Государственный кадастровый учет (ГКУ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный кадастровый учет (ГКУ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наиболее полная информация о характеристиках объектов недвижимости, включая описание местоположение границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей, содержится в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости (приложение № 1 к Приказу № 975).

Для выполнения кадастровых работ целесообразно получение выписки из ЕГРН, содержащей наиболее полную информацию о характеристиках объектов недвижимости, включая описание местоположение границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей, в частности, выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (приложение № 1 к Приказу № 975). Данная выписка является своего рода аналогом представлявшейся до 1 января 2017 г. кадастровой выписки об объекте недвижимости.

При выполнении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельных участков или образованием земельных участков из земель, находящихся в государственной иди муниципальной собственности, в том числе при перераспределении земельного участка и земель, по мнению Департамента недвижимости, в случае необходимости выявления правообладателей смежных земельных участков целесообразно использовать кадастровый плана территории.

Однако, кадастровый план территории при наличии сведений о местоположении границ всех земельных участков и контуров всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в кадастровом квартале, не содержит сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей. Отсутствие достоверной информации о наличии частей объекта недвижимости и их границах может привести к неверным результатам кадастровых работ, и как следствие, к приостановлению учетно-регистрационных действий органа регистрации прав по причине несоответствия сведений об объекте, указанных в межевом или техническом плане сведениям из ЕГРН.

Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Согласно части 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Учитывая изложенное, в случае если сведения об объекте недвижимости содержатся в ЕГРН, в том числе как о ранее учтенном объекте недвижимости, представление технического плана для государственной регистрации прав на такой объект недвижимости не требуется.

В этой связи в рассматриваемом случае государственная регистрация права собственности на жилой дом может быть осуществлена на основании правоустанавливающего документа на земельный участок.

Право собственности и внесение данных в ЕГРН

Результат постановки недвижимости на учет в кадастровой палате —отображение участка (владения) на кадастровой карте с уникальным номером и внесение в ЕГРН, реестр объектов, прошедших регистрацию как собственность.

Требование распространяется на все виды недвижимости, независимо от того, является ли их владельцем юридическое или физическое лицо. Собственник обязан поставить на учет любую недвижимость от земельного участка до квартиры, в том числе и в случаях, когда это имущество было получено путем приобретения — покупки, дарения, наследования, цессии (переуступки), выделения долей или приватизации.

Право владения недвижимостью подтверждается выпиской из ЕГРН. По новым требованиям законодательства она заменяет Свидетельство о праве собственности при оформлении новых (измененных) объектов, но не отменяет его для уже существующих. Система кадастрового учета позволяет проверить принадлежность, легальность приобретения, отсутствие обременений на любую недвижимость.

Новое в составе сведений ЕГРН и кадастра

ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ

КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

В ЕГРН вошли:
  • Реестр сведений о границах территории, зарезервированной для государственных или муниципальных нужд;
  • Перечни координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.

Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием.

Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)

Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН.

Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.

С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.

Читайте также:  Основания отказа в возбуждении уголовного производства

Новое в госрегистрации и постановке на кадастр по решению суда

С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.

К примеру, теперь не нужно подавать вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования, если в судебном решении:

  • есть основные сведения об объекте, которые нужны для внесения информации в ЕГРН, вкл. координаты характерных точек;
  • эти сведения с точки зрения методики верны.

Кроме того, прописан порядок действий и определен круг заявителей в случае вынесения судом решения:

  • о сносе или реконструкции самовольной постройки;
  • признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими;
  • признании объекта движимым имуществом.

Субъекты кадастровой деятельности

Такие работы выполняют кадастровые инженеры. Ранее для того, чтобы иметь право выполнять кадастровые работы и являться кадастровым инженером, необходимо было иметь квалификационный аттестат. С июля 2016 г. требования к кадастровым инженерам изменились. Теперь таковым может являться физическое лицо, которое в обязательном порядке состоит в одной из саморегулируе- мых организаций кадастровых инженеров (далее — СРО КИ). Стать членом СРО КИ можно только при соблюдении следующих условий:

  • 1) наличие гражданства Российской Федерации;
  • 2) наличие высшего образования но специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается Минэкономразвития РФ, или наличие высшего образования по не вошедшим в этот список специальностям или направлениям, при наличии дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений;
  • 3) наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет (стажировка);
  • 4) сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие необходимых для осуществления кадастровой деятельности профессиональных знаний;
  • 5) отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;
  • 6) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
  • 7) наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера (на сумму не менее 2,5 млн рублей).

Кроме того, обязательным условием вступления в СРО КИ является также отсутствие ограничений, связанных с исключением кадастрового инженера из СРО КИ. Так, нельзя претендовать на членство в СРО КИ:

  • 1) в течение двух лет в случае, если кадастровый инженер был исключен по одному или нескольким основаниям, включающим:
    • — нарушение обязательных условий членства в СРО КИ, к которым относятся: соответствие установленным условиям принятия физического лица в СРО КИ, соблюдение требований к осуществлению и организации кадастровой деятельности, внесение установленных СРО КИ взносов,
    • — принятие в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, которые связаны с подготовленным кадастровым инженером межевым планом, картой-планом территории (а также кадастровыми документами в отношении других, помимо земельных участков, объектов недвижимости) и суммарное количество которых составляет 25 и более процентов от общего количества решений при условии, что таких решений было принято не менее двадцати,
    • — принятие за последние три года деятельности кадастрового инженера органом кадастрового учета десяти и более решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства,
    • — неосуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности (непредставления в орган кадастрового учета межевого плана, технического плана, акта обследования, карты-плана территории, подготовленных кадастровым инженером) в течение трех лет,
    • — непредставление кадастровым инженером в орган кадастрового учета актов согласования местоположения границ земельных участков;
  • 2) в течение шести месяцев, если кадастровый инженер был исключен за неуплату членских взносов более чем за три месяца;
  • 3) в течение срока дисквалификации либо срока, во время которого кадастровый инженер лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу решением суда, в случае если данный срок превышает два года.

Еще одно из ограничений заключается в том, что если кадастровый инженер был исключен из СРО КИ по причине представления им подложных документов при принятии в СРО КИ или был признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным, то он не вправе претендовать на членство в СРО КИ.

Следует отметить, что для лиц, имевших на 01.07.2016 действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера, предусмотрены переходные положения:

  • — право осуществления кадастровой деятельности наряду с кадастровыми инженерами до 1 декабря 2016 г.;
  • — для включения в состав членов СРО КИ не требуется прохождения стажировки и сдачи теоретического экзамена;
  • — требование о наличии необходимого образования не применяется до 1 января 2020 г.

По новым требованиям, для подтверждения профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, национальным объединением СРО КИ организуется проведение теоретического экзамена: создается экзаменационная комиссия, проектируется и внедряется автома?газированная информационная система, разрабатываются и утверждаются тестовые задания в соответствии с программой экзамена, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 28.07.2016 № 406 «Об утверждении программы теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности». Согласно этому документу, программа включает четыре раздела, каждый из которых вносит свою долю в общую структуру вопросов:

  • 1. Объекты недвижимости (20% от общего количества вопросов);
  • 2. Кадастровая деятельность (50% от общего количества вопросов);
  • 3. Ведение государственного кадастра недвижимости и осуществление государственного кадастрового учета (20% от общего количества вопросов);
  • 4. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (10% от общего количества вопросов).

Например, раздел 2 «Кадастровая деятельность» включает следующие темы:

  • 1. Кадастровый инженер. Формы организации кадастровой деятельности.
  • 2. Основания для выполнения кадастровых работ. Договор подряда на выполнение кадастровых работ.
  • 3. Представительство. Доверенность.
  • 4. Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
  • 5. Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности.
  • 6. Государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
  • 7. Страхование гражданской ответственности кадастрового инженера.
  • 8. Условия членства и исключения кадастрового инженера из саморе- гулируемой организации.
  • 9. Стажировка претендентов на получение квалификации «кадастровый инженер».
  • 10. Результат кадастровой деятельности (межевой план, технический план, акт обследования).
  • 11. Землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и другая документация, используемая при выполнении кадастровых работ.
  • 12. Объекты землеустройства и иные объекты, сведения о границах которых подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
  • 13. Государственная геодезическая сеть, опорные межевые сети. Государственная система координат, местные системы координат.
  • 14. Определение координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
  • 15. Определение площадей объектов недвижимости.
  • 16. Восстановление на местности границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках но координатам характерных точек таких границ и контуров.
  • 17. Точность определения координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
  • 18. Устранение несоответствий в местоположении границ земельных участков.
  • 19. Комплексные кадастровые работы.
  • 20. Средства измерений. Методы обработки результатов измерений.
  • 21. Согласование местоположения границ земельных участков.
  • 22. Определение местоположения помещения в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения.
  • 23. Обжалование решений о приостановлении осуществления кадастрового учета.
  • 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление кадастровой деятельности.
  • 25. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
  • 26. Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

Куда обращаться и сколько это стоит

Чтобы зарегистрировать участок, документы необходимо подавать непосредственно в Росреестр или МФЦ. Сделать это можно при личном визите или онлайн. Учтите, что МФЦ – посредник между заявителем и Росреестром, но это никак не влияет ни на количество подаваемых документов, ни на размер госпошлины за регистрацию земельного участка.

Сделать это должен сам собственник участка или его полномочный представитель. В первом случае необходимо будет предоставить документ, подтверждающий личность (чаще всего, паспорт). Во втором случае потребуется нотариально заверенная доверенность, которая дает право на подобные действия; ее, как указано выше, необходимо добавить в пакет документов.

Что касается стоимости, для регистрации права на участок необходимо заплатить государственную пошлину. Ее размер составляет 350 рублей (пп. 22, 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) для физических лиц. Обратите внимание! Реквизиты для оплаты пошлины в Росреестре и МФЦ разные, если вы вносите деньги по определенным реквизитам, то туда же и нужно предоставлять все остальные документы, в противном случае заявление не примут.

Срок рассмотрения заявления: семь рабочих дней с даты приема документов в Росреестре, девять рабочих дней с даты приема документов в МФЦ. Росрестр предпочтителен в том случае, если вы хотите получить консультацию.

Земли водного фонда за исключением береговой полосы, предназначенной для общего пользования, физические и юридические лица могут использовать для своих потребностей, но в зависимости от целей водопользования может потребоваться заключение договора.

Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:

  1. Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
    • плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
    • речное и морское судоходство;
    • разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
    • забор воды судами для технических нужд.
  2. Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
    • охота, рыболовство;
    • рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
  3. Научно-исследовательские и учебные цели:
    • геологическое изучение;
    • гидрографическая и топографическая деятельность;
    • геофизические, геодезические и водолазные работы.
  4. Иные, предусмотренные законом, случаи:
    • полив садовых, дачных или огородных участков;
    • водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
    • купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).

Цели кадастрового учета земельных участков

Общегосударственный перечень – систематизированный организационно-юридический механизм правительственного контроля за применением и защитой территорий. В законодательной базе о земельных участках существует основной порядок, показывающий территорию в качестве важного резерва окружающей природы, а также как источник общегражданского, собственного использования с находящейся на участке недвижимостью.

Замечание 1

Разнообразные юридические нормативные документы контролируют взаимоотношения в области земельных вопросов, связанные с правительственным контролированием территорий, мелиорацией и оценочным учетом земель, что еще раз обращает внимание на их отношения как между собой, так и с другими частями организационно-юридического механизма эксплуатации и защиты территорий.

Последовательность, задачи и понятия ведения государственного кадастрового учета земель прописываются в Законе о правительственном кадастре имущества, на основании с которым расценочный учет территорий создается и проводится для уведомительного обеспечения:

  • правительственного и магистратского управления природными ископаемыми;
  • правительственного мониторинга за применением и защитой земель;
  • мероприятий, направленных на поддержания и увеличения плодородия земель;
  • правительственного оформления прав на недвижимую собственность и операций с ним;
  • землеустройства;
  • финансовой оценки территорий и учета стоимости земли в составе богатств природы;
  • обозначения обоснованной цены за территорию.

Причины отказа от постановки земельного участка на учет

Порядок кадастрового учета также предусматривает возможность отказа по следующим причинам:

  • Постановка на кадастровый учет земельного участка , не являющегося объектом недвижимого имущества, при этом в Законе о кадастре не предусмотрена регистрация и учет данного вида недвижимости;
  • Если участок находится в совместной собственности (к примеру, долевое участие нескольких владельцев). Таким образом, невозможно производить учет в обход собственности на обладание третьими лицами;
  • Если в поданном заявлении были допущены ошибки или имеются несоответствия в свойствах и характеристиках объекта;
  • Если внесенные сведения в Росреестр о целевом объекте недвижимости имеют временный характер;
  • Если в Кадастровую палату обратилось третье лицо, которое не предоставило документ, удостоверяющий личность и нотариально подтвержденную доверенность;
  • Имеются нарушения в оформлении межевого плана, техплана, акта обследования или других предусмотренных процедурой документов;
  • Неполный пакет документов, требуемый для постановки на кадастровый учет участка земли;
  • Отсутствие документов на право владения.
Читайте также:  Как отцу ребенка уйти в декретный отпуск

Существует ряд технических условий, которые могут повлечь отказ от постановки на учет земельного участка: превышение максимального размера или нахождение в граничащих областях, а также если границы не согласованы с органами местного самоуправления. Кадастровая палата может отказать в праве постановки на учет при формировании нового объекта недвижимого имущества, на котором располагается здание, если проходит через несколько участков, но не имеет выраженных изолированных областей (разделений).

Как поставить землю на кадастровый учет?

Необходимо предоставить такой пакет документов:

  • Заявление от владельцев, пользователей, арендаторов, или других лиц, кто имеет правовое отношение к целевому земельному участку (строго по форме территориальной Кадастровой палаты);
  • Межевой план, который был утвержден уполномоченными лицами;
  • Паспорт гражданина РФ (либо доверенность);
  • Правоустанавливающие документы (если имело место разделение участка или долевое участие, необходимо предоставить письменное согласие всех правообладателей и заинтересованных лиц).

Учет земельных участков осуществляется абсолютно бесплатно, однако, стоит учитывать необходимость проведения дополнительных процедур, экспертиз или замеров в рамках процедуры постановки на учет.

Согласно закону о кадастре, предусмотрены следующие временные рамки:

  • Внесение изменений в Росреестр или исправление сведений должно происходить не позже чем через 20 дней.
  • Выписка об учете предоставляется не позже 5 дней с момента обращения;
  • Получение сведение из госкадастра – не позже 15 дней.

Кадастровый учет осуществляется под контролем сотрудников Кадастровой палаты. Если вы предоставляете документы для учета, в обязательном порядке требуйте расписку с полным перечнем изъятых документов, вплоть до ксерокопий и тем более паспортов и справок.

Упрощенную процедуру постановки на учет ваших земельных участков вы сможете заказать в Центре кадастра и регистрации «Стар Сервис», в том числе и для сложных случаев, с долевым участием и необходимостью юридического сопровождения.

Учет отдельных видов объектов кадастра

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:

  • У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
  • С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
  • С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
  • Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
  • При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.

Что такое ранее учтенный земельный участок?

Этим термином называют участок земли, права (владения, собственности, застройки или аренды) на который были зарегистрированы до 01.03.2008 года. При этом кадастровый учет в отношении такого участка произведен не был.

Самостоятельное определение ранее учтенного участка возникло с принятия Закона «О государственном кадастре недвижимости» 27 июля 2007 года.

Границы земельных наделов, учтенных «по-старому», не имеют четких параметров. На учет в кадастре по новым правилам они не поставлены, так как ГКН образовался лишь в 2007 году. Поэтому в Госкадастре содержатся только примерные данные по таким земельным объектам, взятые из каких-то старых записей, архивов.

На практике бывают и такие случаи, что информация о том или ином участке может просто отсутствовать. Тогда, при обращении в Росреестр за выпиской из ЕГРН, сотрудники этого органа просто не могут выдать официальный документ, который подтверждал бы хоть какие-то данные о запрашиваемой недвижимости.

С появлением ГКН госорганы осуществляют постепенную постановку на учет всех имеющихся участков. Но что делать, если гражданину-собственнику нужно срочно продать свой ранее учтенный участок? Ведь до тех пор, пока он не будет поставлен на кадастровый учет, сделка по поводу этого надела просто не состоится.

Государственный кадастровый учет земельных участков

Государственный кадастровый учет земельных участков — это внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), которые свидетельствуют о существовании объекта и его индивидуальных характеристиках.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения.

Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.

Проведение кадастрового учета осуществляется при его:

  • образовании;
  • выделении части;
  • изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.

Правовое регулирование рассматриваемой процедуры осуществляется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если нужна кадастровая оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *