Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав кредиторов при ликвидации юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к погашению долгов. При этом ликвидируемая организация продолжает осуществлять какой-то минимум операций, в ходе которых у нее вновь возникают обязательства по заработной плате, налогам, коммунальным платежам, услугам, связанным с процедурой ликвидации. Что делать с такими платежами, было неясно (буквально до настоящего времени). Хотя при добровольной ликвидации предполагается, что средств должно хватить на всех кредиторов, законодательство предусматривает, что в случае выявленной нехватки имущества в отношении организации, ликвидируемой первоначально в добровольном порядке, применяется упрощенная процедура банкротства. Наконец-то данная проблема нашла решение: Закон № 99-ФЗ изменил редакцию абз. 1 ст. 64 ГК РФ и уточнил, что очередные требования удовлетворяются после погашения текущих расходов.
Порядок перехода из добровольной ликвидации в процедуру банкротства
В новой редакции ст. 63 ГК РФ более понятно описан порядок перехода из добровольной ликвидации в банкротство.
В соответствии с п. 3 ст. 63 ГК РФ в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) (абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ). Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве).
Ранее суды (постановления Президиума ВАС РФ от 23.12.2003 № 12026/03 и от 20.04.2004 № 1560/04) также признавали, что нахождение организации в процессе добровольной ликвидации не лишает заявителя-кредитора права ставить вопрос о признании в судебном порядке должника банкротом.
То есть если с заявлением о признании банкротом ликвидируемой организации обращается ликвидационная комиссия, то она обязана доказать, что стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Если же с таким заявлением обращается кредитор, то он доказывать упомянутое обстоятельство не обязан, при этом если уже создана ликвидационная комиссия, то дело о банкротстве такого должника рассматривается по правилам о банкротстве ликвидируемого должника (Определение ВАС РФ от 22.04.2014 № ВАС-4387/14).
Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом (п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве). Установление размера требований кредиторов регулируется ст. 71 Закона о банкротстве.
В целом действующая с 01.09.2014 редакция ГК РФ точнее и логичнее определяет порядок добровольной ликвидации юридических лиц. Пожалуй, единственный минус – это появившаяся в связи с отменой п. 5 ст. 64 ГК РФ неясность в отношении требований, по которым пропущены установленные для обращения кредиторов сроки. Не хочется верить, что права таких кредиторов законодатель хотел как-то ущемить. Ведь остается п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, согласно которому требования с пропущенным сроком обращения удовлетворяются за счет оставшегося имущества. Действуя по аналогии закона согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ, можно распространить нормы ст. 142 Закона о банкротстве и на добровольную ликвидацию. Но в любом случае прояснит ситуацию только дальнейшая правоприменительная практика.
[1] Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации».
[2] О достоверности ликвидационного баланса читайте в статье «Отчетность организации в процессе добровольной ликвидации», № 16, 2014.
[3] Возможно, исключению подлежал п. 4, а не п. 5 ст. 64 ГК РФ, так как в настоящей редакции ГК РФ соседствуют практически одинаковые нормы (п. 4 ст. 64 и п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).
[4] Справедливо для юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами. В отношении рассматриваемых нами коммерческих организаций погашение требований кредиторов по причине нехватки имущества возможно только через банкротство ликвидируемой организации.
Банкротство специализированного общества и ипотечного агента
О банкротстве специализированного общества заявление подается представителем владельцев облигаций такого общества. Основанием подачи заявления является решение общего собрания владельцев облигаций. К заявлению должен быть приложен протокол общего собрания и заверенная копия решения о выпуске облигаций. Для банкротства ипотечного агента используются аналогичные правила как при банкротстве специализированного общества.
Конкурсный кредитор общества не сможет обратиться в суд с заявлением о банкротстве, если договором между указанными лицами данное право ограничено тем, что должен наступить какой-то определенный срок или какое-то обстоятельство.
Как мы знаем, в определенных законом случаях руководитель должника обязан обратиться с заявлением о банкротстве. Однако, для руководителя общества такая обязанность не возникает, если в уставе общества предусмотрено, что обратиться с заявлением о банкротстве можно только при наступлении определенного срока или определенных обстоятельств и пока этот срок или обстоятельства не наступят руководитель не обязан обращаться в суд.
При банкротстве специализированного общества (ипотечного агента) судом в течение месяца принимается решении о банкротстве и открытии конкурсного производства с утверждением конкурсного управляющего. Иные процедуры банкротства в данном случае не подлежат применению.
Сведения о том, что общество (ипотечный агент) признано банкротом и введено конкурсное производство включаются в ЕФРСБ и не публикуются в официальном издании, что является особенностью банкротства соответствующих лиц.
Требования кредиторы могут предъявить в течение месяца с даты включения сведений в ЕФРСБ.
Как вернуть долг через суд
В данном случае речь пойдёт о праве кредитора требовать признания должника банкротом в судебном порядке. Судебная защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица допускается, если сумма непогашенных обязательств составляет не менее 300 000 рублей, а продолжительность просрочки — от 90 дней.
Заявление о банкротстве ООО могут предъявить одновременно несколько кредиторов, объединив суммы задолженностей. Порядок банкротства ликвидируемого должника регулирует закон 127-ФЗ.
Если стало известно, что компания-должник объявила о своем закрытии, и есть основания считать её неплатёжеспособной, кредитор может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании субъекта несостоятельным.
Добровольное инициирование банкротства
Любая финансово заинтересованная сторона правоотношений, в том числе налоговый орган или кредитор, может обратиться в суд и инициировать банкротство ООО с долгами. Вместе с тем должник обязан самостоятельно выполнить такие действия, как только будет очевидно, что имеющихся денежных средств не хватает для осуществления полных расчетов по накопившимся обязательствам или если ликвидация нерентабельной компании выявила финансовую неплатежеспособность. Часто это случается во время проверок и составления итоговых отчетов. Если проигнорировать этот факт, контролирующих должника лиц могут привлечь к субсидиарной ответственности, обвинить в умышленном доведении до банкротства. У юридического лица с долгами есть 30 дней с момента, когда выявлены указанные признаки, для подачи заявления в арбитражный суд. Это одна из законных попыток возврата компании к прибыльной, нормальной деятельности или цивилизованного избавления от долгов с сохранением деловой репутации.
Решение о финансовой несостоятельности
Банкротство юридических лиц с долгами начинается с решения, принятого руководителем или учредителями единогласно. Впоследствии оно должно быть одобрено арбитражным судом. Этому предшествует глубокий правовой и финансовый анализ с привлечением специалистов. После чего:
- утверждается приказ о ликвидации юридического лица;
- проводится формирование специальной ликвидационной комиссии;
- осуществляется полномасштабная бухгалтерская и инвентаризационная проверка;
- составляется список всех имеющихся материальных и нематериальных активов;
- собирается доказательственная база для аргументации недостаточности активов, чтоб покрыть долги;
- подготавливается заявление в суд.
Арбитражный суд рассматривает обоснованность заявления, и в случае вынесения определения о принятии дела начинается многоэтапная процедура банкротства юридического лица с долгами. Порядок проведения включает несколько обязательных последовательных этапов – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.
Стадия наблюдения
Арбитражный суд изначально не имеет представления о финансовом состоянии должника, поэтому применяется стадия наблюдения. На этом этапе назначается временный управляющий, который берет на себя обязанность контролировать всю процедуру. Первоначально он обязан включить сведения о банкротстве в реестр ЕФРБС и опубликовать информацию в официальном издании. Кроме того, в соответствии с регламентом управляющий проводит анализ финансового состояния фирмы, обеспечивает сохранность имущества. Он выявляет кредиторов юридического лица, организовывает собрание учредителей и уведомляет каждого из них о дате и месте его проведения. Банкротство фирмы с долгами предполагает, что временный управляющий может подать ходатайство об отстранении руководства компании. На этого специалиста возлагается обязанность вести реестр законных требований, которые предъявляют кредиторы, представлять отчетность суду и подавать протокол общего собрания. В штате Юридической фирмы «Нечаев и Партнеры» есть квалифицированные арбитражные управляющие, поэтому не придется привлекать дополнительных специалистов.
Ограничение действий руководства компании
Контролирующие должника лица потенциально являются субсидиарными ответчиками. Поэтому регламентом и на усмотрение финансового управляющего их действия частично ограничиваются, а именно запрещены:
- размещение собственных акций и других ценных бумаг на фондовых рынках;
- выплата денежных долей учредителям и дивидендов акционерам из получаемой прибыли;
- создание новых представительств и филиалов;
- кредитование других лиц и получение кредитов, передача имущества в доверительное управление без предварительного получения разрешения временного управляющего;
- совершение сделок купли-продажи и другого приобретения имущества без ведома финансового управляющего, если предмет сделки превышает 5 % совокупной стоимости имущества компании по балансу;
- открытие, самоликвидация или реорганизация от имени юридического лица, в отношении которого инициировано банкротство, новых субъектов хозяйствования;
- принятие решений о вхождении в состав других юридических лиц.
Первым этапом осуществления банкротства, является процесс добровольной ликвидации юридического лица. Он состоит из следующих шагов:
- Назначение специальной комиссии, которая должна заниматься осуществлением процедуры банкротства юридического лица, подлежащего прекращению осуществления его деятельности. Эта комиссия создается после принятия решения участниками ликвидации или специальным органом юридического лица, имеющим на это право, данное им учредительными документами. Орган, занимающейся регистрацией, должен быть поставлен в известность о факте ликвидации, не позднее, чем через три дня, после утверждения решения о прекращении деятельности юридического лица.
- Созданная комиссия, размещает в печати информацию о прекращении осуществления деятельности должника и требования его кредиторов. Затем кредиторы направляют заявление в письменной форме, о прекращении осуществления деятельности должника. Комиссия осуществляет действия, для получения дебиторской задолженности.
- Когда время, предоставленное кредиторам для выдвижения их требований, заканчивается, комиссия подсчитывает предварительный баланс, в который входит информация, касающаяся имеющегося имущества у должника, списка требований кредиторов и решение комиссии. Составленный баланс при прекращении осуществления деятельности должника утверждается стороной юридического лица.
Что происходит с исполнительным производством при ликвидации?
По ФЗ об исполнительном производстве начало процедуры ликвидации является поводом для окончания исполнительного производства. В течение 3 дней с даты окончания производства приставы направляют исполнительный лист в ликвидационную комиссию, которая и должна в дальнейшем разбираться с погашением такого долга.
Для взыскателей это, конечно же, очень неудобно. Во-первых, окончание исполнительного производства означает отмену всех мер принудительного исполнения, наложенных приставами (запреты регистрационных действий, аресты имущества и счетов и т.п.). Во-вторых, взаимодействовать с ликвидатором обычно гораздо сложнее, чем с приставами. Все действия судебных приставов детально отрегулированы ФЗ об исполнительном производстве, при любых нарушениях вы можете жаловаться на пристава его руководству или в суд. Ликвидаторы же зачастую просто отмалчиваются в ответ на письма взыскателей и не спешат исполнять свои прямые обязанности.
При ликвидации приставы продолжают вести следующие исполнительные производства:
— о признании права собственности;
— об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
— о применении последствий недействительности сделок;
— о взыскании задолженности по текущим платежам.
Тем не менее, приставы все-таки могут помочь вам с ликвидируемым должником:
- вы можете обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о проверке правильности исполнения исполнительных документов, которые были направлены ликвидатору. Такое право дано взыскателю по п.6 ст.96 ФЗ об исполнительном производстве;
- вы также можете обратиться к старшему судебному приставу (начальнику отдела приставов) с заявлением об отмене постановления об окончании исполнительного производства со ссылкой на п.9 ст.47 ФЗ об исполнительном производстве. В заявлении нужно обосновать, почему к ликвидируемому должнику необходимо повторно применить меры принудительного исполнения или повторно совершить какие-то исполнительные действия.
Когда ликвидируемую компанию исключат из ЕГРЮЛ, возбужденное исполнительное производство прекращается судебными приставами на основании пп.7) п.2 ст.43 ФЗ об исполнительном производстве. Прекращение производства означает, что вы уже не сможете повторно предъявить свой исполнительный лист к исполнению, а все установленные приставами аресты и ограничения будут отменены. Теперь уже окончательно.
Ликвидатор отказался признать требования или просто их проигнорировал
Отсутствие информации о признании ликвидационной комиссией ваших требований — плохой знак. Скорее всего, ликвидатор предпочел отмолчаться и не указывать заявленные требования в промежуточном ликвидационном балансе, чтобы ничего не платить и по-быстрому завершить ликвидацию. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и заявление о ликвидации — две финальные стадии ликвидации. При отсутствии кредиторов в промежуточном балансе ничего не мешает ликвидатору подать эти два пакета документов одновременно или с минимальной разницей во времени. Ваши действия:
-
Подаем в суд иск к ликвидационной комиссии / ликвидатору.
На основании п.4 ст.64 ГК РФ вы можете заявить в иске требование о возложении обязанности по внесению ваших требований в промежуточный ликвидационный баланс. Иск непременно нужно подать до даты утверждения ликвидационного баланса! Если вы не подадите такой иск, при ликвидации ваши требования будут считаться погашенными. -
Подстраховываемся обеспечительными мерами.
Одновременно с подачей иска заявляем ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета соответствующей налоговой инспекции регистрировать ликвидацию должника-ответчика. Поскольку владельцы компании заинтересованы в быстром и беспроблемном исключении из ЕГРЮЛ, возможно, они предпочтут поскорее погасить долг и снять запрет регистрационных действий. Но может быть и обратный эффект: компанию просто бросят с неоконченной ликвидацией из-за установленного в налоговой запрета.
Подробнее: Как наложить обеспечительные меры на должника?
Если с обеспечительными мерами не вышло, попросите судью в порядке п.5 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» направить в налоговую инспекцию по месту регистрации ответчика определение о принятии к производству вашего искового заявления. Договоритесь с судьей о том, что лично доставите это определение в налоговую и вручите под отметку.
-
Сообщаем налоговой о долгах ликвидируемой фирмы.
Напишите в налоговую инспекцию по месту регистрации должника письмо о том, что у него имеются непогашенные долги, препятствующие ликвидации. Приложите подтверждающие документы — ваше заявление о включении в перечень кредиторов, решение суда, договор и т.п. (что есть). К сожалению, нет никакой гарантии, что налоговая инспекция учтет вашу информацию и вынесет отказное решение по заявлению о ликвидации. Не исключено, что вам придется оспаривать в суде действия налоговой инспекции по внесению в ЕГРЮЛ данных о прекращении вашего должника.
Упрощенная процедура банкротства
Законом о банкротстве (п. 2 ст. 9) установлено, что юридическое лицо — должник обязано обратиться в арбитражный суд с заявлением, если при проведении его ликвидации установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Для подобного рода должников, в отношении которых установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, Законом о банкротстве предусмотрена специальная упрощенная процедура банкротства.
Ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом, если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (ст. 224 Закона о банкротстве).
При обнаружении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника (п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве).
При применении норм упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника необходимо иметь в виду следующее.
Действия ФНС России по банкротству отсутствующего должника
В качестве уполномоченного органа, имеющего право на подачу подобного рода заявления, выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России), действующая на основании Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257.
Уполномоченный орган обязан представить в арбитражный суд одновременно с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом доказательства наличия средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. При этом в компетенцию Правительства РФ входит определение порядка и условий финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в т.ч. размера вознаграждения конкурсного управляющего (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве).
Постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 утверждено Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников (далее — Положение). В соответствии с его нормами уполномоченный орган обязан раскрывать в заявлении о признании отсутствующего должника банкротом информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства, с указанием источника финансирования. Помимо этого Положение устанавливает:
- размер единовременного вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника в 10 000 руб.;
- компенсацию фактических расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации;
- дополнительное вознаграждение конкурсному управляющему в размере 10% суммы денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника (в случае обнаружения такового и его реализации).
Если доказательства наличия финансирования указанной процедуры не представлены, арбитражный суд прекращает производство по делу (п. 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29).
Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства
Закон о банкротстве говорит об административно-правовых и имущественно-правовых последствиях отказа от ликвидации должника в порядке банкротства.
Административно-правовые последствия будут заключаться в том, что если будет отказ от того, чтобы ликвидировать должника в порядке банкротства, то не будет внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника, соответственно должник будет считаться действующим. Как мы знаем, лицо считается прекратившим свою деятельность, когда в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись об этом, в данном случае о ликвидации.
Имущественно-правовые последствия отказа от ликвидации в порядке банкротства заключается в том, что собственник имущества должника, руководитель и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) будут нести субсидиарную ответственность за то, что не удовлетворены требования кредиторов (касается денежных обязательств и уплаты обязательных платежей).
Процедура банкротства должника
В зависимости от текущего финансового положения предприятия, по отношению к нему допускаются процедуры банкротства по общей и упрощенной схемам. В первом случае среди целей заинтересованных лиц имеется сохранение предприятия, попытка его финансового оздоровления посредством внешнего управления. В таком случаях у кредиторов имеется возможность удовлетворить все свои претензии.
Если же субъект рассматривается как несостоятельный, то есть в ситуации, когда всех средств не хватает для погашения обязательств, применяется процедура банкротства в упрощенном виде. Основная цель операции ― изыскание средств для расчета по долгам ликвидируемой организации.
Особенностью операции по ликвидации признанного должника является отсутствие операций по внешнему наблюдению и регулированию. Минуя действия, направленные на финансовое оздоровление, судебные органы определяют управляющего на конкурсное производство.
Как проверить информацию о ликвидации
По закону ликвидационная комиссия обязана известить всех заинтересованных по отношению к должнику кредиторов. Это дает возможность своевременно предъявить требования финансового характера к неплательщику. Контрагенты заявляют о своих притязаниях не позднее 2 месяцев с момента публикации информации о ликвидации организации в журнале «Вестник государственной регистрации».
К сожалению, на практике дела могут обстоять несколько иначе. Как правило, извещение о предстоящей операции по закрытию юридического лица посылается кредиторам почтой. Существует вероятность, что корреспонденция может потеряться или не будет доставлена в срок. В таких случаях и без того небольшие шансы вернуть долг существенно снижаются.
Крайне важно знать, что делать, если организация находится в стадии ликвидации, как тогда взыскать долги. Прежде всего, необходимо обладать верной информацией. Если имеются подозрения, что фирма-неплательщик намеревается закрыться, узнать необходимые сведения можно и самостоятельно. Предполагается несколько вариантов:
- Публикация данных в «Вестнике государственной регистрации». Однако просматривать свежий выпуск периодического издания не всегда имеется возможность.
- На официальном сайте налоговой инспекции через сервис «Проверь себя и контрагента», также запрос допустимо подать, предоставив ИНН контрагента.
- Узнать, в каком состоянии находится организация, можно предварительно запросив данные в ФНС. Через некоторое время будет подготовлена и предоставлена выписка из ЕГРЮЛ, где и будут размещены все актуальные сведения.
- Получить информацию в Сети, размещенную на сайте Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Все данные туда заносятся налоговыми органами не позднее, чем в 5-дневный срок после каких-либо изменений, в том числе и решении о ликвидации.
Привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам исключенного из ЕГР должника
Нередко на практике должники не только незаметно уходят в ликвидацию, но и завершают ее вплоть до внесения в ЕГР записи об окончании ликвидации и прекращении существования юридического лица.
Кредитор вправе потребовать взыскания непогашенной ликвидированным должником задолженности посредством предъявления в суд иска о привлечении к субсидиарной ответственности.
Кредитор вправе потребовать взыскания непогашенной ликвидированным должником задолженности посредством предъявления в суд иска о привлечении к субсидиарной ответственности:
- Отдельно с ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии)
- Отдельно с участников (учредителя) должника
- Со всех вместе
С таким иском вправе обращаться как кредиторы, чьи требования были признаны ликвидатором, так и кредиторы, чьи требования не были признаны (в том числе не был получен ответ по результатам рассмотрения требования), а также кредиторы, которые вообще не успели заявить требование ликвидатору.
Для обоснования привлечения ликвидатора, учредителей к субсидиарной ответственности по долгам должника кредитор должен доказать в совокупности следующие обстоятельства.
1. Привлекаемыми к ответственности лицами допущены нарушения нормативных правил ликвидации.
К таким нарушениям относятся:
- Утверждение участниками ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения об отсутствии задолженности перед кредиторами
- Уклонение ликвидатора от получения или рассмотрения требований кредиторов; неопубликование объявления о ликвидации, и др.
Пошаговая инструкция позволит быстрее завершить процедуру банкротства ликвидируемого должника. Операция делится на 2 этапа.
В список входят:
Начало ликвидации фирмы | К этому этапу относятся следующие шаги:
|
Банкротство должника | Если стоимость имущества покрывает величину долга, оно реализуется, а задолженность ликвидируется. Если величина обязательств превосходит имеющиеся средства, начинается 2-й этап банкротства ликвидируемого должника.
Требуется выполнить шаги:
|
Банкротство ликвидируемого должника
Банкротство ликвидируемого должника — процедура
Этап 1. Начало добровольной ликвидации должника
1. Решение о ликвидации. Участники должника на общем собрании принимают решение о ликвидации должника и назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора (ст. 61 ГК РФ).
2. Уведомление о ликвидации должника и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Участники уведомляют регистрирующий орган о принятом решении в трехдневный срок (ст. 20 ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») — по форме Р15001
Документы, которые представляет должник в регистрирующий орган:
Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица — по форме Р15001
Оригинал решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пп.2 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Регистрирующий орган выдает:
1) Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о нахождении должника в стадии ликвидации,
2) Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).
3. Публикация о ликвидации. После получения указанных свидетельств ликвидационная комиссия размещает в органах печати (журнал «Вестник государственной регистрации») сообщение о ликвидации должника, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации).
4. Ликвидационная комиссия в любой момент до истечения 2 месяцев со дня публикации о ликвидации должника может обнаружить признаки банкротства.
В случае если конкурсный кредитор подаст заявление о признании должника банкротом после публикации о ликвидации, арбитражный суд на основании ст.225 «Закона о несостоятельности (банкротстве)» принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Для признания должника банкротом необходимо, чтобы должник отвечал следующим условиям.
Условия для признания должником банкротом:
Признаки банкротства: должник не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если такие обязательства не исполнены им в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (ст. 3 Фeдepaльного зaкoна oт 26.10.2002 № 127-Ф3 «O нecocтoятeльнocти (бaнкpoтcтвe)» (дaлee — Закон о банкротстве).
Для рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве размер денежных требований к должнику должен составлять в совокупности — не менее 300 000 рублей (пп.2 ст.6 Закона о банкротстве). При этом, учитываются денежные обязательства должника, включая суммы займа с учетом процентов: подлежащие применению за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств неустойки, проценты за просрочку и убытки не учитываются при определении признаков банкротства должника (пп. 2 ст.4 Закона о банкротстве).
5. Ликвидационная комиссия обязана направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства (пп.1 ст.30 Закона о банкротстве).
Этап 2. Инициация и ведение процедуры банкротства должника
6. Заявление должника. Должник в лице председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) подает заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом (ст.224 Закона о банкротстве). В заявлении должника о банкротстве не указывается кандидатура конкурсного управляющего.
или
Заявление конкурсного кредитора. Заявление должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.
7. Рассмотрение заявления должника арбитражным судом. Арбитражный суд выносит определение о принятии заявления должника. Арбитражный суд направляет определение в саморегулируемую организацию с целью запроса документов арбитражного управляющего, указанного в заявлении должника.
8. Судебное заседание, вынесение решения. Арбитражный суд в судебном заседании может принять только одно решение: о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, и одновременно о назначении конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (пп. 1 ст. 225 Закона о банкротстве).
Далее следует процедура конкурсного производства.
Банкротство при отсутствии должника
Иногда обанкротившееся предприятие попадает в ситуацию, когда его руководитель исчезает, парализуя тем самым деятельность юрлица. Компания без подписи руководителя не может осуществлять свою деятельность, в том числе и выплачивать накопленные задолженности. Такое предприятие на юридическом языке называется «отсутствующим должником». Этот термин в юриспруденции применяют не только к физлицам, но и к юрлицам тоже.
Для таких «отсутствующих» компаний законодательно предусмотрена возможность запустить упрощенную процедуру банкротства, если обстоятельства дела образуют хотя бы одно из следующих условий:
- По ряду признаков очевидно, что организация не ведет деятельность год и более (с момента подачи в суд заявления о несостоятельности).
- Оценочное имущество юрлица однозначно не позволит погасить судебные расходы по стандартным процедурам банкротства.
- Если должник исчезает в процессе наблюдения или же реструктуризации (тогда временный управляющий обращается с заявлением на автоматический запуск упрощенной процедуры).
Заявление на банкротство по такой процедуре подает уполномоченный орган или назначенный судом управляющий. Причем уполномоченный орган имеет право подать заявление только при наличии у такого должника средств, которые позволят оплатить судебные издержки по запускаемым процедурам банкротства.
После запуска упрощенной процедуры, конкурсный управляющий уведомляет о ней всех известных ему кредиторов должника. С момента получения уведомления у кредиторов есть месяц для обозначения своих требований. Очередность выплат регулируется статьей 134 ФЗ-N 127.
В случае выявления скрытого имущества, которое позволит оплатить судебные издержки, упрощенная процедура прекращается. Вместо неё суд назначает одну из стандартных банкротных процедур.