Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводить закупки по 44-ФЗ в 2022 году: схемы процедур». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комиссия изучает поданные заявки в течение одного рабочего дня, заседание проходит очно. Минимальное число членов заседания — три. Присутствовать в составе комиссии можно только лицам, у которых нет регистрации на ЭТП, но есть цифровая электронная подпись.
Этапы проведения запроса котировок
Всю процедуру условно делят на следующие составляющие:
- Публикация в общем доступе извещения о запросе котировок.
- Если заказчик процедуры — организация, которая ведет деятельность за рубежом, публиковать извещение не нужно, а цена контракта не ограничивается.
- Проект контракта, являющий собой объект госзакупки, заказчик размещает с извещением.
- Запрос котировок проводят как минимум у трех поставщиков или подрядчик, оказывающих нужную услугу или продающих необходимый заказчику товар.
- Поданные в срок заявки от участников подлежат обязательной регистрации даже без сведений о подавших их лицам.
- Если заказчик получит только одну котировочную заявку, госзакупка может оказаться несостоявшейся.
- До момента официального открытия доступа к информации заказчик должен обеспечить ее полную конфиденциальность.
- Доступ к заявкам получают в строго определенном месте, в условленное время. Оба этих параметра есть в извещении.
- Комиссия забракует заявки, которые не будут соответствовать условиям из извещения. Например, если участник в предложении превысит МЦ контракта, это будет засчитано как нарушение.
Требования к проведению электронного запроса котировок
Заказчик может выбрать исполнителя с помощью запроса котировок в следующих случаях:
- Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей.
- Годовой объём закупок путём запроса котировок в электронной форме не должен превышать 10% совокупного годового объёма закупок (СГОЗ) заказчика.
Запрос котировок не проводится в следующих случаях:
- Заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84 закона № 44-ФЗ).
- Закупка должна осуществляться путём проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56 закона № 44-ФЗ).
Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2022 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей. В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки». Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.
Независимо от НМЦК заказчик должен рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок.
Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства
Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок. После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день. Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям. В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.
Пример. Как рассчитать цену закупки под лимит запроса котировок
Высчитать СГОЗ. Доведенное финансирование — 2 млн руб. Из них вычтите зарплату — 500 тыс. руб., налоги 400 тыс. руб. и стоимость долгосрочных контрактов — 100 тыс. руб. СГОЗ на закупки составляет 1 млн руб.
Высчитать 10% от СГОЗ. 1 млн x 0,1 = 100 тыс. руб. На эту сумму за год можно провести закупки запросом котировок.
Высчитать сумму заключенных контрактов по запросам котировок. В 2021 году вы уже провели два запроса котировок: контракт № 1 — 20 тыс. руб., контракт № 2 — 30 тыс. руб. Итого 50 тыс. руб.
Вычесть сумму исполненных контрактов из 10% СГОЗ. Из 10% СГОЗ, который составляет 100 тыс. руб., вычитаем сумму заключенных контрактов по итогам запросов котировок в 2021 году. 100 тыс. — 50 тыс. = 50 тыс. руб.
Провести запрос котировок на оставшуюся сумму. У вас остались неизрасходованные лимиты на запрос котировок в размере 50 тыс. руб. Лишь эту сумму можно потратить на запрос котировок до конца года. На закупки сверх этой суммы выберите аукцион или конкурс.
Новая цена закупки. Максимальная цена для запроса котировок выросла до 3 млн руб. Поэтому в короткие сроки можно разместить меньше запросов по числу процедур, если нужна конкурентная закупка, а времени на аукцион не хватает.
Для каких закупок разрешено проводить запрос котировок в 2022 году
- Товаров для нормального жизнеобеспечения населения: топливо, медикаменты, продовольствие.
- Товаров, работ, услуг по контракту, который был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
- Лекарств, которые нужны для назначения по мед. показаниям по решению врачебной комиссии;
- Спорт. инвентаря и экипировки для олимпийской сборной, сборной или субъектов РФ.
- Услуг по защите интересов страны, если гражданин или юрлицо подали в суд иностранного государства, международный арбитраж или суд иск к Российской Федерации и при этом необходимо привлечь отечественных и (или) иностранных специалистов, адвокатов.
- Продукции НХП признанного художественного достоинства. Образцы должны пройти регистрации в официальном порядке.
- Жилья для сирот и детей, которые остались без попечения родителей.
Условия для проведения электронного запроса котировок
Законодательство с 1 января 2019 г. обязало организации заказчиков проводить для приобретения товаров, работ или услуг (ТРУ) запросы котировок в электронной форме. Такое правило утверждено 504-ФЗ от 31 декабря 2017 г. Этот закон внес значительные изменения в 44-ФЗ. Однако для некоторых закупок есть исключения. В обычной (НЕ электронной) форме разрешено организовывать закупки для нужд диппредставительств и консульств РФ, для ликвидации последствий ЧС и оказания неотложной помощи. В старом формате проводятся и закупки, составляющие гостайну.
Процедура запроса котировок в электронной форме (ЗКЭФ) за последнее время значительно изменилась.
Во-первых, поменялись сроки проведения закупки и порядок — теперь все манипуляции проводятся на электронной площадке (ЭТП).
Во-вторых, работа организатора заключается только в рассмотрении заявок. А работа оператора ЭТП сводится к оценке предложений, дополнениям протокола рассмотрения заявок и указанию в протоколе итоговой информации о выигравшем госзаказ участнике.
Говоря о структуре электронного запроса котировок, она ничем существенно не отличается от «бумажного» запроса котировок. Условия его проведения аналогичны:
- начальная максимальная цена контракта (НМЦК) до 500 тыс. руб.;
- годовой объем закупок по запросам котировок — в пределах 10% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ);
- объем закупок – не более 100 млн. руб.;
- срок подачи заявок — не менее 5 рабочих дней.
При проведении ЗКЭФ нет необходимости готовить целый пакет документов — достаточно лишь извещения, которое размещается в Единой информационной системе (ЕИС).
Регламентированные сроки
Говоря о запросе котировок в электронной форме, 44-ФЗ дает четкие сроки, о которых необходимо знать каждому поставщику. Эти сроки касаются участника, заказчика и оператора ЭТП. Все сроки, связанные с участием в ЗКЭФ собраны в таблице:
Этап | Срок | Ссылка на 44-ФЗ |
Публикация в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта | Не менее, чем за 5 рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в процедуре | ч.1 ст.82.2 |
Внесение корректировок в извещение | Не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок | ч.4 ст.82.2 |
Публикация в ЕИС сведений о внесенных корректировках в документацию | В течение 1 рабочего дня с момента внесения корректировок | ч.4 ст.82.2 |
Продление срока подачи заявок | Срок продлевается таким образом, чтобы до даты окончания этапа подачи предложений оставалось не менее 5-ти рабочих дней | ч.4 ст.82.2 |
Подтверждение оператором ЭТП получения заявки от участника | В течение часа с момента получения | ч.5 ст.82.3 |
Возврат заявки участнику, если она не соответствует установленным требованиям | В течение часа с момента передачи предложения участника на ЭТП | ч.6 ст.82.3 |
Отзыв заявки участником | Не позднее даты и времени окончания срока подачи предложений | ч.12 ст.82.3 |
Передача всех полученных заявок заказчику | В течение часа с даты и времени окончания срока подачи заявок | ч.11 ст.82.3 |
Рассмотрение полученных заявок комиссией заказчика | В течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи предложений на участие в запросе котировок | ч.1 ст. 82.4 |
Составление и подписание комиссией итогового протокола оценки заявок | Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок | ч.5 ст.82.4 |
Публикация итогового протокола на ЭТП | Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок | ч.6 ст.82.4 |
Если запрос котировок признается не состоявшимся по основаниям ч.14 ст.82.3 или ч.9 ст. 82.4, то срок подачи заявок продлевается | На 4 рабочих дня | ч.1 ст.82.6 |
Публикация заказчиком на ЭТП проекта контракта без своей подписи | В течение 5-ти дней с момента публикации итогового протокола закупки | ч.2 ст.83.2 |
Подписание проекта контракта победителем электронного запроса котировок | В течение 5-ти дней с даты размещения на ЭТП проекта контракта без подписи заказчика | ч.3 ст.83.2 |
Подготовка и публикация выигравшим закупку участником протокола разногласий | В течение 5-ти дней с момента публикации заказчиком проекта контракта | ч.4 ст.83.2 |
Ответ заказчика на протокол разногласий | В течение 3-х дней с момента размещения победителем протокола разногласий | ч.5 ст.83.2 |
Подписание контракта победителем после рассмотрения заказчиком протокола разногласий | В течение 3-х рабочих дней с даты размещения ответа на протокол разногласий | ч.6 ст.83.2 |
Подписание договора заказчиком | В течение 3-х рабочих дней с момента подписания контракта победителем запроса котировок | ч.7 ст.83.2 |
Общий срок заключения договора | Не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки | ч.9 ст.83.2 |
Запрос котировок по 44-ФЗ порядок проведения
Вспоминая определение котировки по 44-ФЗ, устанавливаем, что выбор подрядчика таким образом проводят только при определенных условиях. Максимальная сумма, обозначенная в договоре, ради заключения которого проходит отбор, не должна быть более полумиллиона рублей, а сумма, на которую заказчик осуществляет закупок в год — ста миллионов рублей.
Обеспечение исполнения контракта в запросе котировок устанавливается на усмотрение заказчика. Как показывает практика — чаще всего оно отсутствует.
Организации проведения запроса котировок посвящен третий параграф ФЗ-44, целых 8 статей: с 72-й по 79. Именно в них, в основном, описываются все детали.
В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении котировочной заявки или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.
И потенциальным участникам, и организаторам следует знать, что участие по 44-ФЗ — бесплатно.
Основные причины отклонения котировочных заявок (44-ФЗ)
В связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2021 года запросы котировок подаются только в электронном виде за исключением отдельных случаев, которые в рамках данной статьи не рассматриваются. Готовить документацию стало гораздо легче, но это вовсе не значит, что заказчик обязательно признает заявки всех участников на конкретный запрос котировок соответствующими своим требованиям. Отклонить котировочную заявку заказчик имеет право только в случаях, перечисленных в статье 78 закона 44-ФЗ. Остановимся на каждом из них подробнее.
- Котировочные заявки редко отклоняются заказчиками из-за несоответствия предлагаемых характеристик товаров требованиям заказчика. Объем требований в спецификациях или технических заданиях (аналогах рекомендованных форм 2) котировочных заявок несравненно меньше, чем в аукционах, а, следовательно, намного меньше и количество «подводных камней». К тому же в предложении участнику не требуется указывать товарные знаки, что еще больше облегчает подготовку технических предложений. Поэтому отклонение по данному основанию наблюдаются, как правило, только при подготовке котировочной документации неопытными специалистами.
- Если участник не указал или неправильно указал в заявке ФИО своего единоличного исполнительного органа, коллегиального органа, ИП или адрес местонахождения организации (адрес физического лица, если участник – ИП), номер телефона, а также банковские реквизиты он сильно рискует отклонением. При полном или частичном отсутствии банковских реквизитов отклонение заявки неизбежно, при ошибке в реквизитах заказчик может ее не заметить и допустить заявку. Впоследствии, в случае победы, победителю запроса котировок придется заключать с заказчиком дополнительные соглашение с указанием правильных реквизитов. Чтобы не рисковать отклонением. Автор советует специалистам по торгам при внесении их в заявку быть очень внимательными, чтобы не пришлось им потом тратить время на исправление реквизитов, не говоря уже о риске отклонения.
Пример не предоставления декларации СМП
В составе котировочной заявки для субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку гвоздей участник (ИП) не представил ни декларации об отнесении его организации к субъектам малого предпринимательства, ни выписки из реестра МСП. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе участник успеха не добился – комиссия ФАС подтвердила необходимость предоставления такой декларации, в которой ИП должен был подтвердить выполнение условий его отнесения к субъектам СМП, согласно статье 4 закона от 27.07.2007 г. № 209 ФЗ г.
- Анализируя котировочное извещение участнику всегда следует обращать внимание на наличие запретов на поставку товаров из иностранных государств, а также приоритета на поставку товаров российского происхождения. В случае установления таких запретов участнику может потребоваться предоставление дополнительных документов, например, декларации о российском происхождении товаров, сертификатов соответствия и т.д. В противном случае заявка будет отклонена. Но это ещё полбеды. В определенной ситуации опасней выглядит неуказание страны происхождения товара при подаче заявки с установленным приоритетом российских товаров над зарубежными. Заявка не будет отклонена, но комиссия заказчика будет считать, что участник предлагает зарубежные товары со всеми вытекающими отсюда последствиями: при заключении контракта в случае победы победитель потеряет 15% от НМЦК и может «уйти в ноль», а то и «в минус».
Запрос котировок в электронном формате
Запрос котировок в бумажной форме проводится сегодня в исключительных ситуациях. Приоритет при проведении запроса котировок принадлежит электронным закупкам. С июля 2018 года у заказчиков появилась возможность проводить закупки в электронном формате, а с 2019 года – это является их обязанностью. Но есть определенные частные случаи, когда допустим бумажный формат. Это:
- заказы организаций, которые работают на территории иностранных государств;
- оказание скорой и специализированной медицинской помощи;
- государственный заказ для оказания гуманитарной помощи и последствий ликвидации ЧС.
Запрос котировок в электронном формате – это разновидность запроса котировок, который проводится исключительно на электронной торговой площадке. От всех участников требуется получение электронной подписи и прохождение регистрации в ЕИС. Саму электронную торговую площадку для проведения запроса котировок выбирает заказчик по своему усмотрению, но из тех, которые были утверждены Правительством.
Перечень федеральных площадок, на которых допускается проведение запроса котировок в электронном формате, был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 2018 года №1447-р. В него вошли, например, ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-тендер» АО «ТЭК-Торг» и пр.
Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году
Вот удобная таблица по № 44-ФЗ, которая наглядно демонстрирует все варианты форм определения поставщика в 2021 году.
Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ | Неконкурентные |
---|---|
Конкурсы (в т. ч. электронные) | Закупки у единственного поставщика |
Аукционы | |
Запросы котировок (в т. ч. электронные) | |
Запросы предложений (в т. ч. электронные) | |
Закрытые способы (в т. ч. электронные) |
Форме проведения посвящен целый параграф в 44-ФЗ. В статьях 82.2-82.6 подробно описываются детали закупки в электронной форме. Максимальная сумма договора составляет 500 000 рублей. Максимальная сумма закупок Заказчика в год — 100 000 000 рублей.
Сама закупка проводится в несколько этапов:
- Принятие решения о проведении закупки данным способом и утверждение комиссии.
- Разработка проекта контракта и разработка извещения.
- Размещение извещения на официальном сайте закупок.
- Прием и регистрация поданных заявок.
- Рассмотрение заявок.
- Составление протокола рассмотрения заявок и его размещение на официальном сайте закупок.
- Заключение контракта.
- Отправка сведений в реестр контрактов.
Необходимая информация
В заявке Исполнитель указывает следующие данные:
- наименование, банковские реквизиты, ФИО (для участников физических лиц), место нахождения или место жительства, почтовый адрес;
- согласие на выполнение условий, указанных в запросе;
- ценовое предложение;
- документы, подтверждающие право на получение преимуществ;
- ИНН участника, руководителя и учредителей;
- документы, которые подтверждают принадлежность к субъектам предпринимательства (при необходимости);
- документы, подтверждающие соответствие товаров требованиям Заказчика (при необходимости).
- подтверждение соответствию участника единым требованиям, предусмотренным ст 31.
- страну происхождения товара (при необходимости)
В 44-ФЗ не указана строгая форма заполнения котировочной заявки, но Заказчик должен указать пример в извещении.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА ЗАПРОСА КОТИРОВОК И РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ СРОКИ
Процесс определения поставщика с помощью запроса котировок делится на несколько, законодательно регламентированных процедур
Сроки размещения извещения в ЕИС
-При НМЦК менее двухсот пятидесяти тысяч рублей, извещение размещается не менее, чем за четыре дня до момента завершения срока подачи заявок.
-При НМЦК превышающем двести пятьдесят тысяч рублей, извещение размещается на менее, чем за семь рабочих дней до момента завершения срока подачи заявок.
Часть 1-я статьи 74 44-ФЗ
— Внесение изменений в документации о запросе котировок или решение о отмене процедуры запроса котировок разрешается не позднее, чем за два дня до окончания срока подачи заявок.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ
-Опубликовать новую версию документации можно, в течении 1-го рабочего дня с момента принятия решения о внесении изменений.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ
После внесения изменений в документацию, срок окончания подачи предложении должен быть продлён на четыре или семь дней в зависимости от НМЦК закупки.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ