Мораторий на проведение проверок предприятий в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мораторий на проведение проверок предприятий в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно положениям ФЗ № 248, гос. контроль представляет собой деятельность контролирующих органов, направленную на предупреждение, выявление и предотвращение нарушений законодательных требований на основании риск-ориентированного подхода. Гос. контроль осуществляется путем проведения плановых проверок (в определенных случаях – внеплановых), а также посредством принятия предупреждающих мер.

Основы общероссийского генерального плана проверок

Этот план составляется с целью информирования субъектов бизнеса о проводимых в 2023 году контрольных мероприятиях. Учитывая то, что на 2022 год был введён мораторий на всевозможные проверки, то такое информирование позволит предпринимателям более детально подготовиться к проводимым действиям государственных органов.

Мероприятия проверочного плана могут проводить различные государственные органы:

  • Государственная инспекция труда РФ;
  • органы лицензирования;
  • Федеральная антимонопольная служба РФ;
  • Управление МЧС РФ;
  • органы Роспотребнадзора;
  • и многие другие, всего в законодательстве отражены 40 контролирующих органов в Российской Федерации.

Прокуратурой РФ составляется сводный график мероприятий, с учётом данных всех проверяющих организаций.

В плане на 2023 год чётко определяются параметры проводимых проверок:

  • субъекты проверки;
  • время проведения проверки;
  • место проведения проверки;
  • направленность проверки

Проверяющие и контролирующие органы должны неукоснительно исполнять все указанные в графике требования. Отступления от них, а также незаявленные проверки недопустимы.

Отмена плановых проверок по онлайн-кассам

Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Читайте также:  Стипендии и меры поддержки обучающихся

Внеплановые проверки бизнеса

Если проверка по организации не запланирована, это еще не значит, что не будет проведена внеплановая. Обычно такие незапланированные проверки проводят в результате выявления каких-либо нарушений.

Какие могут быть основания для назначения внеплановых налоговых проверок:

  • Если налогоплательщик на специальном налоговом режиме несколько раз приближается к крайним значениям, то Налоговая может заподозрить схему дробления бизнеса (чтобы сохранить спецрежим) для уклонения от уплаты налогов. Например, для УСН — это число сотрудников до 100 и максимальная прибыль до 150 миллионов рублей; для патента — до 15 сотрудников, а доход — до 60 миллионов рублей; для единого сельскохозяйственного налога — максимальное число работников до 300, а доля прибыли от сельскохозяйственной деятельности выше 70% от общей прибыли.
  • Если бизнес убыточен свыше трех лет. В первый год, когда чистые активы организации меньше минимального капитала, ФНС присылает уведомление о том, что организацию могут ликвидировать. На второй год Налоговая также высылает уведомление, при этом наблюдая за деятельностью налогоплательщика. На третий год ИФНС пришлет требование по ликвидации предприятия.
  • Если были большие вычеты по НДС за минувший год. 89% от годовой суммы НДС — максимальная доля вычета. Если вы приближались к пороговой величине, проверка не заставит себя ждать.
  • Если были нарушены сроки сдачи отчетности. Нарушение сроков влечет за собой штрафы, размер которых зависит от вида отчетности и курирующего законодательного акта.
  • Если были нарушены сроки и порядок оплаты налогов и взносов по страхованию. Помимо обычных налогов малый и средний бизнес может платить НДФЛ и страховые взносы. Так индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы не зависимо от наличия дохода.
  • Если вы используете кассовые чеки без указания номенклатуры. В чеке обязательно должно быть понятное покупателю название товара или услуги.
  • Если в чеке есть недостоверные сведения, например, указана не та система налогообложения.

Важно! Если ИФНС неожиданно потребовала от организации или ИП полный пакет документов, сведения о ведении бизнеса и другую информацию нужно быть настороже. Проверьте список недавних контрагентов, возможно, среди них есть тот, кто находится под подозрением и особым вниманием контролирующих органов.

Какие еще могут быть основания для налоговых проверок бизнеса:

  • Налоговая база содержит ошибки и неверные данные,
  • Вы платите налоги меньше, чем в среднем платят в вашей отрасли,
  • Финансовые показатели за год резко отличаются от предыдущего года,
  • Налоговая располагает данными резко противоречащим сданной отчетности,
  • Есть нарушения по срокам подачи отчетности и уплаты налогов.
Читайте также:  Летнее время в России: будет ли возвращение в 2023 году

Еще один повод для выездной налоговой проверки малого бизнеса — когда конкурент подал на вас жалобу с обвинениями в контролирующие органы.

Что из себя представляет выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.

Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Каковы цели выездной налоговой проверки:

  1. Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
  2. Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
  3. Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
  4. При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.

Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски

Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.

Порядок и сроки проведения налоговой проверки

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009г. №510 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь» определен следующий порядок проведения проверок:

1. Налоговый контроль проводиться контролирующими органами в виде: выборочной проверки, внеплановой, технической и профилактической;

2. Требования в Указе №510 являются обязательными для всех налоговых органов и субъектов;

3. Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет ответственность для контролирующих органов;

4. Не допускается взимание контролирующими органами платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок, за исключением каких-либо дополнительных затрат на проверку;

Читайте также:  Изменения 2022 года в Закон № 217-ФЗ: что нового внес закон № 312-ФЗ

5. Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами;

6. Техническая проверка имеет принудительно-профилактическую направленность;

7. Запретить проведение проверок в течение 2 лет со дня: государственной регистрации (организации, ИП), присвоение УНП (кроме созданных в порядке реорганизаций), создания представительств иностранных организаций, ввода в эксплуатацию объекта строительства, первоначальной выдачи свидетельства о регистрации, первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности и услуг в сфере агроэкотуризма;

8. В течение срока указанного в пункте 7, могут назначаться внеплановые проверки;

9. По истечению срока указанного в пункте 7, в отношении проверяемого субъекта может быть проведена проверка при ее включении в план выборочных проверок;

10. Выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими органами только в форме совместной проверки;

11. В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы, к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки;

12. Не допускается проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в том числе в ходе совместной проверки;

13. Проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года;

14. Контролирующий орган обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок;

15. При отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета, контролирующий орган, в пределах своей компетенции, вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и ИП, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Сроки проведения налоговой проверки

Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:

  • Выборочных проверок;
  • Внеплановых проверок;
  • Мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
  • Мер профилактического и предупредительного характера.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *