Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дела административного судопроизводства, подсудность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Положения ст. 27 КАС РФ, предусматривающие и регламентирующие передачу административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд, закреплены по аналогии с положениями ст. 33 ГПК РФ и ст. 39 АПК РФ, посвященными соответственно передаче гражданского дела из одного суда в другой суд и передаче дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд.
Подсудность административных дел
1. Понятие и виды подсудности административных дел. Подведомственные судам общей юрисдикции административные дела разрешаются ВС РФ, областными, краевыми судами, образованными на уровне субъектов РФ, и районными судами, а также военными судами как специализированными судами.
Общим для всех судов является их право разрешать административные дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из них вправе разрешать лишь те дела, которые отнесены законом к его компетенции. В связи с этим возникает необходимость четко определить полномочия судов на рассмотрение административных дел по существу, что достигается с помощью правил подсудности. Правила подсудности гарантируют реализацию ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
При этом подсудность административных дел с участием как российских, так и иностранных лиц определяется по общим правилам, установленным КАС, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В отличие от подведомственности, с помощью которой разграничиваются полномочия на разрешение административных дел между различными юрисдикционными органами, подсудность разграничивает компетенцию между различными судами общей юрисдикции и ВС РФ. В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой действует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую, или предметную, и территориальную, или пространственную (местную).
2. Родовая подсудность. Родовой (предметной) считается подсудность дел судам, относящимся к различным звеньям судебной системы. С ее помощью разграничивается компетенция районных судов, судов, образованных на уровне субъектов РФ, и ВС РФ. Это достигается путем отнесения к ведению каждого звена судебной системы административных дел строго определенного рода по предмету спора.
Согласно ст. 19 КАС подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
ВС РФ, согласно ст. 21 КАС, рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Судебного департамента при ВС РФ, Центрального банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в ВС РФ предусмотрено федеральным законом;
4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов РФ;
7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента РФ, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
10) о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
11) о разрешении споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;
12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов;
13) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
14) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ.
Место нахождения/проживания ответчика
В гражданских делах обычно практикуется общая территориальная подсудность. Её сущность в том, что заявление о возбуждении дела подаётся в судебный орган по месту нахождения/проживания ответчика, если иное не предусмотрено в законодательстве (статья 46 ГПК).
Местом нахождения/жительства гражданина считается населённый пункт, в котором лицо постоянно или чаще всего проживает, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста, или граждан под попечительством признаётся место жительства родителей, усыновителей либо попечителей (статья 19 ГК).
Не считается местом жительства гражданского лица место его временного нахождения (к примеру, пребывание в месте лишения свободы). Иск к данному гражданину в судебный орган предъявляется по последнему месту нахождения ответчика до момента осуждения.
Дальнейшая (после предъявления иска) смена ответчиком места жительства не изменяет первоначальной территориальной подсудности в гражданском деле.
В случае если ответчик – это юридическое лицо, тогда заявление касаемо возбуждения дела подаётся в судебный орган по месту нахождения. В соответствии со статьёй 50 ГК местом нахождения юр лица признаётся место его госрегистрации, если учредительные документы юр лица не предусматривают иное.
Общую территориальную подсудность законодатель устанавливает в интересах ответчика. Предъявление к ответчику иска ещё не означает, что требование истца является обоснованным. Потому ответчик в этом случае находится в более выгодном (в сравнении с истцом) положении.
Законодательством утверждается ряд исключений из общей территориальной подсудности гражданских дел.
Договорная подсудность
Договорная подсудность – вид подсудности, при коей стороны по письменному соглашению между собой, исходя из личных интересов, определяют судебный орган, который будет расследовать их спор.
Цель договорной подсудности в том, чтоб наилучшим образом обеспечить интересы сторон, сделать судебный порядок защиты граждан удобнее для всех участвующих в гражданском процессе.
Соглашение на рассмотрение спора в конкретном судебном органе можно заключить до его возникновения либо после. Причем оно должно отвечать определённым требованиям: дееспособности сторон, свободе волеизъявления, соблюдению формы соглашения и пр.
Договор о подсудности, заключенный с соблюдением законных требований, обязателен для участников гражданского процесса. В ГПК не предусмотрены права сторон в одностороннем порядке на изменение условий договора о подсудности.
Договорная подсудность в рассмотрении гражданских дел допустима по любым спорам, отнесённым к компетенции судебного органа. По соглашению сторон невозможно изменить лишь исключительную территориальную подсудность, а также родовую подсудность.
Подведомственность и подсудность в административном процессе
Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела:
- связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан;
- прав и законных интересов организаций;
- другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.
Институт подсудности административных дел определяет относимость подведомственных судам общей юрисдикции административных дел к ведению конкретного суда в системе судов общей юрисдикции по первой инстанции.
Согласно ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ (ст. 1).
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
- районные суды;
- военные суды.
В Кодексе административного судопроизводства РФ различают два вида подсудности административных дел: родовую и территориальную.
Правила родовой подсудности определяют относимость административных дел судам определенного уровня (ст. 18 — 21 КАС РФ).
Все административные дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа:
- дела подсудные военным судам;
- дела подсудные районным судам;
- дела подсудные верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и судам автономного округа;
- дела подсудные Верховному Суду РФ.
Правила территориальной подсудности определяют, какому суду общей юрисдикции одного уровня по первой инстанции в зависимости от места рассмотрения подсудно конкретное административное дело (ст. 22 — 24, 26 КАС РФ).
Подсудность и подведомственность – в чём различие?
Очень часто подсудность отождествляют с подведомственностью, что является в корне неверным. Эти понятия несут абсолютно разный смысл. Подведомственность – это то, как разграничивается и распределяется компетенция органов власти относительно тех или иных споров. Каждый государственный орган может рассматривать только тот ряд вопросов, на урегулирование которых он имеет необходимые полномочия. Таким образом, подведомственностью обладают все органы государственной власти. Подсудность же является своеобразным правилом, по которому ряд относящихся к судам вопросов распределяется между ними. Отсюда следует, что подсудность применяется только в отношении судебных инстанций. Таким образом, подсудность и подведомственность имеют схожие черты, однако отождествлять эти понятия никоим образом нельзя.
Подведомственность и подсудность административных дел судам
Иски, подаваемые в рамках споров, возникающих из публичных и административных правоотношений, закон по общему правилу относит к подведомственности (ст. 17 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ):
- Верховного суда РФ (далее — ВС РФ);
- судов общей юрисдикции;
- мировых судов.
Исключениями являются случаи, когда тот или иной вид спора прямо отнесен законом к подведомственности иного суда.
Что же касается родовой (вертикальной) подсудности, то КАС РФ регламентирует:
- мировыми судами рассматриваются споры о вынесении судебных приказов по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций (ст. 17.1 КАС РФ);
- военные суды разрешают споры, происходящие из административных правоотношений, связанных с защитой прав военнослужащих и/или с участием военных госструктур, и иные правоотношения, отнесенные к данной категории по подсудности законом (ст. 18 КАС РФ);
- райсуды в первой инстанции рассматривают все административные споры, кроме тех, которые КАС РФ прямо относит к иной родовой подведомственности (ст. 19);
- верховные суды субъектов РФ и собственно ВС РФ разрешают в первой инстанции конкретные споры, предмет которых определен ст. 20 и 21 КАС РФ соответственно.
Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства
Дела, подсудные административному судопроизводству (далее — АД), по части 2, 3 ст. 1 КАС РФ разделяются на два типа:
- Те, где истцами выступают физические и юридические лица. Сюда относятся АД по вопросам оспаривания (краткий список):
- деяний публичных органов, их работников;
- актов нормативного характера (полностью или в определенной части);
- деяний (в том числе письменных документов/решений) коллегий судей по вопросам квалификации;
- размера/факта начисления компенсационных выплат за несвоевременное рассмотрение дела или выполнение решения суда;
- выборных прав и т. п.
Выборное право защищается в порядке админ-судопроизводства
- 2. Те, истцом в которых выступают публичные органы или их работники. Обычно такие иски касаются судебного контроля за правомерностью работы публичных органов власти в части:
- прекращения работы, ликвидации политической партии/общественной/религиозной организации или другого некоммерческого объединения, или такие же действия в отношении их структурных подразделений;
- завершения работы средства массовой информации;
- принуждения граждан выплатить положенные суммы, штрафы;
- установления режима административного надзора для бывших преступников;
- принудительной доставки лица в медицинскую организацию;
- защиты прав недееспособных и лиц до 18, если их представитель по закону отказался от медицинских мер по спасению их жизни и т. п.
Если иск касается админ-правонарушения, судья использует нормы КоАП РФ, ч. 5 ст. 1 КАС (далее – Кодекс).
Подсудность административных дел
О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации осуществляется в специальной процессуальной форме, предусмотренной Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, соблюдение требований которой выступает одной из важнейших гарантий справедливого и эффективного правосудия по административным делам.
От единообразного толкования и применения законодательства об административном судопроизводстве зависит решение задач административного судопроизводства, состоящих, прежде всего, в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В целях обеспечения единства практики применения судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации законодательства об административном судопроизводстве Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:
Основные положения
1. Исходя из закрепленного частью второй статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также — суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее — административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
административные дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
Перечни категорий административных дел, подлежащих рассмотрению и разрешению по правилам КАС РФ, изложенные в частях 2, 3 статьи 1 названного Кодекса, не являются исчерпывающими.