Гуманитарные интервенции: история, теория, практика.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гуманитарные интервенции: история, теория, практика.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сегодня нет четких определений ни самого понятия «гуманитарные интервенции», ни выработанной юридической базы их проведения. По мнению российского политолога Н. Модина, если с вопросом существования данного явления разногласия удалось уладить и признать на самых разных уровнях его существование (вплоть до ООН и НАТО), то по поводу времени появления, правомерности использования и непосредственно определения данного феномена споры все еще активно ведутся.

Доктрина «гуманитарной интервенции»

Тем не менее, большинство политологов и специалистов по международному праву понимают гуманитарную интервенцию как «применение силы или угрозу силой, осуществляемые государством или группой государств за пределами своих границ и без согласия страны, на территории которой применяется сила, и направленные на предотвращение или пресечение масштабных и грубых нарушений основных прав людей, не являющихся гражданами этих государств».

Тема: Гуманитарная интервенция

В свете существующего права и в рамках Устава ООН можно представить две теоретические ситуации, в которых применима гуманитарная интервенция.

Первая включает в себя использование вооруженной силы в ситуациях, когда правительство систематически и крупномасштабно нарушает права человека или, говоря иным языком, где правительство подвергает свое население систематической политике террора (к примеру, бывший режим Красных кхмеров в Камбодже). Вторая может быть описана как ситуация, при которой население сталкивается с потерпевшим крах правительством, тотальным хаосом и анархией, вытекающими из данной ситуации и ведущими к этническим, религиозным или/и гражданским волнениям вследствие нарушения прав какой-либо части граждан («failed state«).

Независимо от того, с какой мы здесь сталкиваемся ситуацией, с первой или второй, релевантные средства в данном контексте — виды вооруженных акций для уменьшения трагизма ситуации — являются двусторонними, как правильно отметил Маланчук в своем исследовании о правомочности использования вооруженной силы:

«Вмешательство в форме коллективных акций под именем или с санкции компетентной всемирной или региональной организации и, во вторых, многосторонние или односторонние акции государств без такой санкции»25.

Законность и характер использования вооруженной силы в рамках Устава ООН и коллективной системы безопасности с целью защиты фундаментальных прав человека должны определяться и оцениваться в свете известных положений Устава и недавней деятельности ООН.

В статье 2 (4) говорится:

«Все участники должны воздерживаться от угрозы или применения силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства, равно как каких-либо других действий, несовместимых с целями ООН».

Правда, существуют два исключения27, касающиеся данного запрета: статья 42 и статья 51.

Статья 51 подтверждает «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону» и выходит за рамки этого исследования.

Статья 42 разрешает использование вооруженной силы Советом Безопасности в том случае, если Совет решит на основе статьи 39 Устава, что ситуация представляет собой «… угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии». В соответствии со статьей 24 Устава, только Совет Безопасности может определять, существует ли угроза миру, нарушение мира или акт агрессии и, таким образом, является единственным органом в системе коллективной безопасности ООН, обладающим правом решать, «… какие меры могут быть предприняты в соответствии со статьями 41 и 42 для укрепления или восстановления мира и безопасности»28. Статья 39 законно наделяет Совет правом использовать свои политические полномочия для определения мер по поддержанию или восстановлению мира и безопасности. Это, как верно отметил Вервей, право Совета Безопасности на «автоматическую интерпретацию» с целью определения тех ситуаций, которые представляют собой угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, а также принудительных мер, которые должны предприниматься в свете подобных решений, согласно статье 42, если Совет решит, что это необходимо и адекватно ситуации29.

Существуют ли правовые барьеры для Совета Безопасности в положениях статьи 2 (7) Устава? Вероятно нет, поскольку статья 2 (7) открыто заявляет:

«Ничто, содержащееся в данном Уставе, не должно давать право ООН вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, или требовать отмены представления таких дел на рассмотрение в порядке настоящего Устава, однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер, согласно главе 7».

Наряду со сделанными нами ранее замечаниями о том, что в государственной практике и в теории принято не причислять крупные нарушения фундаментальных прав человека к сфере исключительно внутренней компетенции государства, последнее предложение статьи 2 (7) не оставляет и намека на двусмысленность: Совет имеет право вводить принудительные меры, согласно статье 42, если, как отмечено в статье 39, злодеяния и другие систематические или массовые нарушения фундаментальных прав человека внутри государства представляют собой угрозу миру или затрагивают поддержание или восстановление международного мира и безопасности.

У Совета есть два пути в рамках статьи 42: он может принять принудительные меры, санкционируя проведение военных акций, или же может дать согласие государствам — членам ООН прибегнуть к использованию вооруженной силы. Из-за отсутствия особых соглашений, предусмотренных в статье 43 Устава, Совет не будет прямо решать вопросы о принудительных мерах военного характера, если не доказана их эффективность, возможность и политическая осуществимость в данной конкретной ситуации.

Если санкция на принудительные меры предоставляется государствам-членам, то какая-либо отдельная страна не должна сама прибегать к вооруженной силе для исправления ситуации в соответствующей стране (хотя принудительные меры являются обязательными и для соответствующей страны и для других государств). Это является лишь «рекомендацией, которая подтверждает законность использования вооруженной силы, что запрещено в других случаях статьей 2 (4) Устава»30.

Возникает вопрос: обладает ли Совет Безопасности правом вводить принудительные меры, согласно статьям 39 и 42, в ситуациях, описанных в начале данного параграфа? Это мы и рассмотрим в следующем разделе.

Рассмотрение вопроса о том, имеет ли международный закон право санкционировать гуманитарную интервенцию в период после принятия Устава, может быть весьма кратким. Такого права не существует. Для внесения ясности можно сказать, что мы имеем дело с международным гуманитарной интервенцией в чистом виде или, другими словами, классической гуманитарной интервенцией.

Читайте также:  Когда и на сколько проиндексируют детские пособия в России в 2023 году

«Угроза применения или использования силы государством или группой государств исключительно в целях предотвращения или защиты от серьезных нарушений фундаментальных прав человека, особенно права на жизнь, независимо от национальности, может иметь место как без разрешения соответствующих органов ООН, так и без разрешения законного правительства данного государства»54.

Второй ситуацией, в которой термин «гуманитарная помощь» достаточно часто используется, является ситуация, рассматриваемая в разделах III.1—III.3. Это сравнительно новая форма использования термина «помощь», что может быть важным при перечислении различных проявлений «гуманитарной помощи» в деятельности Совета Безопасности после принятия Резолюции № 688.

По практическим соображениям, данный обзор будет ограничен рассмотрением вышеназванных резолюций.

Понятие «гуманитарная помощь» использовалось в различных проявлениях: некоторые из резолюций упоминают понятие «гуманитарная помощь» без дополнительных пояснений (резолюции Совета Безопасности №№ 767, 794, 819, 836), другие ссылались на «операции по оказанию чрезвычайной помощи» или «срочные операции/действия гуманитарного характера» (резолюции №№ 794, 814), или просто «доставку гуманитарной помощи» (Резолюция № 836) и «помощь» (Резолюция № 688). В некоторых резолюциях, не принятых в рамках главы 7 Устава, подчеркивается элемент «сотрудничества» государств (Резолюция Совета Безопасности № 688 по Ираку)62 с ООН или различных сторон и фракций, с одной стороны, и ООН и межгосударственных и негосударственных организаций и специальных органов, Международной организации Красного Креста — с другой (Резолюция № 767).

Учитывая достаточно частое использование Советом Безопасности термина общего характера, можно разграничить различные типы помощи.

В некоторых резолюциях отмечаются проблемы, связанные с доступом или преградами на пути доставки гуманитарной помощи: Резолюция Совета Безопасности № 688 («доступ к нуждающимся в помощи»), Резолюция Совета Безопасности № 824 («доступ в безопасные районы») и Резолюция № 836 («препятствование оказанию гуманитарной помощи»).

Другие резолюции требовали немедленного оказания гуманитарной помощи гражданскому населению (Резолюция № 767) и указывали, что препятствование такой деятельности, в особенности доставке продовольствия и лекарств, будет рассматриваться как серьезное нарушение международного гуманитарного права (резолюции №№ 794, 819).

Безопасность персонала, задействованного в оказании гуманитарной помощи, сотрудников ООН, межправительственных и неправительственных организаций, Красного Креста и обязательство «предпринимать все необходимые меры» в данном государстве или/и сторонами не раз подчеркивались Советом Безопасности (резолюции №№ 794, 814, 819, 824). Резолюция Совета Безопасности № 836 указала, что это положение распространяется на так называемые «охраняемые конвои».

Три резолюции содержат формулировки, указывающие на то, что понятие гуманитарной помощи распространяется также на операции, относящиеся к защите и репатриации беженцев и переселению перемещенных лиц (резолюции №№ 688, 929, 814), в то время как три другие резолюции посвящены созданию «безопасных районов» (резолюции №№ 819, 824, 836) в Боснии и Герцеговине. В них требовалось соблюдение действующими в войне сторонами безопасности на данных территориях, которые должны были охраняться защитными силами ООН «при поддержке нескольких правительств» (Резолюция № 836).

Из этого перечисления следует, что объем и границы понятия гуманитарной помощи четко не определены. Различные проявления гуманитарной помощи появились после проведения Советом Безопасности относительно недавних принудительных мер; некоторые уже существовали до этого в международном праве, некоторые были доселе неизвестны.

Формирование понятия гуманитарной помощи до сих пор не закончено, и делать окончательные выводы о возможных новых проявлениях еще рано. Однако, вне всякого сомнения, данное понятие имеет многообещающие перспективы.

  • Фотогалерея
  • Архив новостей
  • О нас
  • О сайте

Право международной безопасности — совокупность правовых способов, соответствующихосновным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемыхгосударствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих мируи безопасности народов.

Юридическую основу современного права международнойбезопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменениясилы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные принципыправа международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенстваи одинаковой безопасности, не нанесения ущерба безопасности государств и т. д.

Равнаябезопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равноеправо на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооруженияхи вооруженных силах при этом может и не быть.

Международному праву известен обширныйарсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним отно��ятся:

  • коллективная безопасность (всеобщая и региональная);
  • разоружение;
  • мирные средства разрешения споров;
  • меры по ослаблению международной напряженностии прекращению гонки вооружений;
  • меры по предотвращению ядерной войны;
  • неприсоединение и нейтралитет;
  • меры по пресечению актов агрессии, нарушениямира и угрозы миру;
  • самооборона;
  • действия международных организаций;
  • нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий,ликвидация иностранных военных баз;
  • создание зон мира в различных регионах земногошара;
  • меры по укреплению доверия между государствами.

цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН -«поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективныхмер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии илидругих нарушений мира».

Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государстввсего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращенияи устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасностилежит Устав ООН.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общейхарактеристики. Первый признак — принятие государствами — участниками системы покрайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:

  • не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
  • разрешать все споры мирным путем;
  • активно сотрудничать в целях устранения любойопасности миру.

Второй признак — наличие организационного единствагосударств — участников системы.

Это или организация, выступающая в качестве «классической»формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждениеконсультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения).Различают два вида системы. коллективной безопасности: всеобщую (универсальную)и региональную.

Организация американских государств (ОАГ) была создана наосновании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., Устава ОАГ 1948 г.

Вопросы этнических и религиозных конфликтов и права человека

Как показывает практика международных отношений, причинами множества конфликтов являются различия между этническими и религиозным группами. Этноцентризм, инстинктивная групповая солидарность, нетерпимость и агрессивность к другим этническим (религиозным) группам затрудняют нахождение оптимальных компромиссных форм сосуществования, выработку психологии толерантности к чужим интересам и традициям. Положение усугубляется в тех группах, где человек рассматривается как член какой-либо этнической или религиозной группы, в силу чего его индивидуальное сознание «подавляется требованием лояльности к интересам группы, которые зачастую искусственно формируются и навязываются группе этнической элитой; межэтнические отношения превращаются в отношения между конкурирующими политическими группировками».

Читайте также:  Алименты с бабушек и дедушек – можно ли взыскать с родителей мужа?

В большинстве государств современного мира сообщества людей состоят из множества различных этнических, религиозных, языковых групп. Только равенство этих групп, признание их ценностей могут обеспечить сосуществование различных культур. В противном случае рано или поздно возникают межэтнические конфликты, грубо нарушаются права человека.

Проблемы национализма и религиозной нетерпимости в современных условиях проявляются с новой силой во многих странах мира в результате распада многонациональных государств (СССР, Югославия), а также вследствие нарастающей миграции людей из неспокойных и бедных регионов в развитые страны, что неизбежно приводит к столкновению различных культур и цивилизаций.

Специалисты выделяют следующие виды проблем, которые чаще всего возникают между различными этническими (религиозными) группами.

Определение и сопутствующие понятия

Интервенция (лат. interventio – вмешательство) – это проникновение во внутренние сферы деятельности государства со стороны другого или нескольких государств с целью нарушения его территориального единства или навязывания своей политической воли, или с какими-либо иными, несовместимыми с принципами Устава ООН целями. Разделяется на формы в зависимости от характера вмешательства.

В современном международном праве интервенция считается противоправным действием, нарушающим юридически закрепленный принцип невмешательства во внутренние дела государств.

Исключением из этого принципа является разрешение на применение принудительных мер в случае мировой угрозы, несоблюдения мирных договоренностей или проявления агрессии каким-либо государством.

Интервенцию следует отличать от таких актов проявления межгосударственной агрессии, как аннексия и оккупация.

Аннексия – это насильственное включение в свой состав государством-агрессором территории (или ее части) другого государства (без учета мнения ее населения).

Оккупация – это вооруженное вторжение на территорию чужого государства войск государства-агрессора, с целью ее временного захвата.

Примеры интервенции в мировой истории

В истории существует немало примеров интервенции. Так, например, первой была интервенция в Греции в 1827 году, которая в 1830 году привела к независимости страны.

В 1917 году она произошла в России, когда союзные войска Антанты, воспользовавшись внутренним гражданским конфликтом, вторглись на ее территорию.

Еще раньше, в 1900 году, восемь великих держав вторглись в Китай под предлогом подавления Боксёрского восстания.

В 1989 году во время интервенции в Панаме ВВС США использовали обученных вооружённых наёмников и поставляли оружие мятежникам.

В ХХI веке международные интервенции имели место в 2001 году в Ираке со стороны США и в 2011 в Ливии со стороны НАТО. При этом в Ливии официально интервенция носила гуманитарный характер.

Гуманитарная интервенция: спасение или катастрофа?

Правомерность гуманитарной интервенции является одной из наиболее спорных проблем права международной безопасности в части применения силы. В последнее время международное сообщество под гуманитарными лозунгами многократно вмешивалось в межконфессиональные и межэтнические конфликты, угрожавшие правам гражданского населения. И каковы же результаты и последствия таких гуманитарных интервенций? Могут ли они иметь перспективы?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего, необходимо разобраться с понятием «гуманитарная интервенция». Итак, прилагательное «гуманитарный» имеет очень широкое значение и используется для описания различных мероприятий, осуществляемых государственными и негосударственными субъектами в целях улучшения положения и благосостояния уязвимых лиц. В более широком смысле, «гуманитарный» означает «обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека»1. Слово «гуманитарный» всегда используется в положительном смысле, что свидетельствует о намерении помочь кому-то, кто находится в беде. Те, кто осуществляют гуманитарную деятельность, всегда приносят жертвы для оказания помощи пострадавшим. Иногда гуманитарные действия входят в обязанность отдельных субъектов. Так, например, происходит в случае с Международным Комитетом Красного Креста, национальным обществом Красного Креста или с медицинским персоналом. Однако очень часто гуманитарная деятельность осуществляется теми, кто не имеет на это никаких юридических прав, ими двигает лишь чувство человечности. Когда речь идет о «гуманитарной интервенции» прилагательное «гуманитарный» не применяется для описания мер и средств, которые необходимо принять. Учитывая, что здесь подразумевается использование вооруженной силы, то такие меры и средства по своей природе уже являются негуманитарными.

Далее рассмотрим понятие «интервенция». Оно происходит от латинского «interventio», что означает «вмешательство». Сегодня существует множество трактовок данного определения. Так, профессор английского университета, специалист в области истории международных отношений Т.Отте определяет интервенцию как «инструмент внешней политики, предполагающий вмешательство насильственного характера во внутренние дела стороннего государства с целью повлиять на действия или решения государства, подвергшегося вмешательству»2. В зависимости от степени применения силы по отношению к другому государству можно выделить три основных вида интервенции. Во-первых, «мягкая» («soft») интервенция, заключающаяся в проведении дискуссий и разработке рекомендаций для разрешения конкретной ситуации. Во-вторых, «жесткая» («hard») интервенция, выражающаяся в использовании мер принудительного характера, не исключающих применение военной силы. К ним также относятся наложение экономических и другого рода санкций. И третий вид, это «силовая» («forcible») интервенция, предполагающая обязательное применение военной силы.3

Важно отметить, что интервенцию не следует понимать только как деятельность, противоречащую международному праву. Другими словами, понятие интервенция не следует путать с ее законностью. Она может быть как законной, так и незаконной, в зависимости от условий и причин ее возникновения, а также методов и средств ее осуществления. Проведение интервенции зависит от фактических обстоятельств, а ее законность определяется существующей на данный момент правовой нормой.

В чем же особенность гуманитарной интервенции, с точки зрения международного права? Важно выделить две ее основные разновидности.

1.Неотъемлемое право государства на защиту своих граждан, находящихся в опасности за рубежом.

2.Гуманитарные действия, «гуманитарную интервенцию» по защите человеческой жизни в случае массовых нарушений прав человека и угрозе жизни.

Несмотря на определенные сходные черты, между этими концепциями есть принципиальные отличия. В первом случае государство использует суверенное право на вооруженную самооборону и защищает своих граждан. В случае гуманитарной интервенции, государство или международная организация предпринимает вооруженные действия по защите граждан другого государства или государств для предотвращения массовых нарушений прав человека.

Естественно, право на самооборону не может стать обоснованием для гуманитарной интервенции, т.е. для применения вооруженной силы для защиты граждан другого государства для предотвращения массовых нарушений прав человека. Правомерность использования силы в данном случае если и может быть обоснована, то только и прежде всего принципами и нормами международного права в области защиты прав человека. В частности, согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. государства-участники «обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение».4 Довольно часто ссылаются также на решения Международного суда ООН, согласно которому у государств есть право и обязанность защищать права человека, а это обязательство вытекает в современном международном праве, например, из запрета актов агрессии и геноцида, а также принципов и норм защиты основных прав человека, включая защиту от рабства и расовой дискриминации.

Читайте также:  Как уменьшить алименты на ребенка

Основными методами гумани��арной интервенции являются следующие:

  1. Обеспечение эвакуации населения из районов охваченных гуманитарной катастрофой, в том числе организация гуманитарных коридоров.
  2. Обеспечение нуждающегося населения гуманитарной помощью и охрана пунктов её раздачи от вооруженных групп мародёров.
  3. Установление контроля за электростанциями, резервуарами питьевой воды, телерадиоцентрами, откуда могут звучать призывы к межобщинному насилию (в случаях межэтнического конфликта)
  4. Развертывание, обеспечение и охрана лагерей беженцев.

Гуманитарную интервенцию следует отличать от действий, осуществляемых на основании решений международных организаций, в первую очередь, ООН. Несмотря на гуманитарный характер таких действий, они являются «превентивными или принудительными мерами», закрепленными Уставом ООН (ст. 5, 42, 50)5; Устав не называет эти действия «гуманитарной интервенцией». К ним относятся:

  • миротворческие операции, проводимые ООН с согласия государства, на территории которого они предпринимаются;
  • акции с использованием вооруженной силы по просьбе законного правительства (включая акции, предусмотренные соглашениями). Однако существуют ситуации, при которых нелегко установить, что является законным правительством или действительным согласием.
  • военные операции, предпринимаемые государством с целью спасения своих граждан за рубежом от неминуемой угрозы их жизни или здоровью;
  • акции принудительного характера, не включающие использование вооруженной силы.

Идея гуманитарной интервенции была впервые сформулирована в 1987 г. основателем движения «Врачи без границ», министром иностранных дел Франции Бернаром Кушнером в книге «Le Devoir d’Ingérence» («Обязанность вмешаться»). Первой гуманитарной интервенцией стала военная операция НАТО против Югославии в 1999 г. До этого времени мировое сообщество либо реагировало на сообщения о гуманитарных катастрофах в ограниченном объеме (бомбардировки натовцами боснийских сербов в 1994–1995 гг. в Боснии и Герцеговине), либо вообще не вмешивалось в развитие событий (межэтнический конфликт в Руанде в 1994 г., унесший жизни до 1 млн человек). Основной целью операции «Милосердный ангел» в Югославии было предотвращение гуманитарной катастрофы на территории Косово. Однако результат оказался прямо противоположным. Она породила гуманитарную катастрофу в виде исхода из Косово миллиона беженцев. Сама концепция гуманитарной интервенции вступает в прямое противоречие с закрепленными в Уставе ООН принципами государственного суверенитета, территориальной целостности и верховных полномочий ООН.

В целях создания правовых рамок для осуществления гуманитарных интервенций в 2000 г. под эгидой ООН была учреждена Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета. В 2001 г. она представила доклад «Ответственность по защите» («The Responsibility to Protect»), в котором рекомендовалось отказаться от концепции «права на вмешательство» и заменить ее концепцией «ответственной защиты», гдеделался упор на невоенные методы решения конфликта. Ответственность международного сообщества в отношении нарушений гуманитарного права была сформулирована в виде трех задач: «предотвращать, реагировать и восстанавливать». Однако данный доклад не приобрел обязательную юридическую силу. Решение вопроса о «гуманитарном вмешательстве» по-прежнему входит в компетенцию Совета Безопасности ООН.

В 2005 году в оборот была введена новая инициатива ООН «Обязанность защищать» (The responsibility to protect (RtoP or R2P)). В соответствии с данной концепцией суверенитет не только предоставляет государствам право контролировать свои внутренние дела, но также налагает ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В тех же случаях, когда государство не способно защитить людей — ответственность переходит к международному сообществу. 6 Она получила широкую, хотя и не единодушную поддержку среди членов мирового сообщества. В нее входят три основных элемента:

  1. Государства обязаны защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности; при этом международное сообщество обязуется помогать государствам предотвращать такие преступления.
  2. Если есть весомые доказательства того, что такие преступления совершаются, и государство, на территории которого это происходит, не может им воспрепятствовать или по какой-либо причине не желает этого делать, международное сообщество должно использовать все доступные мирные средства для предотвращения таких преступлений.
  3. Если все возможные средства исчерпаны и результат не достигнут, международное сообщество может применить военную силу.

На сегодняшний деньдискуссии по поводу концепции продолжаются. Международное сообщество всё ещё не пришло к консенсусу относительно необходимости закрепления концепции в Уставе ООН и тем самым внесения в него поправок относительно того, какие ситуации являются правомерным основанием для международного вмешательства. Поэтому концепция существует лишь в виде «каркаса», не имеющего под собой универсального правового наполнения.

В начале XXI в.идея гуманитарной интервенции была реализована на практике в трех странах – Афганистане (2001 г.), Ираке (2003 г.) и Ливии (2011 г.). Во всех трех случаях вооруженное вмешательство не было санкционировано СБ ООН. Кроме того, международное сообщество не смогло предотвратить действительно имевшие место массовые нарушения гуманитарного права в Афганистане, Ираке и Ливии, восстановить стабильность в плане обеспечения безопасности гражданского населения. Это обусловлено тем, что вместо вмешательства в конфликт с целью «ответственной защиты» гражданского населения при одновременном дистанцировании от интересов вовлеченных сторон внешние силы изначально сделали ставку на оказание военно-политической поддержки антиправительственным войскам. Речь шла, по сути, о непосредственном участии в боевых действиях ради достижения собственных геополитических целей и отработки сценариев вмешательства в других стратегически важных районах планеты.

Подтверждением этому стала вооруженная операция на территории Сирии, оказавшейся очередным полигоном для гуманитарной интервенции с геополитическим подтекстом. Международная коалиция во главе с США назвала основными причинами начала операции в Сирии непрекращающиеся преступления, нарушение прав человека и исчерпание мирных средств разрешения конфликта. Главной целью проведения гуманитарной интервенцией обозначались борьба с международным терроризмом на территории Сирии и защита гражданского населения. Однако сирийский сценарий напоминает события в Югославии 1999г. и Ливии 2011г., когда главной задачей великих держав было свержение неугодных политических режимов.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *