Отчетность НКО в 2022 году: формы и сроки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность НКО в 2022 году: формы и сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.

Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:

  1. Потребительский кооператив, союз или общество.
    Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.
  2. Фонд.
    Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.
  3. Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
  4. Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
    Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений.
  5. Учреждения.
    Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
    Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.

Срок сдачи отчетности

Отечественные НКО без иностранцев в участниках и поступлений иностранного капитала сдают или публикуют отчетность раз в год. Данное условие прописано в законе №7-ФЗ от 07.01.1996 г. «О некоммерческой деятельности». Отчетность сдают до 15 апреля следующего за отчетным года.

Иностранные НКО каждые полгода сдают или публикуют отчет о персональном составе руководителей. Раз в три месяца – отчет о целевом расходовании средств, полученных от головной компании. Обязательно 1 раз в год иностранные НКО проходят аудиторскую проверку.

Некоммерческие организации обязаны ежегодно публиковать в интернете или в СМИ сообщение о продолжении своей деятельности.

НКО обязаны публиковать в интернете или СМИ те же сведения о своей деятельности, какие предоставляют в Министерство юстиции:

  • отечественные НКО – 1 раз в год;

  • иностранные НКО – 1 раз в полгода.

Частые ошибки в отчетности

Ошибки в отчетности чаще всего происходят при ее подготовке:

  • неполный пакет документов;

  • неверные данные. Информация в формах ОН0001 и ОН0002 отличается от сведений в ведомственном реестре;

  • нет заполненной формы ОН0002 по проведенным мероприятиям, упомянутым в форме ОН0001 или ведомственном реестре;

  • в 1 и 2 пунктах формы ОН0002 внесены сведения о поступивших средствах вместо раскрытия статей расходования;

  • раскрытие расходов нецелевых средств без указания источников поступления;

  • незавершенное оформление: несшитые, непронумерованные страницы.

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/п Наименование принципа. Суть принципа.
1. Достоверность. Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2. Краткость. Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3. Точность. Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4. Соответствие форм. Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

С отчета за январь 2023 года вводится новые месячные формы.

И так, начиная с отчета за январь 2023 года:

  • № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;

  • № 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;

  • № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов».

Начиная с отчета на 1 февраля 2023 года:

  • № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».
Читайте также:  ОБМЕН ПУТЕВКАМИ

Одновременно с этим упраздняются аналогичные формы, действующие в настоящее время, а также отменяются представляемые 1 раз в 3 года формы:

  • № 1-ГС «Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу государственной службы, образованию»,

  • № 1-МС «Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу муниципальной службы, образованию».

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/п Наименование принципа. Суть принципа.
1. Достоверность. Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2. Краткость. Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3. Точность. Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4. Соответствие форм. Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

Особенности ведения бухучета и формирования бухгалтерской отчетности

Некоммерческие учреждения, как и другие организации, обязаны вести бухучет в установленном порядке (закон № 402-ФЗ). Хозяйственные операции, отражающие деятельность предприятия, подлежат отражению в первичной документации и регистрационных журналах. Формирование финансовых отчетов производится на основании данных учета. Особенности ведения учета, годовая бухгалтерская отчетность и способы формирования и детализации бухотчетности НКО должны быть отражены в учетной политике.

ВАЖНО!

Вести бухучет без утвержденной учетной политики недопустимо. Простыми словами, не определив основные аспекты и правила отражения и учета хозяйственных операций, добиться полноты, достоверности и своевременности отражения данных невозможно. А следовательно, и составить правдивую финансовую бухгалтерскую отчетность не представляется реальным.

Ведение бухгалтерского учета в НКО, как и в других категориях российских организаций, осуществляется исключительно в рублях. Даже если операция была совершена в иностранной валюте, то ее необходимо перевести в рубли. Следует руководствоваться основным правилом пересчета. То есть операция переводится в рубли по курсу, установленному Центробанком России на дату совершения операции. Если определить курс невозможно или проблематично, то следует применить новый порядок пересчета по кросс-курсу. Но отразить в учете операцию в иностранной валюте нельзя. Следовательно, и бухотчетность не может содержать сведений и показателей, исчисленных в иностранных валютах.

Концепция стандарта по бухучету в НКО Архангельская Л.Ю.

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА «БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Читайте также:  Пособия малоимущим семьям в 2023 году

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Проект на заседание

ОК НКО 07.02.2017

ФСБУ «Некоммерческая деятельность»

Вопросы на обсуждение

Общие положения

1. Настоящий стандарт устанавливает правила ведения бухгалтерского учёта и отчётности в некоммерческих организациях (кроме государственных и муниципальных учреждений) при осуществлении ими уставной некоммерческой деятельности с использованием средств целевого финансирования.

2. Некоммерческие организации (далее по тексту – «НКО») вправе применять настоящий стандарт для всей совокупности своей деятельности.

3. Некоммерческие организации, осуществляющие исключительно приносящую доход (коммерческую) деятельность, настоящий стандарт не применяют.

4. Некоммерческие организации, применяющие упрощённые способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощённую бухгалтерскую отчётность, применяют настоящий стандарт в той степени, в какой это не противоречит ведению учёта упрощёнными способами.

5. Настоящий стандарт применяется совместно с другими ФСБУ и иными правилами ведения бухгалтерского учёта и отчётности. В случае наличия противоречий между настоящим стандартом и иными ФСБУ и/или правилами ведения бухгалтерского учёта и отчётности, применяются положения настоящего стандарта.

6. Термины и определения

целевое финансирование
фонд имущества и обязательств Фонд, формируемый некоммерческими организациями в разделе «Целевое финансирование» для отражения использования средств целевого финансирования на формирование запасов и прочих активов, кроме основных средств и НМА
фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества Фонд, формируемый некоммерческими организациями в разделе «Целевое финансирование» при признании объекта ОС и НМА, приобретаемых для использования в уставной деятельности НКО, не приносящей доход.
Фонд резервов Фонд, формируемый НКО в разделе «Целевое финанси-рование» при создании резервов под обесценение запасов, по безнадежным долгам по операциям, предусмотренным уставной деятельностью, результаты которых не приносят доход НКО и относятся на уменьшение целевых средств

Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.

Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.

В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.

Особенности ведения бухучета и формирования бухгалтерской отчетности

Некоммерческие учреждения, как и другие организации, обязаны вести бухучет в установленном порядке (закон № 402-ФЗ). Хозяйственные операции, отражающие деятельность предприятия, подлежат отражению в первичной документации и регистрационных журналах. Формирование финансовых отчетов производится на основании данных учета. Особенности ведения учета, годовая бухгалтерская отчетность и способы формирования и детализации бухотчетности НКО должны быть отражены в учетной политике.

ВАЖНО!

Вести бухучет без утвержденной учетной политики недопустимо. Простыми словами, не определив основные аспекты и правила отражения и учета хозяйственных операций, добиться полноты, достоверности и своевременности отражения данных невозможно. А следовательно, и составить правдивую финансовую бухгалтерскую отчетность не представляется реальным.

Как НКО сдать статистическую отчетность?

НКО, как и другие юридические лица, обязаны регулярно сдавать в Росстат статистическую отчетность. Что изменилось в этом процессе в 2016 году и какие действия должны предпринять руководители НКО?
Сбор сведений Росстатом – это не добровольный соцопрос, все юридические лица обязаны снабжать это ведомство необходимой информацией. Порядок сдачи отчетности установлен федеральным законодательством, а за ее непредоставление предусмотрена административная ответственность. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязывает все организации регулярно присылать в Росстат копии бухгалтерской отчетности. С этим проблем обычно не возникает.
Сложнее устроен сбор иных видов сведений, опирающийся на Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики» и на постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.
До недавних пор Росстат самостоятельно уведомлял каждую организацию о том, что ей необходимо сдавать ту или иную форму отчетности. Однако прошлым летом было опубликовано письмо Росстата от 26 июля 2016 № 04-04-4/92-СМИ, согласно которому организации теперь должны сами узнавать о сдаче отчетности через специальный сайт. На сайте можно по ИНН, ОКПО или ОГРН узнать, какие формы отчетности считаются актуальными лично для вашей организации. Там же указано, в какие сроки вы должны сдать отчетность.
Как рассказала нашему порталу член ассоциации «Юристы за гражданское общество» Екатерина Васютина, до осени 2016 года сайт был почти не заполнен – при вводе реквизитов большинства НКО никакую отчетность сдавать не предлагалось. Зато теперь все изменилось: сайт начал требовать от НКО гораздо больше отчетности, чем от коммерческих организаций. Причем часто многие из перечисленных видов отчетности слабо согласуются с деятельностью данной конкретной НКО.
Для примера проверим ИНН одного из фондов, занимающихся помощью тяжело больным детям. Этому фонду предлагается сдать следующие виды отчетов:
• Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации (СОНКО);
• Сведения об объеме платных услуг населению;
• Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций;
• Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду;
• Сведения о выполнении научных исследований и разработок;
• Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах;
• Сведения о работе тепловой электростанции;
• Сведения о работе гидроэлектростанции;
• Сведения об инвестиционной деятельности;
• Сведения о численности и заработной плате работников;
• Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений.
Екатерина Васютина советует руководству НКО скачать в интернете и внимательно прочитать формы всей требуемой отчетности. Если в указаниях по заполнению конкретной формы установлено , что отчетность подается только «при наличии наблюдаемого события» – то, согласно письму Росстата от 15 апреля 2016 г. № СЕ-01-3/2157-ТО, направлять в ведомство требуемые данные надо лишь в случае, если ваша НКО случайно владеет гидроэлектростанцией или производит вычислительную технику. А вот если такого примечания в форме нет – то вам придется послать в Росстат нулевую отчетность.
Штрафы за непредоставление статистической отчетности, предусмотренные ст. 13.19 КоАП РФ, до недавних пор составляли 3-5 тыс. руб. и налагались только на должностных лиц, ответственных за нарушение. Однако с 2016 года наказание было ужесточено. Теперь штраф для должностных лиц составляет 10-20 тыс. руб. Также введен штраф для самой организации – его размер составляет 20-70 тыс. руб. А при повторном нарушении штраф для должностных лиц возрастает до 30-50 тыс. руб, а для юридических лиц – до 100-150 тыс. руб. Причем штраф налагается отдельно за каждую не сданную форму – то есть если вы забыли об отчетности вообще, то можете смело умножать все эти цифры на десять.
По словам Екатерины Васютиной, Росстат не особенно рьяно штрафует НКО, невнимательно относящиеся к предоставлению отчетности. Поэтому паниковать по этому поводу не надо. Однако теперь, после увеличения штрафов, риск все же представляется довольно серьезным – особенно для небогатых НКО. Поэтому за отчетностью нужно внимательно следить – проверяйте данные на сайте, заполняйте формы, регулярно высылайте их в ведомство. Не все отчеты подаются одновременно – некоторые должны сдаваться ежегодно, другие – ежеквартально, а порой встречаются и ежемесячные отчеты. Руководителю НКО стоит заняться этой работой самостоятельно или ввести ее в круг полномочий одного из сотрудников.
Пожалуй, самой актуальной для НКО является форма № 1 СОНКО, подаваемая всеми социально ориентированными некоммерческими организациями. В этой форме рассказывается о видах деятельности организации, об источниках ее финансирования, об использовании денег и имущества, о формах и результатах работы, о помещении организации и о численности ее участников. Отчет сдается ежегодно к 1 апреля (в этом году – к 3 апреля, так как 1 апреля выпало на субботу). Другие формы отчетности зависят от деятельности организации и могут сильно различаться. В любом случае, разобраться в этом не так сложно почти любому сотруднику.

Читайте также:  Минфин предлагает три новых льготы по НДФЛ

Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отно��ение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *