Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рубрика Консультации. Новые критерии обязательного аудита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.
В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.
Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.
При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.
Сложившаяся в 2020-2021 гг. ситуация, обусловленная распространением новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений, оказали и продолжают оказывать влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц, что, в свою очередь, не может не иметь последствий для организации и осуществления аудита указанной отчетности. Значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски. Данное обстоятельство должно быть принято во внимание на всех этапах организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности, в частности, при планировании аудита, рассмотрении ошибок и недобросовестных действий, анализе состояния внутреннего контроля, выполнении аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействии с представителями собственников.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г. рекомендуется применять:
Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции, одобренные Советом по аудиторской деятельности 18 декабря 2020 г.;
-
информационное сообщение ИС-аудит-32;
-
письмо Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов Минфина России от 7 апреля 2020 г. № 07-02-09/27403.
О проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
Это ситуация, когда организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая отчетность проверяется исключительно аудиторскими организациями.
Кроме того, нормы об обязательности проведения аудита в отношении отчетности отдельных категорий юрлиц предусмотрены специальными федеральными законами (например, в отношении кредитных организаций — статьей 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в отношении НПФ — статьей 22 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
В случае оказания услуг по проведению обязательного аудита годовой отчетности не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, на аудиторскую организацию, аудитора – ИП будет возложена обязанность представлять в Минфин перечень аудируемых лиц, которым была оказана эта услуга.
Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;б) в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;в) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.
Принципиальный характер имеют некоторые изменения, которые предполагается внести в ст. 7 «Аудиторская организация».
Так если вместо аудиторов на проверку приходит налоговый инспектор, то это практически всегда заканчивается серьезными налоговыми претензиями для организации и не только.
Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит
В таких случаях организации, освобожденные от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности, вправе не проводить аудит, начиная с отчетности за 2021 год.
Поправки, изменяющие критерии, вступили в силу с 1 января 2021 года, т.е. могут относиться к отчетности за 2020 год.
В помощь аудиторам Минфин разместил на сайте рекомендации по проведению проверок бухотчетности и годовой консолидированной финансовой отчетности за 2020 год в условиях пандемии. Аудиторам рекомендуется оценивать масштаб влияния пандемии на отчетность и учитывать повышенную вероятность совершения недобросовестных действий и искажения бухотчетности.
Часть 9 статьи 17 Закона определяет срок, до которого проводится обязательный аудит за отчетный год – не позднее 30 июня года, следующего за отчетным.
Необходимая практическая информация, повышение профессиональных навыков, решение сложных вопросов, возникающих в процессе работы.
Одним из условий, когда компания попадает под обязательный аудит является соблюдение одного из вышеперечисленных финансовых условий по итогам года, предшествующего отчетному году.
Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:
- от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
- от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).
Открою тайну: бухгалтерия это расходная часть компании. Она не зарабатывает деньги. Она существует только потому, что этого требует закон. Зарабатывает деньги тот отдел, который создаёт добавленную стоимость. А для самого бизнеса достаточно ввести управленческий учёт. Российский бухучёт то ещё извращение.
Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе
Размещение на Федресурсе — обязательная процедура. Однако, в отличии от ГИБ РО, это неполная публикация. Указывается только основная часть сведений:
- кто проводил аудит;
- какая отчетность была проверена и период;
- заключение аудитора и основания;
- иные сведения, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 5 закона об аудиторской деятельности.
Чтобы разместить необходимые сведения, руководителю организации требуется получить электронную цифровую подпись. Использование специального программного обеспечения возможно на сайте Федресурса совершенно бесплатно. При этом публикация данных будет платной. Если руководитель не имеет ЭЦП, допускается привлечение нотариуса, который воспользуется своей электронной цифровой подписью и самостоятельно публикует сообщение.
Если информация не будет размещена, руководителя привлекут к административной ответственности, а именно:
- за нарушение сроков размещения на Федресурсе может быть выписан штраф до 5 тыс рублей или предупреждение;
- за непредставление данных или дачу ложной информации — штраф от 5 до 10 тыс рублей;
- за повторные нарушения — штраф от 10 до 50 тыс рублей или даже дисквалификация руководителя на срок до 3 лет.
Обязательный аудит: критерии 2017
Критерии, определяющие необходимость проведения обязательного аудита – определенные условия, которым должна соответствовать организация. Перечислим, что же это за критерии:
- организационно-правовая форма юрлица (например, обязательному аудиту подлежат все акционерные общества);
- осуществление определенного вида деятельности (страхование, банковская деятельность и т.д.);
- определенные финансовые показатели (доход или стоимость активов юрлица превышают определенный лимит);
- юрлицо является конкретной госкорпорацией или организацией (Центробанк, РЖД и др.);
- необходимость представления консолидированной отчетности.
Обязательный Аудит Для Ао В 2022 Году Критерии Штрафы И Основания
- Проверка проводится по всей деятельности организации. Оцениваются все активы, обязательства, материальные запасы компании. Анализируются бухгалтерская и налоговая отчетности. Осуществляется проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
- Заключение проверяющей компании должно быть определенным. По окончанию проверки аудитор должен вынести четкий вердикт, достоверные или нет сведения представленны в финансовой отчетности.
- Аудит проводится с соблюдением всех стандартов. Ранее правила проведения аудита регулировались российским законодательством. Однако с 2022 года все изменилось и деятельность аудиторских фирм должна отвечать уже международным стандартам.
Обязательный аудит для ООО в 2022 году: критерии
Именно поэтому, учитывая общественную важность аудиторский проверок, российское законодательство очень детально регламентирует все, что касается таких проверок и их результатов. Аудит является обязательным если это устанавливает или профильный Закон от 30.12.08 № 307-ФЗ, или другие общероссийские законы.
Порядок проведения обязательного аудита финансовой отчетности по всем вопросам, возникающим до, в процессе и после проведения независимой проверки, регулируют специальные нормативные и иные документы – международные стандарты, Закон об аудиторской деятельности, Кодекс профессиональной этики, Правила независимости, на основании которых каждая аудиторская СРО принимает свои Правила. Все эти документы обязательны для исполнителей независимых проверок бухотчетности – как для юрлиц, так и для индивидуальных специалистов.
Обязательный аудит в 2021 году
С 1.01.2021 г. больше аудиторских организаций получат доступ к проверке государственных предприятий. С этой даты для предприятий с пакетом акций (долей) государства в уставном капитале свыше 50% отменяется порядок выбора аудиторской организации для внешнего аудита на конкурсной основе из перечня, определяемого Госкомконкуренции и Минфином.
Раньше компании приглашали аудитора для выявления ошибок и недочётов, исправляли обнаруженные в ходе проверки нарушения и на выходе получали корректный отчет. С 2021 года аудитор по сути будет обязан передавать все обнаруженные недочёты в налоговую и зачастую без возможности предупредить об этом клиента!
Также проверяемому лицу необходимо удостовериться, что привлеченная к проведению независимой проверки бухотчетности фирма или специалист состоят в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов, то есть числятся в соответствующем реестре. Кроме того, у индивидуального специалиста должен быть квалификационный аттестат.
Проведение обязательного аудита финансовой отчетности имеет целью оценку специалистами в области аудита достоверности бухотчетности проверяемой фирмы. Такая оценка важна лицам, заинтересованным получить независимую информацию о состоянии дел в фирме, то есть пользователям ее бухотчетности. Для них результаты обязательного аудита это один из основных источников достоверной и объективной информации.
По итогам проведения независимой проверки проверяемая фирма должна получить аудиторское заключение, то есть официальную бумагу, содержащую мнение о достоверности бухотчетности заказчика проверки. Порядок проведения обязательного аудита предусматривает строгие требования к официальному заключению, которое должно включать в себя следующую информацию.
Критерии, обязывающие компании проводить проверку установлены п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Если по результатам деятельности компании выполняется, хотя бы одно из этих требований, она должно проводить аудит. Информация берется за предыдущий год, т.е. если после окончания года деятельность предприятия отвечала одному из требований, в следующем году ей нужно пройти обязательный аудит.
В большинстве случаев о проведении обязательного аудита финансовой отчетности фирмы знают заранее, поэтому бухгалтеры изначально уделяют повышенное внимание корректному отражению операций, особенно разовых или редких, и последующем формированию бухотчетности. Однако правильно провести все операции еще недостаточно, важно также составить бухотчетность по действующей форме с соблюдением всех правил и требований. Поэтому сейчас рекомендуется готовить бухгалтерские отчеты автоматически – например, в программе БухСофт.
- По публично-правовой форме:
- акционерные общества;
- общества с государственной долей, превышающей четверть;
- государственные унитарные предприятия;
- фонды (кроме внебюджетных);
- государственные корпорации и компании;
- публично-правовые компании.
- По финансовым показателям:
- объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
- стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
- По видам деятельности:
- банковские и кредитные;
- страховые;
- клиринговые;
- микрофинансовые;
- СРО;
- участники рынка ценных бумаг;
- организаторы торгов;
- депозитарии;
- инвестиционные фонды;
- политические партии;
- застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
- региональные операторы в сфере ЖКХ;
- туроператоры.
В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ , это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:
- Если в территориальное отделение статистики не подается вовремя заключение аудитора, то для юрлиц наказывают штрафом до 5000 рублей, должностное лицо – не более 300-500 рублей. Штраф предусмотрен и при предоставлении бухотчетности в неполном объеме. Повторное нарушение подобного рода грозит не только штрафом, но и дисквалификацией на несколько лет.
- Если акционерное общество не опубликует аудиторское заключение на собственном сайте: ответственность сотрудника – 30-50 тысяч рублей, либо дисквалификация от деятельности на год или два, юридического лица – от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.
- За невнесение полученных результатов проверки в срок в ЕФРФД юридическим лицам грозит административная ответственность в форме штрафа суммой 5-50 тысяч рублей.
- Если налоговая проверка выявляет, что заключение не хранилось организацией требуемые 5 лет, полагается штраф в сумме 5-10 тысяч рублей.
Изменены условия, при которых нужно проводить обязательный аудит (с 2021)
Когда отчетность не подлежит аудиту, компании нечего сдавать в статучреждение вместе с формой 1 и 2. И если специалисты по статистике потребовали такую бумагу, смело объясняйте свое «молчание». Действовать так рекомендовано письмом Росстата от 04.12.2021 № 04-4-04-4/136-СМИ.
Организация является застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
(за исключением объектов производственного назначения)
Согласно изменениям в перечне, общее количество случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год составило 73 (в 2021-2021 гг. — 71). Актуальный перечень включает следующие новые случаи обязательного аудита:
- Организация аудита. Проверяющие изучают финансовую и хозяйственную деятельность ООО. Составляется и согласовывается общий план и программа проверки. Готовится письмо о проведении аудиторской проверки. Заключается договор на проведение проверки.
- Сбор данных. Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу.
- Завершение проверки. Анализируются и обобщаются собранные в ходе проверки данные. Составляется аудиторское заключение
Многие компании до сих пор применяют способы из старых инструкций отраслевых ведомств и министерств. Есть риск, что проверка по новому алгоритму покажет, что способы применять нельзя. Тогда нужно выбрать правильно и пересчитать весь год.
Согласно новому закону, с 01.01.2021 г. федеральный орган статистики прекращает обязательный сбор бухгалтерской отчетности, а также аудиторских заключений о ее подтверждении за отчетный период.
Обязательный аудит в организациях, формирующих консолидированную отчетность, проводится до момента ее публикации. Заключение публикуется вместе с отчетными документами. Контролирует раскрытие отчетности преимущественно Центробанк.
Появилась новая версия поправок по переустройству аудиторской сферы
Напомним, летом прошлого года появился первый вариант законопроекта № 273179-7 ко второму чтению. Было предусмотрено ступенчатое повышение критериев для обязательного аудита, руководители аудита ОЗО – только с новыми аттестатами, а для попадания в реестр ЦБ – 7 аудиторов в штате. Полномочия ЦБ дополнялись регулированием, контролем и надзором в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке. Планировалось, что для лиц, оказывающи такие профуслуги, совет директоров ЦБ должен утверждать стандарты бухучета, план счетов. Затем рассмотрение законопроекта застопорилось.
Вводятся отдельные критерии попадания фирм в названный реестр ЦБ и в другой реестр – аудирующих остальные ОЗО. Для второго достаточно будет трех аудиторов в штате (до 2023 года), с 2023 года – пять. Для реестра ЦБ, соответственно, 7 и 12. Не менее трех должны будут иметь новый аттестат (это требование присутствует для обоих реестров). Другие критерии для попадания во второй реестр – те же, что уже озвучивались. Для реестра ЦБ вводятся еще некоторые дополнительные требования.
Обязательный аудит – это проверка всех бухгалтерской и финансовой отчётности компании, которая происходит ежегодно. Среди тех, кто должен проводить обязательный аудит, есть либо аудиторские организации, либо отдельные индивидуальные аудиторы с квалификационным аттестатом. Подробнее об этом можно прочесть в Федеральном законе 307, доступном к ознакомлению по ссылке.
Также ещё одно из требований к обязательному аудиту состоит в том, что только аудиторские организации могут проводить проверку, если компания является:
- Государственной компанией.
- Негосударственным пенсионным фондом.
- Организацией, не менее 25% процентов которой имеет государство.
- Кредитные и страховые компании.
Аудиторская проверка производится согласно российскому законодательству, а также в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Целями обязательного аудита признаются:
- Выражение мнения о достоверности данных в финансовой и бухгалтерской отчётности.
- Выявление ошибок учёта.
- Анализ бизнеса – выявление рисков, факторов развития, разработка рекомендаций по улучшению финансово-хозяйственной деятельности.
Последний пункт особенно важен, так как бизнес-рекомендации также входят в окончательное заключение, поэтому мнение в этой части должно быть выстроено корректно и взвешено, чтобы избежать неправильной трактовки.
Какие организации освободят от обязательного аудита в 2021 году
Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).
За нарушение этого требования наступает ответственность:
- по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
- по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
- по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).
Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.
По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.
Если организация не представит в налоговый орган вместе с бухотчетностью аудиторское заключение или представит его с опозданием, в неполном объеме или в искаженном виде, то она будет оштрафована. Согласно статье 19.7 КоАП РФ, размер штрафа составит:
- для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
- для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.
Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц «стоит» дороже.
Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).
Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.
Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.
Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Принципиальных изменений в Законе № 307-ФЗ на 2021 год пока нет. Последние поправки в него вносились в апреле 2020 года и касались временной приостановки обязательных аудитов для НКО. Но с января 2020 года эта приостановка закончится и некоммерческие организации вновь вернутся к ежегодному проведению аудита.
Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.
Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.
Обязательная аудиторская проверка проводится на основании договора. Стоимость работы определяется по согласованию между сторонами, оплачивается заказчиком. Заключение выдается только организации, в отношении которой проводился аудит, либо заказчику по договору.
- сведения о юридическом лице, проходившем аудит;
- данные об аудиторской организации или частном аудиторе;
- перечень и период отчетности, в отношении которой поводится обязательный аудит;
- описание работ, выполненных специалистами (они определяются по программе аудита);
- мнение (выводы) аудиторов о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;
- дата оформления заключения.
В первую очередь у компании не примут годовую бухгалтерскую отчетность, а отсутствие последней влечет за собой административную ответственность. Может быть установлен факт грубого нарушения правил осуществления бухгалтерской отчетности ООО, за это выписывают административный штраф до 20 000 рублей.
Обязательный аудит для ООО в 2019 году – это трудоемкий процесс, поэтому для упрощения перед проверкой необходимо подготовить ее подробный план. В первую очередь рассматр��ваются данные о компании, в которой запланирована проверка. Это позволяет выбрать конкретные стратегию и тактику работы, сформировать программу аудита, а также график и план. Все этапы проведенной подготовки должны обязательно быть согласованы с клиентом.
Помимо прочего, ужесточились наказания, применяемые по отношению к самим аудиторам. При выдаче недостоверного заключения их ждут санкции, согласно КоАП. Предполагается ввести даже уголовную ответственность, если низкое качество отчета стало причиной серьезных убытков. Отметим, что закон об уголовной ответственности на данный момент только рассматривается.
- Грамотно составленная промежуточная отчетность: если проверка проводится раз в год, одинаковые ошибки, неточности могут повторяться каждый квартал, серьезно изменяя сведения промежуточной отчетности, в том числе относительно активов. Аудиторы рассматривают как годовую, так и промежуточную отчетность ООО. Поэтому у них есть возможность сразу обнаружить некорректные данные и своевременно сообщить работникам бухгалтерии, как их исправить.
- Комфортная работа бухгалтерии: к обязательному аудиту традиционно приступают в феврале-марте следующего года. Аудиторам требуется немало времени, чтобы разобраться в ситуации, а бухгалтеры ООО вынуждены параллельно готовить отчетность и взаимодействовать с проверяющими.
Все значительно упрощается, если в названный период необходимо проверить только четвертый квартал предыдущего года. На это уходит немного времени (примерно несколько дней), что очень важно для бухгалтерии в самые напряженные месяцы ее работы. Проверка за первые три квартала ушедшего года выполняется заранее.
Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами.
Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита.
При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.
Необходимость в проведении обязательно аудита напрямую связана с организационно-правовой формой регистрации организации. Аудиторская проверка носит обязательный характер для акционерных обществ, чьи ценные бумаги прошли процедуру допуска к торгам на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ). Вот перечень компаний, которые должны ежегодно обращаться за услугами аудиторов:
- организации, специализирующиеся на сборе данных о кредитных историях физических лиц
- компании, чья деятельность направлена на выдачу кредитов физическим и юридическим лицам
- фирмы, выступающие в роли профессионального участника на рынке торговли ценными бумагами
- клиринговые структуры
- общества по взаимному страхованию
- инвестиционные фонды, НПФ и управляющие ими компании.
При выделении категории лиц, которые проводят обязательный аудит, критерии в 2018 году ориентированы на превышение зафиксированных законодательством стоимостных параметров.
Одним из условий является превышение общим объемом вырученных средств в предшествующем отчетном периоде отметки в 400 млн. рублей. Дополнительный показатель – оценочная стоимость совокупности имеющихся у компании основных средств. Если эта сумма оказалась выше 60 млн. рублей, фирма должна провести аудит.
Иными словами, для всех компаний критерии обязательного аудита в 2018 – это изменения в объеме выручки или рост стоимости основных средств.
Россия / Обязательный аудит перестанет быть обязательным для многих компаний
В ряде случаев организации должны проходить обязательную аудиторскую проверку. Основания для проведения проверки содержатся в ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08. Одним из таких оснований является превышение лимита выручки. В 2020 году этот лимит будет увеличен.
Опубликован проект №273179-7. Согласно ему, увеличивается лимит выручки, а также стоимости активов. Эти значения используются для установления необходимости проведения обязательного аудита отчетности. Напомним, что основания для проведения этого аудита содержатся в ФЗ №307. В частности, это следующие обстоятельства:
Несмотря на то что критерии проведения обязательного аудита уложены в 6 коротких подпунктов, фактически последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ представляет собой концентрированный набор дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами. Например:
Специальные критерии обязательного аудита для ООО или малых предприятий не установлены — таким компаниям следует руководствоваться вышеуказанными законами и рекомендациями. Если компания в форме ООО или представитель малого бизнеса соответствует хотя бы одному из законодательно установленных критериев, его отчетность подлежит обязательным контрольным процедурам.
До 31 марта 2021 года все юридические лица обязаны сдать бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В чем же новшества (Федеральный закон от 28.11.2021 № 444-ФЗ)?
1. Аудиторское заключение за 2021 год сдаем в налоговую инспекцию, а не в органы статистики. Теперь все данные отчетности, вместе с аудиторским подтверждением степени ее достоверности, с 2021 года будут размещаться в едином ресурсе в ФНС. Конечно, отчетность и раньше попадала в ФНС.
Однако можно предположить, что раз налоговое ведомство станет ответственным хранителем данных, внимание к ним станет пристальным. Вся информация аккумулируется в АИС «Налог-3».
1. Аудит проверяет достоверность отчетности – показывает реальное состояние учета в организации.
2. Аудит, проведенный до составления отчетности, помогает бухгалтерии и позволяет организации выявить отклонения и ошибки, которые можно своевременно исправить. То есть не привлекать излишнего внимания ФНС. А компании, подлежащие обязательному аудиту, могут получить аудиторское заключение по итогам года без оговорок.
3. В 93% случаев аудит находит не только скрытые риски, но и финансовые резервы, а значит, возможности не переплачивать и оптимизировать.
4. Некоторые аудиторские компании предоставляют своим клиентам расширенную страховку от налоговых претензий и юридическое сопровождение проверенного периода. То есть, если за проверенный период организации доначислят налоги, то штрафы и пени выплатит страховая компания.
Правда такая расширенная налоговая ответственность может быть не в классическом аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности, а только при наличии в договоре (техническом задании) процедур налогового аудита, когда комплексно анализируется и бухгалтерский, и налоговый учет организации.
Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.
То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.
Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2021 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.
Упомянутым нами Федеральным законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ установлен ряд критериев, из которых можно понять, подлежит ли ООО обязательному аудиту. Но под данную организационно-правовую структуру ведения бизнеса подпадают совсем немногие из них.
Согласно статье 5 этого ФЗ, подлежащие обязательному аудиту ООО в году, который идёт перед отчётным, имеют:
- Выручку от продаж (продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг) свыше 400 млн рублей (без НДС);
- Размер активов по бухгалтерскому балансу на конец года перевалил за 60 млн рублей.
При наличии таких фактов ООО подлежит обязательному аудиту. Он неизбежен, поскольку закон прямо обязывает его проводить.
Что будет, если не проводить обязательный аудит для ООО, когда в силу закона (см. выше) он необходим?
Дело в том, что действующими правовыми нормами не предусмотрены как таковые санкции за сам факт непроведения обязательного в силу закона аудита. Однако наказать могут за отсутствие аудиторского заключения. В основном за это предусмотрены санкции административного характера.
Так, ответственность ООО за непроведение обязательного аудита, а точнее, отсутствие заключения аудиторов по годовой отчетности, подпадает под:
- статью 19.7 КоАП РФ – когда в местное подразделение Росстата вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности вовремя не сдано либо вообще не сдано аудиторское заключение;
- часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ – за грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Такая организационно-правовая структура, как общество с ограниченной ответственностью – на сегодня самая популярная форма ведения бизнеса в России.
Обычно она подразумевает совсем небольшой уставный капитал и штат сотрудников. Однако бывает и ровно наоборот: это может быть крупная фирма с хорошими финансовыми оборотами.
Разумеется, и в первом, и во втором случае необходимо знать пр�� критерии обязательного аудита ООО в 2021 году.
Цели и задачи обязательного аудита
Главная цель обязательного аудита — это оценка достоверности и законности данных, представленных в отчетной бухгалтерской документации. Исходя из основной цели обязательного аудита, к его основополагающим задачам можно отнести:
- оценку общего уровня ведения бухгалтерской отчетности;
- оценку достоверности и законности данных, указанных в документах;
- помощь руководству организации путем определенных рекомендаций на основании найденных недочетов и нарушений;
- проверку соответствия налоговых платежей текущему государственному законодательству;
- оценку перспектив роста финансовых резервов организации (так называемый перспективный анализ).
Таким образом, проводя проверку, аудитор должен составить свое мнение о проверяемом предприятии по таким критериям, как общая приемлемость документации, ее обоснованность и законченность, правильность оценок, классификаций и разделений, а также аккуратность в процессе составления отчета и степень его раскрытости.