Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль федеральных округов в системе субъектного состава России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На момент создания Федеральных округов 13 мая 2000 года их было семь. Единственным изменением названий округов стало переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года. 19 января 2010 года указом президента Дмитрия Медведева количество федеральных округов было увеличено до восьми путем выделения Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа.
Для чего созданы федеральные округа
Итак, федеральный округ – объединение территориальных единиц РФ. Подобные объединения в основном создаются для совместного решения органами власти ряда вопросов, касающихся ее нормального функционирования в государстве. Значит, федеративные округа созданы с целью:
- координации работы органов административной власти в регионах с органами власти на высшем уровне;
- контроля исполнения федерального законодательства гарантом конституции — президентом;
- анализа результативности деятельности правоохранительных структур;
- реализации проектов развития социальной сферы в регионах высшими органами исполнительной власти;
- взаимодействия регионов с президентом по вопросам культурного развития;
- совместной работы всех территориальных образований России в направлении безопасности и обороны.
Федеральные округа России
В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:
Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.
По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр – в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.
Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.
Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.
Результат деления на федеральные округа
Россия пережила ряд экономических потрясений при переходе от командно-административной к рыночной модели отношений. Сформировались диспропорции в планомерном размещении производительных сил. Центр внимания региональной политики сместился на субъекты федерации. Еще одним изменением стало формирование новых федеративных отношений, что позволило учитывать интересы регионов, согласовывать их с общими интересами государства. Так же появилась возможность распределить функции между федеральными и региональными уровнями управления.
Основная проблема сегодняшнего федеративного устройства заключается в организации целостного подхода к экономическому развитию. Для этого необходимо обеспечить сближение условий хозяйственной деятельности, сформировать условия интеграции на основе взаимовыгодного объединения усилии. Перечисленные шаги позволят повысить эффективность решения общегосударственных проблем.
Положительным итогом деления на федеральные округа можно назвать:
На уровне федеральных округов применяются различные экономические и социальные программы, придерживающиеся общегосударственного курса и законодательства. Деление на федеральные округа позволяет государству более точечно решать общенациональные проблемы. Например, решать вопросы демографического кризиса, регулировать потоки миграции, улучшать качество и экономику, социальную составляющую жизни регионов. Повышается возможность создавать и развивать инфраструктуру с учетом потребностей территории, обеспечивать свободное перемещение готовой продукции, стимулировать перераспределение благ.
Состав федеральных округов
Периодически состав ФО изменялся с целью более удобного контроля за проведением различных мероприятий для решения федеральных задач. Последнее изменение проводилось в 2018 году. На данный момент они не планируются. На данный момент дела обстоят следующим образом:
- ЦФО – 17 областей (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская) и один город федерального значения – Москва.
- СЗФО – 7 областей (Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская), один город федерального значения – Санкт-Петербург, одна республика – Коми, а также Ненецкий автономный округ.
- ПФО – 8 областей (Нижегородская, Кировская, Ульяновская, Пензенская, Саратовская, Самарская и Оренбургская) и 6 республик – Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Удмуртия, Башкортостан, Мордовия, а также Пермский край.
- ЮФО – 3 области (Астраханская, Волгоградская и Ростовская), 3 республики – Калмыкия, Адыгея и Крым, один город федерального значения – Севастополь, Краснодарский край.
- СКФО – 6 республик (Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан), Ставропольский край.
- УФО – 4 области (Тюменская, Челябинская, Курганская и Свердловская) и три автономных округа – Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Югра.
- СФО – 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская), 3 республики – Алтай, Хакасия, Тыва и два края – Алтайский и Красноярский.
- ДФО – 3 области (Амурская, Магаданская и Сахалинская), 2 республики (Бурятия и Якутия), Забайкальский и Камчатский края, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.
Сколько федеральных округов в России расположено в Европейской части? В данный момент — 7. В числе таковых — Уральский ФО. Полномочное представительство УФО располагается в Екатеринбурге. Рассматриваемый регион характеризуется уникальной географией. Он расположен на границе между Европой и Азией, обладает значительными природными ресурсами и климатом.
Ведущие отрасли экономики региона — добыча нефти, газа, а также горнодобывающая промышленность. Здесь есть значительные запасы железа, цветных и благородных металлов. Уральский ФО многими экспертами характеризуется как один из самодостаточных в аспекте обеспеченности ресурсами и необходимыми технологиями.
В структуре УФО присутствуют области: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская. Также в состав Уральского ФО входит Ханты-Мансийский Автономный округ.
Федеральные округа Российской Федерации
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.
В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. [2] Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д. А. Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года.
По предложению президента Медведева (от июня 2011 года) планируется создание Столичного федерального округа (границей которого предполагается ЦКАД).
Почти все округа состоят преимущественно или только из краёв и областей. Единственным из округов, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский округ.
В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего субъекта.
Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.
Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные (в федеральных ведомствах действуют управления по федеральным округам). [источник не указан 1044 дня]
Сколько федеральных округов в России, что расположены в Азии? Их 2. В числе таковых — Сибирский ФО.
Сибирь — огромный российский регион, являющийся одним из ключевых в аспекте транспортных коммуникаций. Оно и понятно: именно посредством сибирских дорог осуществляется грузооборот между Европейской и Азиатской Россией. Местные магистрали играют также важнейшее международное значение. Сибирь — один из самых экономически развитых и перспективных регионов России. Здесь есть запасы практически всех необходимых для экономики ресурсов.
В структуре Сибирского ФО присутствуют республики: Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия. В составе СФО есть области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская. В структуре СФО присутствуют края: Алтайский, Красноярский.
Как регионы отличаются полномочиями?
Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.
Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.
Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.
Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).
Система органов государства, осуществляющих управление на уровне федерального округа
Новейшая? история России может быть охарактеризована с различных позиций: состоянияшолитической системы,. уровня экономического развития, демографической ситуации; государственной организации, состояния-законности? и; правопорядка и тп. Вместе; с тем, на протяжении последнего десятилетия продолжается поиск рациональной организации системы органов государственной власти. Значимость этой проблематики видится актуальной в. силу следующих обстоятельств.. Во-первых, декларирования? Российской; Федерации- в качестве правового государства: (ст. 1 Конституции РФ). Во-вторых, движения Российского государства по пути? созданиям гражданского общества: В-третьих, необходимостью всемерной» рационализации; государственного управления?как в целом в государстве, так;и в отдельных сферах, в первую очередь в экономической В-четвертых, федеративной; организацией государственной! власти, что предполагает более усложненную1 систему организации органов государственного управления.