Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При заключении договора на возмещение стоимости коммунальных услуг необходимо иметь в виду, что такой договор не является договором оказания коммунальных услуг. Он устанавливает порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг учреждения, предоставляемых в арендуемом помещении.
Читателям следует обратить внимание на последнее письмо Минфина России от 19.06.2007 г. № 03-11-04/2/166.
В нем рассматривается ситуация, когда, в соответствии с условиями договора аренды, стоимость услуг связи арендатором оплачивается сверх арендной платы. Минфин России поясняет, что сумму компенсации арендодатель должен учесть как полученный доход при определении объекта налогообложения по налогу. А оплату услуг телефонной связи принимать в расходы.
Несмотря на то что письмо направлено арендодателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, выводы Минфина России строятся на статьях главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». А именно – статьи 249, затрагивающей понятие доходов, и статьи 259, регламентирующей расходы.
Поэтому налогоплательщику, находящемуся на общем режиме налогообложения, необходимо его учитывать.
Доли допустимых расходов на оплату ЖКХ
Выплаты компенсаций жкх рассчитываются по специальной формуле. Выглядит она следующим образом: (Стандарт стоимости ЖКХ × Количество членов семьи) − (Совокупный доход семьи × Доля допустимых расходов).
Если практически все части формулы понятны и не раз уже просчитывались, то «доля допустимых расходов» не столь известная единица расчётов. Под этим понятием подразумевается отношение расходов на коммунальныеуслуги к основному доходу. Этот показатель имеет региональную основу (в каждом городе он свой) и мало в чем зависит от дохода семьи. Для примера, в таблице представлена доля допустимых расходов в нескольких городах на 2022 год.
Москва | от 0% до 10% |
Екатеринбург | 12% или 22% |
Санкт-Петербург | 14% |
Новосибирск | 16% или 22% |
Нижний Новгород | 22% |
Как получить субсидию
Для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителю необходимо предоставить копии документов:
- паспорт гражданина, который подает заявление на субсидию, и паспорта всех членов его семьи. Для детей младше 14 лет — свидетельства о рождении;
- документы на жилье (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, свидетельство о праве наследования, договор приватизации);
- справки о размере доходов заявителя и членов его семьи старше 16 лет за полгода, предшествующих дате подачи заявления;
- документы, подтверждающие отсутствие задолженности за коммунальные услуги (последние квитанции об оплате);
- реквизиты счета в банке, куда будет перечисляться субсидия;
- иностранцам дополнительно нужно предоставить документ о том, что они являются гражданами другого государства.
Дополнительные расходы населения РФ на услуги ЖКХ из-за переноса сроков индексации тарифов и увеличения их масштабов в 2023 году составят до 0,3 трлн. рублей
«Дополнительные расходы населения РФ на услуги ЖКХ из-за переноса сроков индексации тарифов и увеличения их масштабов в 2023 году составят до 0,3 трлн. рублей. Соответствующее уменьшение располагаемых доходов может негативно повлиять на спрос населения на иные товары и услуги», — посчитали в Банке России.
Данную цифру вывести несложно и самому. Средний месячный чек на услуги ЖКХ в России составляет где-то 3500−4000 рублей, цифра довольно известная. Её рост на 10% во всех 55 млн. домохозяйствах страны и даст за год примерно 250−300 млрд. рублей, которые как обычно уйдут в никуда. То есть будут «распилены» в системе ЖКХ.
Кстати, а почему это вдруг эту самую «индексацию» перенесли с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года?
«За счет данного решения более полутора лет индексации тарифов проводиться не будет. Следующая индексация произойдет только 1 июля 2024 года. Перенос сроков вызван необходимостью обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг для населения. Индексация тарифов необходима для обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов», — вещают чиновники.
Аргументация для неучей. По сути, с нас берут деньги вперёд, авансом. То есть намереваются воспользоваться нашими средствами, как несложно догадаться, в корыстных целях. Причём бесплатно, хотя в этом мире за всё вроде как полагается платить. Есть некая стоимость ресурсов, пусть даже самая невеликая — по ставке рефинансирования Центробанка. Но это игнорируется.
Да и сама «индексация» вызывает по меньшей мере недоумение. Даже Росстат вынужден признать, что реальные располагаемые доходы россиян стремительно катятся под гору.
«Государство выделит 46 млрд. евро на компенсацию возросших счетов за электричество для граждан в 2023 году. Около 1,5 млн. предприятий смогут получить субсидии на счета за электричество. Также 10 млрд. евро выделят на помощь предприятиям, которые не соответствуют критериям на получение субсидий — в особенности, энергоемкому производству в промышленном секторе. Эта мера необходима, чтобы спасти французское производство», — сообщил глава минфина Франции Брюно Ле Мэр.
Очень грамотный шаг, ответственный, подход действительно государственный. У нас же всё наоборот. Предприятиям в РФ тоже поднимут тарифы, причём ещё сильней, в самых развитых промышленных регионах — сразу на 11,5%. Причём не на полтора года, а непонятно на сколько именно. Но точно на куда меньший срок, потом снова поднимут.
Куда деваются несметные средства, которые население платит за «коммуналку», и почему этих денег постоянно не хватает, ни для кого не секрет. Всё выводится в офшоры, именно поэтому износ сетей, несмотря на постоянный рост тарифов, и составляет 70−80%, а то и больше.
Главная проблема — именно вывод средств и увеличение финансовой нагрузки на население. Согласно тому же Росстату уже более 21 млн. россиян живут за чертой бедности, и ещё примерно 50−60 млн. человек вплотную к ней приблизились. В таких семьях считают каждую копейку, а тут счёт идёт на тысячи рублей в год. Именно эти деньги граждане могли бы потратить на продукты питания, коих им не хватает, то есть отношение к властям минимум у 20 млн. русских людей ещё ухудшится.
Но это, как говорится, лирика. А вот «физика» в том, что эти самые 300 млрд. рублей не попадут отечественным производителям, люди не купят их товары. Продукты питания, одежду, стройматериалы и так далее. Потому, что не на что — всё сожрал коммунальный долгоносик.
А деньги — те, что мы заплатили за ЖКХ — по большей части вообще не попадут в оборот внутри РФ.
Что делать, если компенсация ЖКХ инвалидам не была предоставлена
Если случилось так, что в УСЗН инвалиду было отказано в предоставлении льготы на коммунальные услуги, необходимо обжаловать решение специалистов ведомства, поскольку в каждом регионе РФ должны оформлять подобные преференции
Обратите внимание на следующие моменты:
- Если инвалид временно не проживает в квартире (по причине отъезда по работе, ради проведения времени на даче в течение всего лета и т.д.), об этом следует оповестить коммунальные службы, представив документ, доказывающий отсутствие инвалида на занимаемой площади. Это может быть, к примеру, командировочное удостоверение. На весь период проживания инвалида в другом месте с него снимается обязанность по оплате ЖКУ. Исключение составляют только услуги телефонной связи и отопление – их все равно придется оплачивать.
- Возмещение расходов на оплату ЖКУ предоставляется на всю жилую площадь, на которой проживает инвалид, включая “излишнюю” с точки зрения социальных норм. Скидка должна быть учтена по отношению ко всем затратам инвалида, без учета социальных норм потребления ЖКУ.
- Если органы социальной защиты без причин отказали инвалиду в предоставлении компенсации ЖКУ, заявитель имеет право обратиться в суд или прокуратуру за защитой своих прав.
Как рассчитывается компенсация за отопление
Перед тем, как подать заявление на расчёт компенсации за отопление, нужно учесть некоторые факторы:
- стоимость коммунальной услуги, которая будет возмещена, не должна оказаться выше установленных законом лимитов;
- граждане, имеющие несколько оснований для получения компенсации, должны обратиться за возмещением затрат по какому-либо одному основанию на их выбор;
- финансовая помощь оказывается без учёта принадлежности жилищного фонда;
- площадь жилья инвалида с целью расчёта компенсации учитывается полностью;
- инвалидам и родителям ребёнка-инвалида компенсируется 50% стоимости централизованного отопления или дров (угля) для обогрева в частных домах;
- размер компенсации устанавливается на основании тарифов на отопление в регионе;
- право на получение возмещения реализуется в отношении только одного жилого помещения;
- компенсация начисляется ежемесячно;
- заявители, проживающие в домах с печным отоплением, могут получить 50% стоимости твёрдого топлива, купленного в количестве, установленном действующими нормативами;
- жильцы квартир с центральным отоплением вправе претендовать на полную компенсацию затрат на отопление максимум за 33 м2 площади помещения;
- в большинстве случаев заявителям возвращаются излишне уплаченные за отопление суммы либо предоставляется 50%-ная скидка на оплату ЖКХ;
- от оплаты счетов за отопление полностью освобождаются дети-сироты, граждане до 18 лет без опеки родителей, инвалиды, герои СССР и РФ, участники ВОВ.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА АРЕНДЫ ИМУЩЕСТВА В 2022 ГОДУ
В соответствии с СГС «Аренда» все арендные отношения делятся на операционную и финансовую аренду. В зависимости от вида арендных отношений осуществляется учет объекта аренды и расчетов с арендатором или арендодателем.
Операционная аренда – аренда, при которой все существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды, несет правообладатель (арендодатель).
Финансовая аренда – аренда, при которой все существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды, несет пользователь (арендатор).
На дату начала арендных отношений производится их классификация в качестве финансовой или операционной аренды. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по аренде зависит от того, какая сторона арендных отношений несет существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды (п. 11 СГС «Аренда»).
В пунктах 12 и 13 СГС «Аренда» приводятся признаки, позволяющие классифицировать арендные отношения.
Заключение казёнными, бюджетными и автономными учреждениями договоров аренды, если учреждение выступает в них арендодателем, возможно при соблюдении ограничений в отношении прав учреждений по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом . В частности, сделки с недвижимым имуществом согласовываются:
Передача государственным (муниципальным) учреждением имущества в аренду осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2022 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Согласно ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды должно заключаться по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. В частности, к таким исключениям относятся случаи передачи в аренду имущества:
Материалы журнала «Консультант Свердловская область»
Арендуя помещения, арендаторы, как правило, пользуются разными видами коммунальных услуг: отопление, освещение, водоснабжение, газоснабжение, канализация, услуги телефонной связи и т.д. Условия их предоставления часто включаются в договор аренды, но неправильное оформление учета коммунальных платежей нередко становится причиной конфликтов с контролирующими и налоговыми органами.
Статьей 41 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) «Доходы бюджета» предусмотрено, что «доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных» признаются доходами бюджета.
КОСГУ-2022: учитываем новшества
на продукцию. В соответствии с п. 10.4 Порядка № 209н безвозмездные и безвозвратные трансферты (субсидии) текущего характера на продукцию предоставляются в форме возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, возмещения разницы в тарифах исходя из стоимости единицы товара, работы, услуги. К таким перечислениям, например, относятся субсидии на государственную поддержку отдельных организаций в различных отраслях, порядком (правилами) и (или) соглашением о предоставлении которых предусмотрены количественные показатели произведенных товаров, работ и (или) услуг. Субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере молодежной политики (Постановление Правительства РФ от 30.05.2022 № 657), соглашением о предоставлении которых предусмотрены количественные показатели результативности (количество проведенных семинаров, лекций и т. п.), подлежат отражению как безвозмездные перечисления организациям на продукцию (подстатья 24В);
Классификация операций сектора государственного управления используется (в том числе государственными (муниципальными) учреждениями) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Кроме того, коды КОСГУ применяются при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований (п. 2 Порядка № 209н).
Косгу расшифровка на 2022 год для бюджетных учреждений расшифровка
Российской Федерации;- расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, предметом которых является оказание услуг по руководству практикой студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования;- расходы на оплату услуг по организации питания;- расходы по оплате договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (найм жилого помещения) на период соревнований, учебной практики, направления работников (сотрудников) в служебные командировки;(в ред.
Кроме этого Заказчики часто используют в своей работе статью 290 КОСГУ «Прочие расходы», к которой относятся выплата налогов, пошлин, представительские расходы, членские взносы и другие. К статье 310 КОСГУ «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы по оплате госконтрактов, модернизации и прочие расходы.
Каков порядок налогообложения средств, поступивших от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг?
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ, а также операций, не признаваемых объектом налогообложения в силу п. 2 ст. 146 НК РФ.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определяемая в соответствии со ст. ст. 153 — 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо суммы, иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ с 01.01.2012 не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В отношении казенных учреждений финансовое и фискальное ведомства в Письмах от 23.08.2011 N 03-07-07/43 и от 10.11.2011 N ЕД-4-3/18836@ соответственно разъяснили, что с 01.01.2012 операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не облагаются НДС.
Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь
На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 111 41 000 | Права пользования жилыми помещениями |
0 111 42 000 | Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями) |
0 111 44 000 | Права пользования машинами и оборудованием |
0 111 45 000 | Права пользования транспортными средствами |
0 111 46 000 | Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным |
0 111 47 000 | Права пользования биологическими ресурсами |
0 111 48 000 | Права пользования прочими основными средствами |
0 111 49 000 | Права пользования непроизведенными активами |
Типовые проводки бюджетного учета 2021
- Отчет о движении денежных средств — Приказ № 278н. Нормативы этого ПБУ следует применять к отчетности за 2021 год, но имеется исключение. Отчетную информацию о производных финансовых инструментах следует отражать в отчетности только за 2021 год.
- Учетная политика, оценочные значения и ошибки — Приказ № 274н. Положения этого НПА следует применять с начала нового года. Учетную политику учреждения на 2021 г. придется составлять уже по новым правилам.
- Доходы — Приказ № 32н. Устанавливает общие положения и требования к оценке и признанию такого объекта бухгалтерского учета, как доходы.
- События после отчетной даты — Приказ № 275н. Норматив определил ключевые инструкции об отражении событий, возникших после отчетной даты. Повторимся, что инструкции следует применять при составлении отчетности за 2021 г.
- Влияние изменений курсов иностранных валют — Приказ № 122н. Нововведения регламентируют порядок определения стоимости валютных объектов бухгалтерского учета.
Педагоги горячо обсуждают вопрос, отменят ли коммунальные льготы сельским учителям или их городским коллегам. Следует отметить, что в ближайшее время такие изменения не планируются. Поэтому те, кто имеет законное основание искать поддержки государства, могут собирать необходимый пакет документов и вместе с заявлением подавать его в органы соцзащиты.
Льготы могут получать как жители городов, так и граждане, проживающие в сельской местности. Однако регион должен поддерживать политику помощи педагогам. В этом случае для возникновения такого права достаточно проживать в пределах соответствующей административно-территориальной единицы.
Ранее, до 1 января 2021 года, выбрать счет учета для доходов, поступающих арендодателям от арендаторов в части возмещения коммунальных расходов, было не просто. Мнения расходились между счетами 205 00 «Расчеты по доходам» и 209 «Расчеты по ущербу и иным доходам», а решение учреждения в отношении выбранного счета закреплялось в учетной политике.
- СНИЛС;
- паспорт или иной документ, устанавливающий личность заявителя, гражданство;
- свидетельство о праве собственности на жилое помещение с информацией о его площади;
- трудовая книжка или заверенная из нее выписка;
- для рабочих граждан: к трудовой книжке приложить справку с места работы, где будет указана занимаемая должность;
- для граждан-пенсионеров: только трудовая книжка либо ее заверенная копия;
- документы, имеющие сведения о платежах за жилье и услуги коммунального хозяйства, предшествующие месяцу обращения;
- для граждан с печным отоплением необходимо предоставить в распоряжение документ, доказывающий факт оплаты твердого топлива;
- номер лицевого счета заявителя — это может быть карта Сбербанка или сберкнижка.
Педагогические работники должны раз в полгода предоставлять в социальное управление оригиналы оплаченных квитанций. Если понадобится, преподаватель до истечения полугодового периода может обратиться в органы соцзащиты для того, чтобы провести перерасчет назначенного размера выплаты компенсации, предъявив оригиналы квитанций. Компенсирование может приостановиться, если педагогический работник не предъявит в управление оригиналы таких документов, как квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг и оплате жилплощади. Размеры компенсации на приобретение газа устанавливаются постановлением региональных служб, что в среднем по России составляет примерно 30 кг/чел в год. Зная основные положения региональных постановлений, гражданин может своевременно получать компенсацию от государства.
Рассмотрим основные изменения в счете 101 00 000 «Основные средства»:
1. Появилась новая проводка. Когда основные средства передаются в финансовую аренду (безвозмездное бессрочное пользование) арендодателем (ссудодателем), выбытие объектов ОС, классифицируемых как объекты неоперационной (финансовой) среды, отражается следующими проводками:
ДЕБЕТ счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» соответствующих счетов аналитического учета: |
0 104 00 000 «Амортизация» |
0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов» |
КРЕДИТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» |
При заключении договора аренды с физическим лицом могут быть обговорены следующие варианты условий оплаты:
- Устанавливается фиксированный размер арендной платы, в которой уже предусматривается стоимость коммунальных услуг. Независимо от того, сколько воды и света потратил арендатор, он платит одну и ту же сумму. Такой способ оплаты достаточно прост и не вызывает вопросов. Плохо одно – временные жильцы не заинтересованы в экономии ресурсов, и за все ими потраченное платить придется вам.
- В сумму аренды не включается стоимость коммунальных услуг, и они оплачиваются отдельно. Тут опять возможны варианты: либо ежемесячно сумма, указанная в квитанции, прибавляется к арендной плате, и вы сами ее оплачиваете, либо арендатор платит вам только арендную плату, а за коммунальные услуги рассчитывается самостоятельно.