственного флага, Дне Независимости. Действие приказа Минобразования распространяется на детсады, школы, ссузы, вузы. Он касается и летних оздоровительных лагерей, студенческих отрядов.
В школах и гимназиях будут исполнять гимн и поднимать флаг перед началом и в конце каждой четверти, во время проведения церемонии вручения документов об образовании. В летних оздоровительных лагерях и студотрядах – перед началом и в конце смены.
Внедрение новых должностей
В 2020 году Министерство просвещения планирует утвердить должности ведущего учителя (наставника) и старшего учителя (методиста). Проект постановления правительства, законодательно регулирующий эти изменения, уже готов, осталось устранить недочеты и представить новшества на широкое общественное обсуждение.
Разрабатываемый проект под названием «Педагог» предполагает распределение квалификации учителей по уровням. Такой подход, как утверждает министр просвещения, преобразует возможности карьерного роста. При горизонтальном продвижении будет учитываться первая и высшая квалификационная категория, а новые должности установят другой принцип повышения.
Кроме того, в министерстве убеждены, что учителя должны сдавать экзамены на вхождение в профессию. Для реализации этой цели планируется создать сеть независимых аттестационных центров, в которых педагоги смогут самостоятельно оценивать свой квалификационный уровень путем прохождения независимой аттестации.
С этой точки зрения уместным будет вспомнить о наличии у педагогов диплома о высшем образовании. Чему учат педагогов в университетах, если для работы по профессии им необходимы дополнительные экзамены? Безусловно, постоянное развитие в процессе профессиональной деятельности никто не отменял, но разве можно оценить вклад учителя сразу? При этом ни одна комиссия не сможет определить главный критерий – любовь к детям, который в большей степени определяет профессиональную компетентность педагога.
«Ложные цифры» или как биологи литературу преподают
Пока министры решают, как лучше проводить аттестацию педагогов, и какие новые должности нужно вводить в школах, учителя возмущены острой нехваткой кадров и необходимостью совмещать предметы. Бурные обсуждения были подогреты выступлениями министра просвещения в Госдуме, заявившей, что она не видит ничего плохо в том, чтобы физики вели уроки по биологии.
Согласно официальным данным статистики только 1% российских школ, в том числе сельских, испытывают дефицит педагогического состава. Однако реальность значительно отличается от «нарисованных» цифр. Недостаточная укомплектованность кадрами становится очевидной даже в пределах ближайшего Подмосковья. В более удаленных городах и, так называемых, «глубинках» ситуация обстоит еще хуже.
Первый зампред Комитета по образованию и науке ГД Олег Смолин опровергает официальную статистику. Он заявляет, что по результатам опроса, проведенного «Народным фронтом», в 48% учебных заведений общего образования отмечается недостаток учителей, в особенности по русскому языку и литературе, иностранному языку и математике. Кроме того, исследования РАНГХиГС показывают увеличение доли учителей, работающих на 1,5-2 ставки до 13%.
Такие неутешительные показатели в большей степени связаны с условиями труда педагогов. Главной причиной нежелания работать в школе является низкая зарплата. Несмотря на указы президента, согласно которым учитель должен получать около 25 тысяч рублей, чтобы получить такую зарплату педагогам приходится работать за двоих. И это не образное выражение. Например, специалистам Омской области удается заработать эту сумму только при наличии 2 ставок.
Для сел и маленьких городов негативными факторами, помимо отмены 25%-ной надбавки после введения новой системы оплаты труда, выступают плохие условия проживания. Отсутствие жилья и низкие доходы вынуждают учителей переезжать в мегаполисы. Преимущество отдается столице, куда стремятся попасть и жители Московской области.
На педагогов, которые остаются на местах, ложится вся нагрузка. К примеру, один учитель из Забайкалья в течение длительного времени преподавал 6 предметов. Будучи учителем физики и математики, ему «посчастливилось» взять на себя историю, информатику, черчение и музыку. В другой школе на Алтае педагоги также берут на себя сразу несколько предметов, совмещая географию с ОБЖ и биологией или труды, рисование и физкультуру с русским языком. И таких примеров очень много.
Если не брать во внимание, что в существующих условиях снижается желание работать в школе, открытым остается самый главный вопрос: а как же качество образования?
А с качеством как раз все плохо, поскольку при большой загруженности у педагогов просто физически не хватает времени на подготовку к урокам. Несмотря на то, что с некоторыми смежными предметами они могут справиться, большинству требуется осваивать материал с нуля, а это не может не отразиться на знаниях школьников.
В результате, какие бы планы не строили эксперты по повышению качества образования, на данном этапе система не способна обеспечить ключевых игроков базовыми потребностями, что замедляет процесс развития и достижение целей государства.
Статистика приемной кампании — 2022
UPD от 29.11.22: Большинство выпускников 2022 года поступили в вузы своих регионов. При этом многие подавали документы в один вуз из пяти возможных. Известно, что 44% абитуриентов отправляли заявления только на одно направление подготовки из 10 возможных.
Средний проходной балл на бюджет в 2022 году составил 69,05, а на платное — 64,53. Высокобалльники выбирали МГУ, ВШЭ, Казанский федеральный университет, Уральский федеральный университет, МИРЭА. Популярностью у высокобалльников пользовались экономика, информатика, клиническая медицина, образование.
В 2022 году в вузы поступили 1060 победителей и призеров олимпиад. Они выбирали крупные столичные вузы: ВШЭ, МГУ, МФТИ, МГИМО, РУДН.
Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года
Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:
- если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
- если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
- при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).