Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешний долг РФ в 2021 году увеличился до $478,2 млрд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.
«Прорыв информационной блокады!» Шутка.
Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.
Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).
Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:
- Нормативно-правовая база
- График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
- Структура долга
- Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
- Глоссарий
- О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)
И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.
Структура внешнего долга РФ
Размер внешней задолженности формируется из целого ряда компонентов, доля которых в общей сумме финансовых обязательств может корректироваться как в краткосрочном, так и в долгосрочном обозрении. Основными из этих компонентов являются:
- Обязательства по оплате импортных сделок.
- Проценты по зарубежным кредитам и ценным бумагам.
- Суммы, необходимые для выкупа (погашения) ценных бумаг с истекшими сроками действия.
- Гарантии по кредитам и ссудам, выданным зарубежными финансово-кредитными учреждениями представителям национального корпоративного сектора.
- Задолженность промышленных предприятий, учреждений, организаций, иных субъектов хозяйствования перед зарубежными партнерами и финансовыми институтами.
- Международные обязательства Центробанка.
Итоговая сумма преимущественно складывается из обязательств центральных органов государственного управления, а также представителей корпоративного и банковского сектора.
Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $ |
---|---|
1.04.2018 | 59,7 |
1.04.2017 | 45,8 |
1.04.2016 | 32 |
1.04.2015 | 33,5 |
1.04.2014 | 53,6 |
1.04.2013 | 57,4 |
1.04.2012 | 36,3 |
1.04.2011 | 35,3 |
1.04.2010 | 31,3 |
1.04.2009 | 31,1 |
1.04.2008 | 36,8 |
1.04.2007 | 43,3 |
1.04.2006 | 69,5 |
Размер внешнего долга на душу населения
Дата проведения оценки | Внешний долг на душу населения, $ |
---|---|
2018 | 3540 |
2017 | 3527 |
2016 | 3486 |
2015 | 3539 |
2014 | 4100 |
2013 | 5072 |
2012 | 4440 |
2011 | 3767 |
2010 | 3420 |
2009 | 3262 |
2008 | 3381 |
2007 | 3270 |
2006 | 2202 |
График погашения внешнего долга РФ по видам долгов (Минфин)
Дата платежа | Ценные госбумаги в валюте, млн $ | Кредиты государств, международных организаций, млн $ |
---|---|---|
2019 | 2 205 | 234 |
2020 | 5 078 | 189 |
2021 | 529 | 161 |
2022 | 2 529 | 125 |
2023 | 3 352 | 97 |
2024 | 352 | 88 |
2025 | 88 | 77 |
2026 | 3 088 | 6 |
2027 | 2 492 | 2 |
2028 | 2 588 | 1 |
Объем внешнего государственного долга России пробил многолетнюю планку.
Динамика долговой нагрузки и стоимость ее обслуживания напрямую влияют на устойчивость макроэкономических параметров государства. С оценками драйверов российской экономики на 2021 г. можно ознакомиться в нашем специальном материале.
По данным Минфина на 19 января 2021 г., объем государственного внешнего долга России к началу года составил $56,79 млрд. В сумму включены госгарантии РФ (31% валового долга).
Посмотрим, так ли велик масштаб угрозы со стороны роста госдолга, проанализируем его структуру и график погашения, оценим относительные показатели долговой нагрузки России относительно размера национальной экономики по сравнению с крупнейшими странами мира.
Статистика внешнего долга России
После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.
Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).
Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.
Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.
Государственный внешний долг по годам
Если вам интересно посмотреть, как менялись суммы задолженности в разные периоды существования нашей страны, то это можно легко отследить по таблице ниже:
Дата |
Сумма, млрд. долларов |
1991, 25 декабря |
67,8 |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158,7 |
2001, 1 января |
143,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января[19] |
114,1 |
2006, 1 января[20] |
76,5 |
2007, 1 января[21] |
52,0 |
2008, 1 января[22] |
44,9 |
2009, 1 января[23] |
40,6 |
2010, 1 января[24] |
37,6 |
2011, 1 ноября[25] |
36,0 |
2012, 1 января[26] |
34,7 |
2013, 1 января[27] |
54,4 |
2014, 1 января[28] |
61,7 |
2015, 1 января[29] |
54,4 |
2015, 1 декабря[12] |
50 |
2016, 1 января[12] |
50 |
2016, 1 декабря[12] |
51,2 |
2017, 1 января |
51,2 |
2017, 1 декабря |
51,2 |
2018, 1 января |
49,8 |
2019, 1 июня |
51,3 |
2020, 1 января |
17,704 |
Таким образом, размер внешнего совокупного долга постепенно сокращается. Уже сейчас Россия производит погашение ударными темпами, которые стали возможны благодаря тому, что многие страны соглашаются на выплаты товарами.
На что США расходует средства?
Во времена холодной войны, когда Никсон отказался от обеспеченности доллара золотом, образовавшийся госдолг только увеличивался. На проблеме долга легко спекулировать. Поэтому в США политики часто используют снижение госдолга как один из основных пунктов в своих предвыборных кампаниях. Несмотря на это, сумма госдолга росла во время правления почти каждого президента в течение последних 50 лет: Рональд Рейган активно сокращал налоговые отчисления в бюджет; Джордж Буш-младший увеличил расходы на военные нужды и оборонный комплекс; Барак Обама также делал акцент на военных расходах, налоговых послаблениях, помощи малоимущим.
Единственным, кто все же выплатил весь государственный долг США, был Президент Эндрю Джексон в 1835 году.
Из чего формируется долг
Внешний долг представляет собой обязательства России в иностранной валюте перед другими государствами, международными организациями, частными зарубежными инвесторами.
Минимальная отметка внешнего долга за последние 10 лет была достигнута по состоянию на 1 января 2019 г. – 455 073 млрд долл. Максимальное его значение – 732 779 млрд долл. – фиксировалось на 1 июля 2014 г. Таким образом, чуть больше чем за 4 года объем долговых обязательств России уменьшился на 36%.
Сумма задолженности формируется из краткосрочных и долгосрочных долгов государства, банковского и частного сектора, касающихся:
- уплаты процентов по зарубежным кредитам и ценным бумагам;
- расходов на погашение ценных бумаг после истечения срока действия и возврат займов;
- гарантий по ссудам и кредитам от зарубежных финансово-кредитных учреждений, выдаваемых корпоративному сектору;
- обязательств по оплате импортных сделок;
- задолженности субъектов хозяйствования перед иностранными партнерами;
- международных обязательств Центрального банка и пр.
Сам факт наличия внешнего долга – не повод для беспокойства. Реальное положение дел отражает не столько его размер, сколько удельный вес в совокупном государственном долге и в структуре ВВП страны. По первому критерию на 2021 и последующие два года для России прогнозируется снижение:
Годы | Внутренний долг, % | Внешний долг, % |
---|---|---|
2021 | 77,8 | 22,2 |
2022 | 79,3 | 20,7 |
2023 | 80,8 | 19,2 |
- Перенос бремени долга страны на последующие поколения (если ВВП растет меньшими темпами, чем долг).
- Доходы внутри населения перераспределяются. Те, кто вкладываются в облигации – поучают проценты по выплатам, а те, кто такой возможности не имеют, просто платят налог в бюджет, часть которого идет на погашение долга.
- Государственные ценные бумаги вытесняют с экономики частные инвестиции.
- Устойчивость экономики государства снижается, что приводит к рискам обвала валюты или кризису. Например, у США огромный государственный долг, но их преимущество в том, что процент выплат очень низкий. Но в годы кризиса процент по кредитам возрастает, что увеличит на нагрузку на экономику государства.
- Рост государственного долга снижает рост ВВП страны на душу населения.
- Увеличение заложенности обратно пропорциональна объему внешних инвестиций в государство, что затормаживает его экономическое развитие.
Международная инвестиционная позиция в России по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Владимир Путин (2) | 07.05.2002 — | 529.6000 | 524.9000 | 537.5000 | 524.9000 | -0.89% |
Данные по госдолгу России
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Государственный долг к ВВП | 12.2 % | 2018 |
Международная инвестиционная позиция | 461 USD млрд. | 3 кв./20 |
Государственный долг | 13054 RUB млрд. / 166.567 млрд. USD |
2 кв./20 |