Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каким получился проект бюджета на 2021–2023 годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Безболезненное наращивание заимствований стало возможным благодаря консервативной бюджетной политике последних 20 лет, когда правительство ограничивало поступление рентных доходов в текущее потребление и формировало из них суверенные резервы. Исключительно низкий госдолг и низкая инфляция создают широкое пространство для бюджетного маневрирования в условиях кризиса.
Смягчение и консолидация
Однако очень важно не растратить преимущества здоровой финансовой системы последних лет. И здесь надо видеть ряд рисков.
Во-первых, сколь бы низким не был уровень долга, его наращивание предполагает и наращивание расходов на обслуживание. С учетом текущего уровня инфляции в России (низком, но все-таки существенно более высоком, чем в других развитых странах) стоимость долговых ресурсов у нас довольно высокая. По сравнению с 2019 годом обслуживание государственного и муниципального долга вырастает более чем вдвое — с 730,8 млрд до 1610,9 млрд руб. в 2023 году.
Во-вторых, современный кризис в основе своей имеет шок предложения, связанный с искусственной остановкой производства (из-за закрытия границ и локдаунов). Это принципиально отличает нынешнюю ситуацию от Великой депрессии или от кризиса 2008–2010 годов (Великой рецессии), в основе которых был шок спроса. И даже при схожести глубины падения шок предложения не лечится «вертолетными деньгами», поскольку есть высокий риск попадания в ловушку стагфляции. Сейчас это выглядит как экзотика, но игнорировать такой риск нельзя. Не говоря уже о том, что в России инфляционные ожидания до сих пор остаются достаточно высокими.
Именно поэтому в федеральный бюджет закладывается тренд на бюджетную консолидацию, ведущий к постепенному сокращению дефицита: с 4,4% ВВП в 2020 году до 2,4% ВВП в 2021 году и 1,0–1,1% ВВП в последующие два года. Бюджетная консолидация вполне оправданна, и сокращение расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказывать негативного влияния на экономику.
Разумеется, важен не только объем расходов, но и их эффективность — способность обеспечить экономический рост и рост благосостояния. Параметры федерального бюджета содержат некоторое возрастание (с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023-м) доли расходов, которые принято относить к производительным, то есть повышающим совокупную факторную производительность. В частности, увеличивается доля средств, направляемых на развитие образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.
Предусмотрено ежегодное наращивание финансирования мер по достижению установленных президентом национальных целей — с 2,2 трлн руб. в 2020 году до 2,8 трлн руб. в 2023-м. На нацпроекты в 2023 году пойдет около 12% бюджетных расходов (в 2019 году эта доля составляла около 9%).
По нашим оценкам, изменение структуры бюджета расширенного правительства в 2021 году по сравнению с 2019-м окажет положительное влияние на экономический рост в среднесрочной перспективе, ускорив его примерно на 0,2 п.п.
Еще в декабре 1880 года министр финансов России Александр Абаза, представляя Государственному совету очередной бюджет, предлагал пойти по пути экономии многих статей расходов, «кроме лишь таких, на которые не нужно жалеть денег, собственно, потому, что издержки на них ведут к подъему народного благосостояния; к таким расходам относятся издержки на училища и школы, на устройство судебной части и на пути сообщения». Как мы видим, бюджетные приоритеты, особенно в переломные и кризисные моменты истории, меняются не так уж сильно.
Бюджетная классификация расходов
Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:
- Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
- Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
- Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
Где еще могут сэкономить
Вполне могут быть сокращены федеральные траты на региональные программы развития, считает специалист по международным финансовым рынкам маркетплейса «Финмир» Георгий Свирин. Таким образом будет послан сигнал о том, чтобы регионы «спасали себя сами».
Также под нож частично могут пойти затраты на развитие культуры, образования и ряд других расходов, а еще государственные инвестиции в нестратегические проекты. Увеличить доходы бюджета также сейчас сложно, ведь продать государственную собственность попросту некому. Обозначенное 10-процентное секвестирование незащищенных статей бюджета может привести к уменьшению затрат как минимум на 3–6 трлн руб., — добавляет Свирин.
Подход Минфина не уникален, говорит заместитель проректора по исследовательской деятельности Университета «Синергия» Антон Стативка.
Мы это видели и в позапрошлом году — тогда пересмотр был вызван в первую очередь последствиями пандемии COVID-19, и гораздо раньше, при проектировании бюджета на 2014 год в условиях замедления темпов экономического роста и падения цен на нефть, — напоминает эксперт.
Доходы федерального бюджета
Чтобы сформировать бюджет, в казну должны поступать средства. Главным источником формирования денежных средств является внутренний валовой продукт. Львиную долю доходов госбюджета составляет нефтегазовая промышленность. Также источником поступления денег в бюджет является НДС на товары, которые продаются на территории РФ. Как известно, НДС составляет от 18 до 20%. Также источником дохода являются акцизы на производимые товары. Повышение нормативов акцизов на крепкий алкоголь способствует наполнению бюджета. Кроме акцизов на алкоголь и табачные изделия существует акцизы на нефтепродукты. Источником формирования доходов госбюджета является налог на прибыль при ввозе импорта в страну. Также начисляется НДС, который поступает в бюджет государства от импорта. Сюда можно причислить акцизы на ввозимые товары и ввозные таможенные пошлины.
Дефицит и профицит бюджета
При принятии закона о бюджете на следующий год расчёты могут показывать дефицит или профицит бюджета. Дефицит показывает недостаток средств в бюджете, который нужно будет покрывать путём привлечения финансовых ресурсов за счёт государственных займов. Также дефицит уменьшается, когда уменьшаются остатки ликвидных финансовых средств государства. Профицит бюджета — это когда поступили деньги, потом их потратили по всем статьям, и ещё осталось.
Для финансирования бюджетного дефицита используются как внутренние, так и внешние источники финансирования. К внутренним источникам относятся: разница между полученными и погашенными средствами от размещения государственных займов, от валютных операций, от кредитов международных финансовых организаций, от учета средств в течение финансового года. Внешнее финансирование заключается в разнице между полученными и погашенными кредитами РФ в иностранной валюте и прочее.
Подстатья 211 Заработная плата
На данную подстатью относятся расходы органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее — учреждения) по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, в том числе:
- выплаты по: должностным окладам; тарифным ставкам Единой тарифной сетки; почасовой оплате; воинским и специальным званиям;
- надбавки за: квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг); особые условия государственной и иной службы; выслугу лет; работу и стаж работы в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Сибири и Дальнего Востока, работу на территории Антарктиды; работу со сведениями, имеющими степень секретности; шифровальную работу; специальный режим работы; допуск к государственной тайне; особые условия; должности доцента и профессора; ученые степени; ученое звание; знание иностранного языка; классность водителей; работу в ночное время, праздничные и выходные дни; и другие надбавки;
- выплаты: премий; материальной помощи; вознаграждений по итогам работы за год; авторских, исполнительских и постановочных вознаграждений и других вознаграждений и выплат поощрительного характера;
- оплата ежегодных отпусков, учебных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск;
- оплата за: период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение другим профессиям; дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемых работникам – донорам крови; дни участия в выполнении государственных или общественных обязанностей;
- другие аналогичные расходы.
Подстатья 221 Услуги связи
На данную подстатью относятся расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг связи, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за:
- предоставление: телефонных и телеграфных каналов связи, каналов передачи данных (информации); аренды технических средств (аппаратов и других оконечных устройств) телефонной, документальной связи (телеграфной передачи данных и телематических служб); соединительных, специальных и прямых линий связи; сотовой, пейджинговой связи; подключение и использование Глобальной сети Интернет; доступа к телефонной сети (установка телефонов и других средств связи); междугородних и международных соединений, местного телефонного соединения (абонентская и повременная оплата); радиосвязи, мобильных телесистем документальной электросвязи и других средств связи;
- пересылку почтовых отправлений (в том числе оплата услуг фельдъегерской и специальной связи); почтовые переводы денежных средств; приобретение почтовых марок, конвертов, почтовых ящиков; регистрацию сокращенного телеграфного адреса; пользование радиоточкой (абонентская плата);
- другие аналогичные расходы.