Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация в России 90-х годов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экономика связана с изучением экономических систем различных уровней организации. Одним из основных предметов изучения является экономика одного государства или экономики. Это сложная структура, которая состоит из социальных, экономических, организационно-технических, научных и технологических элементов. В то же время вся система национальной экономики имеет общий экономический эффект, который создается на основе вышеперечисленных составляющих. Экономический рост сопровождается укреплением национальных рынков, к которым относятся финансовые рынки, рынки товаров, услуг, капитала и труда и т.д.
Преимущества и недостатки приватизации
Рассмотрим результаты приватизации в России. Для этого необходимо обозначить, с какими задачами она столкнулась на начальном этапе. Переход от административно-командной модели экономических отношений к рыночной модели в нашей стране произошел достаточно быстро. Этот эффект называется «шоковой терапией». Приватизация должна была решить ряд проблем, а именно: повысить конкуренцию и, как следствие, производительность предприятий, а также качество продукции и услуг. Государство стремилось сократить собственные расходы и бюджет за счет налоговых поступлений частного сектора. Приватизация была направлена на ликвидацию монополий, стимулирование инвестиций и накопления капитала. С социальной точки зрения это дало возможность повысить общий уровень благосостояния населения страны. Кроме того, приватизация должна была способствовать развитию малых и средних предприятий.
Изначально продажа государственного имущества осуществлялась по сниженным ценам. Большая часть была скуплена людьми, близкими к государственному аппарату, что привело к образованию крупных корпораций и монополий в отдельных отраслях экономики. Акционерные общества стали основной формой собственности, что привело к накоплению капитала в руках небольшой группы людей. Средний класс, который является основой успешной рыночной экономики, не был сформирован. Происходило еще более глубокое расслоение населения по доходам, и социальная напряженность усиливалась. На макроэкономическом уровне темпы экономического роста снизились, а ВВП на душу населения резко упал. Больше всего пострадали государственный сектор и социальная инфраструктура.
Однако положительный результат приватизации в России можно охарактеризовать как преодоление товарного дефицита, укрепление национальной валюты, рыночных отношений и формирование конкурентной среды.
Было ли в ваучерной приватизации что-то хорошее?
На старте чековой приватизации идеолог кампании Анатолий Чубайс говорил, что каждый ваучер будет стоить как две «Волги». Спустя какое-то время после начала приватизации «Волга» подорожала до 3-4 миллионов рублей, а чеки, наоборот, резко обесценились. Авторы реформы хотели, чтобы приватизация прошла по относительно рыночным условиям – так и случилось, но только с самими ваучерами.
Из почти 150 миллионов россиян, получивших ваучеры, осталось примерно 40 миллионов акционеров – тех, кто реально вложился в какое-то предприятие. Чаще всего такие вложения были не лучшим выбором, и дивидендов владельцы не увидели. Из 646 чековых инвестиционных фондов выжили только 136, которые смогли начислить дивиденды своим акционерам.
Конечно, если кто-то в начале 90-х обменял свой ваучер на акции «Роснефти» или «Газпрома» и за все эти годы не продал их, сейчас эквивалентное количество акций может стоить около миллиона рублей. Но большинство просто обменяли свои ваучеры на деньги или товары народного потребления.
Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».
Приватизация в Европе
Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).
Приватизация в США
В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.
Приватизация в Японии
В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.
Приватизация в Китае
Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.
Приватизация в 20 веке
В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.
Приватизация в мире
В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.
Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.
В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.
Приватизация как явление 1990-х
Замечание 1
С одной стороны, активная критика приватизации связана с широко распространенным мнением о недостойности новых обладателей государственной собственности и ее получении исключительно за счет личных и семейных связей с управляющей верхушкой.
Однако с другой стороны, период проведения приватизации был весьма сложен с экономической, финансовой и политической точки зрения, ведь:
- противостояние Президента и Верховного совета РФ значительно затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ;
- на Правительство оказывалось сильное давление со стороны Верховного совета;
- на момент начала приватизации у государства отсутствовала способность эффективно контролировать свою собственность, из-за чего нередки были случаи спонтанной приватизации (то есть захвата контроля над предприятиями их директорами с целью быстрого получения прибылей).
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Замечание 2
Этап форсированной приватизации начался с ноября 1991 г.
Государственная программа приватизации на 1992 год была утверждена Верховным Советом РФ в июне 1992 года. В соответствии с ней были определены возможные способы приватизации в зависимости от размера предприятий.
«Малая» приватизация предполагала продажу малых предприятий на торгах или напрямую работающим на этих предприятиях частным лицам.
«Чековая» или «ваучерная» приватизация предполагала преобразование крупных и части средних предприятий в акционерные общества открытого типа, с последующей продажей акций. Однако не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки.
Замечание 3
Особо значимые отрасли, такие как недра, лесфонд, шельф и т.д. не подлежали приватизации.
В то же время, обязательно должны были быть приватизированы предприятия оптовой и розничной торговли, легкой и пищевой промышленности, общественного питания, строительства, производства и т.д.
Предпринятые в 1995 году залоговые аукционы имели целью пополнение государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).
Замечание 4
Государство в лице Правительства не возвращало кредиты, вследствие чего пакеты акций, ранее принадлежавшие государству, переходили в собственность кредиторов. В итоге Правительство получало необходимые средства, а владельцы компаний – дополнительные акции и контроль над предприятием.
Критика залоговых аукционов заключалась в отчуждении таким путем федеральной собственности по значительно заниженным ценам, а также недоверие населения к приватизации в целом из-за проведения залоговых аукционов.
Таким образом, в результате приватизации в нашей стране произошел переход от социализма к капитализму.
Замечание 5
В тот период в Российской Федерации появился класс «олигархов», владеющих собственностью, приобретенной за несоизмеримо малые деньги.
Также приватизация привела к значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленностях и в целом к деиндустриализации страны.
Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику. Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы, земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант — коллективов).
Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.
В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.
Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы. Второй — заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.
По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.
Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.
Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами. Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали. Приватизация произво��илась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами. В других — в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.
Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки. Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду. Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.
Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу. Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.
Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.
Благодаря варварской приватизации более 70% государственной собственности было продано за бесценок и переделено между «приближенными». Сейчас она приносит новым владельцам огромные доходы. На этой основе и сформировался процветающий тогда и сейчас класс олигархов. Другим негативным последствием безграмотной приватизации стал резкий спад производства и новый кризис в экономике.
В 90-ые годы много потеряло не только государство в общем, но и каждый россиянин в частности. Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Многие российские граждане считают приватизацию нечестной и готовы к пересмотру ее результатов.
С точки зрения законодательного определения, под приватизацией принято понимать бесплатную передачу муниципального или государственного жилого помещения в собственность гражданам, которые получили его в бессрочное пользование. Такой процесс перевода собственности регулируется законом «о приватизации жилого фонда в Российской Федерации».
После проведения приватизации объект недвижимости, ранее принадлежавший муниципалитету, переходит в полную собственность ответственного квартиросъемщика и всех прописанных в нем лиц, которые подавали заявление.
Для того чтобы начать процедуру, ответственный квартиросъемщик должен подать следующий комплект документов:
[3]
- Договор соцнайма или ордер.
- Полученные через БТИ техпаспорт на объект недвижимости и выписки.
- Кадастровый паспорт.
- Оформленные у нотариуса отказы от участия в приватизации прописанных лиц.
- Справка о том, что для заявителя это первое участие в приватизации.
- Копии паспорта участников.
- Справка об отсутствии долга по коммунальным услугам.
После получения договора о приватизации, заявитель должен обратиться в Росреестр для того, чтобы зарегистрировать переход, получив об этом подтверждающий документ. С того дня все участники приватизации становятся полноправными собственниками жилого помещения без каких-либо ограничений.
Приватизация подразумевает под собой переход не только прав, но и обязанностей, среди которых и ответственность за ущерб, причиненный соседям, и уплата налогов. В связи с этим рекомендуется изучить все плюсы и минусы приватизации еще на стадии принятия решения, во избежание неприятных сюрпризов.
Для начала определим преимущества данной процедуры:
- Квартира или комната переходит в полную собственность проживающих граждан, ее можно продать, сдать, подарить, заложить или передать по наследству;
- Полученная по приватизации недвижимость не делится между супругами при разводе, если в ней участвовал только один из них;
- Если в муниципальной квартире был прописан не только ответственный квартиросъемщик, другие лица также имеют право на получение долевой собственности;
- В случае, когда кто-то отказывается от участия в приватизации, за ним остается право пожизненного проживания;
- После появления задолженности по коммунальным услугам собственников не смогут выселить, как было бы с муниципальной квартирой;
- Невозможность лишить с регистрационного учета собственника. Выписать его не получится ни при каких обстоятельствах.
Очевидно, что положительных сторон в приватизации очень много, самое главное, что человек может абсолютно бесплатно получить в собственность недвижимость, рыночная стоимость которой может быть и 10 и 20 миллионов рублей. Если собственнику такой квартиры потребуется оформить кредит в банке, можно не сомневаться в том, что при наличии недвижимости, его выдадут в разы быстрее и под меньший процент.
Несмотря на то, что плюсы и минусы приватизации пребывают в неравном соотношении, и преимущество процедуры неоспоримо, необходимо быть готовым к не всегда приятным последствиям. В первую очередь речь идет о том, что получение в собственность дорогостоящего жилья приводит к появлению у новоиспеченного владельца налоговых обязательств. В соответствии с налоговой политикой в России, чем выше рыночная стоимость жилья, тем больше придет налог на него.
Некоторые кандидаты на приватизацию беспокоятся о том, что в случае затопления или пожара в их квартире, все затраты на ремонт и пострадавшую мебель у соседей лягут на плечи собственника. В случае с муниципальным жильем за все бы заплатило государство – собственник, поэтому, если коммуникации дома в плохом состоянии, многие могут опасаться таких последствий.
Приватизация в России в 1990-х годах
Приватизация подразумевает под собой процесс перехода государственного жилого имущества в руки собственника. Более подробно понятие «приватизация» описано в статье 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1.
Приватизировать жилое помещение или оставить все как есть — индивидуальный выбор каждого человека. Право на приватизацию квартиры возникает у гражданина, который проживает в квартире, оформленной по документу социального назначения. Обязывать приватизировать жилье никто не имеет права.
Так как с 2021 года приватизация продлена бессрочно, граждане, проживающие в квартирах по договору социального найма, вправе самостоятельно решать приватизировать ли жилье и в какой срок.
Пример
Сидоров А.О.проживал со своей женой и трехлетним сыном в квартире, оформленной по договору социального найма. Вместе с женой они приняли решение приватизировать свое жилище. После подачи заявления на приватизацию и имеющихся документов на квартиру Сидорову А.О. отказали в составлении договора о приватизации, объяснив это следующими моментами: в заявлении Сидоров А.О. не упомянул своего трехлетнего сына, а также не предоставил письменного согласия от супруги.
Стоит отметить, что приватизация вовсе не требуется для кооперативной квартиры. Связано это с тем, что квартира, приобретенная гражданином в жилищно-строительном кооперативе, не является государственной собственностью. Согласно российскому законодательству выплата паевого взноса в полном размере устанавливается как основание для приобретения права собственности на жилое помещение — п. 4 ст. 218 ГК РФ, п.1 ст. 129 ЖК РФ.
Продажа неприватизированного жилья
Продажа неприватизированной квартиры имеет свои нюансы. Прочитать подробнее можно в статье здесь
Постараемся выяснить, зачем приватизировать квартиру. Обозначим основные цели, которые люди преследуют, подавая документы на приватизацию.
- Многим важно получить моральное удовлетворение. Раньше они не имели такой крупной собственности, а потом стали полноправными хозяевами квартиры.
- Получить возможность свободно распоряжаться жильем. Допускается завещать, продать, подарить приватизированную квартиру. Прописывать в ней человека не надо – он вполне сумеет оставаться прописанным в другом месте.
- Значительная часть людей начинает готовить документы на приватизацию, потому что уже собираются продавать данное жилье.
- Существует серьезное заблуждение: в свое время распространялась спорная информация о больших рисках проживания в государственном жилье, так как ошибочно предполагалось, что из него легко могут выселить. Процесс выселения из муниципальной квартиры очень трудоемкий, а случаев выселения минимальное количество. Рассуждая о выселении за долги, необходимо помнить о том, что и из собственных квартир теперь разрешено выселять людей, выставляя их жилье на торги.
- Многие люди продолжают подавать документы из-за близости завершения сроков бесплатной приватизации. Проблема необдуманности подобного шага относится к плюсам и минусам приватизации квартиры в 2021 году. Руководствоваться такими причинами в столь серьезном вопросе нельзя.
Существует ряд обязательных условий, при соблюдении которых процесс становится возможным:
- у нанимателей государственного (муниципального) жилья имеется договор социального найма или ордер;
- перевод права собственности возможен только тех квадратных метров, которые указаны в договоре найма, даже если человек уже продолжительное время беспрепятственно эксплуатирует соседние помещения, приватизировать он их не сможет;
- у участников должна быть постоянная регистрация в переоформляемой квартире;
- граждане имеют шанс воспользоваться правом на бесплатное присвоение квадратных метров только один раз в жизни, за исключением лиц, уже успевших пройти процесс в несовершеннолетнем возрасте (после 18 лет они могут еще раз принять участие в приватизации).
- жилец имеет право отказаться от участия в приватизации, после чего он получает возможность проживания в данной квартире пожизненно;
- инициировать процедуру можно только с добровольного согласия сразу всех прописанных в квартире жильцов.
После того, как вы примете положительное решение, нужно будет определиться с тем, как правильно действовать и с чего начинать.
Прежде всего, нужно понимать, что имеют все члены вашей семьи и те, кто прописан в квартире или доме.
Особенно это касается несовершеннолетних, потому что жилье на них приватизируется в первую очередь. Даже если кто-то временно отсутствует или проходит лечение, то его место все равно остается за ним. Но тогда нужно написать специальное заявление. Если же вы хотите зарегистрировать жилье на кого-то постороннего, то сначала вам нужно его прописать, а сделать вы это сможете только после согласия остальных членов семьи.
Приватизация в России в 1990-е гг.: сущность, причины, цели, этапы, ошибки проведения, результаты
Приватизация – процесс продажи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий.
Приватизация была нужна в России: во-первых, для ликвидации фактической монополии государственной собственности. Во-вторых, для передачи в негосударственную собственность нерентабельных производств, лежащих тяжелым бременем на бюджетах всех уровней (в тех случаях, когда такая передача была экономически и социально оправданна). В-третьих, для создания экономического фундамента изменившегося в стране политического режима.
Старт приватизации был дан несвоевременно, в условиях, когда в стране наблюдался и наблюдается до сих пор ярко выраженный экономический, политический, социальный и духовный кризис. Проведение приватизации эффективно только в условиях стабильности в экономике и обществе.
Как известно, в соответствии с первым законом о приватизации 1991 г. стартовая цена продаваемого на торгах имущества должна была соответствовать его рыночной стоимости либо определяться исходя из его предполагаемой доходности. На практике имущество приватизировалось по его остаточной балансовой стоимости на базе данных переоценки основных фондов предприятий, проведенной еще в 1982 году. В условиях безудержной инфляции времен ваучерной приватизации. Это фактически даром. Особенно когда дело касалось продажи высокодоходных активов (ликероводочных производств и т.п.). Все это стало возможным под прикрытием президентских указов, а также нормативных актов приватизационных ведомств. К тому же эти акты зачастую не направлялись на обязательную регистрацию в Минюст РФ, что делало и делает их недействительными с правовой точки зрения.
Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность.
В России отсутствовала ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации. Так, без соответствующего решения уполномоченных на то органов была проведена приватизация «запрещенных к приватизации» предприятий, в первую очередь оборонных, таких, как Смоленский авиационный завод, Рыбинский моторостроительный завод, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уралмашзавод, Балтийский завод, «Мурманский морской торговый порт», и многие другие. Отсутствовал общественный, независимый от власти контроль за проведением приватизации и ее результатами.
Приватизация: 30 лет спустя
Неоднозначный процесс, стартовавший в 90-х, до сих пор вызывает отторжение у большинства граждан страны, а у экспертов — желание разобраться в причинах его малой эффективности. Пожалуй, ни один элемент гайдаровских реформ не обеспечил такую массу противоречивых оценок в обществе как приватизация госсобственности. Либералы считали и считают, что именно она позволила зародиться в стране классу собственников. Противники указывают на ряд фатальных ошибок, допущенных в ходе раздела национального достояния, из-за которых так и не удалось достичь желаемого результата — бурного экономического роста за счет поступивших в казну средств. Порты и корабли уходили по стоимости иномарки, госпредприятия, попавшие в частные руки, становились неэффективными…
Спустя 30 лет наше издание попросило парламентариев и экспертов оценить последствия чувствительного для страны процесса, толчок которому дал президент СССР Михаил Горбачев, подписавший 1 июля 1991 года закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».
Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.
Всего за период приватизации за приватизационные чеки было продано около 16 тысяч предприятий. К середине 1994 года в результате ваучерных сделок в частной собственности оказалось 70% промышленности страны. Также была передана большая часть объектов малой приватизации. В эту категорию входило 85 тысяч магазинов, кафе, ресторанов и т. д. Малая приватизация в большинстве регионов России завершилась к концу 1994 года. К тому же сроку на базе крупных и средних предприятий было создано около 20 тысяч акционерных обществ.
Государство предоставляло трудовым коллективам несколько вариантов льгот. Большая их часть (75%) предпочла выбрать контрольный пакет акций. Считалось, что эта форма собственности поможет избежать установления внешнего постороннего контроля над предприятиями. Тем не менее преимущества данного варианта очень быстро свелись на нет, из-за того, что акции скупались администрацией. Около трети всех ваучеров было перепродано за бесценок с помощью чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Они заключили сделки с 22 миллионами граждан (около 15% населения России). Внесенные в ЧИФы ваучеры практически не дали никаких дивидендов из-за того, что эти краткосрочные организации быстро прекращали свое существование. Поэтому, как правило, работники становились акционерами лишь на короткий период. Кроме того, владение одной-единственной бумагой нигде и никогда не делало человека реальным совладельцем предприятия.
Защита выбранного курса
У политики Гайдара и Чубайса есть и свои защитники. Рассуждая о невозможности постепенных реформ, они часто апеллируют к той сложной обстановке, в которой оказалась экономика, когда началась ваучерная приватизация. Годы планов, пятилеток, перекосов в бюджете, раздутого ВПК в советскую эпоху привели к тому, что меры необходимо было принимать срочно. Без моментальной перестройки экономики страна могла столкнуться с опасностью голода, социальной напряженности и в худшем случае — гражданской войны. Именно поэтому реформаторы, обладавшие реальной властью в конце 1991 – 1992 гг., решили использовать ваучеры, хотя и Гайдар, и Чубайс поначалу были сторонниками плана постепенной приватизации с использованием привычных денег.
Еще в 1987 г. был принят Закон СССР о государственном предприятии. Это был эпохальный документ. Он зафиксировал фактическую независимость трудовых коллективов заводов (а фактически директоров) от государства. Позже это явление получило название «спонтанной приватизации». Под этим эвфемизмом скрывался переход собственности в руки тех, в чьих руках она была на момент принятия закона. Когда было положено начало ваучерной приватизации, власть новой России уже не имела влияния на жизнь многих предприятий, которые формально еще были государственными, но на самом деле уже стали вотчиной «красных директоров».
Еще одним важным законом, принятым еще в советское время в 1988 году, был Закон о кооперативной деятельности. Этот документ подсказал, как можно удобно и легально растащить государственную собственность. На предприятиях создавались кооперативы, которые стали заниматься самыми эффективными видами деятельности своего завода, фабрики и т. д. Их главы для своей наживы использовали разницу между своими рыночными и общими государственными ценами. Разница оседала в кармане директора – фактического хозяина кооператива. Таким образом, проведение ваучерной приватизации лишь закрепило те порядки, которые уже существовали в последние советские годы экономического хаоса и разрухи.
Определение по законам России
С точки зрения законодательного определения, под приватизацией принято понимать бесплатную передачу муниципального или государственного жилого помещения в собственность гражданам, которые получили его в бессрочное пользование. Такой процесс перевода собственности регулируется законом «о приватизации жилого фонда в Российской Федерации».
Органы, уполномоченные проводить в России процедуру приватизации – БТИ и МФЦ по месту нахождения жилья, на которое получают собственность. Основным документом, дающий право ответственному квартиросъемщику переоформить недвижимость на себя – договор социального найма или ордер.
После проведения приватизации объект недвижимости, ранее принадлежавший муниципалитету, переходит в полную собственность ответственного квартиросъемщика и всех прописанных в нем лиц, которые подавали заявление.
Для того чтобы начать процедуру, ответственный квартиросъемщик должен подать следующий комплект документов:
- Договор соцнайма или ордер.
- Полученные через БТИ техпаспорт на объект недвижимости и выписки.
- Кадастровый паспорт.
- Оформленные у нотариуса отказы от участия в приватизации прописанных лиц.
- Справка о том, что для заявителя это первое участие в приватизации.
- Копии паспорта участников.
- Справка об отсутствии долга по коммунальным услугам.
После получения договора о приватизации, заявитель должен обратиться в Росреестр для того, чтобы зарегистрировать переход, получив об этом подтверждающий документ. С того дня все участники приватизации становятся полноправными собственниками жилого помещения без каких-либо ограничений.
Стоит ли приватизировать квартиру?
Прежде чем определиться с выбором, связанным с приватизацией квартиры, необходимо знать плюсы и минусы самого процесса приватизации и последствия.
С одной стороны, приватизированную квартиру в будущем можно продать, обменять, извлечь выгоду при различных сделках, а с другой — такая квартира требует повышения расходов. Собственник жилья будет уплачивать налог на недвижимость, который, в свою очередь, значительно увеличился в связи с его расчетом, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, а также нести расходы в связи с капитальным ремонтом в многоквартирном доме.
Гражданин-собственник не имеет права на улучшение жилищных условий, в отличие от нанимателя, и если он захочет поменять квартиру на жилье с большей площадью, то это будет происходить за его счет.
Малоимущие граждане могут столкнуться с финансовыми проблемами в дальнейшем, если захотят приватизировать свое жилье, поэтому перед тем как решить этот вопрос следует проанализировать все обстоятельства.
Пожилые люди-пенсионеры, проживающие в муниципальном жилье, также имеют право на приватизацию. В таком случае граждане смогут завещать это жилье своим детям или внукам.
Но есть и отрицательные стороны: если вдруг квартира окажется разрушенной в результате наводнения, пожара или другого бедствия — новое жилое помещение государство не предоставит. Собственник разрушенного жилья должен позаботиться о восстановлении квартиры самостоятельно.
Казну пополняли и при помощи залоговых аукционов. Таким образом, удавалось достаточно неплохо пополнить государственные запасы. Как это происходило? Прибыль удавалось получить за счет кредитов под залог государственных пакетов больших компаний. Таким путем собственность отчуждалась по заниженной стоимости. Именно поэтому залоговые аукционы активно критиковали и осуждали. К тому же население Российской Федерации в целом очень недоверчиво относилось к процессу приватизации. Именно в процессе приватизации страна перешла от социализма к капитализму. То есть процесс приватизации повлек за собой очень важные события государственной важности. Также приватизация привела к сокращению масштабов и объемов производства. Пострадала ,ка легкая, как и обрабатывающая промышленность.
Приватизировать квартиру или нет: советы юристов
Когда бесплатная приватизация только началась, она была срочной (до 2004 года). Многие люди приватизировали квартиры «на всякий случай», опасаясь, что позднее будет возможен только их выкуп по рыночной стоимости. Но срок бесплатной приватизации продлевался несколько раз, и, наконец, в 2017 году его отменили совсем (ФЗ № 14).
Это означает, что, прожив определенное количество лет в муниципальном жилье, наниматели могут переоформить его в свою собственность бесплатно, и выкупать квартиры не придется. На сегодняшний день приватизировано почти 80% муниципального жилья в России. Это подавляющее большинство, но все же 20% жильцов, которые еще не приняли решение – это миллионы людей. Для них и предназначены нижеследующие советы.
Закон о муниципальном жилье содержит всего 9 глав
, каждая из которых регулирует тот или иной вопрос, который может возникнуть в процессе пользования муниципальной собственностью. В большинстве случаев, при возникновении конфликтов ссылаются именно на него. Кроме того, еще одним основным нормативным актом является именно Жилищный кодекс, в котором также прописаны статьи о муниципальном жилье.
В современном законодательстве сложно разобраться человеку, не имеющему специального образования. Юристы, специализирующиеся на жилищном праве, могут рассказать обо всех коллизиях законов, растолковать ту или иную его часть, изложить максимум интересующей информации доступным языком.
Несмотря на то, что закон о приватизации действует уже не один десяток лет, по России еще остается огромное количество неприватизированного государственного жилья, наиболее высокий процент оформления жилых помещений по договору приватизации в крупных городах. Например, в столице к концу 2021 года приватизировано более 80% муниципальных квартир. Наряду с оформлением жилого помещения в собственность существует обратное определение — деприватизация, т.е. возвращение квартиры в собственность органов муниципальной власти или государства на добровольном основании либо по решению судебных органов. Что такое деприватизация? Для чего некоторые граждане расприватизируют собственное жилье? Какие плюсы и минусы есть у данной процедуры?
Деприватизацией называется передача собственником прав на жилье муниципалитету или государству, с сохранением права пожизненного проживания по договору социального найма. Стоит отметить, что после деприватизированный объект недвижимости нельзя приватизировать еще раз, т.к. возможность приватизации гражданину предоставляется единожды. После того, как осуществлен переход прав на недвижимость, гражданин не может производить с ней какие-либо сделки, т.е продавать, обменивать, дарить, передавать в залог и т.д.
Деприватизировать жилое помещение разрешено только после получения письменного согласия от всех собственников данного объекта либо разрешения органов опеки и попечительства в случае, если кто-то из участвовавших в приватизации является инвалидом или ребенком.
Существует ряд обязательных условий, при соблюдении которых процесс становится возможным:
- у нанимателей государственного (муниципального) жилья имеется договор социального найма или ордер;
- перевод права собственности возможен только тех квадратных метров, которые указаны в договоре найма, даже если человек уже продолжительное время беспрепятственно эксплуатирует соседние помещения, приватизировать он их не сможет;
- у участников должна быть постоянная регистрация в переоформляемой квартире;
- граждане имеют шанс воспользоваться правом на бесплатное присвоение квадратных метров только один раз в жизни, за исключением лиц, уже успевших пройти процесс в несовершеннолетнем возрасте (после 18 лет они могут еще раз принять участие в приватизации).
- жилец имеет право отказаться от участия в приватизации, после чего он получает возможность проживания в данной квартире пожизненно;
- инициировать процедуру можно только с добровольного согласия сразу всех прописанных в квартире жильцов.
Стоит ли приватизировать квартиру?
Прежде чем определиться с выбором, связанным с приватизацией квартиры, необходимо знать плюсы и минусы самого процесса приватизации и последствия.
С одной стороны, приватизированную квартиру в будущем можно продать, обменять, извлечь выгоду при различных сделках, а с другой — такая квартира требует повышения расходов. Собственник жилья будет уплачивать налог на недвижимость, который, в свою очередь, значительно увеличился в связи с его расчетом, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, а также нести расходы в связи с капитальным ремонтом в многоквартирном доме.
Гражданин-собственник не имеет права на улучшение жилищных условий, в отличие от нанимателя, и если он захочет поменять квартиру на жилье с большей площадью, то это будет происходить за его счет.
Малоимущие граждане могут столкнуться с финансовыми проблемами в дальнейшем, если захотят приватизировать свое жилье, поэтому перед тем как решить этот вопрос следует проанализировать все обстоятельства.
Пожилые люди-пенсионеры, проживающие в муниципальном жилье, также имеют право на приватизацию. В таком случае граждане смогут завещать это жилье своим детям или внукам.
Но есть и отрицательные стороны: если вдруг квартира окажется разрушенной в результате наводнения, пожара или другого бедствия — новое жилое помещение государство не предоставит. Собственник разрушенного жилья должен позаботиться о восстановлении квартиры самостоятельно.