Родительские субботы в 2023 году: особые дни поминовения усопших

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Родительские субботы в 2023 году: особые дни поминовения усопших». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Родительские субботы – это дни всеобщего поминания усопших, когда в храмах проходят специальные службы, во время которых совершается молитва об упокоении христианских душ. Эти службы совершаются в особые дни, которые год от года смещаются в зависимости от дат Пасхи и Великого поста.

Что такое родительская суббота — Откуда пошло название

Существует две точки зрения происхождения названия. С одной стороны, «родительскими» они называются, потому что в первую очередь среди всех усопших человек чаще всего выбирает для поминовения самых близких – почивших отца и мать. С другой стороны, в языке в свое время происходило частичное смешение смыслов слов «отец», «праотцы», «родители», «прародитель». Таким образом, «родителями» назывались все предки, отошедшие в мир иной.

1 марта
среда
День памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России. Великий пост.
2 марта
четверг
Великий пост.
3 марта
пятница
Великий пост.
4 марта
суббота
Великий пост.
5 марта
воскресенье
Празднование в честь Козельщанской иконы Божией Матери. Великий пост.
6 марта
понедельник
Празднование в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении. Великий пост.
7 марта
вторник
День обретения мощей блаженной Матроны Московской, день памяти священномученика Поликарпа, епископа Смирнского. Великий пост.
8 марта
среда
Великий пост.
9 марта
четверг
Великий пост.
10 марта
пятница
Великий пост.
11 марта
суббота
Суббота 2-й седмицы Великого поста. Великий пост.
12 марта
воскресенье
Великий пост.
13 марта
понедельник
День памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Великий пост.
14 марта
вторник
День православной книги. Великий пост.
15 марта
среда
Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Великий пост.
16 марта
четверг
Великий пост.
17 марта
пятница
День памяти благоверного князя Даниила Московского и преподобного Герасима. Великий пост.
18 марта
суббота
Празднование в честь обретения мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина. Суббота 3-й седмицы Великого поста. Великий пост.
19 марта
воскресенье
Великий пост.
20 марта
понедельник
Великий пост.
21 марта
вторник
Великий пост.
22 марта
среда
День памяти сорока Севастийских мучеников. Великий пост.
23 марта
четверг
Великий пост.
24 марта
пятница
Великий пост.
25 марта
суббота
Суббота 4-й седмицы Великого поста. Великий пост.
26 марта
воскресенье
Великий пост.
27 марта
понедельник
Великий пост.
28 марта
вторник
День памяти мученика Никандра Египтянина. Великий пост.
29 марта
среда
Великий пост.
30 марта
четверг
Великий пост.
31 марта
пятница
Великий пост.
1 июня
четверг
День памяти великого князя Димитрия Донского.
3 июня
суббота
Великорецкий крестный ход, празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери, день равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Троицкая родительская суббота.
4 июня
воскресенье
День Святой Троицы. Пятидесятница.
5 июня
понедельник
День памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. День Святого Духа. Троицкая седмица.
6 июня
вторник
Троицкая седмица.
7 июня
среда
Празднование в честь Третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Троицкая седмица.
8 июня
четверг
Троицкая седмица.
9 июня
пятница
Троицкая седмица.
10 июня
суббота
Троицкая седмица.
11 июня
воскресенье
Троицкая седмица.
12 июня
понедельник
Начало Петрова поста.
13 июня
вторник
Петровский пост.
14 июня
среда
Петровский пост.
15 июня
четверг
Петровский пост.
16 июня
пятница
Празднование в честь перенесения мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву. Петровский пост.
17 июня
суббота
Петровский пост.
18 июня
воскресенье
День памяти святого князя Феодора Ярославича Новгородского. Петровский пост.
19 июня
понедельник
Петровский пост.
20 июня
вторник
Петровский пост.
21 июня
среда
Петровский пост.
22 июня
четверг
Кириллов день. Петровский пост.
23 июня
пятница
Петровский пост.
24 июня
суббота
Петровский пост.
25 июня
воскресенье
Празднование в честь обретения мощей и второго прославления благоверной великой княгини Анны Кашинской. Петровский пост.
26 июня
понедельник
Петровский пост.
27 июня
вторник
Петровский пост.
28 июня
среда
Петровский пост.
29 июня
четверг
День памяти преподобного Моисея Оптинского. Петровский пост.
30 июня
пятница
Петровский пост.

Православный календарь на 2023 год

  • 7 православный праздник
  • дни особого поминовения усопших
  • Пасха
  • сегодня
  • строгий пост

    Великие церковные праздники в 2023 году

    • Обрезание Господне (Святителя Василия Великого) — праздник 14 января 2023 года.
    • Рождество Иоанна Предтечи — праздник 7 июля 2023 года.
    • Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник 12 июля 2023 года.
    • Усекновение главы Иоанна Предтечи — праздник 11 сентября 2023 года.
    • Покров Пресвятой Богородицы — праздник 14 октября 2023 года.

    История и смысл праздника Радоница

    Вопреки расхожему мнению, Радоница не имеет сугубо церковного происхождения. Она отмечалась нашими предками еще задолго до того, как Русь стала христианской. Ее прежнее название — Радуница, а смысл её можно понять, лишь имея представления об архаичных верованиях славян.

    Как и большинство народов древности, племена, населявшие территории нынешних Украины, Беларуси и европейской части России, не сомневались в существовании загробного мира. Наши предки верили, что после смерти человека его душа возносится к богам и переселяется в царство мертвых.

    Однако, в отличие от развитых религий Ближнего Востока и Средиземноморья, восточнославянское язычество не наделяло потустороннюю жизнь какими-либо нравственными чертами и не знало таких понятий, как «ад» и «рай».

    Все, кто умер ненасильственной смертью, уходили в иной мир, улетали в Ирий, на юг, в далекий край, который из живых могли посещать только птицы. Там жизнь, безусловно, была иной, но принципиально почти не отличалась от того, чем покойник занимался до своей кончины.

    Из царства мертвых обратной дороги не было, однако существовали определенные дни в году, когда между двумя мирами устанавливалась живая связь, и души ранее почивших людей могли приходить в родные места, проведывать своих близких, участвовать в их делах.

    Обычно такие особые периоды приходились на дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того поминальный цикл был также связан с аграрным календарем, поэтому часто мертвых особо почитали либо накануне, либо после окончания тех или иных полевых работ.

    В честь предков полагалось устраивать тризны — ритуальные обеды с обильным возлиянием, игрищами, песнями, хороводами и прочими элементами, которые в наше время называются «культурно-массовыми мероприятиями». Их цель была проста — задобрить души умерших, снискать их благосклонность.

    Радуница была одним из таких поминальных дней. Точнее, это был даже не день, а целый цикл, который длился примерно неделю и приурочивался к приходу весны. Всем селением выходили в поля, рощи, на луга, закликали духов.

    При этом старались принести покойникам радость — теплым словом, почтительным обращением. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой — славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться.

    В целом все описанные ритуалы благополучно дожили до наших дней — и сегодня на кладбищах бездомные и уборщики подбирают куски хлеба, печенье, конфеты, стаканчики с водкой, оставленные заботливыми родичами на могилах близких и друзей. Суть и смысл этих традиций давно позабыты, но сами они остались, и, наверное, будут жить всегда, пока существуют народы, возникшие на основе праславянской культуры.

    Молитва об усопшем христианине

    Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

    Молитва родителей о почивших детях

    Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани

    (11 сентября 1969 г.)

    Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.

    Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте.

    А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? — и пророк встал и сказал: Меня, Господи!.

    Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.

    И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь.

    Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне… Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.

    И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.

    И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос… Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!.

    И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак.

    И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?. Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.

    Но вдруг Он не Тот?. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?.

    И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром!. Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну…

    И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых.

    И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением ест��ственным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.

    Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

    И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» Аминь.

    Когда будет православная Пасха в 2023 году?

    Праздник Светлого Христова Воскресения или Пасха ‑ это самый большой церковный праздник и главное событие года для православных христиан.

    Ее дата устанавливается постановлением еще Первого Вселенского собора, который был проведен Церковью в 325 году в городе Никее.

    Правило гласит, что православная Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия (между 4 апреля и 8 мая).

    Однако данное правило действует только в случае, если это воскресенье приходится на день ПОСЛЕ дня празднования еврейской Пасхи. Если же воскресенье приходится на день ДО еврейской Пасхи, то православную Пасху отмечают в первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

    Первое полнолуние после весеннего равноденствия в 2023 году выпадает на 6 апреля. Однако праздник Песах, то есть еврейская Пасха, в 2023 году отмечается с 6 по 12 апреля. В итоге православная Пасха отмечается 16 апреля (3 апреля по ст. стилю).

    Известны даты празднования православной Пасхи и в последующие годы.

    Даты Пасхи до 2030 года

    Год

    Дата Пасхи

    2023

    16 апреля

    2024

    5 мая

    2025

    20 апреля

    2026

    12 апреля

    2027

    2 мая

    2028

    16 апреля

    2029

    8 апреля

    2030

    28 апреля

    Сколько родительских дней в году?
    В церковном календаре 6 родительских суббот в году. Но помимо них есть поминальные дни, в которые принято вспоминать близких и молиться за их души. Торжества могут приходиться на другие дни недели. Это Радоница (всегда отмечается во вторник), День памяти воинов 9 мая. Также православные верующие относят к родительским дням Покровскую субботу, но в православный календарь особой датой поминовения она не входит.

    Частые вопросы священникам

    У людей часто возникают вопросы. Многие не знают, можно ли в этот день праздновать какие-то личные даты. Священники помогают во всем разобраться.

    Можно ли отмечать день рождения в Радоницу?

    Да, никаких запретов по этому поводу нет. У священников может быть разное мнение на этот счет, но большинство все-таки считает, что отмечать день рождения можно. Это праздник, в который человек должен поблагодарить Бога за жизнь, за еще один прожитый год. Если день выпадает на Радоницу, можно с утра помянуть родных, которых уже нет рядом, а после обеда отпраздновать.

    Можно ли на Радоницу венчаться и играть свадьбу?

    На Радоницу не принято играть свадьбы. В такие дни не проводят венчания, поэтому если пара все-таки решается скрепить свой союз, можно оформить отношения в ЗАГСе. В церки обвенчаться не получится.

    Крестить детей или нет на Радоницу?

    Крестить детей священнослужители советуют как можно быстрее. Это можно делать на сороковой день после дня рождения. Радоница не должна стать помехой. В этот православный праздник крестить детей можно. Но стоит заранее договориться со священником. Если есть возможность, можно и отложить обряд на несколько дней, так как не стоит совмещать сразу несколько событий. Если человек решит крестить ребенка, на кладбище съездить уже не получится.

    Можно ли на Радоницу ходить баню и мыться?

    Да,это возможно. Никаких запретов нет. Но лучше сделать это после посещения кладбища и церкви.

    Радоница является одним из самых популярных православных праздников. Каждый год она выпадает на разное время. Очень важно соблюсти все обряды, почтить память усопших. Приметы и сны на праздник часто сбываются. На Радуницу можно загадать желание. Но самое главное в этот день — помолиться Богу. По возможности нужно посетить храм.

    Многие приметы и суеверия формировались в народе веками и связаны с языческими традициями.

    • Если не посетить могилы родных, то после смерти о человеке никто не вспомнит.

    • Тот, кто первый придет на кладбище, получит особую благодарность и покровительство усопших.

    • Если не устроить праздничную трапезу для умерших, то будут преследовать неудачи, плохой урожай, болезни скота.

    • Нельзя в этот день плакать и страдать, иначе духи заберут с собой.

    • Не стоит убирать посуду и остатки еды после поминального ужина, считается, что умершие придут ночью принимать пищу.

    • Свадьба в этот день обернется бедой.

    • Если ребенок родился в родительскую субботу, он будет обладать всеми качествами поминаемого усопшего родственника.

    • Сны в ночь на этот праздник могут быть вещими.

    • В древние времена считалось, что в этот день обязательно должен пойти дождь. Дети бегали по улице и просили об этом небо, дождевая вода на Радоницу считалась целебной, ею умывались, очищаясь от грехов и болезней.

    • Нельзя тревожить землю: сеять, пахать, копать, иначе урожай будет плохим.

    • Умыться дождем через золотое или серебряное кольцо — сохранить навечно молодость и красоту.

    • В родительскую субботу нельзя пить из чужого колодца, а если в этот день бросить в него немного мха, то пойдет дождь.


    Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *