Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 89 ГПК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная пошлина — это особая форма налогового платежа, которая взимается при обращении в различные инстанции как плата за совершение определенных действий, установленных законом, либо за выдачу юридически значимых документов. Каждого, кому приходится обращаться в суд, интересует вопрос, что такое госпошлина, в каких случаях она взимается и каковы ее размеры. Особую категорию случаев освобождения от уплаты госпошлины составляют случаи, когда физические и юридические лица подают заявления уже в рамках рассматриваемого или рассмотренного судебного дела.
Суть льготы: взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) за людей с инвалидностью уплачивает государство. Следовательно, с доходов работников с инвалидностью не удерживаются взносы на ОСМС.
Кто имеет право: люди с инвалидностью независимо от группы и срока действия справки об инвалидности.
Помимо этого, государство уплачивает взносы на ОСМС за неработающих граждан, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом или человеком с инвалидностью первой группы с детства. При этом работающие родители (попечители) детей с инвалидностью не освобождены от уплаты взносов на ОСМС.
Ссылка на законодательство: статьи 26 и 27 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Освобождение от уплаты госпошлины в суд: кто имеет льготы по уплате, инвалиды
Судебное управление РФ создало множество правил и условий, при которых граждане, что имеют вопросы или проблемы, при обращении в суд за законными правами обязаны покрывать все расходы за личные средства. Такая оплата называется государственной пошлиной.
Для собственного спокойствия и уверенности, что оплата будет произведена, судебные органы выставляют счет перед началом любого разбирательства. В процессе дела данная сумма имеет вероятность перейти на того, кто занимает ответную позицию, но при условии проигрыша.
Данное действие всегда должно быть под наблюдением истца собственной персоной, чтобы при изъявлении отказа от выполнения в добровольном порядке, была возможность обращения за инициированием способа принудительного выполнения.
Но, конкретно суд не имеет отношения к данным видам споров, ибо главное то, что была получена пошлина за оказание надлежащих услуг.
За судебное дело взимается госпошлина
Ставки госпошлины в суд РК 2021 перечень лиц
В случаях, когда денежные суммы для принятия на депозит нотариуса поступают по почте или из банка, причитающиеся суммы государственной пошлины удерживаются из поступивших денег, а их остаток принимается на депозит.
Уплата государственной пошлины в бюджет должна быть подтверждена платежными или кассовыми документами, а при оплате платежей посредством банкоматов, электронных терминалов, каналов удаленной связи и платежного шлюза «электронного правительства» — чеками и квитанциями на бумажных носителях или в электронном виде.
Государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления, заявления, жалобы, в том числе кассационной и надзорной.
3. При поступлении в суд заявления судье необходимо проверить, подлежит ли оно оплате государственной пошлиной, а также правильность ее исчисления и уплаты, если заявитель не освобожден от государственной пошлины в силу ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь или иных законодательных актов.
При предъявлении встречного иска, заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, государственная пошлина уплачивается на общих основаниях.
4. С заявлений (жалоб), состоящих из нескольких самостоятельных требований, государственная пошлина взимается соответственно за каждое требование в отдельности и исчисляется путем сложения пошлин. Это правило относится и к исковым заявлениям, содержащим одновременно как имущественные, так и неимущественные требования. Такие заявления оплачиваются государственной пошлиной как по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера, так и по ставкам, установленным для заявлений неимущественного характера.
5. Судам надлежит иметь в виду, что в силу подпункта 1.25 п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь от уплаты государственной пошлины в судах освобождаются органы прокуратуры, государственные органы, организации и физические лица, обратившиеся с заявлением в суд в защиту прав и законных интересов других лиц, в случаях, предусмотренных законодательством. Истцы и их представители, в том числе адвокаты, по заявленным в таких делах самостоятельным требованиям, а также при обжаловании решения, вынесенного по делу, уплачивают государственную пошлину на общих основаниях.
6. При увеличении размера исковых требований после возбуждения дела производится доплата государственной пошлины по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день подачи искового заявления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Республики Беларусь) в соответствии с увеличением цены иска. Вместе с тем в случае невыполнения истцом требования о доплате государственной пошлины в ходе рассмотрения дела довзыскание государственной пошлины производится судом при вынесении решения по существу спора.
7. Если заявление не оплачено государственной пошлиной, а заявитель не освобожден от ее уплаты в силу закона или решения органа местного управления и самоуправления, судья выносит определение об оставлении заявления без движения. В определении должны быть указаны сумма государственной пошлины, срок уплаты и последствия неуплаты.
В случаях, когда при подаче заявления лицо просит о полном либо частичном освобождении его от уплаты государственной пошлины исходя из имущественного положения (ч. 2 ст. 258 Налогового кодекса Республики Беларусь), данный вопрос подлежит разрешению с учетом требований ст.ст. 130 — 132 ГПК.
Определение об отказе в освобождении от уплаты государственной пошлины, так же как и определение об оставлении заявления без движения по мотиву ее неуплаты, может быть обжаловано в кассационном порядке, за исключением определений, вынесенных Верховным Судом Республики Беларусь (ч. 4 ст. 433 ГПК).
8. Разъяснить судам, что освобождение полностью или частично от уплаты судебных расходов в доход государства (государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела) возможно в отношении физических лиц исходя из их имущественного положения. При этом освобождение от уплаты государственной пошлины допускается лишь по объектам обложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 130 ГПК).
При решении вопроса об освобождении от уплаты судебных расходов в доход государства следует принимать во внимание размер заработной платы и (или) доходов, возраст и состояние здоровья, количество иждивенцев, иные обстоятельства, объективно свидетельствующие о затруднительном материальном положении заявителя. Если приобщенных к заявлению об освобождении от судебных расходов документов о материальном положении заявителя недостаточно, судья по ходатайству заявителя истребует дополнительные.
Если лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, то и в случае вынесения решения об отказе в удовлетворении исковых требований с него государственная пошлина взысканию не подлежит.
9. Обратить внимание судов, что освобождение лиц от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений, заявлений и жалоб в суд не влечет их освобождения от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных и надзорных жалоб (п. 11 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь). Учитывая самостоятельный статус кассационных и надзорных жалоб, льгота при их подаче может быть предусмотрена законодательным актом либо предоставлена уполномоченным органом (лицом) по заявлению лиц, имеющих право на их подачу.
10. Отказ суда (судьи) в предоставлении льготы по государственной пошлине на стадии принятия заявления к производству суда либо при подаче кассационной жалобы на судебное постановление не препятствует решению этого вопроса органом местного управления и самоуправления, как и решение органа местного управления и самоуправления об отказе в предоставлении льготы по государственной пошлине не препятствует суду (судье) при наличии установленных законом оснований освободить гражданина полностью или частично от уплат�� государственной пошлины в доход государства.
Предоставленные физическому лицу в соответствии с пунктами 1 — 3 ст. 258 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождения от государственной пошлины по одному и тому же основанию и объекту обложения государственной пошлиной не суммируются, а применяется наибольшее освобождение из предоставленных.
11. При возложении на ответчиков солидарной ответственности, в том числе по гражданскому иску в уголовном процессе, суд солидарно взыскивает с них и государственную пошлину. Это правило распространяется и на издержки, связанные с рассмотрением гражданского дела, кроме расходов, понесенных в связи с процессуальными действиями, произведенными по требованию процессуального соучастника и только в его интересах, которые другими процессуальными соучастниками не возмещаются (ст. 136 ГПК).
В случае подачи жалобы в кассационном или надзорном порядке одним из солидарных ответчиков о несогласии с решением суда в полном объеме государственная пошлина исчисляется от общей суммы иска в размере, установленном п. 10 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
Кто освобождается от уплаты госпошлины в суд: льготы и основания
Согласно одной из рассмотренных нами в начале материала статей Налогового кодекса, определенной номером 333.36, в случаях, когда суд рассматривает дела административной или гражданской категории, и сумма иска составляет величину до одного миллиона, то уплата пошлины отменяется для:
- инвалиды I и II группы;
- ветераны ВОВ, боевых действий, военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
- граждане — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
- пенсионеры — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к ПФР, НПФ либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Если несколько таких требований в отношении одного и того же имущества соединены (объединены) в одном заявлении истцом (истцами), размер государственной пошлины должен определяться от рыночной стоимости отыскиваемого имущества, а не от его стоимости по каждому требованию, независимо от количества оспариваемых сделок.
11. По смыслу статей 151 ГПК, 152 ГПК, подпунктов 1), 2) статьи 277 ГПК и подпунктов 1), 2) статьи 279 ГПК, государственная пошлина подлежит возврату в полном размере по основаниям, приведенным в подпунктах 2), 3), 4) пункта 1 статьи 548 Налогового кодекса, а также статье 107 ГПК, а в случае, приведенном в подпункте 1) пункта 1 статьи 548 Налогового кодекса — частично.
Как документ правильно составить
Заявление об освобождении от государственной пошлины должно включать в себя следующую информацию.
В документе нужно отметить:
- Название судебной инстанции и ее адрес;
- Сведения об истце. Если это физическое лицо, то его ФИО, место жительства, контактная информация. Если организация, — то ее наименование, адрес, контактная информация;
- В центральной части документа нужно отметить название документа: «Заявление об освобождении от уплаты госпошлины»;
- Изложить лаконичную суть прошения, а также информацию о подаче иска;
- Сведения об обстоятельствах, согласно которым нет необходимости в выплате пошлины;
- Ссылки на нормативно-правовые акты, которые предусматривают освобождение от выплаты сбора;
- В заключительной части указывается перечень приложений, обосновывающих наличие особого положения;
- Указывается дата составления прошения и ставится подпись.
Данное заявление должно быть подано вместе с исковым заявлением.
Освобождение от уплаты пошлины должностных лиц и государственных учреждений
Мнение эксперта
Новиков Георгий Яковлевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Большой опыт в экспертизе документов.
Также следует отметить, что освобождаться от уплаты госпошлины за обращение в суд будут, например, и прокуроры, если дела, на рассмотрении коих они настаивают, связаны непосредственно с заявлениями относительно:
- охраны гражданских прав;
- данных населению страны законом свобод и их интересов;
- интересов всей страны в целом и отдельно интересов ее субъектов и муниципальных образований.
Еще одно должностное лицо, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, не будет платить государственную пошлину. Но лишь при условии, что подает в суд прошение относительно проверки ранее вступившего в законного силу:
- приговора;
- постановления;
- определения;
- решения суда.
Если же в качестве истца, в частности и административного характера, или же роли ответчика выступает какая-либо государственная структура или орган местного самоуправления конкретной территории, они также не платят государственную пошлину за участие в разбирательстве.
Категория граждан освобождённых от оплаты гос. пошлины?
Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.
Для освобождения от уплаты госпошлины судом освобождаемый должен представить доказательства, подтверждающие невысокий доход, например справку о доходах, документ о постановке на учет в качестве безработного, документы в отношении членов семьи или других лиц, находящихся на иждивении, и др. При освобождении от уплаты госпошлины суд выносит определение.3. К судебным постановлениям, упоминаемым в ч. 2 комментируемой статьи, относятся судебные приказы, решения, определения суда.
Закон принял внесения освободить определенные группы граждан от уплаты. Так как размер денежных средств находится под руководством кодекса РФ о налогах, то и лица, которым будет начислена льгота будут выбраны этой же мировой структурой. Вопросы-ответы включаются в ИС «ПАРАГРАФ» в неизменном виде в соответствии с оригиналом, что позволит Вам ссылаться на них при возникновении ситуаций, требующих подтверждений и обоснования Вашей позиции (при взаимодействии с государственными органами в том числе).
Бесспорно, есть вариант рассрочки данного платежа, но можно в этом случае будет явно понятно, на сколько долго будет происходить данная процедура. И при возникновении такой ситуации как отсутствие средств на оплату, под угрозой разрешения в первую очередь окажется все судебное разбирательство. Именно подобные причины послужили некоторым изменениям в общих правилах.
Федеральное законодательство устанавливает ряд льгот для физлиц при уплате ими госпошлины. Льготы можно классифицировать в зависимости от категории плательщика госпошлины и от вида юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина. В индивидуальном порядке в связи с тяжелым финансовым положением может решаться вопрос о снижении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.
Кто освобождается от уплаты госпошлины по налоговому законодательству
Внимание! В первую очередь, освобождены от оплаты такого вида госпошлины такие организации: федеральные органы власти, самоуправление местности, опекунские органы и несколько категорий физических особ.
Кроме этого, неоплачиваемым действием является какое-либо внесение информации в свидетельство о появлении на свет, при условии, что это усыновление, выдача заявок и справок на получение пенсий и пособий разного типа или любых ошибок и исправлений в документах по виде сотрудников.
Также есть вариации и других налоговых льгот, например условная: человек проживал вместе с другим до дня наступления смерти. Или частичная: допускается оплата в половинном размере для инвалидов первой и второй группы. Если будет подана жалоба, апелляционный сбор будет составлять три четвертых от общего платежа.
Таким образом, налоговые льготы госпошлин могут быть доступны большому количеству людей и в первую очередь служить для граждан мерой социальной защиты.
Госпошлина: освобождение от уплаты малоимущих граждан
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в части освобождения малоимущих граждан от уплаты государственной пошлины при обращении в суд по делам о неправомерных (противоправных) действиях чиновников всех рангов сообщает.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) при подаче в суд общей юрисдикции, мировым судьям заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей.
При этом статьей 333.17 НК РФ предусмотрено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.
Кроме того, на основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, вопрос, касающийся освобождения малоимущих граждан от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, в том числе по делам, касающимся неправомерных (противоправных) действий чиновников всех рангов, урегулирован в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!