Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бакалавриат, специалитет и магистратура: в чём разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.
Разница между бакалавриатом и специалитетом
Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.
Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.
Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).
Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.
Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.
Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.
Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.
Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.
Уровни образования и даны в карате
Всему, что написано выше, легко можно возразить аргументом о том, что уровни образования отжили свое. Не пора ли совсем от них отказаться? Ведь можно заменить их на микростепени: получаешь компетенцию и добавляешь в виртуальное портфолио, как победную отметку на борту самолета. К тому же, в общественном сознании уровни привязаны к жизненным этапам: поступать в бакалавриат следует в 18 лет, в магистратуру в 22, а в аспирантуру в 24. Не поможет ли отказ от них переходу к обучению на протяжении всей жизни?
Но дело в том, что у уровней есть ряд значимых функций, которые нечем заменить. Во-первых, они предполагают целостность. Между уровнем и отдельной компетенцией та же разница, что между владением одной техникой и даном в карате. Во-вторых, они являются символом того, что выпускник не только получил образовательный опыт, но и разделяет ценности и принципы университета. Именно поэтому топовые вузы считают «своими» только выпускников, которые закончили бакалавриат, магистратуру или PhD, а не всех, кто закончил пару курсов. Отсюда и мировые кейсы лишения степеней тех, кто больше не соответствует стандартам своих университетов.
Проблемы с уровнями образования лежат не только в слое принципов, но и в слое реализации. Так, для того, чтобы наличие диплома бакалавра, магистра или ученой степени отражало созвучность ценностей университета и выпускника, первому сначала необходимо определиться со своими ценностями. А это нечастое явление в российском высшем образовании.
Далее, университеты должны работать над тем, чтобы состав студентов стал более разнообразным, и обучаться в магистратуре в 40 лет было бы настолько же социально-приемлемо, как и в 25. Это, конечно, означает, что образовательный процесс должен измениться, стать более гибким и адаптироваться под цели реальных студентов, а не условных. Однако такая работа возможна исключительно при условии общего консенсуса о том, какие задачи разные уровни должны выполнять.
Это форма высшего послевузовского образования для подготовки учёных и преподавателей университета. Стать аспирантом можно после специалитета или магистратуры, сдав профильные вступительные экзамены.
Программа предполагает изучение профильных дисциплин и сдачу экзаменов кандидатского минимума, написание и публикацию научных статей и докладов под кураторством научного руководителя, а также выступления на научных конференциях. Большую часть времени аспирант тратит на самостоятельное написание кандидатской диссертации, которую потом защищает перед диссертационным советом.
Обучение длится 3—4 года. По окончании, при успешной защите кандидатской диссертации, выпускнику присваивают учёную степень кандидата наук.
Учёная степень кандидата наук даёт возможность стать не просто преподавателем вуза, как магистры, а доцентом кафедры или старшим научным сотрудником. Также кандидат наук получает надбавку к зарплате, освобождается от службы в армии и становится более конкурентоспособным на рынке труда.
Магистратура – это вторая ступень образования, перейти на которую можно, имея степень бакалавра. Система обучения построена на основе программы бакалавриата, но с более углубленным подходом к профильным предметам. На теорию и научно-исследовательскую практику отводится 2 года. То есть, вместе с первой ступенью учеба занимает 6 (иногда 7) лет.
По окончании учащимся требуется пройти итоговую аттестацию и представить магистерскую работу. При условии успешной защиты студент получает степень магистра по изученному направлению. Такие соискатели признаются как работодателями в РФ, так и в Европе и США. Выпускники могут претендовать на место в аспирантуре или руководящую должность. Часто целью получения магистерской степени является преодоление карьерного «потолка» и дает возможность занять высокий пост.
Подробнее о магистратуре
Магистратура — это вторая ступень высшего образования в Болонской системе, которая занимает 2 года. Сюда отправляются только в том случае, если полностью определились с профессией. Необязательно оставаться в прежнем вузе или продолжать обучение без перерыва: вы можете поступить в магистратуру в любой университет или институт страны и мира тогда, когда будете готовы.
Нужно запомнить два важных нюанса:
- в магистратуре вы учитесь самостоятельно. Если в бакалавриате вас все еще «ведут» преподаватели, давая знания, литературу, рекомендации, проверяя, хорошо ли вы усвоили материал, то будущие магистры должны проводить исследования и изучать все необходимое сами. Но вас все равно будут оценивать;
- цель вашего обучения — написание диссертации. Магистерская диссертация — это полноценный научный и исследовательский труд, к которому вы приступаете с самого первого дня обучения. Уже в первые дни вы должны определиться с темой и доказать, что она заслуживает внимания. Степень магистра вы получите только в том случае, если успешно защитите диссертацию.
Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
Отличия между этими системами есть, и они довольно серьезные:
- срок обучения. Специалитет занимает 5 лет, обучение на двух ступенях Болонской системы — не меньше 6 лет;
- однородность обучения. Специалитет — последовательное и однородное обучение, где программа усложняется с каждым годом (вузов со специалитетом осталось мало — это вузы творческой направленности, военные, медицинские, педагогические, технические). Болонская же система подразумевает 4 года классического высшего образования (знакомого российским студентам) и 2 года исследовательской работы;
- право выбора. Будущий специалист, конечно, может взять академический отпуск и сделать перерыв, а потом восстановиться в вузе. Может он, как и будущий бакалавр, сменить учебное заведение. Но все это сложно и не относится к стандартным ситуациям. Студенты, выбравшие Болонскую систему, знают: они могут сменить профессию после бакалавриата и поступить в магистратуру не только в другом вузе, но и в другой стране;
- универсальность. Специалитет — сугубо российское (а ранее — советское) явление. В большинстве стран мира поддерживается именно Болонская система. У бакалавров больше возможностей поступить в зарубежную магистратуру, а у магистров — получить работу в другой стране.
Бакалавриат и специалитет: подробный сравнительный анализ
Факторы |
Специалитет |
Бакалавриат |
Квалификация |
Специалист – уровень квалификации высшего образования, используемый в странах постсоветского пространства |
Бакалавр – уровень квалификации высшего образования, основанный на Болонской системе (с 2003 года введена в Российской Федерации). Считается академической степенью |
Период обучения |
5 лет* |
4 года* |
Особенности трудоустройства |
Диплом предоставляет возможность официально трудоустроиться по специальности |
Диплом допускает официальное трудоустройство по специальности, кроме сферы образования и государственной службы |
Продолжение обучения |
Уровень квалификации позволяет студентам поступать в аспирантуру или магистратуру |
После окончания бакалавриата, студенты не могут поступить в аспирантуру без освоения магистерской программы. Преимущество – возможность выбрать другую специальность без необходимости начинать обучение с нуля |
Возможность продолжить образование в отечественных и зарубежных вузах |
Диплом принимается исключительно отечественными вузами. Возникают сложности с признанием иностранной системой образования |
Диплом признается зарубежными и отечественными образовательными учреждениями |
Отсрочка от армейской службы при поступлении в магистратуру |
Предоставляется на срок очного обучения |
Предоставляется на срок очного обучения |
Бакалавриат и специалитет: подробный сравнительный анализ
Специалист – уровень квалификации высшего образования, используемый в странах постсоветского пространства
Бакалавр – уровень квалификации высшего образования, основанный на Болонской системе (с 2003 года введена в Российской Федерации). Считается академической степенью
Диплом предоставляет возможность официально трудоустроиться по специальности
Диплом допускает официальное трудоустройство по специальности, кроме сферы образования и государственной службы
Уровень квалификации позволяет студентам поступать в аспирантуру или магистратуру
После окончания бакалавриата, студенты не могут поступить в аспирантуру без освоения магистерской программы. Преимущество – возможность выбрать другую специальность без необходимости начинать обучение с нуля
Возможность продолжить образование в отечественных и зарубежных вузах
Диплом принимается исключительно отечественными вузами. Возникают сложности с признанием иностранной системой образования
Диплом признается зарубежными и отечественными образовательными учреждениями
Отсрочка от армейской службы при поступлении в магистратуру
Предоставляется на срок очного обучения
Предоставляется на срок очного обучения
* учеба может длиться дольше, например, заочное обучение или в зависимости от специальности (медицинские, технические).
Определение степеней образования
Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница.
Кто-то кричит, что бакалавриат — это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.
Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.
Бакалавр, специалист и магистр: отличия и что выбрать
В 2003 году Россия официально перешла на двухуровневую систему высшего образования. Сегодня выпускники школ могут выбирать, какой диплом получать: бакалавра, специалиста или магистра.
Двухуровневая система высшего образования была предусмотрена «болонской декларацией», опубликованной в 1999 году. Этот документ предусматривает создание европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area).
Сегодня в «болонском процессе» участвуют 48 стран, в том числе Россия.
В актуальной версии федерального закона «Об образовании» и бакалавриат, и специалитет, и магистратура определяются как программы высшего образования. Для получения диплома бакалавра или специалиста необходимо среднее общее образование. Для поступления в магистратуру нужно высшее образование любого уровня. Чтобы поступить в аспирантуру, необходим диплом специалиста или магистра.
Бакалавриат
Бакалавриат — это первая ступень высшего образования. Стоит подчеркнуть, что это полноценная программа университетского обучения, по завершении которой можно искать работу с дипломом об окончании «вышки».
Поступить в бакалавриат можно по окончании 11 класса школы либо колледжа, техникума, училища. Срок обучения составляет в большинстве случаев четыре года. Суть бакалавриата в том, чтобы дать студентам общие знания по конкретной специальности.
Магистратура
Магистратура — это, как правило, ещё два года обучения. Предполагается, что в магистратуре бакалаврам будут давать узко специализированные знания, а сами студенты будут больше времени уделять самостоятельной научной работе.
Примечательно, что бакалавриат можно окончить по одной специальности, а в магистратуру пойти на другую. К примеру, окончить математический факультет в одном вузе, а затем изучать экономику в другом. Диплом магистра также является свидетельством получения высшего образования, однако при трудоустройстве является более веским аргументом в пользу кандидата, чем диплом бакалавра.
И в бакалавриате, и в магистратуре есть бюджетные места.
Благодаря «болонской системе», дипломы бакалавра и магистра признаются на международном уровне. К примеру, российский магистр — это европейская научная квалификация PhD.
Специалитет
Специалитет — это дань российским образовательным традициям и одновременно — объективная необходимость. Не всегда базовые программы высшего образования «укладываются» в четырёхлетний срок.
К примеру, будущие врачи, инженеры изучают свой предмет в течение, как минимум, пяти лет.
Несмотря на «переходный» статус специалитета, выпускников-специалистов берут на работу не менее активно, чем магистров.
Компании, заинтересованные в трудоустройстве специалистов и магистров, как правило, не видят особой разницы между пяти— и шестилетним сроками обучения. Для них главное — чтобы широкие познания базировались на крепком фундаменте.
Диплом бакалавра сейчас несколько недооценён. Есть стереотип, что это нечто среднее между магистратурой и средним образованием. Однако со временем, можно предположить, ситуация выровняется, и родители будут поддерживать студентов, которые отказываются от магистратуры в пользу работы.
Уровни высшего образования: бакалавр, специалист, магистр
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘бакалавр’ (срок обучения не менее чем 4 года);
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации ‘дипломированный специалист’ (срок обучения не менее чем 5 лет);
[3]
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘магистр’ (срок обучения не менее чем 6 лет).
Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).
Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.
Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
Отличие программ обучения
Кто есть кто (бакалавр, специалист, магистр?
- Если вы выберете бакалавриат, то проучитесь 4 года, а на специалиста необходимо учиться минимум 5 лет.
- Студент, который учится на бакалавра, в конце обучения будет знать только базу своей специальности. Специалитет предусматривает более узкие знания профессии.
- На этих квалификациях, как правило, сначала изучают общие предметы (2 года), а только потом идет разделение.
- Бакалавр, как мы уже рассмотрели, может получить только основу своей специальности и уйти работать в эту область, а вот специалист получит определенные знания для одной из областей.
- После бакалавриата можно пойти только на магистра, а вот после специалитета студент может перескочить одну ступень и учиться дальше на аспиранта.
- Бакалаврам позволяют участвовать в конкурсе, чтобы дальше продолжить учиться бесплатно на магистратуре. Специалисты смогут поступить на магистра только за деньги, так как это уже считается второй высшее образование.
Определение степеней образования
Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат — это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.
Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.
Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?
В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.
Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.
Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры).