Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в росфинмониторинге

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в росфинмониторинге». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неспособность организации или ИП вовремя заплатить налоги при наличии постоянного дохода ставит под сомнение не только эффективность использования получаемых денег. Вполне логичной кажется постановка вопроса, что организация создана с фиктивными целями и позднее будет брошена как ненужная.

Бухгалтерские компании и юристы обязаны сообщать о подозрительных клиентах

Сотрудника, который отвечает за соблюдение правил внутреннего контроля, называют специальным должностным лицом. Его назначает руководитель организации.

Важно, чтобы он вступил в должность в тот же день, когда приняты правила внутреннего контроля, чтобы не получилось, что правила приняты, а за их выполнением никто не следит. Регулятор при проверке сочтет это нарушением.

После того как вы соберете все необходимые данные о клиенте, присвойте ему уровень риска. Он может быть высоким, средним или низким. Какие именно факты в деятельности клиента влияют на степень риска, пропишите в правилах внутреннего контроля.

Чаще всего клиенту присваивается высокий риск, если сработали один или несколько следующих критериев:

  • частая смена учредителей;
  • адрес массовой регистрации;
  • массовый директор — зарегистрирован в качестве генерального директора исполнительного лица;
  • наличие у клиента ОКВЭДов, которые ЦБ отнес к высокорисковым видам деятельности;
  • непубликация бухгалтерской отчетности за последний год или несколько;
  • неуплата налогов.

Еще один важный момент при проведении первичной идентификации — сверка клиента с перечнями, которые ведет Росфинмониторинг. Используйте три основных списка:

  • террористов и экстремистов;
  • распространителей оружия массового уничтожения (ОМУ).
  • межведомственной комиссии (МВК).

Каждый из этих списков можно скачать в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга. При первичной идентификации выбирайте самую свежую редакцию. Если в списках клиента нет, с ним можно сотрудничать.

Однако на этом работа со списками не заканчивается. Нужно регулярно проводить сверку клиентской базы с перечнями, так как они постоянно обновляются. Уведомление о выходе новой редакции перечня отображается в личном кабинете.

Если кто-то из действующих клиентов оказался в списке, нужно обязательно уведомить об этом Росфинмониторинг. Для этого отправьте формализованное электронного сообщения (ФЭС) через личный кабинет.

Еще в личном кабинете вы можете посмотреть статистику по работе с перечнями. Интерфейс позволяет проверить, скачали вы определенную редакцию списка или нет.

Росфинмониторинг рекомендует идентифицировать клиентов с помощью специальных программ, но это не обязательно. Можно и вручную.

Проблема заключается в том, что клиентов нужно проверять по множеству списков и критериев, причем регулярно. Например, когда вы принимаете на обслуживание компанию, по ней все чисто, а через полгода директор появляется в списке экстремистов. Чтобы соблюдать требования закона, придется как минимум каждый месяц вручную заходить и проверять.

Другая ситуация: директор компании, с которой вы работаете, стал публичным должностным лицом. Как это проверить? Как такового списка публичных должностных в открытом доступе не существует. Нужно заходить и вручную искать приказы о назначении вашего клиента и его родственников на какую-то публичную должность или приказы о снятии.

Уведомлять Росфинмониторинг о совершении их клиентами подозрительных операций обязаны (п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»):

  • организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги;
  • адвокаты;
  • нотариусы;
  • организации и ИП, оказывающие юридические услуги;
  • аудиторские компании;
  • индивидуальные аудиторы.

В целях выявления подозрительных операций бухгалтерские фирмы должны руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

В частности, к подозрительным относятся:

  • сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделки, не соответствующие уставным целям клиента;
  • операции, при совершении которых клиент отказывается предоставлять документы, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов;
  • операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики;
  • существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента;
  • неоправданно поспешно совершаемые операции;
  • сделки, объектом которых являются предметы искусства;
  • немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции;
  • операции по получению или предоставлению кому-либо безвозмездной финансовой помощи;
  • совершение операции в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев;
  • сделки с юридическим лицом или ИП, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года;
  • многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации;
  • осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.

Выявив любую из вышеуказанных сделок/операций, бухгалтерская компания должна не позднее 3 последующих рабочих дней сообщить о такой сделке или операции в Росфинмониторинг.

По общему правилу, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Электронное сообщение о подозрительной сделке должно включать в себя (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569):

  • сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
  • вид операции/сделки и основания ее совершения;
  • дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
  • обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Наряду с направлением электронных сообщений через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга допускается возможность их направления через информационные системы, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, за организациями и ИП, оказывающими бухгалтерские и юридические услуги, сохраняется право направить вышеуказанные сведения на физическом носителе.

Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Согласно данной норме, совершение подобного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:

  • от 30 000 до 50 000 рублей – для ИП и должностных лиц бухгалтерских/аудиторских организаций;
  • от 200 000 до 400 000 рублей – для бухгалтерских организаций.

Кроме того, бухгалтерской фирме это же самое нарушение может грозить административным приостановлением деятельности на срок до 60 суток.

Если непредставление сведений повлечет легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, то действия организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, будут квалифицироваться по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает следующие санкции:

  • наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет – для ИП и должностных лиц организаций;
  • наложение административного штрафа в размере от 500 000 до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток – для организаций.

Как не оказаться под колпаком у Росфинмониторинга

Обязанность по регистрации на сайте Росфинмониторинга касается индвивидуальных предпринимателей и юридических лиц в случаях, когда ими готовятся или осуществляются от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом клиента:

  1. управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, а также банковскими счетами или счетами ценных бумаг клиента;
  2. привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  3. создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций;
  4. сделки с недвижимым имуществом клиента.

К таким организациям и ИП относятся следующие профили их специализации:

  • микрофинансовые организации и страховые компании, а также страховые брокеры и общества взаимного страхования;
  • лизинговые компании;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • операторы по приему платежей;
  • управляющие компании в сфере ЖКХ;
  • агентства недвижимости и другие посредники в сфере купли-продажи недвижимого имущества;
  • факторинговые организации, а также другие коммерческие организации и ИП, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации федеральной почтовой связи и операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также оказывать услуги связи по передаче данных;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • организации и ИП ювелирной отрасли;
  • ломбарды;
  • негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов;
  • бухгалтерские и юридические фирмы, частные бухгалтеры и юристы, адвокаты, нотариусы.
    Данные организации и ИП представляют в Росфинмониторинг следующую информацию:
  1. Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки подозрительных (необычных) операций;
  2. Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;
  3. О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  4. Об отказе клиенту в осуществлении операции;
  5. О приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом;
  6. О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  7. О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений федерального закона.
Читайте также:  Иммиграция и эмиграция: в чем различие

Таким образом, лицам, ведущим предпринимательскую деятельность по указанным профилям, осуществляющим хотя бы одну из вышеназванных операций, необходимо исполнять требования федерального закона, в том числе зарегистрироваться на официальном веб-сайте Федеральной службы России по финансовому мониторингу.

Росфинмониторинг выпустил письмо № 54 еще 19 июля 2018 года, касающееся применения Закона 115-ФЗ от 07.08.2001 г.

Наша компания очень подробно изучила этот вопрос, и мы делаем следующие выводы:

  1. Любая компания или ИП, которая занимается бухгалтерским обслуживанием или юридическим обслуживанием других организаций, обязана зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга;
  2. Любая компания или ИП, оказывающая бухгалтерские или юридические услуги, должна разработать правила внутреннего контроля, назначить ответственного лица за соблюдение правил внутреннего контроля, вносить изменения в правила внутреннего контроля при изменениях законодательства

Почему мы делаем такой вывод? Статья 7.1 пункта 1 вступила в силу еще в 2004 году. В этой статье подчеркивается необходимость организации внутреннего контроля, в том числе для бухгалтерских и юридических фирм, но только если они осуществляют такие операции как:

  • операции с недвижимым имуществом,
  • управление денежными средствами, ценными бумагами, банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

При прочтении данной статьи можно сделать вывод, что если компания ведет бухгалтерский учет клиента, готовит и составляет отчетность, правила внутреннего контроля она не составляет.

Однако выходит письмо Росфинмониторинга, которое разъясняет, что «обеспечение деятельности» бухгалтерской или юридической фирмы (пункт 5 письма) включает в себя, в том числе организацию и ведение бухгалтерского учета, бухгалтерское и юридическое консультирование, обработку первичных документов, анализ и составление договоров и т.д.

Таким образом, чтобы не попасть на штрафы (которые могут составлять до 100 000 рублей за отсутствие документов внутреннего контроля и до 400 000 рубл��й за несообщение в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих внутреннему контролю, статья 15.27 КоАП), любая юридическая или бухгалтерская фирма или ИП обязаны составить правила внутреннего контроля. Также при выявлении сомнительных операций, сообщить в Росфинмониторинг, не информируя при этом клиента.

  1. Зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга;
  2. Разработать правила внутреннего контроля и связанные с ним документы;
  3. Следить за изменениями в законодательстве и своевременно отражать их в правилах внутреннего контроля;
  4. Выполнять положения и обязанности, установленные правилами внутреннего контроля.
  • изучить,
  • оценить риск совершения клиентом операций, связанных с получением доходов, полученных преступным путем,
  • документально фиксировать информацию,
  • выявлять необычные сделки,
  • готовить и обучать кадры в сфере противодействия отмыванию доходов,
  • проверять выполнение правил внутреннего контроля,
  • хранить информацию в течение 5 лет,
  • сообщить об операциях подлежащих обязательному контролю,
  • вести журналы информации и журналы учета лиц, прошедших инструктажи и т.д.

Ознакомьтесь с информацией и примите меры по соблюдению новых требований Росфинмониторинга.

Рассчитаем стоимость бухгалтерского обслуживания по тел. (495)661-35-70, звоните, оставляйте заявку на сайте.

Правила внутреннего контроля

Допустим, ваша компания собирается перечислить спонсорскую помощь благотворительной организации. У вас есть шанс загреметь в черный список, потому что подобные схемы используют преступные группировки для обналичивания денег. Они делают благотворительные взносы на счета некоммерческих предприятий. Те якобы распределяют помощь между подопечными, а на деле оформляют выплаты на подставных лиц.

Если сейчас банкиры ориентируются на указанные в законе об отмывании «грязных денег» признаки подозрительности операций, то в будущем это правило отменят. И под контроль финансовой разведки попадут абсолютно все операции, сумма по которым превышает 600 тысяч рублей. Чиновники ожидают, что нововведение принесет положительный эффект.

В 2021 году бухгалтерские компании по новым правилам должны представлять информацию о подозрительных операциях и сделках. Рассказываем, на кого распространяется эта обязанность, что считать подозрительными операциями и как правильно о них сообщать.

Банки покорно следуют требованиям государства, ведь последние несколько лет Центробанк достаточно жестко карает нарушителей закона об отмывании денег, отзывая лицензии. Поэтому, обнаружив, что операция подпадает хоть под один из критериев подозрительности, банкиры незамедлительно сообщают о ней в Росфинмониторинг. В результате за год в ведомство поступает 10—12 млн подобных уведомлений.

С 23 апреля 2021 года вступают в силу новые правила информирования Росфинмониторинга о подозрительных сделках и операциях (постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).

Субъекты 115-ФЗ, которые оказывают бухгалтерские услуги, должны самостоятельно разработать и утвердить Правила внутреннего контроля (ПВК).

Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.

Направление сведений в Росфинмониторинг в электронной форме

По общему правилу, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Электронное сообщение о подозрительной сделке должно включать в себя (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569):

  • сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
  • вид операции/сделки и основания ее совершения;
  • дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
  • обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Новые требования Росфинмониторинга к организациям и ИП, которые оказывают бухгалтерские и юридические услуги

Росфинмониторинг выпустил письмо № 54 еще 19 июля 2018 года, касающееся применения Закона 115-ФЗ от 07.08.2001 г.

Наша компания очень подробно изучила этот вопрос, и мы делаем следующие выводы:

  1. Любая компания или ИП, которая занимается бухгалтерским обслуживанием или юридическим обслуживанием других организаций, обязана зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга;
  2. Любая компания или ИП, оказывающая бухгалтерские или юридические услуги, должна разработать правила внутреннего контроля, назначить ответственного лица за соблюдение правил внутреннего контроля, вносить изменения в правила внутреннего контроля при изменениях законодательства

Почему мы делаем такой вывод? Статья 7.1 пункта 1 вступила в силу еще в 2004 году. В этой статье подчеркивается необходимость организации внутреннего контроля, в том числе для бухгалтерских и юридических фирм, но только если они осуществляют такие операции как:

  • операции с недвижимым имуществом,
  • управление денежными средствами, ценными бумагами, банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

При прочтении данной статьи можно сделать вывод, что если компания ведет бухгалтерский учет клиента, готовит и составляет отчетность, правила внутреннего контроля она не составляет.

Однако выходит письмо Росфинмониторинга, которое разъясняет, что «обеспечение деятельности» бухгалтерской или юридической фирмы (пункт 5 письма) включает в себя, в том числе организацию и ведение бухгалтерского учета, бухгалтерское и юридическое консультирование, обработку первичных документов, анализ и составление договоров и т.д.

Читайте также:  Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2022 году

Таким образом, чтобы не попасть на штрафы (которые могут составлять до 100 000 рублей за отсутствие документов внутреннего контроля и до 400 000 рублей за несообщение в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих внутреннему контролю, статья 15.27 КоАП), любая юридическая или бухгалтерская фирма или ИП обязаны составить правила внутреннего контроля. Также при выявлении сомнительных операций, сообщить в Росфинмониторинг, не информируя при этом клиента.

Бухгалтерские компании и юристы обязаны сообщать о подозрительных клиентах

Сотрудника, который отвечает за соблюдение правил внутреннего контроля, называют специальным должностным лицом. Его назначает руководитель организации.

Важно, чтобы он вступил в должность в тот же день, когда приняты правила внутреннего контроля, чтобы не получилось, что правила приняты, а за их выполнением никто не следит. Роскомнадзор при проверке сочтёт это нарушением и может возбудить дело об административном правонарушении.

Допустим, обслуживающая бухгалтерия заключила договор с новым клиентом, отправила его документы в налоговую. А когда появилось время, сотрудники бухгалтерии решили формально провести идентификацию. Выяснилось, что клиент находится в списке террористов и экстремистов.

Организации в этом случае грозит крупный штраф. А если суд установит, что действия бухгалтерии привели к финансированию терроризма или экстремизма, то и уголовная ответственность.

Росфинмониторинг рекомендует проверять клиентов с помощью специальных программ, но это не обязательно. Можно проверять и вручную.

Проблема заключается в том, что клиентов нужно проверять по множеству списков и критериев, причём регулярно. Например, когда вы принимаете на обслуживание компанию, по ней всё чисто, а через полгода директор появляется в списке экстремистов. Чтобы соблюдать требования закона, придётся как минимум каждый месяц вручную заходить и проверять.

Другая ситуация: директор компании, с которой вы работаете, стал публичным должностным лицом. Как это проверить? Как такового списка публичных должностных в открытом доступе не существует. Нужно заходить и вручную искать приказы о назначении вашего клиента, его бенефициаров, родственников бенефициаров на какую-то публичную должность или приказы о снятии.

Настоящие разъяснения подготовлены по результатам анализа наиболее часто задаваемых вопросов организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, о применении отдельных положений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

1. В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 115-ФЗ и касающимися агентств недвижимости и риелторов, разъясните какие требования необходимо выполнять с 10 января 2021 года? Какие требования к деятельности агентств недвижимости и риелторов утратили силу, остались без изменения?

Принятые поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ) направлены, прежде всего, на выявление организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее — риелторы), сомнительных операций (сделок) и информирование о них Росфинмониторинга.

В этой связи при оценке рисков нарушения поднадзорными субъектами требований законодательства о ПОД/ФТ, Росфинмониторинг учитывает исполнение ими обязанностей по информированию о подозрительных операциях (сделках), а также количество, качество и оперативность представления соответствующих сведений.

Для сведения субъектов Федерального закона N 115-ФЗ на сайте Росфинмониторинга и в Личном кабинете размещены информационные письма о рисках и признаках подозрительных операций в сделках с недвижимым имуществом:

— совместное сообщение Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 04.03.2019 N 2192/01-01-40/4546 «О признаках возможного использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов»;

— письмо Росфинмониторинга от 26.04.2021 «О повышении внимания индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, к выявлению сделок с высоким уровнем риска».

Обращаем внимание, что все обязанности по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ (кроме предоставления сведений об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю) для риелторов сохранены в полном объеме.

В частности, риелторы должны:

— до начала предоставления посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества встать на учет в Росфинмониторинг;

— осуществлять внутренний контроль согласно разработанным и актуальным правилам внутреннего контроля;

— назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;

— проводить обучение сотрудников в целях ПОД/ФТ (вводный и дополнительный инструктаж), проходить целевой инструктаж и повышать уровень знаний в сфере ПОД/ФТ;

— использовать функционал Личного кабинета, в том числе для просмотра/скачивания актуального Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее — Перечни);

— с учетом просмотра/скачивания Перечней проводить идентификацию и изучени�� клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев);

— с учетом просмотра/скачивания Перечней проводить не реже чем один раз в три месяца проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС 3-ФМ);

— выявлять операции, вызывающие подозрение на ОД/ФТ, и в установленном порядке представлять сведения о них в Росфинмониторинг (код 6001);

— проводить не реже одного раза в полугодие внутренние проверки выполнения правил внутреннего контроля и иных требований законодательства о ПОД/ФТ.

Напоминаем, что Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о ПОД/ФТ не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено данными документами (пункт 1(1) Требований к правилам внутреннего контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667).

Следовательно, риелторы самостоятельно в установленный срок вносят изменения в правила внутреннего контроля в связи со вступившими в силу изменениями Федерального закона N 115-ФЗ.

В связи со вступлением в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ, для риелторов с 10.01.2021 исключены обязательные требования по предоставлению в Росфинмониторинг сведений об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, в частности, о сделках с недвижимым имуществом стоимостью равной или превышающей 3 млн руб. Как следствие, требование о документальном фиксировании информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, также не распространяется на риелторов с 10.01.2021.


Для риелторов с 10.01.2021 исключены требования по предоставлению в Росфинмониторинг сведений о сделках с недвижимостью стоимостью от 3 млн руб. и требование о документальном фиксировании информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Если к финансовому консультанту обращаются клиенты за оказанием разовой, но посреднической услуги при купле-продаже недвижимости, то он является субъектом законодательства о ПОД/ФТ.

Если предприниматель прекращает предоставлять риелторские услуги, ему следует исключить соответствующий код ОКВЭД группы 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета.

Основным законом, утверждающим необходимость финансового мониторинга, является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен-ных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001.

В Постановлении Правительства РФ от 27.01.2014 №58 сказано, что постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуще-ством.

При этом организации обязаны самостоятельно встать на учет в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора по оказанию контролируемого вида услуг.

Рассмотрим, какие организации попадают под критерий осуществляющих операции с де-нежными средствами или иным имуществом. В этот перечень входит большое количество разнообразных организаций: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, ломбарды, организации, занимающейся куплей-продажей ювелирных изделий, букмекерские конторы и многие другие.

Таким образом, сфера действий данного закона достаточно широка.

Что такое финмониторинг. Объясняем простыми словами

Финмониторинг — это контроль и надзор со стороны банков и Росфинмониторинга за финансовыми операциями и денежными потоками клиентов, в том числе компаний и бизнесменов.

Читайте также:  Учетная политика 2022 для УСН: примеры разделов по новым ФСБУ

Проще говоря, банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов и блокировать их, чтобы пресекать мошеннические махинации нечестных дельцов. Таковы требования Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Кроме банков, контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство по части денежных средств, в России ведёт и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг). Банки сообщают ей о сомнительных операциях своих клиентов.

В каждом банке есть подразделение, которое занимается финмониторингом. Специалисты этого подразделения анализируют платежи и поступления клиентов, проверяют их анкеты и документы на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам.

Что такое чёрные списки мониторинга?

Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.

К первой части относятся лица и организации, попавшие в международный террористический список, вторая часть – это лица и организации, ведущие свою деятельность исключительно на территории РФ. Этот список лиц в обязательном порядке предоставляется банкам и организациям, занимающимся финансовыми операциями и сделками с недвижимостью, чтобы они избегали операций по отмыванию денег.

Согласно статьям КоАП РФ, попасть в черный список можно за такие действия:

Причем попасть в черный список можно даже за футболку, на которой будет нарисована противозаконная символика или лозунг, о котором носящий ее человек даже не догадывался.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

  • Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.

  • Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.

  • Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.

  • Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.

  • Организовывать рабочие группы и комиссии.

  • Проводить расследования и проверки.

  • Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Направление сведений в Росфинмониторинг в электронной форме

По общему правилу, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Электронное сообщение о подозрительной сделке должно включать в себя (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569):

  • сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
  • вид операции/сделки и основания ее совершения;
  • дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
  • обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Что такое чёрные списки мониторинга?

Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.

К первой части относятся лица и организации, попавшие в международный террористический список, вторая часть – это лица и организации, ведущие свою деятельность исключительно на территории РФ. Этот список лиц в обязательном порядке предоставляется банкам и организациям, занимающимся финансовыми операциями и сделками с недвижимостью, чтобы они избегали операций по отмыванию денег.

Согласно статьям КоАП РФ, попасть в черный список можно за такие действия:

  • демонстрация нацистской символики в общественном месте;
  • распространение информации и материалов, признанных экстремистскими;
  • призывы к экстремистским действиям как в публичных местах, так и посредством интернета;
  • побуждение к вражде или восстанию;
  • оскорбление и нарушение прав вероисповеданий.

Как видим, государство ответственно подходит к вопросу выявления и пресечения любых деяний, направленных на легализацию доходов и пособничество терроризму и экстремизму.

Причем попасть в черный список можно даже за футболку, на которой будет нарисована противозаконная символика или лозунг, о котором носящий ее человек даже не догадывался.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) к субъектам указанного закона, на которых в полной мере распространяются все требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (далее – организации).

Кроме того, права и обязанности, возложенные Федеральным законом № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в полном объеме распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – индивидуальные предприниматели).

Если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, их химических соединений, драгоценных камней в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе готовых инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, то она не признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и на нее, соответственно, не распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ.

Вместе с тем, если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, которые используются для изготовления приборов и оборудования в целях их последующей продажи (реализации), то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.

Таким образом, на вышеперечисленные организации, в том числе на организации, осуществляющие обработку отходов и лома драгоценных металлов, распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ по организации и осуществлению внутреннего контроля, назначению должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, предоставлению информации в Росфинмониторинг и т.д.

Личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.

Личный кабинет используется в целях:

— получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,
— получения решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма,
— реализации иных прав и обязанностей.

Учитывая изложенное, наличие личного кабинета для субъекта Федерального закона № 115-ФЗ является обязательным.

Порядок доступа к личному кабинету изложен в приказе Росфинмониторинга от 20.07.2020 № 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования».

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом

6 декабря 2018 года Минфин РФ, совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» и Росфинмониторингом провел круглый стол на тему: «Повышение роли аудиторов в антиотмывочной системе». В мероприятии также приняли участие саморегулируемые организации аудиторов и представители бизнес-сообщества.

За круглым столом участники обсудили возможные риски легализации преступных доходов и финансирования терроризма при оказании аудиторских услуг и рассмотрели новые требования «антиотмывочного» законодательства к аудиторам.

В ходе мероприятия Росфинмониторинг представил разработанные для аудиторов методические рекомендации, в документе разъяснятся порядок выявления сомнительных сделок и операций клиентов. О подозрительных случаях при проверке компаний аудиторов обязали сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

По каким критериям аудиторы будут оценивать «сомнительность» сделки? Какие компании попали в зону риска в связи с изменениями? Как организовать взаимодействие с аудиторами, чтобы обезопасить свои интересы? Ответим в статье на эти и другие вопросы.

Методические рекомендации для аудиторов (Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 ноября 2018 г. № 56) разработаны во исполнение и в соответствие с Федеральными законами: № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115), № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее-ФЗ № 307), международными стандартами ФАТФ, международными стандартами аудита и иными нормативно-правовыми актами.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *