Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что можно делать с муниципальной квартирой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Муниципальное жилье — это недвижимость, находящаяся в собственности государственного или регионального государственного жилищного фонда. Другими словами, он находится в собственности государства или муниципальных властей.
Обменять можно, но непросто
Жильцы муниципальных квартир имеют возможность обменивать свои квадратные метры, но только в если и вторая квартира, участвующая в обмене, находится в собственности муниципалитета.
Правила обмена муниципальных квартир определены в 72-й статье Жилищного кодекса. Для начала процедуры обмена владелец квартиры должен заручиться согласием всех членов семьи, а также разрешением от наймодателя (местной администрации). А если в квартире прописаны дети или недееспособные граждане, то потребуется разрешение и от органов опеки и попечительства.
Обмен муниципальной квартиры – одна из самых хлопотных сделок с недвижимостью в том, что касается документов. Письменное разрешение на обмен требуется собрать со всех членов семьи, даже временно проживающих по другому адресу. И такие разрешения нужны для всех квартир, участвующих в обмене. Сложно представить, сколько времени занимает их сбор, если, например, большая семья со взрослыми детьми меняет свою муниципальную трешку на две однокомнатных квартиры.
Кроме того, необходимы:
- кадастровый паспорт,
- справка о составе семьи,
- справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам,
- свидетельство о браке и
- свидетельства о рождении детей.
В некоторых случаях местная администрация требует и другие документы.
Комментарии к ст. 215 ГК РФ
1. Согласно ст. 130 Конституции муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п. 1 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
2. Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же Постановлением от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996 г. N АР-18/1599.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.
Напротив, передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // СА РФ. 1993. N 52. Ст. 5071).
3. В соответствии с п. 2 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке. Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, арбитражным судам подведомственны (п. 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 7. С. 91 — 103)).
4. На практике весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно разъяснению ВАС РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов (см. Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 96).
Однако это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенные помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше (Вестник ВАС РФ. 1996. N 6. С. 58 — 59; Комментарий судебно-арбитражной практики. 1996. Вып. 3. С. 52 — 57), полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.
Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений. См. об этом также п. 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий (приложение к информационному письму ВАС РФ от 11 июня 1997 г. N 15 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 8. С. 61 — 62).
5. Согласно ст. 125 ГК и п. 2 ст. 23 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
6. Хотя муниципальная собственность является самостоятельной формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой собственности во многом схожа с государственной.
Муниципальное имущество, как и государственное, может быть подразделено на две основные группы: а) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (см. гл. 19 ГК); б) средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или муниципального образования.
Аналогично ответственности государства по своим обязательствам строится и ответственность по его долгам муниципального образования (подробнее см. п. 6 коммент. к ст. 214 ГК).
7. О том, при каких обстоятельствах муниципальное образование признается учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, см. п. 5 коммент. к ст. 214 ГК.
Официально достоверный способ узнать собственников квартиры — нужен только ее адрес
Убедитесь сами: 1) перейдите на страницу «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online; 2) выберите чекбокс «Адрес»; 3) Введите адрес. Вот примеры ввода адреса — №1, №2, №3); 4) Внизу нажмите на кнопку «Сформировать запрос»; 5) На открывшееся странице нажмите на адрес квартиры. Как видите, в открытом доступе на сайте Росреестра данных о правообладателях нет. И так со всей недвижимостью. Мы для примера ввели адрес г.Москва, ул.Валовая, д.6, кв.15 и вот какие справочные сведения из ЕГРН получили. Хозяева квартиры не показаны.
Почему так? Объясняем: в РФ введется Единый Государственный Реестр Недвижимости (ЕГРН). В этом ЕГРН находится и пополняется вся информация о недвижимости, в том числе о собственниках. Но Росреестр на своем сайте в открытом доступе показывает лишь справочную информацию о недвижимости из ЕГРН. В эту справочную информацию не входит информация о собственниках, поэтому они там и не отображаются.
Центр информационной поддержки
И, тем не менее, УК предлагают собственникам жилья перевести экономию, которая происходит при корректировке платы за отопление, на . Причем формально может показаться, что все законно: проводится общее собрание собственников жилья, принимается положительное решение… Но, именно такой вариант развития событий является незаконным и заложником его стали Вы и Ваши соседи по дому.
Таким образом, в случае отсутствия индивидуальных приборов учета холодной, горячей воды, электроснабжения, при наличии технической возможности их установки, при расчете платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение будут применяться нормативы, установленные с повышающим коэффициентом, что увеличит размер платы:
Рекомендуем прочесть: В каких случаях допускается дарение объектов недвижимости
Как унаследовать неприватизированную квартиру
Даже если при жизни наниматель квартиры не подавал заявления о приватизации, у родственников все же есть возможность продолжать проживание в квартире и даже приобрести ее в собственность. Основанием для этого являются положения жилищного и гражданского законодательства.
- Если родственники проживали вместе с умершим в неприватизированной квартире, они могут перезаключить договор социального найма на собственное имя и в дальнейшем — приватизировать квартиру. Таким образом, стать владельцем квартиры родственники могут не на основании наследования, а на основании заключения договора социального найма и приватизации. Другие наследники, которые не проживали вместе умершим, не имеют такого права и не могут претендовать на жилое помещение.
- Если процедура приватизации квартиры была начата при жизни, но не закончена квартиросъемщиком, наследники могут закончить начатую процедуру приватизации и получить квартиру по наследству. Однако в таком случае высока вероятность возникновения спора между наследниками и собственником недвижимости (государством или муниципалитетом), который придется решать в судебном порядке.
Права собственника жилья
Начнем с того, существуют 3 способа обладания недвижимостью:
- владение;
- пользование;
- распоряжение.
При этом только право собственности включает в себя целиком 3 пункта. Например, если квартира давным-давно предоставлена вам на праве пользования и владения муниципальными органами власти и даже перешла по наследству нескольким поколениям близких родственников, но вы до сих пор не приватизировали её в органе государственной регистрации, то распоряжаться ей вы не сможете (продать иному лицу, подарить, заложить). Право распоряжения наступает с момента внесения записи о праве собственности на конкретное имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, собственник обладает полным набором прав, позволяющим ему распоряжаться личной недвижимостью по своему усмотрению.
В отдельных случаях права владельца жилья ограничены.
- При долевой и совместной собственности. Чтобы продать свою долю в этом случае, нужно оповестить совладельца о предстоящей продаже. Сособственники обладают правом преимущественной покупки на основании ст. 250 ГК РФ. Без нотариально заверенного отказа второго собственника от покупки доли невозможно совершить продажу иному лицу. Иначе заинтересованные совладельцы могут оспорить переход права в судебном порядке.
- Обременения на квартиру. Если собственник передал своё имущество в залог для целей ипотеки либо получения денежных средств, то это является основанием для регистрации ограничения на право распоряжения земельным участком, или домом, или квартирой. Продавать ипотечное жильё не запрещается, но исключительно с разрешения банка.
- Арест имущества. Данный вид ограничений накладывает полный запрет на совершение регистрационных действий до момента снятия ареста, произвести отчуждение имущества по любым основаниям в этот период невозможно.
Права собственника жилья:
- Сдача помещений в аренду для проживания. Арендаторы вашего жилья с момента подписания договора найма получают право пользования недвижимостью и владения, без распоряжения.
- Безвозмездное и возмездное отчуждение имущества (обмен, дарение, наследство, продажа). Отказ от права собственности.
- Регистрация собственника и членов его семьи в квартире, а также посторонних лиц по желанию владельца (прописка и выписка).
- Использование жилплощади для трудовой деятельности (фотостудия, репетиторство, ателье) при условии, что права других собственников жилья многоквартирного дома не будут нарушены.
- Осуществление перепланировки в помещении.
Неприватизированная квартира – жилая площадь, которая находится в собственности государства, то есть наймодателя. Благодаря договору социального найма жилец, то есть наниматель, имеет возможность и законное право пользоваться им.
Жилищный кодекс РФ – документ, который регулирует и определяет права и обязанности нанимателей, а также членов семьи, прописанных вместе с ними на этой жилплощади. Жилец, он же наниматель, обязан содержать ее в благоприятном состоянии нести за это ответственность. Он обладает следующими правами:
- непосредственно проживать в ней;
- прописывать родственников, членов семьи или иных лиц при наличии согласия проживающих с ним жильцов, достигших совершеннолетия, при этом на каждого из них общая площадь жилья должна быть не менее 6 кв. м. согласно Жилищного кодекса, который устанавливает социальные нормы;
- сдавать в субаренду временным жильцам, обеспечивая им совместное проживание;
- обменивать на равнозначную другую жилплощадь.
У нанимателя и прочих жильцов разные права и обязанности на неприватизированное жилье. Распоряжаться полностью по собственному усмотрению такой нельзя, так как она является муниципальной собственностью.
В неприватизированное муниципальное жилье человек может быть зарегистрирован при соблюдении ряда условий. Они отражены в статье 70 ЖК РФ. Для этого требуется добровольное согласие не только нанимателя помещения, но также и всех других проживающих, в том числе и тех, кто временно отсутствует. При этом должно быть учтено мнение родственников и членов семьи, а также всех остальных лиц, которые зарегистрированы по данному адресу.
Муниципальный орган, являющийся собственником жилья, может отказать в разрешении, если вселение человека повлечет за собой нарушение установленных правил проживания, то есть размер площади на каждого, будет меньше допустимого минимума. Вселение является причиной для внесения поправок в заключенный ранее договор.
Если квартира муниципальная кто собственник
Приватизированное жилье находится в собственности гражданина, следовательно может быть продано, подарено, заложено в банке, передано по наследству. неприватизированное — в собственности у муниципалитета (город, район) , либо субъекта федерации (республика, край, область) , либо у РФ. следовательно неприватизированное — не может быть проданго, подарено.. . (далее по тексту) . на жилье, находящееся в собственности больше налоги и коммунальные платежи.
Договор купли — продажи он и в Африке договор. Это к тому, что и купленное в бытность СССР — имеет юрсилу и сейчас. Дом бабушка и дедушка приобретали состоя в законном браке и каждый из них имеет равное право на свою долю. И зачем им приватизация, если дом уже был ими куплен?? ? При кончине одного из них (дедушки, бабушки) на дом, как на предмет наследства, могут претендовать оставшийся в живых супруг, их дети и их родители.
Оставшиеся проживать в муниципальной квартире родственники покойного нанимателя имеют право и дальше пользоваться недвижимостью. Лишить гражданина права занимать жилое помещение можно только в судебном порядке. Поэтому, если кто-либо из родственников не желает делиться правом жительства в квартире, ему необходимо обратиться с аргументированным иском в суд.
Разобраться, кому достанется муниципальная квартира после смерти нанимателя, можно основываясь на действующих нормах Жилищного кодекса РФ.
Так, ст. 69 ЖК РФ определяет, кто является членами семьи нанимателя:
- супруг/супруга;
- дети;
- родители;
- иные родственники, если они были вселены в жилье по его инициативе и ведут с нанимателем общее хозяйство;
- лица, признанные членами семьи в судебном порядке.
В договоре обязательно упоминаются все члены семьи нанимателя, несмотря на то, что стороной выступает он. Поэтому переоформление муниципальной квартиры после смерти владельца происходит путем заключения договора социального найма с одним из членов его семьи.
Если у квартиры нет собственника кому она принадлежит
Также если показано сообщение «Нет информации в электронной базе ЕГРН Росреестра. Возможно, последняя сделка по данному объекту была ранее 2000 года, или у объекта статус «ранее учтенный». К сожалению, мы не сможем предоставить выписку на данный объект» — это означает, что Росреестр в регионе (субъекте РФ), где находится недвижимость, начал регистрировать сделки с 2000 года (в некоторых регионах с 1998 года). До 2000 года сделки регистрировались в БТИ, поэтому в БТИ и есть информация о правообладателей. Сложность в том, что запросить эту информацию могут только сами хозяева или же кто-нибудь по нотариально заверенной доверенности от них.
Самый первый шаг при самостоятельной проверке квартиры — заказать свежую выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости). Полное название такой выписки — выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (она же ЕГРН-1, раньше называлась выпиской из ЕГРП). Иногда для отслеживания истории переходов прав на квартиру требуется «расширенная» выписка — выписка ЕГРН-4 о переходе прав собственности.
Рекомендуем прочесть: С какого года пенсионеры должны платить налог за второе жилье
Неприватизированной квартира может оставаться сколько угодно времени, тем более теперь, когда бесплатная приватизация жилья стала в России бессрочной. Однако, так как это собственность муниципального органа, всё, что могут делать жильцы, это проживать на выделенной им жилплощади и с разрешения администрации кого-либо из родственников там регистрировать.
После приватизации владельцы становятся полноправными распорядителями имуществом и могут извлекать из этого прибыль. Здесь имеется ввиду передача жилья в наём, как дополнительный источник доходов. Подобную сделку провернуть с социальным жильём не только незаконно, но и чревато весьма серьёзными последствиями, включая выселение.
Нюансы сдачи в наём приватизированного жилья:
- Договор найма заключается в письменном виде. При этом он подлежит обязательной государственной регистрацией, если речь идёт о долгосрочной сделке, более, чем на год;
- Если сделка заключена с физическим лицом — это наём, если с юридическим – аренда;
- Официальный договор обязывает владельцев, которые сдают квартиру, платить от такого дохода налоги. Их размер зависит от суммы сделки.
Как и в любой другой собственности, муниципальная собственность имеет свои плюсы и минусы, которые вкратце рассмотрим ниже:
Плюсы (достоинства) | Минусы (недостатки) |
---|---|
|
|