Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «29. Контроль и ответственности за выполнение коллективного договора.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коллективный договор либо соглашение защищают права работников, дают им определенные гарантии. Данный документ выступает в качестве конституции предприятия. Поскольку контроль за выполнением коллективного договора осуществляется обеими сторонами – и работодателем, и работником? то последний в документальном плане защищен.
Комментарии к ст. 51 ТК РФ
1. Стороны, подписавшие единый коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации.
Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
2. Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок предоставления информации, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.28 КоАП).
Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 5.31 КоАП).
По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.
Лица, представляющие работодателей, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.29 КоАП).
Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов регламентируются законодательством.
Другой комментарий к Ст. 51 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Организация контрольных механизмов является важным элементом осуществления социального партнерства. Становление надлежащим образом функционирующих процедур контроля за выполнением обязательств социального партнерства позволяет, с одной стороны, обеспечить фактическую реализацию принятых сторонами социального партнерства обязательств и, с другой стороны, способствовать развитию самих партнерских отношений.
Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения может проводиться каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, непосредственно работниками и работодателями, а также органам исполнительной власти по труду, осуществившим уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения.
Конкретные механизмы осуществления контроля определяются соответствующими лицами на основании общих принципов социального партнерства.
2. При осуществлении контроля любая из сторон вправе потребовать от другой стороны имеющуюся у нее информацию, необходимую для осуществления контроля. Часть 2 ст. 51 обязывает соответствующую сторону предоставить такую информацию. Данная информация должна быть представлена в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Комиссия по контролю за выполнением коллективного договора
Для того, чтобы осуществлять контроль за выполнением условий коллективного договора могут создаваться специальные комиссии, деятельность которых урегулирована ст. 35 ТК РФ. В состав комиссий могут входить представители сторон социального партнерства – то есть работодателей и работников, а также члены профсоюзов, действующих в организации.
Как правило, комиссия, контролирующая соблюдение положений коллективного договора образуется еще на этапе принятия такого договора, в процессе коллективных переговоров. В договоре отражается порядок формирования комиссии, ее полномочия, права и обязанности членов комиссии. Возможно также согласование положений об оплате деятельности членов комиссии, порядок формирования отчетов об исполнении коллективных договоров, передаваемых в определенные сторонами сроки для изучения комиссией.
Что может и должен регулировать колдоговор
Документ может содержать разделы, затрагивающие абсолютно все интересы и права работников данной организации:
- оплата труда – ее форма, размеры, виды и условия премирования, различные пособия, компенсации; как регулируется заработная плата в связи с ростом цен, увеличением инфляции, а также зависимость зарплаты от выполненных экономических и иных показателей работы организации;
- система занятости на предприятии, возможность переобучения, условия увольнения работников;
- продолжительность времени работы и отдыха, система предоставления отпусков;
- пункты по охране труда, обеспечение безопасных условий для работы;
- обязательства для некоторых категорий работников, например женщин, молодежи, ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, семей с детьми и др.;
- ответственность работников и нанимателя;
- охрана здоровья работающих на предприятии;
- как должна осуществляться работа при проведении контроля за выполнением коллективного договора.
Что еще должен знать работодатель?
1. В коллективный договор могут вноситься изменения и дополнения в порядке, установленном Трудовым кодексом для его заключения, либо в порядке, предусмотренном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ). Если иной порядок коллективным договором не предусмотрен, придется вносить их путем коллективных переговоров.
2. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного этим договором. Срок действия договора может продлеваться сторонами не более чем на три года (ч. 1, 2 ст. 43 ТК РФ).
3. В течение семи дней со дня подписания коллективного договора работодатель должен направить его на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При этом документ вступает в силу независимо от факта уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ).
4. Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации. При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или при ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации или ликвидации (п. 4, 6 ст. 43 ТК РФ).
5. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет (ч. 7 ст. 43).
6. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности (ч. 5 ст. 43).
7. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, а действие договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.
8. При приеме на работу работник должен быть ознакомлен с коллективным договором до подписания трудового договора и под роспись (ст. 68 ТК РФ).
9. Коллективный договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Например, если в силу ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере (плюс 20% часовой тарифной ставки оклада), то коллективным договором не может быть установлена доплата менее 20% от часовой тарифной ставки оклада.
10. Работодатель несет административную ответственность за:
— уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки (ст. 5.28 КоАП РФ);
— непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (ст. 5.29 КоАП РФ);
— необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора (ст. 5.30 КоАП РФ);
— нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору (ст. 5.31 КоАП РФ).
За данные нарушения предусмотрено наказание от предупреждения до штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.
Коллективный договор как форма взаимодействия работодателя с трудовым коллективом в интересах компании
В начале 1930-х гг. в рамках дискуссии А. Берле и М. Додда появилось новое понимание роли менеджмента в корпорации, из которого позднее сформировалась теория стейкхолдеров. Если А. Берле полагал, что менеджмент корпораций должен заботиться только о богатстве акционеров, то М. Додд считал, что в действительности цели корпорации включают также обеспечение безопасных рабочих мест для наемных работников, лучшее качество продукции для потребителей, а также повышение вклада в благосостояние местного сообщества.
Развивая идею существования заинтересованных сторон, Г. Саймон в 1952 году опубликовал свои исследования модели «поощрение-вклад» (inducements-contributions model) как логической основы формирования организаций. Согласно этой модели каждому из потенциальных участников организации (предпринимателю, наемному работнику, потребителю) предлагается за вступление в нее некоторое поощрение (выручка от продаж, заработная плата, приобретаемые блага и услуги), в обмен на соответствующий вклад в функционирование организации (усилия по организации производства и управления, трудовые затраты, плата за покупки).
В 1984 году Р. Фриман сформулировал теорию стейкхолдеров (Freeman R.E. 1984, Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman.) и эта теория стала одной из концепций в современной этике бизнеса. Теория стейкхолдеров, после 2000 года активно изучаемая и развиваемая российскими исследователями, легла в основу идеологической базы концепции корпоративной социальной ответственности, активно пропагандируемой в России, а потому способной серьезно повлиять на поведение отечественного бизнеса, а принятый в 2002 году Трудовой кодекс Российской Федерации в своих законоположениях облачил в правовую форму некоторые позиции этой теории.
В Российском законодательстве не применяется термин стейкхолдер, но стороны социального партнерства в терминологии российского трудового законодательства очевидно являются заинтересованными, причастными сторонами из теории стейкхолдеров. Любой работник заинтересован в своей заработной плате и премиях, возможностях кадрового роста, условиях, на которых он нанят, социальных гарантиях, включая медицинскую страховку. Еще один важный интерес: уровень полномочий и ответственности, а также уровень удовлетворенности своей работой. Высшее руководство компании, как впрочем и любые работники, заинтересованы в своей заработной плате, бонусах и премиях. Немаловажно для них и такое нефинансовое понятие как статус. Занимая высокую должность, менеджер приобретает вес в обществе и в своих собственных глазах. Помимо этого, любого менеджера волнует зона его ответственности. Акционеры (или участники общества), как люди, которые вложили в компанию деньги, ждут финансовой отдачи. Они заинтересованы в росте прибыли компании и ее годовых дивидендов. Государство полагает, что бизнес должен быть социально ответственным и нести часть расходов по поддержанию установленных государственных гарантий, но понимает, что без государственной поддержки бизнес не сможет выполнять финансовые обязательства.
Трудовой кодекс РФ назвал правовое регулирование отношений по социальному партнерству, создание правовых возможностей индивидуального и коллективного регулирования трудовых отношений с использованием механизма социального партнерства, установление правовых гарантий для сторон этих отношений одной из основных задач трудового законодательства (ч.2 ст.1, ст.2 ТК РФ), а также выделил участие работников (их представителей) в управлении организацией в отдельную форму социального партнерства (ст. 27 ТК РФ). Реализуя указанный принцип, законодатель включил названное право в круг основных прав работников (ч. 1 ст. 21 ТК РФ), а создание условий по его обеспечению — в основные обязанности работодателя (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Основными видами участия работников, их представителей в управлении организацией являются следующие.
- Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором.
- Проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов.
- Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников.
- Обсуждение вопросов работы организации, внесение предложений по ее совершенствованию.
- Обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации.
- Участие в разработке и заключении коллективных договоров.
- Иные способы участия работников и их представителей в управлении организацией, определенные Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом (ст. 53 ТК РФ).
Коллективный договор является одним из самых эффективных способов решения этой задачи, но зачастую предоставленная законодателем возможность недооценивается как работниками, так и работодателями.
Уже не первый год в своих отчетах (в части «Оценка проверенных коллективных договоров на соответствие требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, выявленным нарушениям в сфере действия коллективных договоров) Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая контроль и надзор в сфере труда, отмечает, что: «Зачастую коллективные договоры и соглашения не содержат в себе норм улучшающих положение работников (стимулирующих их трудовую активность), дублируют минимальные стандарты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».
Формализованный подход сторон социального партнерства к заключению коллективного договора влечет за собой переписывание правовых норм Трудового кодекса, определяющих основные условия труда, в результате чего это затрудняет восприятие корпоративного акта и в то же время не несет никакой правовой нагрузки, так как указанные нормы действуют независимо от принятия коллективного договора.
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения
- Контроль
за выполнением коллективного договора,
соглашения осуществляется сторонами,
а также государственными органами
надзора и контроля за исполнением
законодательства. - Стороны
обязаны: - —
организовывать своевременное выполнение
всех взаимных обязательств, включенных
в коллективный договор, соблюдать
нормативные положения; - —
обеспечивать оперативный контроль за
ходом реализации коллективного договора.
Коллективный
договор, соглашение предусматривают
порядок и сроки (но не реже 1 раза в
полугодие) информирования работников,
от имени которых заключен коллективный
договор, о ходе его исполнения.
С этой
целью проводятся специальные массовые
проверки исполнения договоров, о
результатах которых стороны отчитываются
от общих собраниях трудовых коллективов.
Выполнение
коллективных договоров контролируют
и сами трудовые
коллективы:
заслушивают отчеты нанимателей и
профсоюзов, дают оценку их деятельности,
вносят замечания и предложения по
улучшению этого процесса, а в необходимых
случаях ставят вопросы о привлечении
к ответственности лиц, не выполняющих
обязательства по договору.
Систематический
контроль за своевременным выполнением
предусмотренных договорами обязательств,
мероприятий, соблюдением нормативных
положений осуществляют профсоюзы: профсоюзы вправе в случае принятия
нанимателем решения, нарушающего условия
коллективного договора, соглашения,
внести представление об устранении
этих нарушений, которое должно быть
рассмотрено в двухнедельный срок. В
случае отказа удовлетворить эти
требования или недостижении соглашения
в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с
законодательством о разрешении
коллективных трудовых споров.
Профсоюзы
имеют право общественного контроля за
соблюдением нанимателем, собственником
или уполномоченным им органом управления
законодательства о труде и профессиональных
союзах и вправе требовать устранения
выявленных нарушений.
Наниматель,
собственник или уполномоченный ими
орган управления рассматривают
представление профсоюзов об устранении
нарушений законодательства о труде и
профессиональных союзах и в течение 1
месяца сообщают профсоюзу о результатах
рассмотрения.
- Надзор
и контроль за соблюдением законодательства
о труде, в том числе и коллективного
договора, со стороны государства
осуществляет Министерство труда и
социальной защиты РБ. - Контроль
за выполнением генерального соглашения
осуществляет Национальный совет по
трудовым и социальным вопросам. - Исполнение
тарифных и местных соглашений
контролируется постоянно действующими
местными и региональными советами по
трудовым и социальным вопросам, которые
создаются сторонами этих соглашений. - К
коллективным
трудовым спорам
относятся неурегулированные разногласия
сторон коллективных трудовых отношений
по поводу установления, изменения
социально-экономических условий труда
и быта работников, заключения, изменения,
исполнения либо прекращения коллективных
договоров, соглашений.
Если
невыполнение коллективного договора
выразилось в нарушении охраны труда, а
также в несоблюдении нормативной части
коллективного договора, соглашения, то
виновные должностные лица могут быть
подвергнуты административной
ответственности.
Если неисполнение условий коллективного
договора по охране труда повлекло
несчастный случай с работником или иные
тяжкие последствия, должностные лица
привлекаются к уголовной
ответственности.
Материальная
ответственность
в отношении виновных должностных лиц применяется в том случае, когда
неисполнение обязательств по коллективному
договору привело к причинению
имущественного ущерба.
Должностные
лица могут быть привлечены к дисциплинарной
ответственности.
Дисциплинарные взыскания налагаются
руководителем организации и другими
лицами по подчиненности.
Принятие коллективного договора трудовых отношений осуществляется на добровольных началах: никто не может принудить заключать рассматриваемый вид соглашения. Тогда зачем он нужен?
КТД применяется для закрепления прав и обязанностей предпринимателя и сотрудников, а также для учета взаимных интересов сторон в сфере регулирования трудовых отношений работодателя или работников, строящихся на критериях социального партнерства. Квинтэссенцией такого партнерства является равноправие сторон, логически связанное со всеми другими принципами из ст. 24 ТК РФ.
Действие документа распространяется на весь персонал, в т. ч. на совместителей, надомников и сотрудников, работающих по срочным договорам. Заключать КТД можно в фирме, отдельном филиале/подразделении.
Для чего нужен колдоговор на предприятии
Цель этого локального нормативного документа – утвердить дополнительные к законодательству права и гарантии работников организации с учетом специфики ее работы. Также преследуется цель экономической и социальной защиты работников посредством соответствующего уровня заработной планы, полной и эффективной занятости, безопасных условий на рабочих местах, прибыльной и результативной работы организации в целом.
Принципы и основания, на которых заключается коллективный договор:
- равноправие двух сторон;
- соответствие государственному законодательству;
- прописываемые обязательства, добровольные для обеих сторон;
- возможность реального осуществления принимаемых обязательств;
- ответсвенность сторон за обязательства колдоговора;
- контакт между сторонами и обоюдное реагирование на изменение обстановки.
Отчет о выполнении коллективного договора
Отчет о выполнении коллективного договора составляет как работодатель, так и сотрудник организации. Это официальный документ, согласно которому регулируется порядок работы администрации с сотрудниками. Когда его составляют, как правильно это сделать и когда вообще он может пригодится? Об этом подробнее далее.
По Трудовому кодексу Российской Федерации каждая организация, как коммерческая, так и бюджетная, может составить коллективный договор. Поскольку договор предполагает взаимообязательства со стороны работников и администрации, то по всем основаниям по нему предусматривается написание отчета.
По кодексу нет четко установленного времени, за которое требуется составить данный документ, однако на практике этот пробел заполняется двумя способами:
- С помощью определения времени, за который нужно сдать отчет, в самом договоре;
- С помощью указания пределов сдачи документа в тексте запроса.
Обычно пределы сдачи документа — 1 год.
Следует остановиться на том, что иногда появляются вопросы по названию отчетной формы документа.
По нормам статьи 51 ТК РФ прописана только необходимость предоставлять информацию по исполнению колдоговора, но не указывается при этом точное его название. Так, данный документ может иметь название отчет, информация, акт проверки и тому подобное.
Контроль за выполнением коллективного договора
На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.
Трудовой кодекс, n 197-фз / ст 51 тк рф
Важно
При проведении означенной регистрации госорганом по труду обнаруживает содержащиеся в договоре условия, которые тем или иным образом могут ухудшать положение личного состава в сравнении с положениями современного трудового законодательства. В соответствии с положениями трудового законодательства, условия колдоговора, тем или иным образом ухудшающие положение сотрудников (в сравнении с положениями современного трудового законодательства), являются недействительными и применению не подлежат. Выявив такого рода условия, госорган по труду сообщает об этом сторонам, заключившим колдоговор, а также в гострудинспекцию.
Уведомление о недействительности После того, как сторонами будет получено уведомление о недействительности условий колдоговора, он обязаны известить об этом лиц, на которых распространяются положения договора.