Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в автомобиле в 2023 году.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом разделе речь идет об автобусах всех разновидностей, т.е. о транспортных средствах, имеющих более 8 пассажирских мест. Размер транспортного средства, опять же, не имеет значения. В качестве автобусов могут выступать как небольшие минивены, так и огромные туристические автобусы.
Штраф за перевозку детей без кресла
Действующая Конституция РФ и правила дорожного движения делают основной упор на приоритетности здоровья, жизни, прав и законных интересов граждан. На практике такой подход предполагает пропорциональное и соразмерное ограничение прав и свобод граждан государства.
В рамках вопроса транспортировки малышей в машинах описанные выше приоритеты выражаются в использовании разнообразных административных мер ответственность для физических лиц и организаций.
Перевозка малышей в машине без специальных кресел предполагает меры ответственности. Наиболее распространенной мерой представляется штраф 3000 рублей (для физических лиц).
Отдельно стоит отметить ответственность за оставление малыша в авто. За такое деяние также накладывается штраф в соответствии с действующим законодательством.
Отсутствие автокресла является признаком состава преступления, квалифицирующим применение ч. 1 ст. 238 УК РФ. Это касается водителей такси, перевозящих малышей без специализированного оборудования. В эту же группу нарушений относят транспортировку пассажиров на транспортных средствах, имеющих неисправности тормозной или рулевой системы.
Почему не рекомендуется перевозка детей на переднем сиденье?
Закон не накладывает запрет на возможность ребенку сидеть рядом с водителем. Но есть обратное мнение:
- Находясь на переднем сиденье, ребенок получает больше травм, чем юные пассажиры на заднем сиденье. Это не пустые слова, а подтверждено статистикой аварий. Например, при лобовом столкновении, большинство травм идет от деталей машины (стекло и смещенные металлические части).
- Водители не считают должным обезопасить ребенка от срабатывания подушки безопасности. Она, в свою очередь, только при раскрывании наносит непоправимый вред малышу. Нередки случаи и смертельного исхода от срабатывания подушки.
- А может случиться и так, что малыш просто испугается вида машины, которая едет по встречной полосе. Ребенку может показаться, что сейчас будет авария. После этого он может просто отказаться от поездок на машине.
Перевозка ребенка старше 12 лет
12 лет – это возраст, когда ребенок наконец может начать ездить на машине как взрослый: без кресла и любого другого удерживающего устройства. При этом ему разрешается сидеть как на переднем, так и на заднем ряду сидений.
Однако есть одно «но»: если его рост меньше 1.5 метров, то нормы безопасности рекомендуют продолжать использовать какие-либо удерживающие устройства или детский бустер. Если же такой возможности нет или ребенок сильно желает избавиться от автокресла, то можно использовать подручные средства, например, подложить под него объемную подушку. Такие меры позволят ребенку сидеть выше, чтобы штатный ремень безопасности проходил по его плечу, а не по шее. Даже простая подушка может сделать поездку намного более безопасной.
Можно ли перевозить ребёнка на переднем сиденье Газели?
На переднем сиденье Газели (тентованной, фургоне), где вовсе нет заднего ряда сидений тоже иногда бывает нужно посадить ребёнка. Понадобится ли для этого автокресло или можно его пристегнуть ремнём? Ведь, с одной стороны, ПТС Газели указывает на то, что это транспортное средство принадлежит к грузовым машинам, с другой — автомобиль весит менее 3,5 тонн, и практически все пункты ПДД распространяются на Газель как на легковую машину!
Ответ на этот вопрос однозначен. ПДД явно не отличают грузовые и легковые машины в контексте их снаряжённой массы до 3,5 тонн и более. Есть требования либо к массе авто, либо к его виду. В пункте 22.9 ПДД указаны именно грузовые машины, поэтому и Газель в контексте этого пункта относится именно к грузовым.
Это значит, что в Газели ребёнка на переднем сиденье можно перевозить, пристёгнутым ремнём безопасности, если ему исполнилось 7 лет. Причём, независимо от того, есть в Газели задний ряд сидений («Фермер» или пассажирская версия) или нет.
Ребенок в кабине грузовика
В данном разделе речь идет о грузовых автомобилях всех разновидностей. Начиная с многотонных тягачей и заканчивая легкими грузовиками на базе легковых автомобилей.
Принципиальное значение имеет не внешний вид и размер автомобиля, а информация, указанная в поле «Тип ТС» свидетельства о регистрации. Если в данное поле внесено значение «грузовой автомобиль», то следует использовать следующие правила:
Возраст | Условия перевозки |
от 0 до 7 лет | Только с использованием детского удерживающего устройства |
от 7 до 11 лет | С использованием детского удерживающего устройства или ремней безопасности |
от 11 до 18 лет | С использованием штатных ремней безопасности |
Отключение подушки безопасности
Большая часть новых современных автомобилей оборудуется пассажирской подушкой безопасности, расположенной напротив переднего пассажирского сиденья. При этом предусмотрена техническая возможность отключения этой подушки при перевозке ребенка.
В связи с этим у водителей возникает вопрос, всегда ли нужно отключать подушку при установке детского кресла на переднее сиденье? Или только тогда, когда кресло устанавливается против хода движения?
Получить ответ на данный вопрос довольно легко. Следует обратиться к руководству по эксплуатации Вашего автомобиля и найти в нем раздел, посвященный перевозке детей.
В процессе написания данной статьи я обратился к книжке по эксплуатации своего автомобиля и нашел там следующую информацию:
При установке на сиденье переднего пассажира детского сиденья, в котором ребенок сидит спиной вперед, фронтальную подушку безопасности переднего пассажира нужно обязательно отключить.
Причем информация дублируется на разных страницах книги как минимум 3 раза. При этом ничего не говорится о том, что подушку нужно отключать при установке кресла по направлению движения.
Т.е. в моем автомобиле подушку нужно отключать только тогда, когда ребенок сидит в кресле спиной вперед.
Рекомендую изучить руководство Вашего автомобиля и найти там аналогичную информацию. Обратите внимание, информация может отличаться! В некоторых автомобилях подушку нужно отключать как при установке кресла спиной вперед, так и при установке лицом вперед.
Наказание за перевозку детей без автокресла
В большинстве европейских стран за нарушение закона о перевозки детей предусмотрено наказание – штраф, чья величина зависит от конкретной страны, в которой будет пойман такой водитель. В России сумма подобного штрафа составляет 3 тыс. руб. (около 43 евро).
Это не самый маленький штраф – в Австрии, например, за нарушение закона придется заплатить 35 евро. Стоит отметить, что в некоторых странах размер наказания за подобное нарушение значительно выше, чем в России. В Венгрии водителя накажут суммой в 133 евро, а в Норвегии – 199 евро.
Кстати, если в России подобное нарушение будет совершено юридическим или должностным лицом, то «отделаться» суммой в 3 тыс. руб. не получится. В данном случае предусмотрен штраф от 25 до 100 тыс. рублей.
Многие автомобилисты еще с советских времен помнят про запрет на перевозку детей впереди. Сейчас законодательство, с одной стороны, стало либеральнее и позволяет занимать переднее пассажирское кресло при соблюдении ряда условий. Однако есть множество «но», после знакомства с которыми призадумываешься над целесообразностью такого поступка.
Но даже хорошо установленное кресло бессильно против ударов с так называемым 25-процентным перекрытием. Такие ДТП происходят, когда водители стараются увернуться от лобового столкновения и машины бьются друг о друга под углом. Зачастую под удар попадает именно правая носовая часть машины. Вектор кинетической энергии направлен мимо лонжеронов и сминаемых зон, он проникает в силовой каркас кабины и корежит его.
При испытаниях Американского страхового института IIHS (Insurance Institute for Highway Safety) такой удар вминал стойку кузова в салон даже у знаменитых своей надежностью моделей. При этом пассажирскую дверь срывало с петель и она металась по сторонам, как гильотина. Ребенок спереди рискует гораздо больше взрослого пассажира, так как удержать люльку или детское кресло в штатных трехточечных ремнях труднее, чем взрослого человека. Возникает риск того, что ребенок вместе с удерживающим устройством выскользнет за пределы исковерканного кузова через сорванную дверь.
Поэтому, несмотря на отсутствие в существующем законодательстве прямого запрета на перевозку детей спереди, делать это чрезвычайно опасно (хоть по ходу движения, хоть против него). Поэтому лучше всего устанавливать кресло на задний диван в штатные разъемы ISOFIX. И самым правильным будет приучать ребенка ездить сзади с самого первого знакомства с автомобилем. Тогда он уже никогда не будет проситься пересесть вперед.
- Возрастное ограничение связано с технической стороной устройства ремней безопасности. Фиксирующие устройства рассчитаны на человека ростом более, чем 150 см. В противном случае ремень проходит в области шеи ребенка. В ситуации экстренного торможения или резкого толчка такой фиксатор может привести к непоправимым последствиям. Именно поэтому установлен ценз в 12 лет. Не стоит забывать, что развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому учитывайте также действительные физические параметры вашего чада.
- Другая причина – неправильное (опять-таки с технической стороны) положение туловища в кресле. Сила, с которой происходит выброс подушек безопасности, а также их последующее расположение могут причинить еще большие увечья маленькому пассажиру.
Правила расположения детского кресла в машине
Водитель должен знать не только правила выбора кресла, но и наиболее безопасное место в машине для установки. Переноски и автолюльки должны устанавливаться перпендикулярно движению. Желательно фиксировать люльку на заднем сидении, чтобы она занимала два пассажирских места. Не возбраняется оставлять устройство на переднем сидении, но спиной к движению.
Касательно автокресла, необходимо фиксировать его на среднем заднем сиденье. Это обусловлено тем, что это место удалено от боковых дверей машины и поэтому оно является наиболее безопасным в случае столкновения с иными автомобилями. Если технически нельзя установить устройство в середине, лучше разместить его в правой части салона, тогда сиденье переднего пассажира немного сдвигается вперед.
Плюсы и минусы установки детских автолюлек и автокресел на переднем сидении
У размещения самых младших пассажиров спереди есть как положительные стороны, так и отрицательные.
Из плюсов можно отметить следующие:
- малышам нравится смотреть в переднее стекло, они отвлекаются, разглядывая мир вокруг, и обычно ведут себя на переднем сиденье спокойнее;
- если в машине нет других взрослых, то водителю проще наблюдать за малышом и реагировать на его действия, когда тот находится рядом;
- когда кресло крепят спереди, ребёнка обычно меньше укачивает;
- не во всех машинах можно расположить на задних сиденьях 3 автокресла, поэтому при перевозке сразу трёх детей одного, скорее всего, придётся посадить спереди.
Минусы у такого решения тоже имеются:
- самый главный минус — переднее сиденье рядом с водителем является самым опасным местом во всём автомобиле, именно оно чаще всего страдает во время аварий;
- непоседливый малыш может дотянуться до органов управления машиной, открыть окно или дверь, что, в свою очередь, может привести к аварии;
- иногда детское автокресло может перекрывать водителю обзор в зеркало заднего вида;
- при активном взаимодействии с ребёнком водитель может отвлечься от ситуации на дороге, а это чревато дорожно-транспортным происшествием;
- в некоторых случаях необходимо выключать и включать работу подушки безопасности — не во всех машинах это можно сделать самостоятельно.
Каждый родитель сам принимает решение, как ему везти ребёнка с учётом всех требований правил дорожного движения. Но перед тем как усадить малыша вперёд, стоит взвесить все плюсы и минусы.
Со скольки лет можно возить ребёнка на переднем кресле?
Ни Правила дорожного движения, ни Техрегламент, ничто другое не регламентирует возраст, с которого ребёнка можно возить на переднем сиденье автомобиля в детском автокресле. Существует только максимальный порог возраста, до которого обязательно использование автокресла или иного устройства для обеспечения безопасности ребёнка — 12 лет. То есть с 12 лет ребёнка можно возить впереди без каких-либо удерживающих устройств, а просто пристегнув ремнём безопасности. При этом, всё же учитывайте рост ребёнка, чтобы ремень не проходил у него по области шеи.
Однако, следует иметь в виду, что грудных детей перевозят в специальных автолюльках, которые всегда располагаются против хода движения (спиной ребёнка вперёд) и в этом случае, перевозя ребёнка на переднем сиденье, следует иметь в виду возможность срабатывания той же подушки безопасности, о чём писалось выше.
Вообще, часто как эксперты, так и сами опытные родители, отвечая на вопрос о том, со скольки лет возить детей впереди, советуют это делать, начиная с двух-трёхлетнего возраста.
Какие устройства для перевозки существуют
Чтобы дети могли ездить внутри кабины грузовой машины и в легковом автомобиле, необходимо, чтобы они были оборудованы удерживающей системой ISOFIX и/или ремнями безопасности.
Детские устройства можно разделить на следующие группы:
Обозначение группы ДДУ | Основные характеристики |
Люльки | Используются для транспортировки детей от рождения до полутора лет. Пассажиров перевозят в них в положении лежа или полулежа.
Предусмотрено две категории люлек: · Кат. 0 – на вес до 10 кг. · Кат. 0+ – на вес до 13 кг. |
Кресла | Устройство визуально представляет собой кресло, защищающее ребенка от травм посредством хорошо зафиксированных ремней безопасности и боковых подлокотников.
Существует четыре основные категории кресел: · Кат. 0+. Такой вид подходит для ребенка от рождения до 4х лет, который весит до 13 кг. · Кат. I. Рекомендуется для детей от 9 месяцев до 4 лет, если их вес составляет от 9 до 18 кг., а рост от 78 см. Как правило, изготовлено такое кресло с поворотной конструкцией. · Кат. II. Обычно выпускается с регулируемыми по высоте подголовниками. Имеет пятиточечные ремни безопасности. Может использоваться для детей возраста от 3 до 12 лет, если их вес составляет от 15 до 25 кг. · Кат. III. Обычно, в нем присутствует регулируемый по высоте подголовник и имеются пятиточечные ремни безопасности. Предназначено для детей от 3 до 12 лет, если они весят от 25 до 36 кг. |
Адаптеры | Это – накладка на ремень безопасности треугольной формы. Она необходима для смещения лямок ремня на уровень груди ребенка. Подходит для лиц до 12 лет, рост которых превышает 1 м.
В России выпускается двух видов: · С дополнительной лямкой для обхвата бедер. Рассчитана на вес пассажира от 9 до 18 кг. · Без дополнительной лямки. Подходит, если вес ребенка составляет от 18 до 36 кг. |
Бустеры | Это – сиденье без спинки. Необходимо, чтобы приподнять пассажира и сделать возможным его пристегивание ремнями безопасности.
В РФ используют две категории: · Кат. II. Подойдет для детей от 7 до 12 лет весом от 15 до 25 кг. · Кат. I. Рассчитана на пассажиров весом от 25 до 36 кг. |
При установке ДДУ необходимо строго придерживаться инструкции. Автокресло следует закреплять на сидении при помощи комплектующих ремней либо скоб. Крепежное устройство устанавливают перпендикулярно движению ТС.
Хотя в ПДД акцент делается на возраст ребенка, выбирать ДДУ необходимо, исходя из роста и веса.
Все легковые автомобили снабжены ремнями безопасности. На старых моделях для задних кресел их предусмотрено два, а на новых – три. С их помощью можно укрепить детские автокресла.
Раньше малышам рядом с водителем ездить запрещалось. Новые правила, изложенные в ПДД, никак не ограничивают возраст ребенка, перевозимого на переднем сидении. Но как демонстрируют различные тесты и практика ДТП: детей безопасней перевозить сзади. Переднее пассажирское сиденье – самое незащищенное в случае лобового или бокового столкновения. Естественно, речь идет о леворульных автомобилях. У праворульных самым опасным будет место водителя.
Но в любых машинах ставить ДДУ в первом ряду кресел не рекомендуется. Делать то следует только в случае крайней нужды, если ребенок категорически отказывается спокойно ехать сзади. Следует учесть, что для укрепления детского кресла впереди нужны пятиточечные ремни безопасности, а они отсутствуют в некоторых моделях. А для фиксации сзади достаточно трехточечных.
Пока перевозят младенца, ДДУ устанавливается против хода. Но как только малыш подрастет, лучше укрепить его по центру. Так можно наблюдать за дорогой. Детям это интересно, они меньше капризничают и не отвлекают водителя. Шансы покалечиться при резком торможении в таком случае не высоки.
Если исходить только из соображений безопасности, самым правильным будет установка ДДУ на заднем сидении справа. Согласно статистике, при ДДТ сюда приходится меньше всего ударов.
Сложности ожидают родителей, имеющих несколько маленьких детей. Если их всего трое, можно все ДДУ установить одновременно на заднем сиденье. Когда малышей больше, для одновременной их перевозки потребуется минивэн или микроавтобус. Отсутствие просторного салона не является основанием для перевозки ребенка без ДДУ.
Причины, по которым детей перевозят спереди
- Иногда это вынужденная мера, при дефиците свободного места, например.
- Ребёнку спокойнее и интереснее, когда он видит родное лицо и слышит обращённую к нему речь папы или мамы. Широкое окно не мешает обзору, и он, может, подолгу в него смотреть.
- Когда на заднем сидении некому присмотреть за крохой. Так, удобнее реагировать на его просьбы и наблюдать за ним. Не нужно часто оборачиваться назад или останавливаться.
- Пожелание самого повзрослевшего наследника, это частое требование «взрослой» перевозки. Ведь они ещё не могут думать о своей потенциальной опасности.
- Если семья многодетная, не всегда, например, в машине можно установить 3 устройства. Одно неизбежно окажется спереди
- Сзади очень многие дети быстро укачиваются, поэтому другой альтернативы попросту не существует.
- В некоторых машинах ремни безопасности попросту не предусмотрены конструктивно. Поэтому установить кресло возможно только спереди и т. д.