Порядок лицензирования страховой деятельности в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок лицензирования страховой деятельности в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется по решению Банка России, который, кроме того, занимается:

  • ведением реестра брокеров страхования;
  • ведением Государственного реестра объединений страховщиков и индивидуальных страховщиков;
  • разработкой нормативных и методических документов, относящихся к страхованию.

Банк России вправе:

  1. Приостановить действие лицензионного документа — до устранения нарушений работы на заключение новых и продление действующих договоров по всем типам страховой деятельности для перестрахования. Однако страховщик должен работать по заключенным на нынешний момент договорам.
  2. Ограничить действие лицензии — наложить мораторий до срока устранения установленных нарушений условий лицензирования на ту же деятельность, что и во время приостановления.

Лицензию субъекта Банк России может также отозвать. Это значит, что ее действие прекращается по решению этого органа вместе с деятельностью субъекта, останутся только его обязательства по действующим страховым договорам.

Лицензионный документ на осуществление страховой работы выдается без ограничений срока ее действия.

Лицензия может быть временной, и может выдаваться на такие сроки:

  • указанный в заявлении соискателя, но не больше чем на три года;
  • от 1 до 3 лет при отсутствии информационных сведений, которая позволяет произвести достоверную оценку страховых рисков, предусмотренных правилами страхования;
  • срок действия временного лицензионного документа продлевается по заявлению, однако в этом также может быть отказано, если за период ее действия установлены определенные нарушения соискателем, которые не устранены за установленные сроки.

Это основные условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ.

Действие лицензии может быть прекращено в случае прекращения работы страховой организации, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, реорганизации и ликвидации субъекта, являющегося юридическим лицом, за исключением реорганизации по типу выделения или присоединения. Действие лицензии в данной ситуации не прекращается, если все условия вновь возникшим юридическим лицом соблюдены.

Приостановление, ограничение и возобновление лицензии

При выявлении нарушений страхового законодательства объекту лицензирования органом по страховому надзору выдается предписание, в котором указываются условия для их устранения.

Предписания даются в таких случаях:

  1. Осуществления объектом лицензирования деятельности, которая запрещена в законодательстве, а также деятельности, при которой нарушаются условия, установленные для выдачи лицензии.
  2. При несоблюдении страховщиком законодательства в части размещения либо формирования средств страховых резервов, прочих фондов, гарантирующих осуществление выплат по страховым случаям.
  3. При несоблюдении страховщиком установленных нормативными актами требований по обеспечению соотношения принятых обязательств и активов, а также иных требований к обеспечению платежеспособности и финансовой устойчивости;
  4. При нарушении субъектом требований о представлении в страховой надзор либо его территориальный орган отчетности.
  5. При непредставлении субъектом в установленные сроки документов, которые затребованы в порядке страхового надзора в размерах компетенции соответствующего органа.
  6. При установлении факта представления субъектом неполных или недостоверных информационных данных.
  7. При непредставлении в установленный срок в информации о дополнениях и различных изменениях, которые были внесены в учредительные документы.

Предписание направляют объекту лицензирования, в случае необходимости его копия может быть направлена в определенные органы исполнительной власти. Объект лицензирования в установленный данным предписанием срок должен предоставить представляет в страховой надзор документацию, подтверждающую ликвидацию выявленного нарушения. Указанные документы рассматриваются в течение 30 суток с момента получения. Таков порядок лицензирования страховой деятельности.

Читайте также:  02.11.2022 Выплаты воспитателям детского сада — последние новости

Необходимые документы

Чтобы субъекту страхового дела, включая общества взаимного страхования, получить лицензию для осуществления деятельности по взаимному, добровольному или обязательному страхованию, необходимо представить в орган страхового надзора:

  • заявление на выдачу лицензии;
  • документ о регистрации в качестве юрлица, которому необходима лицензия;
  • пакет учредительных документов;
  • информацию о составе участников или акционеров;
  • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов, утверждении на должности единоличного исполнительного органа;
  • подтверждение оплаты уставного капитала в полном размере;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования;
  • сведения о страховом актуарии;
  • правила страхования по различным видам предусмотренного законодательством страхования с образцами применяемых документов;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • информацию о руководителях, главном бухгалтере, ревизоре соискателя;
  • заключение аудитора при необходимости.

Норма абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона позволяет выделить следующие признаки страховых брокеров, которые и служат первоначальными требованиями к потенциальным соискателям лицензий: 1. Ими могут быть физические или юридические лица. Физические лица вправе осуществлять деятельность страховых брокеров, если отвечают следующим требованиям:

а) постоянно проживают на территории Российской Федерации. Примечательно, что отечественное гражданское право признает равенство всех физических лиц, независимо от их государственной принадлежности (отсутствия таковой) и места проживания. Определить постоянство проживания на территории России возможно на основании норм иных законов, и необходимо это лишь для иностранцев и лиц без гражданства, так как граждане России априори признаются постоянно проживающими на территории Российской Федерации.

В частности, в действующем отечественном законодательстве прямо указывается, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абзац 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Системный анализ данной дефиниции позволяет прийти к выводу о распространении этого определения также на лиц без гражданства.

Таким образом, в аспекте рассматриваемого требования страховым брокером вправе стать любой гражданин России либо иностранный гражданин (лицо без гражданства), получивший вид на жительство в Российской Федерации;

б) зарегистрированы в установленном законодательством РФ (глава VII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

Лицензирование страховой деятельности (стр. 1 из 2)

Не будет преувеличением сказать, что вопросы лицензирования страховой деятельности всегда были одними из самых острых в страховании, а сегодня они уже приобрели характер почти чрезвычайных. И связано это не только с имеющимися в законодательстве проблемами в регулировании вопросов лицензирования, но и с тем, что, как известно, изменился перечень видов страхования, а также остается юридическая неопределенность по поводу необходимости получения страховыми компаниями специальных лицензий на перестрахование. Лицензирование требует представления огромного пакета документов, а самое главное, в жестко определенные сроки.

Виды страховой деятельности

Под страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.

Лицензирование в страховании: основные понятия

Лицензирование деятельности страхования реализуется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Он выдает страховщикам лицензионные документы на реализацию страховой деятельности, занимается ведением единого Государственного реестра страховщиков и страховых объединений, а также реестра страховых брокеров, разрабатывает методическую и нормативную документацию по вопросам страховой деятельности, отнесенную Законом о страховании к его компетенции.

Приостановка действия лицензии является запретом до момента устранения нарушений, которые были установлены в деятельности страховщика, на заключение новых договоров страхования и продления действующих по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые были выданы лицензионные документы. Притом по заключенным ранее договорам страховщик должен исполнять принятые обязательства до момента истечения периода их действия.

Читайте также:  Как отцу ребенка уйти в декретный отпуск

Особенности ограничения действия лицензии и её приостановления

Центробанк РФ ограничивает лицензию в ситуациях, которые предусмотрены ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» в п. 4 ст. 32.5-1. Ограничение также выставляется надзорным органом, если компания уклоняется от получения предписания со стороны государственного ведомства.

Основные причины:

  • ненадлежащее исполнение требований надзорного ведомства;
  • отсутствие у компании финансовой устойчивости, низкий уровень платежеспособности;
  • предоставление в государственное ведомство недостоверной информации от своей деятельности;
  • совершение любых действий, которые угрожают правам и интересам застрахованных лиц, выгодоприобретателей, дестабилизируют финансовый рынок.

Орган страхового надзора имеет широкие полномочия в сфере временного или постоянного ограничения деятельности страховых организаций, которым была выдана соответствующая лицензия.

При необходимости, вводятся следующие ограничения (с учетом степени выявленного нарушения):

  • введение запрета в отношении компании на предоставление ряда страховых услуг;
  • введение ограничений (по срокам действия, по суммам, по типу клиентов и т. д.) в отношении компании на предоставление определенных услуг;
  • ограничение действия разрешения;
  • временная приостановка действия разрешения.

Государственный надзор за деятельностью страховых организаций

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Государственный страховой надзор в РФ был организован на основании ранее действовавшего Указа Президента РФ от 30 июня 1992 г. № 808 «Об утверждении положения о государственном страховом надзоре РФ». Затем в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» он был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, просуществовавшую чуть более полугода.

После она была преобразована в Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти (Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента РФ в соответствие с законом РФ „О страховании“»). 14 августа 1996 г. как самостоятельный орган она была упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов РФ (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), в центральном аппарате которого был создан Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

В результате изменений системы и структуры органов исполнительной власти была образована Федеральная служба страхового надзора (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), которая в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется по решению Банка России, который, кроме того, занимается:

  • ведением реестра брокеров страхования;
  • ведением Государственного реестра объединений страховщиков и индивидуальных страховщиков;
  • разработкой нормативных и методических документов, относящихся к страхованию.

Банк России вправе:

  1. Приостановить действие лицензионного документа — до устранения нарушений работы на заключение новых и продление действующих договоров по всем типам страховой деятельности для перестрахования. Однако страховщик должен работать по заключенным на нынешний момент договорам.
  2. Ограничить действие лицензии — наложить мораторий до срока устранения установленных нарушений условий лицензирования на ту же деятельность, что и во время приостановления.

Лицензию субъекта Банк России может также отозвать. Это значит, что ее действие прекращается по решению этого органа вместе с деятельностью субъекта, останутся только его обязательства по действующим страховым договорам.

Что еще предполагает лицензирование страховой деятельности в РФ?

Особенности лицензирования в сфере страхования

Специфика этой отрасли заключается в том, что организация должна создать страховой фонд и иметь очень крупную сумму на своем счете. Многомиллионный оборот фиксированных страховых взносов контролируется ЦБ РФ, чтобы избежать коррупции и крупномасштабных хищений, доверенных клиентами страховых взносов.

Читайте также:  Дополнительное соглашение о повышении цены по договору

Именно поэтому получить лицензию СД на возможность страховать, из десяти соискателей может только один. Но, на рынке страхования существуют определенные страховые формы, при которых необходимо иметь официальное разрешение (ст 32 ФЗ №234 от ).

Лицензию на СД должны получить:

  1. Страховые компании – на страхование (личное, жизни, имущества).
  2. Перестраховочные организации.
  3. Общества взаимного страхования.
  4. Страховые брокеры.
  5. организации медстраха.
  6. НПО.
  7. компании, занимающиеся страхованием грузоперевозок.
  8. организации, которые занимаются страховкой в сфере сельского хозяйства.
  9. конторы специализирующиеся на страховании рисков (финансовая сфера).

Все виды СД в Федеральном законе № 234 от ст 32.9.

Если орган страхового надзора принял решение не выдавать лицензию, он должен предоставить мотивированный ответ. То есть, соискатель получит письмо, в котором будут подробно разъяснены причины отказа в выдаче лицензии. Все основные причины отказа в предоставлении лицензии на страховую деятельность указаны в статье 32.3 Федерального закона «Об организации страхового дела». Среди них:

  • Полное совпадение наименования юридического лица соискателя с иным юридическим лицом. Единственное исключение, если соискатель является дочерним предприятием юридического лица, с наименованием которого произошло совпадение;
  • Неустранение нарушений, ранее приведших к ограничению или приостановлению лицензии при условии, что соискатель обращается за лицензией на новые, ранее не осуществляемые виды страхования;
  • Несоответствие предоставленных документов действующему законодательству;
  • Наличие ошибок или недостоверной информации в предоставленных документах;
  • Несоответствие устава организации действующему законодательству;
  • Несоответствие лиц, назначенных на ответственные должности, требованиям, установленным статьей 32.1 ФЗ «Об организации страхового дела»;
  • Объявление фиктивного или организации преднамеренного банкротства субъекта страхового дела хотя бы одним из учредителей соискателя лицензии;
  • Недостаточность финансовых активов.

Как уже указано выше, в случае отказа в выдаче лицензии, страховая компания в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения должна письменно уведомить об этом соискателя. В письме должны быть подробно разъяснены причины отказа. К примеру, в случае отказа из-за несоответствия предоставленных документов действующему законодательству в письме должны быть приведены выдержки из законодательства, которым перечат предоставленные документы.

Необходимые документы

Чтобы субъекту страхового дела, включая общества взаимного страхования, получить лицензию для осуществления деятельности по взаимному, добровольному или обязательному страхованию, необходимо представить в орган страхового надзора:

  • заявление на выдачу лицензии;
  • документ о регистрации в качестве юрлица, которому необходима лицензия;
  • пакет учредительных документов;
  • информацию о составе участников или акционеров;
  • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов, утверждении на должности единоличного исполнительного органа;
  • подтверждение оплаты уставного капитала в полном размере;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования;
  • сведения о страховом актуарии;
  • правила страхования по различным видам предусмотренного законодательством страхования с образцами применяемых документов;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • информацию о руководителях, главном бухгалтере, ревизоре соискателя;
  • заключение аудитора при необходимости.

Нужна ли лицензия на осуществление страховой деятельности?

Лицензирование страховой деятельности в РФ – обязательное мероприятие, без прохождения которого запрещено начинать работу в сфере страхования. Если у страховой организации нет лицензии, то ей нельзя формировать денежно-материальные фонды, выдавать страховые полисы, принимать оплату от клиентов, вести иную работу в страховой отрасли.

Нормативно-правовые акты, порядок, принципы, особенности, цены, перечень услуг, обязанности и права сторон, а также другие нюансы, связанные с выдачей лицензии на осуществление страховой деятельности, прописаны в ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», в главе №32. Вопросы лицензирования этой сферы также затронуты в нескольких Постановлениях российского Правительства, в приказах Министерства финансов.

Важно! Лицензия на оказание страховых услуг выдается для обеспечения защиты интересов граждан, охраняемых объектов, финансовой деятельности организаций. Лицензирование в сфере страхования позволяет минимизировать ущерб, который потенциально могут нанести государству и его гражданам недобросовестные фирмы, некачественно и незаконно оказывающие услуги в сфере страхования.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *