Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гарантии государства в реализации права граждан на труд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами любой рыночной экономики. Нормальное функционирование рынка труда должно поддерживаться конкуренцией спроса и предложения на рабочую силу. Однако «в природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена, — считает Р.З. Лившиц, — поэтому, чтобы ее обеспечить, ее нужно ввести извне». Социальная функция государства реализуется через систему законодательства, закрепляющую минимальные стандарты, позволяющие каждому человеку эффективно реализовывать свои способности к труду.
Понятие занятости, ее формы и права граждан в области занятости
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы.
Виды занятости населения
Занятыми, в соответствии со 2 статьей Закона О занятости, считаются граждане:
- осуществляющие трудовую деятельность по соответствующему договору или контракту, включая тех, кто делает работу за определенное вознаграждение полный либо сокращенный рабочий день, а также тех, кто выбрал другую оплачиваемую работу (иногда службу), в том числе временные и сезонные работы (исключая лиц, задействованных в общественных работах и описанных в пункте 3 статьи 4 Закона О занятости);
- оформившие регистрацию в установленном порядке индивидуального предпринимательства, кроме нотариусов, ведущих частную практику, адвокатов, открывших адвокатские кабинеты, и представителей других профессий, чья деятельность по федеральному законодательству должна быть зарегистрирована в государственных органах, либо лицензирована;
- занятые в подсобных промыслах и продающие товары производства по договорам;
- осуществляющие работы по договорам гражданско-правового характера, которые заключены для оказания услуг и выполнение работ, авторским договорам, кроме того являющиеся участниками артелей или производственных кооперативов;
- назначенные, избранные или утвержденные на определенных должностях с окладом;
- нанятые на военную службу, в том числе службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах внутренних дел, государственной противопожарной охране;
- проходящие очное обучение в образовательных учреждениях, в том числе обучение по направлению органов службы занятости населения;
- отсутствующие на рабочем из-за временной нетрудоспособности, прохождения переподготовки или повышением квалификации, приостановки производства на время забастовки, а также в связи с призывом на военные сборы, исполнением прочих государственных обязанностей, привлечением к процедуре подготовки к военной службе (или к ее альтернативному гражданскому варианту), либо по другим причинам признанным уважительными;
- являющиеся учредителями (участниками) всевозможных организаций, исключая организации некоммерческого направления, у которых организационно-правовая форма не подразумевает получение дохода учредителями от работы этих организаций (сюда же относятся члены ТСЖ, жилищных, дачных, жилищно-строительных кооперативов и прочие определенные потребительские кооперативы, организуемые для удовлетворения определенных потребностей граждан, которые не получают финансы от их работы);
- организовавшие крестьянское (фермерского) хозяйство для трудовой деятельности и получения дохода.
Полная, неполная и эффективная занятости
Еще один способ классификации занятости – разделение на два варианта: полную занятость и неполную.
Если говорить о полной занятости, то она требует равновесия между количеством рабочей силы предлагающей свои услуги, и потребностью в ней как в Российской Федерации в целом, так и в каждом отдельном регионе. Подобное совпадение спроса и предложения считается в рыночной экономике исключением. Поэтому в политике занятости полный ее вариант называют главной целью, подразумевающей реализацию права всех граждан на труд. Относительно конкретного человека полная занятость означает работу этого гражданина полное рабочее время с оплатой труда в соответствующем размере.
Под неполной занятостью подразумевается занятость граждан неполный рабочий день. Она может объясняться экономическими соображениями, когда сокращается рабочий день с согласия или без согласия работников, либо быть волеизъявлением самого работника.
Если говорить о качестве занятости, необходимо прибегнуть к понятию «эффективности». Таковой она может считаться, когда общественное управление способно создать социально-экономические условия для благоприятного развития работников, определяемые качеством на конкретном этапе развития общества. Эффективной считается занятость населения, когда личности дается возможность достойно трудиться, создаются при этом условия для ее развитие, обеспечивается рост уровня образования и профессиональных знаний, сохраняется здоровье каждого члена общества. А основой всему этому служит рост общественной производительности труда.
Пособия для безработного
Основным пособием для безработного является пособие по безработице. Размер пособия по безработице является дифференцированным и зависит от способа увольнения с последнего места работы, давности увольнения с последнего официального места работы, а также от того, работал ли претендующий на пособие по безработице ранее.
Пособие по безработице может высчитываться в процентном отношении к среднемесячному заработку, исходя из справки по установленной форме, а также может устанавливаться в минимальном размере. Минимальный размер пособия по безработице в каждом регионе свой, зависящий от районного коэффициента.
Лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате различных радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается дополнительное пособие. Основными законами для получения дополнительного пособия являются Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча» и Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Следует отметить, что лицам, уволенным с работы с 1 марта 2020 года и признанным безработными, в период с апреля 2020 года по июнь 2020 года выплачивается повышенной размер пособия в размере 12 130 рублей ежемесячно. Данный уровень пособия рассчитывается, пропорционально дням безработицы в указанный период, начиная с первого дня признания безработным соответствующего гражданина.
Пример № 1
Например, гражданин признан безработным с 1 апреля 2020 года и ему было назначено пособие по безработице и данный гражданин апрель, май и июнь состоял на учете по безработице. Соответственно, за период за указанный период он должен получить 36 390 рублей в качестве пособия по безработице.
Пример № 2.
Гражданин признан безработным, начиная с 5 июня 2020 года. Соответственно, данный гражданин получит в период с 05.06.2020 г. по 30.06.2020 г.
12130/30*26=10512,66….
10 512 рублей 67 копеек в качестве пособия по безработице.
Пример № 3.
Гражданин признан безработным с 29.06.2020 г. Соответственно, размер пособия по безработице такого гражданина составит
12130/30*2=808,66….
808 рублей 67 копеек.
С 1 июля 2020 года пособие по безработице выплачивается в прежнем порядке и составляет:
Минимальный размер пособия по безработице 1500 рублей*районный коэффициент
Максимальный размер пособия по безработице 12 130 рублей.
В Москве за счет бюджета города Москвы гражданам, уволенным с работы и признанным в установленном порядке безработными с выплатой пособия по безработице с 1 апреля 2020 года по 10 июня 2020 года установлена также региональная компенсационная выплата в размере 19 500 рублей. Условие получения такой дополнительной региональной выплаты – наличие ребенка или детей.
Ответственность безработного
К видам ответственности можно отнести:
- Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
- Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).
Понятие занятости и права граждан при трудоустройстве
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Состоянием российской экономики в настоящее время, разрывом хозяйственных связей, проблемами взаимных неплатежей предприятий, задержками по выплате заработной платы и другими сложностями обусловлена актуальность вопроса о занятости трудовых ресурсов. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям, предприятия отправляют своих работников в вынужденный отпуск, а система переподготовки кадров недостаточно эффективна. Государство предпринимает определенные меры, в том числе и правовые, чтобы максимально снизить остроту этой социальной проблемы. Несмотря на серьезные экономические трудности, в стране в последнее время был принят ряд нормативных актов, которые создают определенную систему правового обеспечения отношений в области занятости и трудоустройства.
Когда выплачивают пособие по безработице
По каким числам платят пособие по безработице, решает центр занятости населения, куда вы обратились.
Решение оформляют приказом о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия – об этом читайте дальше в статье.
Вы получите все эти сведения, в том числе о том, когда приходит пособие по безработице, из уведомления. Центр занятости направит его вам на следующий рабочий день после того, как издаст приказ (п. 10 Правил N 116н).
Уведомление вы получите в личный кабинет на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – платформа «Работа в России») или на едином портале госуслуг/региональном портале государственных и муниципальных услуг — если направляли заявление через один из этих порталов. Также о том, что вам направили уведомление, вам сообщат на адрес электронной почты, который вы указали в заявлении (п. 4 Правил N 116н).
Когда пособие по безработице не платят?
Есть периоды, в которые получать пособие нельзя, даже если вы как безработный имеете на него право. Они указаны в п. 4 ст. 35 Закона. Это время:
- отпуска по беременности и родам,
- выезда в связи с обучением из места жительства (имеется в виду обучение в профессиональных образовательных организациях, вузах, организациях дополнительного профобразования по очно-заочной или заочной форме),
- призыва на военные сборы,
- привлечения к мероприятиям, которые связаны с подготовкой к военной службе,
- привлечения к мероприятиям, которые связаны с исполнением гособязанностей.
Основные права граждан РФ в сфере труда и занятости закреплены в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ устанавливаются и иные возможности в сфере занятости (например, право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)).
Закон о занятости закрепляет право каждого гражданина распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду (ст. 1). Для этого легально закреплено направление государственной политики по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (ст. 5).
В соответствии со ст. 8 Закона о занятости гражданам принадлежит право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю либо обращения к услугам посредника (органа государственной службы занятости или негосударственной организации). Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в РФ. Граждане также имеют
правонасамостоятельныйпоискработыитрудоустройствозапределамитерриторииРФ, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10).
Закон о занятости закрепляет также право граждан на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности и трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости (ст. 9).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Цели и назначение данного закона
Скачать полный текст Закона о занятости населения со всеми изменениями.
Основные цели и назначение данного законопроекта заключаются в следующем:
- формирование трудовых ресурсов, а также повышение их мобильности и защита интересов самого рынка труда;
- возможность выровнять условия обеспечения трудовой занятостью всех граждан нашей страны вне зависимости от того, какой у них пол, расовая принадлежность и так далее;
- возможность создания нормальных условий для обеспечения нормальной жизни для каждого работающего человека в нашей стране;
- возможность в полном объеме поддерживать трудовую деятельность каждого человека, в том числе предпринимателей;
- возможность предотвращения массовых сокращений рабочей силы на территории РФ.
Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ»
определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
1. Квотирование рабочих мест
Это определение органами МСУ в процентном отношении среднесписочной численности организации минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве: инвалидов; лиц предпенсионного возраста; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников образовательных учреждений; одиноких, многодетных родителей; несовершеннолетних; беженцев; вынужденных переселенцев; лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; лиц, продолжительное время не имевших работы.
3. Оказание материальной поддержки (оплата коммунальных услуг, питание, обеспечение услугами здравоохранения и др.)
4. Компенсация затрат в связи с переездом в другую местность по направлению службы занятости
5. Выплата пособия по временной нетрудоспособности
6. Оплата отпуска по беременности и родам, а также иных отпусков, связанных с рождением либо усыновлением ребенка
7. Пособие по безработице
Выплачивается гражданам, признанным в законном порядке безработными. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Работники, уволенные по сокращению численности или штата либо по ликвидации организации, получают выходное пособие в течение определенного времени (ст. 178 ТК). По окончании выплаты выходного пособия безработным будет выплачиваться пособие по безработице.
По общему правилу, продолжительность выплаты пособия не должна превышать 12 месяцев. Пособие состоит из основной части, надбавок на иждивенцев, районного коэффициента и прочих доплат.
Согласно законодательству Российской Федерации, безработным может быть признан трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка и обратившийся в службу занятости по месту проживания. Регистрации в качестве безработных подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.
По общему правилу, для постановки на учет в качестве безработного гражданин должен предоставить в службу занятости паспорт; трудовую книжку; документ, подтверждающий квалификацию; справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Для инвалидов и лиц, впервые ищущих работу (ранее никогда не работавших) данный перечень несколько изменен. Также гражданином могут быть предоставлены документы, заменяющие паспорт и трудовую книжку.
В настоящий момент законодательно закреплены следующие виды выплат:
1) Пособие по безработице . Выплачивается гражданам, зарегистрированным в качестве безработных и имевшим оплачиваемую работу на условиях полного рабочего дня на протяжении 26 недель в течение 12 месяцев до начала периода безработицы. В случае, если безработный гражданин в течение того же периода имел оплачиваемую работу на условиях неполного рабочего дня, протяженность периода работы на условиях неполного рабочего дня должна составлять 26 недель в пересчете на полный рабочий день.
Максимальный срок получения пособия по безработице составляет 24 месяца.
Размер пособия по безработице рассчитывается в зависимости от заработка безработного гражданина в последние 3 месяца работы на последнем месте работы: на первые 1-3 месяца — 75% среднемесячного заработка, 4-7 месяцы — 60% среднемесячного заработка, 8-12 месяцы — 45% среднемесячного заработка, 13-24 месяцы — в минимальном размере, установленном Правительством РФ (Закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1).
При этом Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 г. N 1382) установлены минимальная и максимальная величина пособия по безработице, что составляет в 2015 году:
минимальная величина пособия — 850 рублей,
максимальная величина пособия — 4 900 рублей.
Все выплаты, а также минимальная и максимальная величина пособия по безработице увеличиваются на размер районного коэффициента, в случаях, когда он применим.
2) Стипендия, выплачиваемая гражданам в период профессионального обучения или получения дополнительного образования по направлению органов занятости. По общему правилу, гражданам, соответствующим требованиям к выплате пособия по безработице, при этом уволенным в течение 12 месяцев, предшествующих началу обучения выплачивается стипендия в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца работы. Данный порядок отличен для лиц:
➢ впервые ищущие работу — такие лица получают стипендию, равную минимальному размеру пособия по безработице;
➢ потерявших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в таком случае гражданин, направленный на обучение, будет получать 100% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца работы. Как и в случае с пособием по безработице, любая выплата увеличивается на размер районного коэффициента.
3) Материальная помощь. Подобная выплата может быть осуществлена безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с превышением максимального срока выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости. Размер и сроки получения для этой выплаты определяются службой занятости для каждого случая.
Также гражданину, признанному безработным, по предложению органов занятости на период до наступления права на получение страховой или накопительной пенсии может быть назначена пенсия. Для назначения такой «досрочной» пенсии гражданин должен удовлетворять критериям, предъявляемым пенсионным законодательством к стажу, необходимому для назначения страховой пенсии, иметь основания для признания безработным и обратиться в службу занятости. Выплата пенсии осуществляется Пенсионным фондом РФ.