Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отвечаем на популярные вопросы по предрейсовым осмотрам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
Алгоритм организации предварительных и периодических медосмотров
Представим порядок организации периодических медосмотров в виде пошагового алгоритма.
Шаг 1. Определить ответственного за организацию медосмотра (работодатель определяет самостоятельно).
Шаг 2. Заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение медицинских осмотров.
Шаг 3. Составить перечень рабочих мест и профессий, связанных с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов для каждого рабочего места (профессии).
Шаг 4. Составить и утвердить (работодателем) список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.
Шаг 5. Составить и утвердить (работодателем) список работников, подлежащих периодическим осмотрам (до введения в действие приказа назывался контингент).
Шаг 6. Направить этот список не позднее 10 рабочих дней после утверждения работодателем в территориальный отдел Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя.
Шаг 7. Составить и утвердить (работодателем) поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам (взаимосвязан с шагом 5).
Шаг 8. Направить поименные списки в медицинскую организацию (с которой заключен договор на проведение медицинских осмотров), согласовать календарный план и ознакомить с ним работников (только для периодического осмотра).
Шаг 9. Оформить и выдать работникам направления на медосмотр.
Шаг 10. Получить результаты медосмотра (заключение, заключительный акт).
Получение результатов медосмотра
Предварительный или периодический медосмотр считается завершённым, когда выдано заключение врачей-специалистов и результаты лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров и диспансеризации.
Кроме заключения составляется заключительный акт по итогам проведения периодических остров не позднее чем через 30 дней после их завершения. В его разработке принимает участие проводившая медосмотр организация, представители работодателя и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кто должен проводить предрейсовый медосмотр водителей по закону
Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):
- с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
- сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
- имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).
При этом:
- либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
- либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
- либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.
Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.
Правила организации проведения послерейсовых медосмотров
Обязанность организовать медицинское освидетельствование и оплатить его стоимость целиком и полностью возложена на работодателя. При этом время, которое водители тратят на эти обязательные процедуры, учитывается как рабочее и оплачивается в соответствии со средней ставкой на данном предприятии для данного работника.
Правом осуществлять деятельность по проведению послерейсовых медосмотров обладают только медицинские работники с соответствующей лицензией. Местом проведения может быть аккредитованное медучреждение, а также непосредственно территория предприятия, оснащенная в соответствии с правилами, изложенными в приказе Минздрава России №835н от 15.12.2014 г. То есть компания обязана при отказе от услуг медучреждений нанять в штат медработника с лицензией и оснастить ему рабочее место в соответствии с отраслевыми нормативами.
Услуги мобильных пунктов компании «МедТехРейс» – это удобно и выгодно. Наши клиенты получают медосмотры водителей в удобном месте в соответствии с заранее согласованным графиком. При этом отчетность руководителю о проведенных мероприятиях предоставляется как в стандартном виде, так и в электронном – в современном мобильном приложении.
Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:
- Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
- Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
- Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
- Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
- Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.
Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.
Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом
- На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
- Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
- Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
- Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
- Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
- Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
- Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
- Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:
- поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
- воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.
Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован
Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.
Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.
Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.
Что напишут в медзаключении
В медзаключении теперь укажут не только сам факт того, что противопоказания выявлены или не выявлены, а дополнительно укажут вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания, и группу здоровья работника.
Определение
Что за группа здоровья
Группы здоровья указаны в пункте 23 Порядка, утвержденного приказом Минздрава от 13.03.2019 № 124н.
I группа здоровья – работники, у которых нет хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска развития таких заболеваний или есть факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске. Такие работники не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний.
II группа здоровья – граждане, у которых нет хронических неинфекционных заболеваний и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний, но есть факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске, а также работники, у которых выявили одно из состояний:
- ожирение;
- гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более;
- курят более 20 сигарет в день;
- риск пагубного потребления алкоголя;
- риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
IIIа группа здоровья – работники с хроническими неинфекционными заболеваниями, которые требуют диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на такие заболевания.
IIIб группа здоровья – граждане, у которых нет хронических неинфекционных заболеваний, но которым требуется диспансерное наблюдение или оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на такие заболевания.
Кроме того, печать в медзаключении сделали не обязательной. Ее будут проставлять, только если в медорганизации есть печать.
Вот какие данные по действующим правилам должны быть в медзаключении:
- дата выдачи заключения;
- фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол работника;
- наименование работодателя;
- наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы;
- наименование вредного производственного фактора(-ов) и (или) вида работы;
- результаты предварительного осмотра: медицинские противопоказания к работе выявлены — перечислят вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания, медицинские противопоказания к работе не выявлены, укажут группу здоровья работника.
Особенности проведения осмотра
Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? Только специалист с высшим или средне-специальным медиөинским образованием. Осмотр проводят в специально оборудованном помещении. Если организовать подобные условия на предприятии невозможно или нецелесообразно (например, при отсутствии регулярных рейсов), провести осмотр перед рейсом можно:
- в ближайшем медицинском учреждении. Обязательно нужна лицензия на проведение медосмотров;
- в другой организации, где имеются соответствующие условия и медицинский работник в штате.
Можно договориться об оказании услуг сторонним медиком перед началом рабочего дня (если есть оборудованное помещение).
Стоимость услуг варьируется в зависимости от количества водителей:
- от 5000 рублей в месяц за 1-3 человек;
- до 20000 рублей за 45-50 человек.
Положение об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей в организации – образец
Порядок проведения медосмотров водителей установлен методическими рекомендациями, утвержденными письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. Согласно данному документу, работодатель может утвердить отдельный локальный правовой акт о медосмотре водителей — положение об организации соответствующих осмотров. Оно состоит из двух больших блоков:
- Общие положения. По сути, это краткое изложение норм законодательства, обязывающих водителей проходить медосмотр.
- Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров. В этом блоке документа должно быть точно расписано, как именно проходит медосмотр. Должны быть регламентированы все действия врачей: сбор анамнеза, измерение давления и пульса и так далее.
Журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – образец
Полученные результаты заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – скачать бланк можно здесь. Этот документ является обязательным (п. 14 Приказа 835н) и составляется в бумажном или электронном формате. Если регистр ведется по старинке «на бумаге» требуется прошивка и нумерация всех страниц с последующим заверением печатью компании и подписью руководителя. Если документ формируется в электронном виде, следует заверить его с помощью ЭЦП.
Что за данные отражаются в журнале? Это информация о месте и времени выполнения осмотра; ФИО, пол, дата рождения пациента; результаты проведенных обследований и исследований; итоговое заключение; подписи ответственного медсотрудника и работника-пациента. При успешном прохождении послерейсового осмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, означающая допуск на работу. Если в допуске отказано, водитель получает справку для обращения в медучреждение.
Организация предсменного медосмотра
Обязанность организации рассматриваемой процедуры трудовым законодательством возлагается на работодателя. Исключением являются случаи, когда она проводится по инициативе самого работодателя, реализующего свое право, в отношении работников, не отнесенных к обязательному перечню.
Непосредственная процедура регулируется Порядком № 832н, устанавливающим, в частности, следующие нормы:
- организатором данных осмотров выступает работодатель (либо индивидуальный предприниматель в отношении себя самого при наличии такой необходимости);
- несение расходов за ее осуществление — бремя организации, а не работника;
- все обследования могут проводиться исключительно специалистами, имеющими высшее или среднее медицинское образование, либо медицинскими организациями (при этом и те и другие должны иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности);
- в ходе осмотра выясняются жалобы на состояние здоровья, измеряется пульс, давление и температура тела, проводится внешний визуальный осмотр, выявляются признаки опьянения того или иного вида;
- завершается процедура вынесением соответствующего заключения о пригодности человека к исполнению своих трудовых обязанностей либо об отказе в допуске к работе.
Медосмотры водителей по новым правилам будут проходить с 1 января 2022 года
Вопросов, как провести предварительный и периодический медосмотр по новым правилам сейчас очень много, масса расхождений, недопонимания в трактовании приказа №29н.
На фактические вопросы Минтруд и Минздрав если и дают ответы, то крайне размытые, либо ссылаются друг на друга, либо вообще на Роспотребнадзор, а со вступлением в силу приказа, медосмотры никуда не денутся их нужно будет проводить в кратчайшие сроки.
А у некоторых работодателей медосмотр назначен уже в первые числа апреля, то есть подготовиться нужно заранее и нужно знать заблаговременно актуальную информацию, либо принять какое-то решение, направлять или нет работников.
Но так как очень много споров и различных мнений, разных видений и трактовок приказа №29 н, то сейчас я расскажу вам о своей позиции и понимании нового порядка. Не говорю,что оно основное и на него нужно делать упор при направлении на медосмотр, но вы можете его принять к сведению и далее основываясь на финансовые возможности компании, основываясь на свое видение этого приказа принимать какое-то решение.
Возможно, вы решите, да не будем “заморачиваться” всех на медосмотр, и проще, и предписаний точно не будет. Но к сожалению, так далеко не у всех дело обстоит.
Поэтому сейчас необходимо узнать обо всех нюансах, деталях и, возможно, у вас появится какое-то своё отличное от моего видение. Или же вы со мной согласитесь и поступите именно так, как мне подсказывает моя практика и мой опыт.
Рекомендую ознакомиться и соблюдать сроки, обязательные для выполнения, потому как в случае нарушения возможен штраф. Может и обойдется, и никто не заметит, не узнает, но лучше не рисковать.
- За 2 месяца до даты начала проведения периодических МО вам нужно предоставить поименный список в лечебное заведение (п. 24).
- В течение 10 дней медицинское учреждение разрабатывает календарный план проведения периодического медосмотра и передают его вам на согласование (п. 26).
- Не менее чем за 14 дней до начала проведения медосмотров календарный план должен быть согласован и утвержден (п.26).
- Не позднее чем за 10 дней до даты проведения медосмотров персонал должен быть ознакомлен с календарным планом, лучше это делать приказом по предприятию с указанием периода проведения медосмотра и списка сотрудников, которые подлежат прохождению периодического медосмотра.
Медкомиссия для получения прав: как пройти и что усложнят в 2022-м
Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):
- с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
- сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
- имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).
При этом:
- либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
- либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
- либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.
Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.
Как и до нововведений, получить медсправку потребуется в следующих ситуациях:
- при первичном получении разрешения на управление транспортным средством;
- при замене водительского удостоверения после завершения срока его действия;
- после изъятия прав вследствие вождения в состоянии алкогольного опьянения или отказа от освидетельствования;
- при возникновении заболеваний, ставящих под угрозу безопасность управления автомобилем;
- при добавлении новой категории автотранспорта, которым разрешается управлять водителю;
- в ситуации, когда автомобилист работает шофёром и по правилам обязан проходить медосмотр ежегодно.
Здесь также всё остаётся без изменений. При обращении в частную клинику следует предъявить паспорт гражданина РФ, в государственной, помимо него, также потребуется полис ОМС.
Следует учитывать, что при проживании не по месту прописки в другом регионе необходимо свидетельство о временной регистрации. Особенно это важно для нарколога и психиатра, которые осуществляют приём только граждан, прикреплённых к их участкам.
Военный билет не является обязательным документом, но в некоторых организациях его могут попросить предъявить. Это необходимо, чтобы убедиться в отсутствии травм, которые способны повлиять на состояние здоровья. Отказать в оказании услуг при его отсутствии медицинское учреждение не имеет права.
Для автомобилистов этот список останется без изменений.
По-прежнему необходимо будет посетить:
- психиатра-нарколога, чтобы подтвердить отсутствие зависимостей от психотропных веществ или алкоголя;
- психиатра, который убедится, что автолюбитель не имеет психических отклонений;
- врача-офтальмолога, для проверки остроты зрения и возможного назначения очков или линз;
- терапевта, который на основании заключений коллег, вынесет окончательный вердикт.
Проверка должна выявить шофёров, употребляющих наркотические вещества и страдающих алкоголизмом – анализы покажут не только присутствие лишних компонентов, но и их количество.
На протяжении последних полутора лет Минздрав занимался проработкой данной услуги, стремясь сделать её предельно доступной. Так в процессе было решено отказаться от дорогостоящего исследования CDT и выявлять его лабораторным способом.
Кроме того, рассматриваются варианты проверки на алкогольную зависимость только при наличии симптомов заболевания, выявленных наркологом, за исключением лиц, ранее лишавшихся прав за нахождение за рулём в нетрезвом виде.
Как проходят периодические медосмотры в 2022 году
Частота периодических медосмотров зависит от типов вредных производственных факторов, воздействующих на сотрудников в процессе работы.
Сотрудники проходят медосмотры в установленные даты. Клиника формирует календарные планы, согласовывает их с работодателем, а в установленные дни сотрудники проходят медосмотры.
За два месяца до даты предполагаемого медосмотра работодателю нужно составить поимённый список и отправить его в медорганизацию. Перед самим медосмотром сотрудникам на руки выдаётся направление.
Для работников до 21 года установлена специальная периодичность прохождения медосмотров. Они проходят такие осмотры ежегодно.
В случае введения на территории региона режима ЧС или повышенной готовности сроки проведения периодических можно отложить на срок до 6 месяцев.
В 2022 году при проведении периодических медосмотров стали обязательными осмотры терапевта, психиатра, нарколога, невролога.
После прохождения всех обследований, сдачи обязательных анализов и получения заключений врачей-специалистов периодический осмотр считается завершённым.
В отличие от предварительного, по итогам периодического осмотра заключение составляется в пяти экземплярах:
- для сотрудника;
- для работодателя;
- для медорганизации по месту регистрации пациента;
- для вклеивания в медкарту;
- для ФСС по письменному запросу.
Оформление результатов
По итогу прохождения первичного или послерейсового медицинского осмотра водителей выдается заключение:
- Об имеющейся симптоматике, что может нарушить производственный процесс.
- Об отсутствии заболеваний.
Неудовлетворительный результат обследований является поводом для отказа в допуске на рабочее место или более детального изучения состояния человека.
Работник, беспроблемно прошедший процедуру, получает подписанный путевой лист с «мокрой» печатью. На основании полученного документа водитель допускается к управлению транспортным средством.
Водитель, у которого были обнаружены противопоказания к выходу в рейс, получает справку, позволяющую отсрочить работу, и направление к узкому специалисту, где указаны:
- цель медосмотра;
- предварительный диагноз;
- объем оказанной медпомощи.
О результатах проведенного осмотра сообщается руководителю предприятия, работодателю или уполномоченному лицу.