Порядок формирования и выплат накопительной пенсии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок формирования и выплат накопительной пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ваша накопительная пенсия формируется с 2003 года или позже – в зависимости от того, когда началась ваша карьера. До 2002 года пенсионная система в России была устроена так: работодатели уплачивали за своих сотрудников так называемые страховые взносы, за счет которых формировались страховые пенсии. Их размер никак не зависел от зарплаты работника – только от его стажа. Начиная с 2002 года пенсии были разделены на три части: фиксированную (базовую), страховую и накопительную.

Откуда взялась накопительная пенсия?

Накопительная пенсия – это важная составляющая вашей будущей пенсии, которая формируется на индивидуальном пенсионном счете гражданина за счет двух источников:

  • взносов работодателя по ставке 6% от начисленной зарплаты (начислялись до 2014 года);
  • дохода от инвестирования накоплений вашим страховщиком.

Размер средств пенсионных накоплений

Он зависит от двух факторов:

  • Количества средств на счету
  • Выбранного режима выплат

Размер накопительного счета – вещь глубоко индивидуальная, поэтому обсуждать его мы не будем. Что касается режимов, то их предусмотрено три:

  • Единовременная выплата
  • Срочная выплата
  • Бессрочная выплата

Единовременная выплата возможно лишь при определенных условиях:

  • Если гражданину не положена страховая пенсия из-за недостатка стажа работы или баллов ИПК
  • Если сумма на счету слишком маленькая (менее 5% от установленной)
  • При наличии некоторых обстоятельств (в случае получения инвалидности это можно сделать даже раньше, чем наступит пенсионный возраст)

Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?

Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.

Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.

Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.

Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.

Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.

Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году: таблица и график социальных выплат пенсионерам

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Возможности самостоятельного формирования альтернативных источников пенсионного обеспечения

Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.

В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.

Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.

В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.

Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.

Читайте также:  Вступление в наследство на квартиру

Как оформить выплаты накопительной части сейчас

Не все граждане имеют право получить накопительную часть выплаты. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Это могут быть мужчины с 1953 года рождения и женщины с 1957, у которых сформированы накопления. При этом они должны быть пенсионерами на момент подачи заявления. За работников более старшего возраста все взносы работодателями направлялись только на накопление страховой части.
  2. Правом на единовременную выплату обладают пенсионеры, получающие обеспечение по старости. Те, кому выплачивается пенсия по инвалидности или потере кормильца, смогут оформить выплату только при достижении ими пенсионного возраста, установленного законодательством.
  3. Единовременная выплата может быть назначена гражданину в том случае, если накопления составляют не более пяти процентов от выдаваемой страховой пенсионной выплаты.

Те граждане, которые являлись участниками государственной программы софинансирования, имею право выбора:

  • они могут получить накопительную часть пенсии;
  • срочную выплату, ее период получения определяется гражданином самостоятельно, но он должен быть не менее 10 лет.

За выплатой накопительной части необходимо обращаться именно в ту организацию, в которую подавалось заявление о формировании накоплений. При подаче обращения необходимо собрать пакет бумаг, в который входят:

  • паспорт заявителя;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • документ, выданный Пенсионным фондом, подтверждающий назначение пенсионного обеспечения;
  • банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

Документы могут быть поданы как лично гражданином, так и представителем по доверенности. Заявитель также может обратиться в МФЦ или направить бумаги почтой.

Формула расчета единовременной выплаты

На основании статьи 7 ФЗ № 424 срочная накопительная выплата может быть рассчитана гражданам, которые направили на формирование средства материнского капитала, взносы по программе софинансирования и дополнительные взносы от самого гражданина.

Размер срочной выплаты рассчитывается с учетом общих сумм, которые разделяются на планируемый период выплат. На основании норм законодательства этот период не может быть меньше 10 лет.

Все расчеты производятся с использованием следующей формулы

НП = ПН (собранная сумма) /Т (месяцы)

Величина срочной выплаты изменяется ежегодно 1 августа за счет новых взносов.

Таки образом, накопительная часть пенсии – это возможность граждан увеличить свой доход после выхода на заслуженный отдых.

Что можно сделать, чтобы увеличить накопления

Некоторое время назад увеличить сумму персональных накоплений к пенсии можно было несколькими способами. Один из них — программа софинансирования. С ее помощью взнос вкладчика вдвое увеличивался государством. Размер вкладов ограничивался суммами от 2 до 12 тыс. рублей в год. В 2020 году схема продолжает работать, но только для тех, кто успел стать участником программы до конца 2015 г.

Гражданам оставили единственную возможность увеличить пенсионный капитал. Это заключение договора с одним из НПФ. Большинство НПФ предлагают разработку индивидуального пенсионного плана. Смысл заключается в том, что вкладчик ежемесячно отчисляет определенную сумму, продолжает так поступать в течение нескольких лет. Негосударственный фонд использует средства для инвестиций в доходные финансовые инструменты. Когда срок договора закончится, на персональном счете вкладчика соберется определенная сумма, которую можно тратить по усмотрению. Доход можно получить весь целиком или договориться о регулярных выплатах в уменьшенных суммах, чтобы получать стабильный доход в течение нескольких лет, а иногда и пожизненно.

СПРАВКА! Пенсионные накопления, на которые гражданин делает взносы добровольно, сопровождаются налоговым вычетом 13% от суммы. Скидка действует для сумм размером менее 15,6 тыс. рублей в год.

Чтобы увеличить сумму будущей пенсии, нужно внимательно выбирать управляющую компанию или негосударственный фонд. Если текущий выбор не устраивает, раз в год разрешается сменить фонд. Чересчур долго перебирать фонды не рекомендуется, поскольку при переходе из одного в другой чаще, чем 1 раз в 5 лет, доход от инвестиций теряется. Каждые 5 лет в фондах сохраняется полученная прибыль, после чего можно по необходимости перевести свой капитал другому фонду.

ВАЖНО! Детальная информация о компаниях, которым не страшно доверить хранение и приумножение капитала, есть на сайте ЦБ РФ. Здесь же перечислены компании, у которых отозвана лицензия.

При выборе НПФ нужно отталкиваться от значимых критериев: наличия лицензии ЦБ России, рейтингов независимых агентств. Дополнительно не помешает изучить в открытых источниках результаты инвестирования в выбранной компании за 5 последних лет. Долгосрочная перспектива – то, что ожидает деньги вкладчика, поэтому работу пенсионных фондов нужно рассматривать с точки зрения длительных взаимовыгодных отношений, стабильных результатов.

При выборе между государственными и частными пенсионными фондами следует оценить преимущества и недостатки каждого варианта. Негосударственные фонды быстрее и легче подстраиваются под изменчивые условия экономики. Преимущество ПФР заключается в свободе выбора управляющей компании.

Пенсионные накопления — порой единственный источник дохода для пожилых людей. Правильный выбор в пользу системы социального страхования гарантирует стабильный доход в старости.

Страховая и накопительная части пенсии

Пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. Но в чем между ними разница (а она существенная), многие не понимают. Хотя этим вопросом уже сейчас должны задаваться не только люди старшего возраста, но и молодежь, которая стремится заложить надежный фундамент своего будущего. По большому счету, эта тема актуальна для любого человека. Поэтому есть смысл разобраться, как начисляют страховую и накопительную части и чем отличаются между собой два варианта.

Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году: таблица и график социальных выплат пенсионерам

Вариант пенсионных накоплений № 1.

У большинства граждан накопления формируются исключительно в части страховой пенсии – этот механизм Пенсионный фонд РФ предлагает как основной и сам собой разумеющийся. За теми, кто пошел по данному пути, закрепилось неофициальное наименование «молчуны». Эти люди никогда не заявляли о своем намерении самостоятельно выбрать вариант обязательного страхования или переходили в негосударственный фонд, но позже возвращались к прежнему способу формирования пенсии.

Вспомните, подписывали вы когда-нибудь заявление или договор о перечислении накоплений в НПФ? Если нет, то ваши взносы в размере 16 % с индивидуальной части участвуют в формировании только страховой пенсии. Такой вариант управления страховыми средствами предусматривает перевод всех взносов в индивидуальные коэффициенты – по-другому «пенсионные баллы». Каждый застрахованный имеет собственный запас накопленных баллов. Проверить их можно по лицевому счету гражданина.

Добровольные накопительные взносы в Пенсионный фонд РФ

В пенсионной системе РФ предусмотрена возможность добровольных отчислений в счет будущих пенсий россиян. Они осуществляются по личной инициативе граждан из их собственных средств, но могут софинансироваться работодателями или государством. Граждане старше 1967 года рождения имеют право исключительно на участие в добровольной системе, в которой могут копить себе на пенсию в рамках действующей государственной программы по софинансированию. Данная программа действует в России с 2008 года. Ее участниками стали граждане, которые подали заявление о вступлении в пенсионный фонд до 31.12.2014 года и успели сделать первый взнос до 31.12.2015 года. Участники программы должны ежегодно производить взносы в счет своих накоплений в размере от 2000 до 12 000 рублей. При этом на их пенсионные счета поступает сумма в два раза больше их отчислений, так как она софинансируется из федерального бюджета.

Помимо государственной программы по увеличению своей будущей пенсии россияне, не попавшие по возрасту под пенсионную реформу в 2002 году, имеют возможность увеличить свои накопления в ПФР за счет средств материнского капитала. Для этого необходимо материнский сертификат, полученный за рождение второго ребенка, использовать для пополнения накопительной пенсии матери.

Мораторий

В соответствии с законодательством Российской Федерации* в течение 2014-2024 годов пенсионные накопления пополняться за счет новых взносов на обязательное пенсионное страхование не будут. Средства страховых взносов в полном объеме (22%) направляются на финансирование страховой пенсии.

Будет ли в будущем система с накоплением?

Нормы законодательства предполагают корректировку размера накопительной пенсии для её получателей, продолжающих трудовую деятельность.

Такая корректировка происходит ежегодно 1 августа на основании следующего:

  • доходов, получаемых от инвестиций средств;
  • добровольных взносов на накопительную пенсию;
  • страховых взносов от работодателя.

Однако в 2014 году Правительством РФ в качестве антикризисных мер был введён мораторий (заморозку) на формирование накопительных пенсий, действующий и на сегодняшний день.

Принятие моратория означает следующее:

  1. часть страховых взносов, которую раньше можно было перевести в НПФ или УК (управляющую компанию) и получать доходы, переводятся в бюджет ПФР;
  2. средства, поступающие в Пенсионный фонд, используются исключительно для выплаты страховых пенсий.

Что такое накопительная часть пенсии

Накопительная часть станет прибавкой к остальным пенсионным выплатам. Начиная с 2002 г., фонд формировался на персонализированном лицевом счете из страховых взносов, которые регулярно перечислялись работодателем (6%). В 2014 г. государство заморозило накопительные фонды, и взносы стали перечисляться в страховую пенсию. Мораторий объявлен до окончания 2022 г. Деньги, которые успели собраться на счету до заморозки, можно будет получить в качестве прибавки к страховой пенсии.

Увеличение накопительной пенсии возможно за счет прибыли по удачным инвестициям. С такими накоплениями работают государственный и негосударственные ПФ. Страховщики инвестируют доверенные деньги в облигации, акции. За счет дохода, полученного от инвестиций, увеличивается сумма будущей накопительной части пенсионного капитала.

Увеличить собственную будущую пенсию разрешено следующим образом:

  1. Вносить средства по госпрограмме софинансирования пенсии. Данная программа доступна для тех, кто стал участником до 2015 г. Вкладчики делают взносы, а государство удваивает сумму. Лимит по взносам от 2 до 12 тыс. рублей.
  2. Вложить в будущую пенсию свой материнский капитал.

Для россиян после пенсионной реформы 2013 года изменилась структура пенсии: в результате часть трудовой пенсии перешла в отдельный вид – накопительную.

Справка. Правовой основой, регулирующей все действия с накопительной частью пенсии, является Федеральный закон от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Все учреждения, работающие с накопительной пенсией, неукоснительно подчиняются данному нормативно-правовому акту.

Таким образом, по достижении пенсионного возраста человек получает две пенсии:

  1. Страховую, которая выплачивается Пенсионным Фондом РФ при наличии трудового стажа (при его отсутствии государством начисляется социальная выплата).
  2. Накопительную, которая формируется на индивидуальном лицевом счёте из взносов работодателя, добровольных взносов застрахованного лица, доходов от инвестирования, средств материнского капитала, а также других источников).

Между ними есть существенная разница.

Ключевыми отличиями накопительной пенсии от страховой является следующее:

  • не индексируется в зависимости от инфляции;
  • не зависит от трудового стажа;
  • может наследоваться;
  • даёт возможность увеличить свой доход за счёт инвестирования в Негосударственный пенсионный фонд.

Предусмотрен определенный порядок распределения поступающих сумм.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *