Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права ребенка в школе. Права учеников и их родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ребёнок обязан вести себя должным образом не только на уроке, но и на перемене. Это значит, что есть определённые правила, прописанные в школьном Уставе. Давайте рассмотрим, каких порядков ученик должен придерживаться в школе.
Учащимся запрещается:
1. Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.
2. Курение на территории школы.
3. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и на переменах..
4. Использовать непристойные выражения и жесты.
5. Допускать запугивания, издевательства, унижение личности, а также дискриминация по национальному или расовому признаку, имущественному положению, вероисповеданию и другим причинам — по отношению к любому человеку.
6. Выходить из школы в учебные часы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.
7. Опаздывать на занятия.
Обязанности школьника
Вторая группа имеет также большое значение, поскольку именно от понимания круга своих обязанностей ребенок или подросток-школьник осознает свою долю ответственности. Эту группу можно условно разделить на требования к общему поведению и обязанностям на занятиях. Требования к общему поведению школьника в учебном заведении:
- Соблюдать правила, установленные в учебном заведении.
- Своевременно посещать занятия по расписанию, в том числе приходить в образовательное учреждение заблаговременно (с учетом времени на гардероб, занятие рабочего места и подготовки принадлежностей к занятиям).
- В случае пропуска занятий в учебном заведении, школьник обязан предъявить классному руководителю справку из медицинского учреждения либо заявление родителей о причинах пропуска.
- Выполнять требования директора, учителей, других работников школы.
- Выполнять домашние задания, учиться добросовестно.
- Выглядеть опрятно.
- Принимать участие в уборке школьных классов, дежурству по школе, уборке пришкольной территории.
- Заботиться о своей безопасности и здоровье.
- Уважать право собственности учебного заведения, его сотрудников, других учащихся.
Правила поведения ученика на переменах
Поведение ученика на переменах:
- В то время, когда прозвенел звонок с урока, ребёнок обязан привести в порядок свое рабочее место и приготовиться к следующему уроку.
- На перемене ученик должен спокойно ходить по школе, а не бегать.
- Школьник обязан дружелюбно общаться со сверстниками (не драться и не ссориться).
- Со всеми работниками школы здороваться.
- Если ребёнок входит в помещение, а сзади находится учитель, ученик обязан пропустить старшего.
Учащийся имеет право:
1.1. На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь.
(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12-14,16,17, Конституция РФ, глава 2)
1.2. На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.
(Конвенция о правах ребенка, ст. 32)
1.3 . На развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.
(Конвенция о правах ребенка, ст. 28,29)
1.4. На защиту от применения методов физического и психического насилия (см. Приложение 1)
(Закон РФ «Об образовании, ст. 15 п.6)
1.5. На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
(Конвенция о правах ребенка, ст.28, Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.5 п.3, ст. 50 п. 7)
1.6. На дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 74, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п.49)
1.7. На обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный курс обучения.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.4)
1.8. На свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.16)
1.9. На выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другое), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).
(Закон РФ «Об образовании, ст. 10 п.1, ст. 50 п.2; Постановление Правительства Москвы от 29.09.07 г. № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования»)
1.10. На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.,19)
1.11. На получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)
Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 45, п.3; Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» п.п. 4, 5; Инструкция о платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Утверждена Приказом Минобразования РФ от 16.06.1998 г. № 1578)
1.12. На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)
1.13. На добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.
(Конвенция о правах ребенка, ст. 32 п.1; Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 50)
1.14. На получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)
1.15. На право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Конфиденциальность сообщения информации об оценке за письменные работы.
1.16. На объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)
1.17. На апелляцию по поводу объективности выставления оценки за письменную контрольную работу, если он не согласен с ней. Апелляция подается заместителю директора по учебно-воспитательной работе в течение двух дней, после объявления оценки.
1.18. На пользование школьным имуществом, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.
(пункты 1.15-1.18 приняты Советом школы)
1.19. На отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждений спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, психологу, директору школы, другим учителям, уполномоченному по правам участников образовательного процесса своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов.
Общие Правила Поведения Учащихся:
Поведение учащихся на уроке:
3.1. Не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых знаний.
(Конституция РФ, ст. 17 п. 3, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3)
3.2. Рекомендуется вставать при входе в класс учителя или любого взрослого, приветствуя их, при желании ответить или задать вопрос учителю – поднять руку.
3.3. Время перемены – личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим.
Во время перемен учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся.
(Конституция РФ, ст. 17 п.3)
2.26.Поведение учащихся в столовой:
— бережно относиться к имуществу столовой,
— во время приема пищи в столовой придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя,
— убирать за собой после принятия пищи, ставить на место стулья,
— не приходить в столовую в верхней одежде,
— не выносить пищу из столовой. Учащийся может принести с собой завтрак из дома, купить в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты.
3.5. Дежурные по школе (осуществляется учащимися 7-11 классов) обязаны:
— присутствовать на линейке, проводимой дежурным администратором и классным руководителем в 7 час. 55 мин.;
— проверят наличие сменной обуви у учащихся при входе в школу;
— помогать переодеваться младшим школьникам;
— следить за порядком в раздевалке, оказывать помощь в поддержании дисциплины на переменах;
— поддерживать чистоту на закрепленных за ними участках; по окончании уроков убрать мусор и сдать территорию дежурному администратору или классному руководителю.
Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащихся, даже если они нарушают правила поведения. При необходимости обращаются к дежурному администратору или классному руководителю.
3.6. Требования к внешнему виду учащихся:
— в школу учащиеся начальной школы приходят в школьной форме. (утверждено на методобъединении начальной школы)
— учащиеся 5-11 классов приходят в школу в одежде делового стиля. Мальчики – в костюмах (пиджак, рубашка с галстуком или водолазка). Девочки – юбка темного цвета, блузка или водолазка,
— недопустимо ношение одежды излишне открытой;
— не допустимы яркие, вызывающие элементы одежды, бижутерии,
— рекомендуется не применять излишнюю косметику, экстремальный цвет волос и не носить много украшений на занятиях,
— рекомендуется маникюр – классический, светлых, не вызывающих тонов,
— недопустимо ношение одежды, подчеркивающий принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению,
— в школе учащиеся должны ходить в сменной обуви,
— не допускается пребывание на уроках учащихся в спортивной одежде,
— не разрешается находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин..
ФГОС – это образовательные стандарты федерального государственного уровня, регламентирующие образовательный процесс во всех учебных заведениях страны, например, определяющие предметные области и входящие в них конкретные дисциплины. Пока в России действуют ФГОС второго поколения, но в 2019-ом году экс-министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что в 2022-ом году стандарты должны обновляться и полностью пересматриваться с учетом мировой практики.
Пока обновленные ФГОС не разработаны и не утверждены, но они будут продумываться по таким принципам:
- Конкретизация основ преподавания и усвоения материалов.
- Понятность, доступность образовательных программ не только для учащихся и преподавательского состава, но и для родителей школьников.
- Нацеленность на конкретизацию требований, предъявляемых к школьникам и к результатам их обучения.
- Организация единой для всех школ программы образовательного процесса, максимальная унификация и стандартизация существующих учебных программ.
- Определение круга обязанностей сотрудников школ, касающихся взаимодействия с учащимися и их родителями.
- Предложение единого перечня предметных областей и относящихся к ним дисциплин.
- Развитие внешкольных навыков у учащихся, а именно жизненных и личностных.
- Создание новых систем и рычагов анализа получаемых школьниками знаний.
- Обозначение и организация воспитательных норм и программ.
- Объявление предметных областей и предметов на каждый учебный год. Так, в 2022-2023 гг. будет одиннадцать или двенадцать дисциплин, входящих в шесть обязательных для всех учебных заведений предметных областей. Устанавливаются предметы и уровни их изучения: углубленный или базовый.
Чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры. В последнем случае отвечать придется даже не учителю, а школе: статья 1068 Гражданского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родителям расходы на лечение ребенка. Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же виновен будет учитель, поскольку он, как представитель школы, обязан предпринять все меры и не допустить причинение даже самого незначительного вреда здоровью учащихся. Согласно ст. 1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.
Любая неприятность, случившаяся в школе в часы учебного процесса, ложится на плечи руководства. И даже если ребята отпросились с уроков и на территории школы устроили потасовку, виноваты будут преподаватель и директор, а материально — школа.
Ребенка оскорбляет педагог
Учитель не имеет права оскорблять ребенка. Ни словесно, ни тем более действием, например, не пустив его на праздник или дойдя до рукоприкладства — это указано в ФЗ «Об образовании». В таких ситуациях сразу же обращайтесь к директору школы и на Горячую линию Минобрнауки, в том числе, оставьте и письменное заявление на сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф/обратная-связь/ форма). Соберите от других родителей заявления о недопустимом поведении учителя и требуйте замены преподавателя. До тех пор, пока родители не вмешались в ситуацию, ребенок имеет полное право не выслушивать оскорбления в свой адрес, а в вежливой форме попросить разрешения покинуть класс и обратиться к директору с жалобой. Неплохо, если ребенок запишет оскорбления на диктофон. Во‑ первых, родители поверят ребенку, что оскорбления имели место быть, а во-вторых, эта запись будет существенным аргументом в общении с директором школы. Запись не надо показывать педагогу, угрожая расправой, но следует обязательно обратиться к директору и требовать или выговор для такого педагога, или же его отстранения и замены. Имейте в виду, что ни видео-, ни аудиозапись не может быть доказательством в гражданском суде — потребуется голосовая экспертиза.
Объясните ребенку его права в школе, но также укажите, что на оскорбления педагога нельзя отвечать тем же, всегда надо быть вежливым и корректным.
Что запрещено ученикам в школе?
Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы. Школьнику запрещается:
- Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
- Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
- Пропускать уроки без уважительной причины.
- Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
- Курить на территории школы.
- Играть в азартные игры.
- Красть или брать без разрешения чужие вещи.
- Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
- Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.
Основные права ребенка в школе
Защита прав и свобод человека — основная обязанность государства
Особое внимание в данном вопросе уделяется детям, так как они самостоятельно не могут постоять за себя. Много времени несовершеннолетние граждане проводят в школах
Базовые права детей в учебном заведении закреплены в следующих нормативных актах:
- Конвенция ООН о правах человека.
- Конституция РФ.
- ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в России.
-
Устав школы.
Согласно российскому законодательству в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка. У него есть спектр обязанностей. Во-первых, профилактика нарушения прав. Во-вторых, проведение мероприятий по просвещению учеников и их родителей. В-третьих, рассмотрение жалоб учащихся. На практике такой специалист есть не всегда.
Объединяя все вышеуказанные законы и подзаконные акты, можно выделить следующие права ребенка в школе:
- Выбор учебного заведения с возможностью перехода из одной школы в другую по желанию ученика или родителей.
- Различные образовательные программы, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
- Бесплатный доступ к школьной библиотеке.
- Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний.
- Безопасная среда — оборудованные классы, поддержание комфортной температуры и так далее.
- Добровольное посещение дополнительных секций и кружков на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.
Часть вышеописанных прав далее рассмотрим подробнее. Но прежде стоит упомянуть и о ряде иных возможностей, закрепленных Конституцией:
- бесплатная медицинская помощь в период нахождения на территории школы;
- выбор вероисповедания, выражения своих убеждений;
- доступ к информации об уровне знаний и подготовке;
- гендерное равенство;
- неприкосновенность частной собственности.
Для детей с ограниченными возможностями должны организовываться специальные приспособления, дающие им возможность в равной степени с другими детьми получать образование.
Важно знать! Одна из гарантий государства — бесплатное общее образование. При желании молодые люди вправе на конкурсной основе поступить в среднее профессиональное или высшее учебное заведение.
Были бы дети, а форма найдется
Этот законопроект молниеносно внесли в Госдуму, и ее спикер Вячеслав Володин бодро рапортовал о готовности принять его до конца 2022 года. «У нас практически все депутаты это поддержали», — заявил Володин.
Действительно, чего тянуть? Ведь трехлетний срок действия предварительного национального стандарта на школьную форму, утвержденный Росстандартом, истекает 1 января 2023 года. Во что теперь оденут наших детей?
Если форма будет единой для всех, надо, чтобы она в первую очередь объединяла. А что нас может сейчас лучше объединить, кроме флага? Посему насчет формы уже ходят предположения. Например, сделать ее под цвет российского триколора: белая блузка и сине-красная юбка у девочек. А мальчиков, например, можно одеть в белые рубашки, синие брюки и красные пиджаки. Спецоперация, правда, может наложить свой отпечаток, посему надо быть готовым к военной форме. Или камуфляжной с буквой Z. Ну, а какие еще варианты? Правда, подчеркивая строгость и важность момента, можно и в черное нарядиться. Белые рубашки, конечно, можно добавить для торжественности. Так, например одели детей 1 сентября в модной гламурной коммерческой школе «Летово». Ну чисто офис банка, не отличить.
Сейчас в школах пока что царит демократия: кто хочет, вводит форму, кто не хочет — разрешает свободную форму одежды.
Ефим Рачевский, директор директор школы № 548 «Царицыно», народный учитель России: «Пока не готов комментировать вопрос формы, потому что не знаю, каким будет решение региональных властей. На сегодня форма у школьников в нашем образовательном комплексе есть, но этим занимается родительское сообщество, у меня много других проблем, связанных с учебой. Знаю, что есть определенный значок на груди, у девочек – запрет на прозрачную одежду, у мальчиков – запрет на малиновые брюки и пиджаки».
Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, директор Центра образования № 109 (Москва): «Нам пока не поступала информация о какой-либо обязательной форме. Сейчас форму для наших школьников закупает родительский комитет. Форма у нас есть, это жилетка со значком в виде папируса. Школьники наши им очень гордятся, потому что логотип школы разрабатывали сами. Низ -джинсы у мальчиков и юбка у девочек».
В департаменте образования Москвы по поводу формы московских школьников нам не смогли дать никаких пояснений: «Все пока находится на стадии разработки». Не развеяли завесу тайн по поволу школьной формы и в комитете по образованию Мосгордумы. «Все в стадии обсуждения, финансирование проекта тоже пока не понятно. Но решать все будет субъект, то есть Москва», — пояснили нам в комитете.
Что ждет школы в 2022-2023 году, прогнозы экспертов
В рамках стратегии воспитания до 2025 года во всех учебных заведениях страны появятся новые воспитательные программы. Если раньше подобные мероприятия носили формальный характер, то теперь в программах учебных заведений должны быть чётко прописаны конкретные мероприятия:
- Социальные проекты
- Дискуссионные площадки
- Спортивные праздники
- Игры
- Тренинги
- Походы в театр
- Консультации родителей
- Работа психологов
- Развитие патриотических сообществ
- Интеллектуальные форумы.
- «Зачёт» в школьных аттестатах
Минпросвещения утвердило новый порядок заполнения аттестатов, в котором некоторые предметы можно оценивать отметкой «Зачтено»:
- Изобразительное искусство
- Физическая культура
- Музыка.
Требования повысить качество обучения от Роспотребнадзора
- Занятия должны начинаться не раньше 8 часов утра
- Нулевые уроки и три смены запрещены
- Занятия во второй смены заканчиваются до 19:00
- Продолжительность перемен между уроками — не меньше 10 минут
- После 2 или 3 урока должна быть большая перемена на 20-30 минут
- Профильное обучение в старших классах не должно приводить к увеличению нагрузки
- Применение электронных средств обучения — не дольше 35 минут
- Мобильные телефоны запрещено применять в обучении из-за небольшого экрана
- Сухой паёк разрешён только в поездках и мероприятиях
- В школах появятся вендиновые автоматы со здоровой пищей
- В список обязательных предметов по сдаче ЕГЭ для 11-классников сократился – из него вычеркнули английский.
- Обязательными предметами останется русский язык и математика.
Эпидемиологические правила
Антиковидные правила и требования могут быть продлены вплоть до 2023 года. В конце осени с подобным предложением выступил Роспотребнадзор (проект опубликован на портале правовой информации).
Основные правила:
- Регулярное измерение температуры
- Требования к работе общеобразовательных учреждений, игровых комнат в ТЦ, центров дополнительного образования
- Запрещены массовые мероприятия
- Занятия у школьников проводятся в одном и том же кабинете.
Права и обязанности школьника в России
В любом учреждении имеется черта, через которую нельзя переступать ни при каких обстоятельствах работникам. Учебных заведений это касается в первую очередь, так как учителя работают с подрастающим поколением, которое именно в школьных стенах должно научиться тому, как стать самостоятельной ответственной личностью.
- Классный руководитель не имеет право на унижение и оскорбление школьника.
- Недопустимо использовать в качестве наказания за проступки отметки в журнале.
- Нельзя нарушать слово, данное ребенку, ведь мы же должны воспитать честных граждан нашей страны.
- Злоупотреблять доверием ребенка также не пристало учителю.
- Нельзя использовать семью в качестве средства наказания.
- Не только для классных руководителей, но и для всех учителей не совсем красиво и правильно обсуждать за спиной своих коллег, подрывая тем самым авторитет коллектива учителей.
Кроме своих непосредственных обязанностей, как учителя, классный руководитель еще должен выполнять ряд обязанностей:
- Следить, чтобы соблюдались права и обязанности ученика его класса.
- Постоянно контролировать успеваемость в своем подопечном классе и общую динамику его развития.
- На контроле держать успеваемость своих воспитанников, следить, чтобы учащиеся не допускали пропусков без уважительной причины.
- Контролировать успеваемость не только на уровне всего класса, но и отмечать успехи и неудачи каждого ребенка, чтобы можно было вовремя оказать необходимую помощь.
- Обязательно привлекать учащихся своего класса к участию не только классных мероприятий, но и общешкольных.
- Начав работать в классе, обязательно изучать не только детей, но и особенности их жизни, условия в семье.
- Подмечать любые отклонения в поведении и развитии ребенка, чтобы вовремя была оказана психологическая помощь. Если ситуация достаточно сложная, то надо поставить в известность администрацию учебного заведения.
- Любой ученик может подойти к классному руководителю со своей проблемой, и он должен быть уверен, что беседа останется между ними.
- Проводить работу с родителями своих учеников, ставить их в известность обо всех проступках, успехах и неудачах и совместно искать пути решения возникших проблем.
- Тщательно и своевременно заполнять всю необходимую документацию: журналы, личные дела, дневники учащихся, карты изучения личности и другую.
- Следить за сохранностью здоровья детей, укреплять его, вовлекая учеников в работу спортивных секций.
- В обязанности классных руководителей входит организация дежурства своего класса по школе и столовой.
- Своевременно вести работу по выявлению детей из неблагополучных семей, попадающих в «группу риска» и вести с ними и их семьями индивидуальную воспитательную работу.
- Если в классе имеются уже дети из «группы риска», то необходимо осуществлять постоянный контроль за посещением, успеваемостью и поведением.
- Профориентация
- Школьникам
- Взрослым
- Список профессий
- Рейтинг профессий
- Тесты
- FAQ
- Книги
- Статьи
- Задать вопрос эксперту
Все дети имеют право на бесплатное образование. После получения начальной базы знаний, которая является обязательной для изучения, юноша или девушка может на конкурсной основе продолжить учебу в вузе.
В перечень прав школьников, касающихся непосредственно процесса обучения, входит:
- возможность выбора школы и свободный перевод из одного учебного заведения в другое по волеизъявлению ученика и родителей;
- различные формы получения образования: в учебном заведении или дома (например, семейное обучение или самообразование по индивидуальной программе);
- безвозмездное пользование школьной библиотекой;
- помощь педагогов в процессе обучения;
- проведение уроков в комфортных условиях, обеспечивающих безопасность учащихся и педагогов;
- добровольное посещение после плановых школьных уроков дополнительных занятий, приобретение полезных навыков и развитие своих способностей в кружках, секциях.
Публичные выяснения отношений учителя с учеником недопустимы. Статья 3 Конвенции о правах детей, которая обязывает наилучшим образом обеспечивать интересы подрастающего поколения. А линчевание в присутствии других детей противоречит праву учащихся на уважении их человеческого достоинства (пп. 9 п. 1 ст. 34 закона N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).
Учителю позволено обсудить проблему с учеником и с его разрешения вынести предмет спора на обсуждение с другими учащимися. Разговоры на повышенных тонах, чрезмерные наказания, шантаж и психологическое насилие могут вызвать нервный срыв у ребенка с неокрепшей психикой.
Пункт 3 статьи 43 Закона об образовании в России запрещает физическое или психическое насилие над учениками, несмотря на их плохое поведение. Серьезные физические последствия в результате действия учителя встречаются крайне редко, но если такое случилось, нужно зафиксировать этот факт.
Ученик отчисляется из школы за плохую успеваемость в таких ситуациях.
- Когда ученик, не осиливший на почве неуспеваемости (постоянное оставление на второй год и тому подобное) программу девяти классов до момента совершеннолетия. На основании части пятой стать 19 Закона России «Об образовании» максимальный возраст учеников для освоения программы основного общего образования в школе на очной форме обучения – именно 18 лет.
- Если обучающийся в 10 или 11 классе постоянно не справляется с предметами. Подробности относительно такой неуспеваемости прописаны в уставе учреждения. Этот же документ регламентирует ответственность (кроме исключения) за халатное отношение к обучению.
Отмечая право учащихся на свободное выражение своих убеждений и уважительное отношение необходимо заметить, что у обучаемых есть и обязанности. В частности, обязанность соблюдать установленные правила поведения, а учитель имеет право потребовать их соблюдения. То есть, уважение должно быть взаимным в целях достижения результат образования и получения определенного уровня знаний.
Также в настоящее время допускается семейное образование или домашнее образование, самообразование. В этом случае допускается прохождение экстерном итоговой аттестации в организации, имеющей лицензию по аккредитованной программе. При получении основного общего и среднего общего образования пройти аттестацию можно бесплатно.
Обучающиеся имеют право на участие в общественных организациях (например, студенческие отряды), но принуждение их к участию в них не допускается.
Финансируемые из государственного или муниципального бюджета образовательные организации предоставляют обучающимся стипендии, жилые помещения. В установленных случаях предоставляются иные меры соцподдержки: транспортное обеспечение, питание и т.д.
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определяет общие государственные принципы, связанные с образовательной системой:
- образование считается приоритетным направлением;
- каждый имеет право на получение образования;
- дискриминация в данной сфере не допускается, то есть каждый обладает равными правами, независимо от таких факторов, как религия, национальность, пол и так далее;
- обязанность соблюдения прав и свобод граждан в образовательном процессе;
- равные условия для всех регионов с учётом национальных особенностей;
- направление на интеграцию образовательной системы России с мировыми;
- светский характер системы;
- нацеленность системы на учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, при условии соблюдения общих стандартов;
- автономия образовательных учреждений;
- обеспечение прав как учеников и их представителей, так и педагогов;
- обеспечение конкуренции.
Образование работает при совместном участии частных и государственных элементов. Это дополнительно увеличивает конкуренцию в данной сфере.
Права определяются на основании школьных уставов, которые должны соответствовать федеральному законодательству. На данный момент, ознакомиться с уставом конкретного образовательного учреждения можно на его сайте.
Так, к основным правам учеников относят:
- свободное выражение собственных взглядов и мнения;
- права на уважение достоинства;
- защита от какого-либо насилия, в том числе физического и психологического;
- получение школьного образования бесплатно. При этом оно должно соответствовать действующим государственным стандартам;
- развитие личных качеств, связанных со спортом или творчеством;
- возможность принимать участие в заседаниях школьных советов или иных управленческих мероприятиях;
- право на обращение к руководству для решения основных конфликтов;
- получение школьных оценок только на основании учебной деятельности. Исключается влияние личного мнения учителя, поведения ученика и иных обстоятельств;
- получение дополнительных образовательных услуг на коммерческой основе;
- уведомление о проведении контрольных и аттестационных проверок заблаговременно;
- перенос срока проведения проверочной работы при наличии медицинских оснований, например, если имеется длительный пропуск уроков по причине болезни;
- донесение сведений об оценках и их обоснованности;
- режим отдыха, соответствующий государственным требованиям;
- участие в дополнительных мероприятиях, таких как культурная жизнь школы и проведение социальных событий;
- право на выражение своего мнения и быть выслушанным;
- получение льгот, предусмотренных законодательством;
- перевод в иное образовательное учреждение соответствующего уровня.
Данные права считаются общими, то есть они выражают основные цели и направления государства в сфере школьного образования.
Каждый ученик имеет определённый перечень прав и свобод при обучении в школе. Помимо общих, например, свободу слова и выражения мнения, лица имеют и специальные, такие как право на выбор формы обучения или участие в общественной жизни образовательного учреждения. Всё это содержится в школьных уставах, которые не должны противоречить федеральному законодательству.
В чем можно ходить в школу в России в 2022 году
В Российской Федерации родители школьников все чаще сталкиваются с ситуацией, когда в образовательном учреждении буквально навязывают форму определенного поставщика. Но законно ли такое требование и в чем вообще можно ходить в школу, рассказали эксперты.
Единой школьной формы, как это было, например, при советской власти, в российских школах нет. Главным критерием остается деловой стиль одежды учеников и ее светский характер. Так, ребятам запрещается носить одежду с надписями, блестками, глубокими декольте, символикой. Одежда может дополняться бантами, галстуками и эмблемами.
Согласно закону «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, каждая школа вправе самостоятельно устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения.
Школа может требовать от ученика, чтобы «костюмчик сидел», только при наличии соответствующего локального акта (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). К примеру, он может называться «О школьной форме и внешнем виде обучающихся», где конкретизируется цвет, фасон и вид одежды учеников.
Другое дело, что приниматься этот акт должен с учетом мнения учеников и их родителей. Согласно постановлению правительства от 14 октября 2013 года № 429-п, общий вид одежды школьников, ее цвет, фасон определяются органом административно-общественного управления в школе. Это совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет.
Иными словами, когда школа вводит форму, первым делом необходимо провести опрос среди родителей и детей. Далее школа может устроить дефиле или показ от нескольких производителей с разной ценовой категорией. Итоговое решение принимается на общем собрании с учетом мнения родителей, обучающихся и педагогов.
Вывод: любая школа вправе ввести обязательную школьную форму. Требования к одежде учеников должны быть прописаны в локальном школьном акте. Чтобы его принять, администрация школы должна обсудить этот вопрос с учащимися и их родителями.
Кто имеет право на обучение
Получение образования осуществляется в интересах человека, общества и государства. Если учёба будет платной, не каждый взрослый сможет дать своему ребёнку не только среднее, но и начальное образование. Именно потому что обучение бесплатно, все дети могут спокойно учиться в государственном учреждении.
Что такое начальная школа? Дети идут в первый класс для получения знаний. Перед тем как учить ребёнка разным наукам, учителя обязаны разъяснить школьникам все права, обязанности и правила поведения в образовательном учреждении. Для начала давайте разберёмся, кто же имеет право на получение среднего образования. Только российские граждане или нет?
В Конституции РФ в статье 43 сказано: каждый человек имеет право на образование. Независимо от возраста, нации, религиозного воспитания или пола, любой индивидуум, проживающий в России, обязан учиться и получить среднее образование. Если человек не владеет русским языком, он не сможет участвовать в учебном процессе.
Согласно ч. 4. ст. 43, каждый человек обязан освоить общую школьную программу. После того как ребёнок получил среднее образование, он имеет право поступать в высшее учебное заведение на конкурсной основе для того, чтобы получить профессию. Образование направляется на развитие личности каждого человека. По окончании учёбы каждый ученик должен иметь знания в определенном объеме. Каждый ребёнок обязан перед выпуском из школы сдать экзамены, которые оценивают его знания. Только потом выдаётся аттестат, служащий основанием для поступления в вуз.
Важно! Право на образование в России имеет только гражданин нашей страны.
Цифровизация и дистанционное обучение
Минпросвещения России приняло постановление, в соответствии с которым 1 сентября начинается эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в российских школах. Какая пояснил министр просвещения Сергей Кравцов:
Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны.
Школы должны обеспечить высокоскоростным интернетом и компьютерной техникой. Процесс обучения сделать максимально интерактивным. Участниками эксперимента по внедрению цифровой среды стали 14 регионов — Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтайский и Пермский края. Эксперимент продлится до конца 2022 года.
Параллельно планируется развивать дистанционное обучение, которое снова запустят, если потребуется. Разработаны специальные программы для проведения онлайн-уроков и уточнены полномочия по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.