Нормы обновленного Кодекса о земле, которые вступают в силу 1 января 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы обновленного Кодекса о земле, которые вступают в силу 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

В чём суть ужесточения закона?

До сих пор процесс отчуждения земельного участка был довольно сложной задачей. Комиссия в рамках федерального земельного надзора (контроля) проводила проверку, «устанавливала факт неиспользования земли» и должна была подтверждать этот факт в течение следующих трёх лет.

Если за три года собственник земли так и не приложил усилий, чтобы нарушение устранить (выкорчевать кустарники, избавиться от многолетних сорняков), орган надзора мог обратиться в суд и прекратить право собственности нерадивого хозяина на указанный участок.

На деле изъять «запущенную» сельхозземлю оказалось непросто: за три года владелец мог продать участок, изменить его категорию, начать процедуру банкротства, снять участок с кадастрового учёта.

Обязательный трёхлетний период ожидания перед обращением в суд приводил к тому, что земля оставалась без дела шесть и более лет.

Минсельхоз намерен устранить эти бюрократические препоны: органам исполнительной власти позволят обращаться в суд сразу, как только будет установлен факт неиспользования земли.

Расширение состава сведений ЕГРН

С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.

Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.

Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».

Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.

СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:

  • когда лицо использует участок вопреки его назначению;
  • отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.

Изъятие из чужого незаконного владения

Правомочия собственника находятся под защитой государства. Если совершаются посягательства, то они пресекаются уполномоченными на то органами власти. Изначально собственнику потребуется доказать, что он является добросовестным владельцем. Это может быть ситуация, когда участок приобретен у лица, которое не имело прав его отчуждать, например, залог земельного участка. При этом покупатель не знал и не мог знать об этом запрете.

Если приобретатель добросовестный, то закрепление его прав происходит в момент регистрации, однако исключениями являются случаи, прописанные в законе, когда реальный собственник может требовать возврата.

Человек в единственном случае может требовать возвращения надела – когда он выбыл из обладания против его воли. Примером служит, продажа по поддельной документации. В этом случае судебный орган удовлетворит иск в возврате надела в собственность реального владельца.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Читайте также:  В какие регионы России едут казахстанцы и почему – переселенец

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Комментарии к ст. 49 ЗК РФ

1. Комментируемая статья посвящена основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; порядок же такого изъятия регламентирован ст. 55 ЗК РФ. Эти основания едины для случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд как у юридических лиц, так и у граждан независимо от того, на каком праве используется земельный участок — собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды, постоянного или срочного пользования. При этом у собственника земельный участок может быть изъят только путем выкупа (ст. 279 ГК РФ).

Приводимый в данной статье перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не является закрытым: федеральными законами, а также законами субъектов РФ в отношении изъятия участков, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, могут быть установлены иные случаи, когда такое изъятие допускается. Однако основной критерий, который должен применяться при осуществлении изъятия земель для государственных или муниципальных нужд, приведен в абзаце первом комментируемой статьи: случаи, когда допускается такое изъятие, являются исключительными, т.е. по общему правилу изъятия земельных участков следует избегать. В подпункте 2 п. 1 также подчеркивается, что размещение приведенных в списке объектов государственного или муниципального значения (и соответственно изъятие земельных участков) производится только при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. В конечном счете законом невозможно предусмотреть все варианты и случаи, которые могут возникнуть на практике, и потому большая ответственность лежит на органах, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд: в каждом конкретном случае необходимо тщательно выяснять необходимость и целесообразность этого изъятия.

2. Последний абзац подп. 2 п. 1 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним (ст. 5) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги, а в зависимости от вида разрешенного использования — на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, а к автомобильным дорогам необщего пользования — автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации. К таким дорогам в любом случае относятся автомобильные дороги, соединяющие город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, и дороги, включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации, а также к ним могут быть отнесены автомобильные дороги:

Читайте также:  Электронные листки нетрудоспособности: разъяснения ФСС

соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района — органом местного самоуправления муниципального ра��она, а перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа — органом местного самоуправления городского округа.

При этом в соответствии со ст. 24 названного Федерального закона предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. Предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3. Законами субъектов РФ могут быть дополнительно предусмотрены только случаи изъятия таких земельных участков, которые находятся в собственности самих субъектов РФ либо в муниципальной собственности, т.е. участков, предоставленных в пользование, пожизненное наследуемое владение либо аренду гражданам, юридическим лицам. Следовательно, случаи изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд у собственников могут быть установлены только федеральным законодательством.

В настоящее время семь субъектов Российской Федерации (Амурская, Белгородская, Владимирская, Калужская, Оренбургская области, Республика Хакасия, Хабаровский край) имеют специальные законы, регулирующие вопросы изъятия земельных участков, в Томской и Кемеровской областях имеются законы, регулирующие одновременно предоставление и изъятие земельных участков; некоторые региональные земельные законы имеют отдельные статьи, посвященные вопросам изъятия земельных участков . Большинство из названных законов регулирует вопросы изъятия земель как для нужд субъекта Федерации, так и для муниципальных нужд . В то же время, например, в Белгородской области имеется только закон об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (Закон от 27 сентября 2002 г. N 47 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд на территории Белгородской области»), а в Хабаровском крае действуют два отдельных Закона — от 30 ноября 2005 г. N 320 «Об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Хабаровского края или муниципальной собственности, для государственных нужд Хабаровского края» и от 25 октября 2006 г. N 68 «Об изъятии земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для муниципальных нужд».

Когда военнослужащие могут вернуться домой – комментарии Генерал-майора Николая Тутрина

Возвращение домой со спецоперации – вопрос острый и волнующий практически всех россиян. Генерал-майор Николай Тутрин дал некоторые пояснения.

По словам эксперта, возможность вернуться к семьям у мобилизованных будет тогда, когда СВО подойдет к своему логическому завершению или когда закончится военный контракт. Тутрин отметил, что во втором случае военнослужащий может возвращаться домой или же продолжать участие в СВО, продлив контракт еще на один срок.

Помимо этого Генерал-майор рассказал об опыте ротаций, согласно которому участнику СВО положен отпуск через несколько месяцев службы. Молодые люди периодически меняют друг друга для восстановления личных ресурсов и сил. Он отметил, что эта практика существует не на слова, а используется регулярно в настоящее время.

По некоторым данным на военную службу сейчас призвано 150 тысяч из тех, кто был отправлен на СВО в волну частичной мобилизации. Еще 150 тысяч находится в учебной зоне и пока не принимали участие в военных действиях. Именно из этого состава планируется совершать ротации и о новой волне мобилизации пока речи не идет. По крайней мере именно такую информацию на конец ноября озвучивал Кремль.

Временные рамки и последовательность действий при изъятия

Период, за который допускается конфискация, сумма материальной компенсации и прочие условия, касающиеся процесса изъятия участка земли, определяются на основании ФЗ-43 и полностью им регламентируются.

В ситуации, когда собственник изымаемого объекта не подписывал соглашения о конфискации, то возможна принудительная реализация процедуры. Принудительная конфискация происходит на основе вынесенного Судом решения.

Если по истечению 90 суток, с даты получения оценочного отчета и соглашения, оно не было подписано и направлено обратно в Департамент городского имущества, (не устроила цена или прописанные в тексте соглашения, условия изъятия) органы государственного назначения вправе обратиться в судебный орган. Место определения и тип судового органа зависит от таких факторов, как:

  • наличие статуса юридического лица;
  • пребывание в статусе лица физического порядка.

При этом с большой доли вероятности решение будет вынесено на основании отчета об оценке недвижимого имущества, предоставленного Департаментом городского имущества, касательно выплаты за него материальной компенсации.

Читайте также:  Односторонний отказ от исполнения договора строительного подряда

Изъятие земельного участка для государственных нужд

Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.

Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.

Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия.

Изъятие земельного участка в 2021 году государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды.

Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.

Сведения, которые указываются в решении об изъятии участков земли

Решение о конфискации земельных территорий для удовлетворения муниципальных или государственных потребностей принимается в соответствии с предусмотренной законодательством процедурой. Такой документ может быть принят в отношении определенных земельных участков, которые являются собственностью или находятся во владении физических или юридических лиц, а также подлежат последующему образованию.

Решение о предстоящем изъятии участка земли может приниматься в отношении любых недвижимых, природных или земельных объектов, которые расположены в пределах, установленных схемой. Исключением могут стать те конструкции и постройки, размещение которых не противоречит главным целям конфискации.

Решение о предстоящем изъятии – это единственное законное основание для проведения процедуры конфискации, поэтому в таком документ должны указываться в полном объеме следующие важные данные:

  • кадастровые данные всех земельных объектов, которые будут изыматься, включая те участки, которые подлежат последующему преобразованию;
  • регистрационные данные недвижимого имущества, которое размещено на территории изымаемых участков;
  • цель совершения процедуры конфискации земель, если существуют основания, предусмотренные действующим земельным законодательством;
  • реквизитные данные объектов, которые не подлежат конфискации;
  • кадастровые данные сервитутов, которые установлены на данном участке и сохраняют свою законную силу даже после осуществления изъятия земли;
  • точные реквизиты документов, в соответствии с которыми будет осуществляться процесс изъятия.

Для совершения процедуры изъятия должна прилагаться схема, в которой указано точное расположение участка, если земля подлежит образованию.

Можно ли не платить за процедуру?

В пошаговой инструкции мы уже касались вопроса о том, сколько стоит межевание земельного участка. Можно ли сделать это бесплатно?

Можно, но лишь в то время, когда муниципалитет проводит комплексные кадастровые работы. Информацию о них нужно искать на официальных сайтах местной власти.

Если такие работы ведутся или планируются – необходимо подать заявление. Его форма свободная нужно только обязательно указать ФИО, паспортные реквизиты, местоположение, кадастровый номер надела. Право бесплатно воспользоваться кадастровыми работами дает:

  • «Дачная амнистия»
  • Оформление участка до 1998 года (если он при этом не внесен в ЕГРН)
  • Зафиксированные кадастровые ошибки, допущенные ранее
  • Отсутствие постановки на учет Росреестра надела, данные о котором у данной организации имеются

Как провести межевание земельного участка

1. Первое, с чего нужно начать процесс межевания, — это подготовка документов на земельный участок:

  • заявление, составленное в свободной форме;
  • паспорт собственника;
  • нотариально заверенная доверенность (при обращении представителя собственника);
  • правоустанавливающие документы на земельный участок (договор дарения, купли-продажи, свидетельство о праве на наследство и другие);
  • правоудостоверяющие документы (свидетельство о праве собственности на участок, выписка из ЕГРН);
  • кадастровая выписка на земельный участок;
  • кадастровый паспорт территории и справка из БТИ об отсутствии строений на участке или кадастровые паспорта (при наличии строений).

Межевание земельного участка 2022: Закон

Новый федеральный закон о межевании участков в 2022 году делает возможным устанавливать границы и вносить сведения в ЕГРН бесплатно. Это решение было оформлено в форме поправок в Земельный Кодекс и стало обязательным для определенных регионов. Собственники земли в установленных областях, которые используют участки согласно их целевому назначению, обязаны будут провести межевание и зарегистрировать межевой план, если они планируют осуществлять сделки с объектом.

Комплекс кадастровых работ по определению границ в этом случае выполняется бесплатно. Оплата услуг геодезической компании производится за счет муниципальных либо бюджетных средств. Согласно закону о межевании 2022 года, сроки процедуры не должны превышать двух месяцев.

Важно помнить, что бесплатно размежевать землю можно в рамках пилотного проекта Росреестра. В эту программу не вошли Москва и Санкт-Петербург. Госрегистратор заключил договор на проведение межевания за счет бюджетных средств с тринадцатью регионами России. Субсидии выделяются в рамках реализации соответствующей Федеральной целевой программы.

Получить в собственность участок от муниципалитета бесплатно можно:

  • Выкупить землю на торгах — в этом случае вы становитесь собственником уже размежеванной земли;
  • Участок попадает под комплексные кадастровые работы — межевание проводится на определенной территории за счет государства.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *