Приватизация: что это такое и с какой целью стоит участвовать в ней

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация: что это такое и с какой целью стоит участвовать в ней». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.

Приватизировать квартиру или нет: советы юристов

Когда бесплатная приватизация только началась, она была срочной (до 2004 года). Многие люди приватизировали квартиры «на всякий случай», опасаясь, что позднее будет возможен только их выкуп по рыночной стоимости. Но срок бесплатной приватизации продлевался несколько раз, и, наконец, в 2017 году его отменили совсем (ФЗ № 14).

Это означает, что, прожив определенное количество лет в муниципальном жилье, наниматели могут переоформить его в свою собственность бесплатно, и выкупать квартиры не придется. На сегодняшний день приватизировано почти 80% муниципального жилья в России. Это подавляющее большинство, но все же 20% жильцов, которые еще не приняли решение – это миллионы людей. Для них и предназначены нижеследующие советы.

Приватизация — это процесс перехода собственности от государства в частные руки. Этот термин стал широко использоваться в России в 90-е годы прошлого века, когда начался активный процесс приватизации, как объектов промышленности, так и жилья.

В настоящее время еще не все жилые объекты недвижимости перешли из рук государства и муниципалитета в частные. Можно отметить важное свойство приватизации — безвозмездность. Государство передает гражданам право собственности на жилье совершенно бесплатно.

В качестве недвижимости рассматриваются следующие объекты:

  • квартиры;
  • частные дома;
  • участки земли;
  • гаражи и машиноместа;
  • дачи и другие постройки.

Среди этих категорий объектов недвижимости до сих пор есть такие, что по закону принадлежат государству, но гражданин пользуется ими на правах аренды, пожизненного или другого срока пользования. Для того, чтобы совершить любую операцию по отчуждению собственности, нужно стать ее владельцем по закону.

Все ли жилье и землю можно приватизировать

Условием для приватизации жилья являются следующие:

  1. Оформленный договор социального найма.
  2. Наличие постоянной регистрации на этой жилплощади.
  3. Граждане ранее не участвовали в проведении приватизации.
  4. Имеется согласие всех проживающих в этой квартире.

В большинстве случаев проведение приватизации происходит по первому требованию. Однако есть ситуации, когда такую процедуру производить запрещено. Это происходит:

  1. Когда жильё признано аварийным.
  2. Если рассматривается проживание в общежитии.
  3. Для тех, кто живёт в военных городках закрытого типа.
  4. Квартиры или частные дома, которые относятся к разряду служебных.
  5. Жильё, которое относится к ведению органов социальной защиты населения.
  6. Квартиры, предоставляемые сиротам после достижения совершеннолетия, запрещено приватизировать на протяжении пяти лет после получения.
  7. Если квартира незаконно перепланирована. Это можно изменить, если официально получить разрешение на перепланировку, или вернув её к прежнему виду, которое соответствует существующим документам.
  8. Хотя формально такого запрета нет, но на практике редко разрешают приватизировать квартиры, которые признаны памятниками архитектуры.

Те, кто планирует осуществить рассматриваемую процедуру, должны быть уверены, что квартира не относится ни к одной из перечисленных категорий.

Военные и приватизация

Зачем приватизировать квартиру, полученную от министерства обороны страны? Чтобы у семьи или военного было свое жилье, которым он может распоряжаться по своему усмотрению. Это довольно частое явление.

Обычная приватизация зачастую проходит без осложнений. Но если речь идет о квартирах для военных, придется подготовиться к решительным действиям. Имущество от Министерства Обороны приватизировать бывает не так просто.

Основная проблема заключается в том, что у таких квартир обычно нет то собственника, то управляющей компании. В некоторых случаях у жилья отсутствует технический или кадастровый паспорт. Все это приводит к невозможности приватизации. Но все это не является поводом для отчаяния.

Почему надо приватизировать квартиру через суд? Чтобы отстоять свои законные права на реализацию поставленной задачи. С гражданскими лицами приватизация через суд почти не встречается.

Читайте также:  С какими болезнями не берут при мобилизации и как подтвердить отсрочку?

Кто и что может приватизировать

В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

У кого есть право Что могут приватизировать
Граждане и индивидуальные предприниматели Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости
Юридические лица Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость
Федеральные и муниципальные объединения Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

👨 Кто и что может приватизировать

В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

У кого есть право Что могут приватизировать
Граждане и индивидуальные предприниматели Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости
Юридические лица Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость
Федеральные и муниципальные объединения Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

Проблемы проведения приватизации.

При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

Результаты приватизации в России 1990-х.

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (Табл. 3 и 4). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю «внутризаводских» акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие «внешние» пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых «правил политической игры».

Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Годы
1995 1998 2000 2004
Всего, тыс. 1946 2727 3106 4150
в т. ч. по формам собственности, %
– государственная и муниципальная 25,5 11,9 11,2 19,8
– частная 62,5 73,9 74,4 78,0
– прочие 12,0 14,2 14,4 12,2
Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник / Росстат. М.: 2004. С. 331.
Читайте также:  Как законно уволиться без отработки?

Регламентирование приватизации закреплено на правительственном уровне. Юридические вопросы находят свое отражение в Жилищном, Гражданском, Земельном, Налоговом и иных кодексах. Приватизация описывается в постановлениях и актах Правительства России, а также в Указах Президента РФ.

Чем регулируется приватизация:

  • Федеральный закон № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001 – определяет вопросы приватизации федерального и муниципального имущества, порядок, стоимость и нюансы процедуры;
  • Указ Президента РФ В.В. Путина от 24.02.2017 – признание приватизации жилья бессрочной;
  • Постановления Правительства РФ № 584 и 585 от 12.08.2002 (редакция за 18.07.2016) – утверждают порядок проведения аукционов и торгов государственным и муниципальным имуществом;
  • Указ Президента РФ № 596 «Об утверждении прогнозного плана…» от 7.05.2012 – определяет основные направления экономической политики и программы приватизации жилья в России;
  • Глава 4 Жилищного кодекса – принципы и нормативы реализации права на бесплатную приватизацию объектов в РФ.

Основные положения о приватизации принимаются на уровне государственных органов. Муниципальные власти могут издавать локальные акты по регулированию отношений в пределах района.

✅ Способы приватизации

Передача государственного и муниципального имущества в частное владение может происходить несколькими путями. В расчет берутся тип имущества и характер процедуры.

Выделяют следующие способы приватизации:

  • переход имущества собранию акционеров;
  • передача имущества в собственность ООО (при отсутствии акций);
  • аукцион государственного или муниципального имущества;
  • реализация части акций на торгах;
  • перепродажа акций при управлении предприятием третьими лицами по доверенности;
  • проведение биржевых торгов;
  • вклады в акционерное общество (АО) с целью стратегического развития;
  • иные способы.

Что входит в это понятие?

Термином «приватизация» обозначается процесс, в результате которого имущество, прежде находившееся в государственной или муниципальной собственности, передаётся частным лицам или организациям. Обычно этим словом обозначают лишь бесплатное оформление жилья, однако на самом деле приватизированы могут быть любые объекты – от предприятий до природных ресурсов.

В России приватизация началась вместе с экономическими реформами 90-х годов после распада СССР. Хотя интенсивность процесса и резко снизилась, до сих пор разгосударствление во многих сферах продолжается. В значительной части предприятий государство планирует сохранить за собой лишь минимальный контроль («золотую акцию»), передав большую часть акций частным владельцам.

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Сущность приватизационных процессов

Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.

Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

Читайте также:  Виза в Грецию для Россиян в 2020 году

В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.

Концепции приватизации

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Способы приватизации

Рассмотрим различные способы приватизации, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.

Прямая продажа государственных предприятий является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает, как мы видим, довольно затруднительно.

Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).

Под приватизацией подразумевается оформление какого-то объекта недвижимости, принадлежащего муниципалитету в собственность.

Законодательство очень точно определяет порядок проведения и список нужных документов для осуществления процедуры.

Также имеется ряд ограничений, которые полностью ограничивают право принятия жилья на безвозмездной основе. К примеру, данная процедура возможна только для тех лиц, которые постоянно проживают на территории жилплощади по договору социального найма.

Жилье, которое относится к категории неприватизированного — недвижимость, взятая в аренду, права на которую ограничены. Вплоть до того, что для прописки нового члена семьи обязательным условием является разрешение государства.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *