Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионное обеспечение военнослужащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За расчетный размер пенсии при вычислении надбавок ко всем видам военных пенсий принимается минимальная социальная пенсия по старости (по закону «О государственном пенсионном обеспечении»). То есть 100-процентная надбавка равна действующему размеру социальной пенсии по старости, которая с 01.04.2020 равняется 5606,15 руб.
Особенности получения государственного обеспечения у военных
ВНИМАНИЕ! Из предыдущего текста статьи понятно, что «военная пенсия» выплачивается не только непосредственно военнослужащим, но и служащим силовых структур, структур, занимающихся ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, охраной преступников и т.д. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать слово «военный» и «военнослужащий» общем смысле. Все, что касается военнослужащих Минобороны, в равной степени распространяется на пожарных, спасателей, полицейских, охранников пенитенциарных заведений и остальных служащих из списка.
Если право на социальную пенсию дает исключительно возраст (трудовой стаж и прочие частности влияют лишь на размер выплат), то для получения военной пенсии стаж необходим. Даже нехватки нескольких месяцев достаточно для того, чтобы военная пенсия не была назначена.
Право на пенсию по выслуге лет возникает:
- Если гражданин отслужил полных 20 лет. Время начала службы значения не имеет. Человек, начавший службу в 19-20 лет, в 39-40 уже имеет право выйти на пенсию.
- Если гражданин прослужил 12,5 лет, и при этом у него имеется 25 лет общетрудового стажа. В этом случае возраст выхода на пенсию начинается с 45 лет.
Другими словами, минимальная выслуга для получения военной пенсии составляет двенадцать с половиной лет. Но в таком случае требуются 2 дополнительных условия:
- общий стаж трудовой деятельности 25 лет
- возраст больше 45 лет
Необходимые документы для получения военных выплат
Оформление любой пенсии – дело хлопотное, требующее кропотливого сбора всех необходимых документов, подтверждающих право на ее получение. Военная пенсия – не исключение.
В пакет документов, которые следует подать в ПФР или военкомат входят:
- Заявление, составленное по установленному образцу (его дадут на месте)
- Общегражданский паспорт или вид на жительство
- Военный билет с пометкой об увольнении из соответствующего органа
- Личное дело из архива части, где проходила служба
- Аттестаты – денежный и вещевой
- Фотографии 3Х4 (для пенсионного удостоверения)
- СНИЛС
- Справка и ПФР от отсутствии других пенсий социальных выплат
- Трудовая книжка (если речь идет о назначении пенсии по смешанному стажу)
- Заключение медицинской комиссии или справка об инвалидности (для получения военной пенсии по утрате трудоспособности)
- Справка о смерти военнослужащего и доказательства отсутствия иного дохода у членов его семьи (для получения пенсии по потере кормильца). Такими документами могут быть свидетельства о рождении детей, трудовая книжка неработающей супруги и т.д.
Военнослужащим назначаются следующие виды пенсий:
– пенсия за выслугу лет;
– пенсия по инвалидности военнослужащим. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
В случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет;
2) один из родителей или супруг (супруга) либо дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она)занят (занята)уходом за детьми, братьями или сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет и имеющими право на пенсию и не работает;
3) отец, мать и супруг (супруга) погибшего (умершего) кормильца (за исключением родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы), если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
4) родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
5) дедушка и бабушка погибшего (умершего) кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.
В случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления вышеназванным гражданам назначается социальная пенсия.
Пенсии по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам их семей выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.
Порядок выхода на пенсию военнослужащих определен выслугой лет: не менее двух десятков полных календарных лет, 25 лет общего (военного и гражданского) стажа, из которых не менее половины приходится на службу в рядах ВС (Вооруженных Сил).
При продолжении трудовой деятельности после выхода на пенсию МО (Министерства Обороны) военные выплаты сохраняются наравне с зарплатой.
Периоды службы, включаемые в понятие выслуги:
- действительная срочная и контрактная в ВС РФ;
- в МВД (Нацгвардии), уголовно-исправительных учреждениях, МЧС, ФСКН (контроль над оборотом наркотиков);
- получение образования в военных учебных заведениях и гражданских вузах;
- участие в военных (боевых) действиях.
Если военнослужащий был арестован и лишен статуса, при доказанной невиновности срок пребывания под стражей будет засчитан в пенсионный стаж.
Расчет пенсии по выслуге
За основу здесь берется денежное довольствие по должности и званию, в которых гражданин уволился, но по состоянию на текущий момент (пенсия перерассчитывается всякий раз, как повышаются оклады). Довольствие состоит из оклада по должности, оклада по званию и надбавки за стаж (выслугу).
Однако ст. 43 упомянутого закона устанавливает интересное правило: для целей расчета пенсии денежное довольствие берется в расчетном размере 54% (на 2012 г.) от его реальной величины. Ежегодно расчетный размер должен увеличиваться на 2% (законом о федеральном бюджете может быть предусмотрено повышенное увеличение), чтобы постепенно достигнуть полного размера довольствия.
С 1 января 2022 г., согласно Закону «О приостановлении действия…» от 02.12.2019 № 381-ФЗ, расчетный размер денежного довольствия составляет 73,68% реального денежного довольствия. Данная величина положена в основу всех пенсий для военнослужащих и работников силовых структур, а также приравненных к ним лиц. Назовем ее для удобства РДД (расчетное денежное довольствие)
Вычисление размера пенсии:
- за 20 лет службы в силовых ведомствах или за выслугу 12,5 лет при общем стаже 25 лет — 50% РДД;
- за каждый год службы свыше 20 лет прибавляется еще 3%;
- за превышение 25 лет общего трудового стажа — по 1% за каждый год.
При этом пенсия не может превышать 85% РДД.
Льготы вдовам военнослужащих-пенсионеров
Каждая жена умершего военного пенсионера имеет право на определенный набор льгот. На наличие или отсутствие конкретной льготы влияет множество факторов: характер службы мужа, обстоятельства его смерти и прочее.
Ко льготам, которые может получить вдова военного пенсионера, относятся:
- льготы по оплате услуг ЖКХ;
- льготы по ремонту жилья;
- налоговые льготы;
- компенсация проезда к санаторно-курортному учреждению и месту погребения военнослужащего (по 1 разу в год);
- разовое возмещение расходов на переезд к новому месту жительства, включая расходы на перевозку имущества.
Порядок оформления пенсии военнослужащего
Пенсии по этому принципу оформляются нескольким категориям силовиков – и в каждом случае нужно обращаться в то ведомство, в котором человек служил (то есть, в Минобороны, МЧС, МВД). Если он собирает и подает документы самостоятельно после увольнения, то сделать это нужно в первые 3 месяца после того, как пришел приказ.
Сделать это нужно по следующему алгоритму:
- написать рапорт на увольнение и передать его непосредственному начальнику, дождаться приказа об увольнении;
- явиться в военкомат, получить денежный аттестат;
- обратиться в ПФР с заявлением о выдаче справки об отсутствии других пенсий;
- предоставить пакет документов.
Статус военнослужащего — это совокупность гарантированных государством прав и свобод, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными законами Конституцией, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в Российской Федерации.
Объективная необходимость введения особого статуса военнослужащих обусловлена тем, что данная категория лиц при исполнении своих прямых служебных обязанностей зачастую ограничена в правах, которыми обладают другие граждане. Например, военнослужащие, подписавшие контракт, ограничены в праве выбора места жительства и часто направляются в горячие точки вместе со своими семьями. Еще одним ограничением прав является запрет военнослужащим заниматься определенными видами коммерческой деятельности и ограничение их права на свободу передвижения.
Гарантированное социальное обеспечение военнослужащих и их семей создает и закрепляет престиж военной службы и в конечном итоге может способствовать решению проблем комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом зависят успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боевая мощь, выполнение задач по защите Отечества.
Обеспечение социального обеспечения военнослужащих, включающее в себя пенсионное обеспечение, является многоаспектной проблемой. Ее решение заключается в законодательном закреплении льгот и привилегий военнослужащих и создании четко работающего правового механизма их обеспечения.
Отношение человека к выполнению своей служебной деятельности в значительной степени определяется уровнем социальной и правовой защищенности. В армии, в силу специфики военной службы, последствия некачественного решения этих вопросов проявляются особенно остро и наиболее болезненно ощущаются людьми. Отсутствие социальной и правовой защиты крайне негативно сказывается на морально-психологическом настрое военнослужащих и их отношении к выполнению служебных обязанностей. Это обстоятельство предъявляет высокие требования к деятельности командиров (начальников), всех старших офицеров и офицеров с подчиненными по обеспечению и защите прав вверенного им личного состава.
Разработка социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей является задачей государства и предусматривает:
1) Реализация своих прав, компенсаций со стороны органов власти и социальных гарантий, органов военного управления и органов регионального самоуправления;
2) совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
3) охрана их здоровья и жизни, наряду с другими мерами, направленными на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Реализация мер социально-правовой защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, а также правоохранительные органы в пределах их полномочий, кроме того, это считается обязанностью командиров (начальников). Содействие реализации прав военнослужащих в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации может осуществляться также через общественные объединения.
Понятие пенсии за выслугу лет
Под пенсией в связи с юбилеем понимается пенсия, назначаемая на основании соответствующих многолетних и особых заслуг, независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. В случае назначения пенсии по старости лицам, застрахованным в течение многих лет, этот стаж часто называют «стаж работы», «выслуга лет» и т.д. , «стаж» и т.д. Таким образом, пенсия по выслуге лет — это всегда «выслуга лет», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Иногда ее также называют пенсией за выслугу лет, которая устанавливается при наличии специального звания (выслуги лет) и достижении гражданином определенного возраста. В то же время в некоторых случаях пенсией по старости называют пенсию, для обоснования которой необходим длительный, специальный профессиональный стаж. Можно сделать вывод, что законодатель не всегда придерживается четкого разграничения между этими двумя видами пенсий.
Долгосрочные пенсии вводятся не для всех работающих, а только для определенных категорий граждан. Они были введены в разное время, некоторые даже задолго до пенсионной реформы 1956 г. Пенсии для работников образования, летчиков, медицинского персонала, военнослужащих были введены на рубеже 1930-х годов, до того, как пенсии по старости были введены для всех наемных работников. Такие пенсии сохранились в российском пенсионном законодательстве, и в последнее время сфера их применения значительно расширилась. Основная причина — желание властей компенсировать очевидное ухудшение общей пенсионной системы в последние годы и создать привилегированные пенсионные схемы для определенных категорий работников.
Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит обоснования введения юбилейных пенсий. В предыдущей Конституции его тоже не было. Теоретически введение трудовых пенсий объясняется в основном спецификой определенных видов деятельности, сервиса. После длительного периода напряженной и ответственной работы не всегда возможно и целесообразно продолжать ее по разным причинам, таким как некоторые нормальные возрастные изменения, эмоциональные и психологические перегрузки, накопленные за многие годы, и т.д. Цель юбилейных пенсий — избавить этих людей от необходимости продолжать работу на прежнем месте, чтобы в определенной степени компенсировать потерю заработка в связи с переходом на другую, обычно менее оплачиваемую, работу или полным прекращением трудовой деятельности. Пенсии за выслугу лет характерны для военнослужащих аэрокосмической отрасли, сотрудников различных правоохранительных органов и некоторых работников транспорта (машинистов локомотивов, а также судоводителей).
В Российской Федерации для некоторых категорий работников (например, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, работников гражданской авиации и т.д.) основным видом пенсии является пенсия за выслугу лет, а не пенсия по старости. Размеры пенсий за выслугу лет выше, чем пенсий по старости. Для других граждан получение пенсии за выслугу лет не исключает дальнейшего перехода на более высокую пенсию по старости (педагоги, артисты, работники здравоохранения и т.д.).
Как правило, пенсия за выслугу лет назначается за весь период работы. Поэтому, если нет полного установленного законом стажа, пенсия по выслуге лет не назначается. Однако из этого правила есть исключения.
Продолжительность специального стажа (выслуги лет), дающего право на пенсию за выслугу лет, в некоторых случаях различна для женщин и мужчин, а в некоторых случаях одинакова.
-
Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
2. Закон РФ от 21.01.1993 N 4328-1 (ред. от 02.07.2013) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»
3. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О статусе военнослужащих»
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 02.12.2013) «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»
7. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 11.02.2013) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»
8. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 (ред. от 12.03.2010) «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2002 N 3488) Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 N 284 (ред. от 13.01.2008) «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1998 N 1571).
9. Приказ МВД РФ от 27.05.2005 N 418 (ред. от 04.04.2011) «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.07.2005 N 6782).
10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.11.2009 N 918н «Об утверждении Порядка обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации и уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в целях установления социальной доплаты к пенсии» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.12.2009 N 15827);
11. О некоторых вопросах, связанных с назначением лицам, проходившим военную службу, пенсии за выслугу лет (Ефремов А.В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 8);
12. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (Антипьева Н.В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 8);
13. «Ваша пенсия в Ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее» (выпуск 10) (Маслова Т.А.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012) «Комментарий к Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (постатейный) (Петров М.И.) («Деловой двор», 2012) О праве членов семьи умершего лица, проходившего военную службу, на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента (по материалам судебной практики) (Ефремов А.В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 12).
14. Буянова, М. О. Право социального обеспечениия / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. — М.: КноРус, 2004. — 381 с. 15. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З. А., Миронов В.К., Толкунова В.Н. Право социального обеспечения: Учебник
16. Право социального обеспечения Росси: Учебник/ Буянова М.О.; под ред К.Н.Гусова-М.:ТК ВЕЛБИ, Проспект, 2004 г., С.225.
17. Право социального обеспечения России: Учебник./ Захаров М.Л. М.;БЕК, 2002 г.
18. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — [Текст] // М.: Волтерс. Клувер, 2004. — 608 с.
19. Право социального обеспечения. Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. — М: Проспект, 2011 г. — 283 с.
20. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2012 г.
21. Никонов, Д. А. Право социального обеспечения/ Д.А. Никонов, под ред. А.В. Стремоухова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. — 223 с. 22. Романова, Е. В. Право социального обеспечения/ Е. В. Романова. — СПб. [и др.]: Питер, 2005г.-206с.
23. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения/ Г.В. Сулейманова.- Ростов н/Д: Феникс, 2003 г.- 502 с.
24.Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Г. В. Сулейманова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва: Дашков и К, 2007 г.- 462 с.
25. Удалова А. В. Право социального обеспечения: учебное пособие / А. В. Удалова. — 3-е изд., стер. — Москва: Омега — Л, 2008 г. — 189с.
26. Пенсионная реформа в России. М.; Р. Валент, 2002 г.
27. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей / Гаврилов В.О. — С.-Пб.: Питер, 2011. — 464 c.
28. Юридический справочник военнослужащего-контрактника (для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту) / Корякин В.М. — М.: За права военнослужащих, 2013. — 400 c.
Законодательные основы пенсионного обеспечения военнослужащих
Принципы пенсионной поддержки граждан сформулированы в федеральном законе № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В статье 8 данного закона перечислены отдельные условия, при соблюдении которых военнослужащий или его близкие могут претендовать на пенсию.
Во всех деталях порядок финансовой поддержки государством таких лиц обозначен в законе № 4468–1 от 12.02.1993, затрагивающем также служащих органов внутренних дел, личный состав национальной гвардии и т. д. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется без участия Пенсионного фонда России, однако, наличие у пенсионера-силовика минимально необходимого гражданского стажа позволяет ему претендовать и на страховую пенсию на общих основаниях.
В таком случае применимыми становятся также и нормы закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих
- Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении, лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
- Федеральный закон от 06.02.1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел»
- Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ»
- Указ Президента РФ от 18.02.2005 г. N 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям граждан»
Расчет военной пенсии
На размер данного пенсионного обеспечения прямым образом влияют:
- зарплата за воинское звание;
- оклад за должность;
- доплата за выслугу лет.
Согласно ФЗ-309 от 08.11.2011 г. на уровень денежного довольствия (ДД) пенсионера также оказывает влияние понижающий коэффициент. В 2021 году его значение составляет 73,68%.
При подсчете военной пенсии за выслугу лет учитываются такие нюансы:
- Если пенсионер отслужил более 20 лет, его выплату определяют, как половину ежемесячного довольствия (ДД) за 20 лет, плюс 3% от данной суммы за каждый следующий год.
- Если выслуга составила более 25 лет стажа (из них военная служба ≥ 12,5 лет), сумму обеспечения определяют, как 50% ежемесячного довольствия за 25 лет, плюс 1% ДД за каждый следующий год службы.
Формула для подсчета пенсии военнослужащего выглядит таким образом:
(ОВД + ОВЗ + ДВ) × 0,7368 × Выслуга × РК,
где:
- ОВД — должностной оклад;
- ОВЗ — оклад за звание;
- ДВ — другие выплаты;
- 0,7368 — понижающий коэффициент;
- Выслуга — 50% за первые 20 лет службы и 3% на каждый следующий;
- РК— районный коэффициент, если служба проходила в районах Крайнего Севера и местностях к ним приравненным.
Повышение военных пенсий в 2021 году (последние новости)
В 2021 году для военных пенсионеров, а также бывших сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН, МЧС и других ведомств запланировано повышение пенсий. Средства, необходимые для увеличения военных пенсий, уже предусмотрены в законе о федеральном бюджете. Согласно тексту закона № 385-ФЗ от 08.12.2020 г., прибавку пенсионеры получат в результате индексации с 1 октября 2021 г. величины денежного довольствия военнослужащих, с учетом которого и рассчитывается сумма пенсии.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Помимо этого, в январе 2021 г. ожидается индексация второй пенсии для военных пенсионеров (страховой по старости, назначаемой по линии Пенсионного фонда РФ), а также увеличение социальных доплат с 1 апреля.
При этом в федеральный бюджет не заложены средства, необходимые для дополнительного повышения военных пенсий на 2%, как это установлено Указом Президента № 604 от 7 мая 2012 г. Также не будет пересматриваться величина понижающего коэффициента. Он по-прежнему составит 0,7368, а в таком значении он был установлен еще с 1 октября 2021.
Что говорится в новой Конституции об индексации военных пенсий
Конституция гарантирует поддержку государства различным категориям населения РФ. Социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и пособия устанавливаются законами (ст. 39 Конституции). То есть пенсия гражданину гарантируется Конституцией, а сам регламент назначения и выплат определяет соответствующие федеральные законы, Постановления правительства и Указы Президента.
Отдельных положений по военным пенсионерам в Конституции нет. Тем не менее, внесенные поправки в основной закон страны законодательно закрепили необходимость индексации пенсий и социальных пособий не реже 1 раза в год всем гражданам РФ. То есть ежегодная индексация обязательна, при этом не исключаются повторные повышения пособий. Норма распространяется и на отставных силовиков и военных. Порядок повышения, включая время и процент индексаций, устанавливают федеральные законы.