Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по страховке-2022: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодня законодательство определяет размеры выплат. В большинстве случаев они зависят не только от обстоятельств страхового случая, но и от степени повреждения транспортного средства, участия пассажира и серьезности последствий. Последствия могут быть с летальным исходом пассажиров и с материальным ущербом.
Форма компенсации по выплатам бывает:
- натуральная;
- денежная.
Натуральный вид возмещения стоит в приоритете. АО «АльфаСтрахование» в счет выплаты организовывает и проводит ремонтные работы зарегистрированных в РФ легковых ТС, находящихся в собственности граждан, на станциях техобслуживания, с которыми у компании заключены договоры. Такие СТОА есть в каждом субъекте, где у страховщика расположены филиалы. Новые автомобили со сроком эксплуатации до двух лет отправляют к официальному дилеру. На все виды работ, проведенных на станциях техобслуживания, предоставляется гарантия до года.
Страховое возмещение ущерба, причинённого зарегистрированному в РФ легковому авто в собственности гражданина, осуществляется в виде денежной выплаты при определённых условиях:
- полная гибель машины, то есть повреждения ТС не подлежат ремонту;
- смерть пострадавшего;
- потерпевший страхователь, здоровью которого по факту наступления происшествия был нанесен тяжкий или определенный как средней тяжести вред, выбрал в заявлении данный вид возмещения;
- стоимость ремонтных работ превышает лимит выплаты;
- потерпевший — инвалид, владеющий ТС, по медицинским показаниям, при оформлении заявления о возмещении ущерба выбрал данную форму выплаты;
- станции техобслуживания автомобилей из списка партнёров страховщика не соответствуют установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего.
Правила получения компенсации по ОСАГО пошагово
Процедура обращения за выплатой при нанесении имущественного вреда следующая:
- Собственник ТС предоставляет в СК документацию по страховому событию в течение 5 дней с момента ДТП. После сообщения клиента о произошедшем СК вправе отправить своего эксперта для фиксации факта ДТП и стоимостной оценки. Такое мероприятие происходит в пределах 5 дней.
- На рассмотрение документов и принятие решения у СК есть 20 суток. Затем перечисляют деньги, выдают направление на ремонт или обоснованно отказывают.
Если в ДТП пострадали люди:
- пострадавший направляет в СК виновника происшествия заявление на возмещение ввиду полученных травм и прилагает все необходимые документы. Если предоставленный пакет неполный, страховщик уведомит вас об этом в течение 3 суток;
- Вопрос урегулирования убытков занимает здесь до 15 календарных дней.
Если есть погибшие:
- Выгодоприобретатель подает заявление в СК. В пределах 15 суток с момента обращения первого заявителя, кроме праздничных дней, страховщик правомочен принять правомерно поступившие заявления от иных лиц.
- По истечении срока принятия заявлений СК перечисляет сумму компенсации в течение 5 рабочих дней на счет заявителя.
Расходы на погребение компенсируют после предоставления соответствующих документов.
Виновнику аварии, оформленной по Европротоколу, отведено 5 суток со дня события на предоставление в СК своего экземпляра аварийного извещения.
Полис ОСАГО и его выгода
ОСАГО – это вид страхования, при котором страхователь страхует свою ответственность перед третьим лицом на случай, если по его вине произойдет ДТП.
Оформить полис можно непосредственно в офисе страховой компании, через агента или через интернет. В соответствии с законом об ОСАГО страховщик может осуществлять прямую выплату пострадавшей стороне, или брать на себя ответственность по организации восстановительных работ поврежденного застрахованного транспортного средства.
Ремонт может проводиться в автосервисах, с которыми у страховщика заключен договор, или в выбранном пострадавшей стороной СТО при наличии подтверждающих документов и соглашения между сторонами. Если вред причинен здоровью, компенсация должна быть зачислена на счет пострадавшей стороны.
Как быть, если максимальной компенсации недостаточно для ремонта авто?
Стоимость ремонта дорогих авто после серьезной аварии, как правило, значительно выше даже максимально возможной компенсации. По закону страховщик не может выплатить больше установленного максимума. Но как быть пострадавшей стороне, если выплаченного недостаточно для полноценного ремонта?
В этом случае пострадавшей стороне пригодится расчет стоимости ущерба, проведенного экспертом, на основании которого можно требовать с виновника аварии недостающей суммы.
Для начала можно попытаться решить вопрос в досудебном порядке, отправив соответствующее письмо виновнику, с требованием покрыть недостающую разницу собственными средствами. В большинстве случаев, не желая ввязываться в судебные разбирательства, виновники ДТП соглашаются возместить ущерб. Если пострадавшая сторона получит отказ, или ответа не будет вовсе, можно собирать документы для подачи иска в суд.
Если у потерпевшего есть полис КАСКО
Наличие данной страховки не лишает права пострадавшую сторону требовать возмещения по ОСАГО, т.к. владельцы машин, застрахованных по КАСКО, имеют те же самые права и обязанности, что и водители, у которых есть только полис ОСАГО.
В таком случае нужно передать оформленные документы по ДТП аварийному комиссару (если такая опция предусмотрена программой страхования) и ждать направления на ремонт.
После возмещения по КАСКО компания-страховщик потерпевшего получает право требования выплаченной суммы к компании-страховщику виновника ДТП.
Предельный размер выплаты со стороны страховой в этом случае составляет также 400 тыс рублей. Если страховка, выплаченная по КАСКО, превышает данную сумму, то страховая компания потерпевшего имеет право требовать выплаты оставшейся суммы с виновника.
Однако стоит обратить внимание на тот факт, что хотя обращение по полису КАСКО, как правило, гораздо комфортнее, чем ожидание возмещения от страховой виновника ДТП, но впоследствии может привести к увеличению стоимости полиса добровольного страхования в последующие периоды.
Это происходит из-за того, что такой клиент является для страховой компании убыточным в независимости от того, по чьей вине произошло ДТП.
Нововведений в ОСАГО ждут в 2022 году
Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».
Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».
По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.
«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.
«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.
Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.
«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.
По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».
По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.
По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.
От чего будет зависеть итоговый размер выплаты
Необходимо понимать, что максимальная выплата по страховке полагается далеко не каждому, кто является пострадавшим в ДТП. Если в результате ДТП причинен ущерб транспортному средству, то при расчете выплаты учитываю:
- цена деталей (запасные части);
- цена работы (при царапинах или сколах);
- услуги за работы на станции.
С недавнего времени выплата по полису может производиться не только в денежной форме, но и путем оплаты ремонтных работ на станции. В этом случае сумму ущерба выставляет станция, с которой у страховщика заключен договор. Никакие средства на руки клиент при этом не получает.
Если речь идет про выплату по здоровью, то в данном случае все решается персонально. При расчете выплаты учитываются:
- степень полученной травмы;
- оплата лечения;
- стоимость медикаментов.
Для подтверждения расходов потребуется предоставить все справки с медицинского учреждения и чеки, подтверждающие оплату. После получения документов компания перечисляет средства на личный счет потерпевшего.
Как получить максимальную выплату от страховой
При аварийной ситуации немедленно остановите автомобиль, даже если ваша остановка создаст препятствия для других участников дорожного движения. Затем зафиксируйте точное время аварии, выставьте на проезжую часть знаки аварийной остановки и включите аварийные сигналы.
После этого необходимо выяснить есть ли пострадавшие, и вызвать бригаду скорой, если кому-то из участников необходима медпомощь. Затем вызывайте ГИБДД, сотрудники которого составят официальный протокол. Желательно записать данные свидетелей и сфотографировать место ДТП.
В течение следующих пяти дней обратитесь в отдел урегулирования убытков страховой компании, чтобы составить заявление. Для этого вам потребуются следующие документы:
- паспорт пострадавшего;
- паспорт или свидетельство о регистрации автомобиля;
- водительские права и страховой полис ОСАГО;
- протокол, составленный сотрудником ГИБДД или европротокол.
Вместе с документами необходимо предоставить автомобиль, который сотрудники компании должны осмотреть лично, чтобы выяснить сумму ущерба и возможную выплату. Затем остается только дождаться решения страховой компании и зачисления денег на личный счет.
Если сумма ущерба больше лимита
Когда реальный ущерб больше чем лимит страховки, то оплата производится не более лимита.
Однако есть случаи превышения:
- Если виновник заключил договор ОСАГО с увеличенным покрытием ущерба, то есть дополнительно застраховал свою ответственность. Условия такого договора страхователь и страховщик, в том числе сумма покрытия ущерба, оговаривается между собой сами;
- Если страховщик не уплачивает добровольно суммы по страховке, не выдает направление. Тогда потерпевший может взыскать сверх страхсуммы неустойку в размере не большей установленных лимитов. Получается, что максимальное возмещение ущерба при ДТП в 2018 году может увеличиваться на сумму неустойки. И предельный размер может достигнуть 1,6 млн. руб.
Если максимальный размер выплат в договоре обязательного страхования не устраивает водителя, то он может заключить ДСАГО. Это дополнительное соглашение позволяет увеличивать предел. Услуга может быть только дополнением к обычному полису ОСАГО, а не самостоятельным видом. Или увеличение выплат возможно с полисом КАСКО.
По дополнительному соглашению лимит будет увеличен до трех миллионов рублей. Для расширения страховых возможностей не обязательно оформлять новый договор, можно заключить соглашение при действующей страховке. Но должны быть соблюдены условия:
- полис на конкретный автомобиль;
- дополнительный договор заключается на период действия основного полиса;
- соглашение касается только собственника ТС.
Какие документы будут нужны для получения выплаты по ОСАГО, если было ДТП без пострадавших
-
заверенная копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
-
документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
- документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
- согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
- извещение о ДТП в случае его оформления на бумажном носителе;
- копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ.
Выплаты при обоюдной вине в ДТП
Обычно в данной ситуации, страховая платит деньгами, так как выплаты осуществляются, пропорционально степени вины в ДТП. Объясню далее в чем суть.
На основании абзаца 1, пункта 22, статьи 12, закона «Об ОСАГО», в случае обоюдной вины, страховая компания, осуществляет страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате ДТП, с учетом установленной судом, степени вины участников ДТП, соответственно у которых были на момент ДТП, действующие полисы ОСАГО.
Степень вины, установленная судом, может быть 40 на 60%, 30 на 70%, 50 на 50%.
Что это значит?
А значит, это то, что при обоюдной вине, каждый из участников ДТП, получит выплаты по ОСАГО, но в меньшем размере, чем реальный ущерб.
К примеру, столкнулись два автомобиля «А» и «Б». Вина в данном ДТП была признана обоюдной, так как оба участника, нарушили ПДД, что привело к столкновению. Степень вины автомобиля «А», была установлена в значении 60%, а вина водителя «Б», установлена значении 40%. Сумма ущерба автомобилю «А», составила 150000 рублей, но с учетом степени вины 60%, водитель автомобиля «А», получит только 40% от суммы ущерба, то есть в данном случае сумма составит 60000 рублей. Водитель автомобиля «Б», получил ущерб 200000 рублей, с учетом его степени вины в 40%, он получит 120000 рублей страхового возмещения.
А если степень вины, не установлена в судебном порядке, а есть только документы из ГИБДД, где указано, что вина обоюдная и оба участника ДТП, нарушили правила дорожного движения?
На основании абзаца 4, пункта 22, закона «Об ОСАГО», в случае если степень вины участников ДТП не установлена в судебном порядке, страховые компании должны возместить ущерб таким клиентам в равных долях, то есть по 50% от суммы ущерба, каждому. То есть если ущерб составил 320000 рублей, то к выплате 160000 рублей.
Так же, на основании пп. «Д», пункта 16.1, статьи 12, закона «Об ОСАГО», если вина в ДТП признана обоюдная, то соответственно суммы возмещения не хватит, чтобы полностью оплатить ремонт и страховая, прежде чем определиться с форматом возмещения ущерба, должна понять, готов ли клиент, доплатить за проведение полного ремонта на станции технического обслуживания, из своего кармана. Если клиент готов произвести доплату, то выдается направление на ремонт, а если клиент отказывается произвести доплату, то возмещение производится в денежной форме, в сумме соответствующей степени вины.
Стоит отметить, что здесь, максимальные выплаты ограничены лимитом страховой выплаты, то есть или 400000 рублей, или 100000 рублей, при оформлении ДТП по Европротоколу.
Выплаты в случае причинения вреда другому имуществу, кроме автомобиля
В ДТП может пострадать иное имущество, помимо транспортных средств.
О чем я говорю?
Если в результате ДТП, пострадало иное имущество принадлежащее потерпевшему, или третьим лицам, к примеру груз находившийся в автомобиле, здания, сооружения, дорожные знаки, то в таком случае, можно требовать от страховой, возмещения ущерба, за поврежденное имущество, не являющееся транспортным средством.
Да, ОСАГО возмещает не только за здоровье и автомобили, можно получить возмещение, за поврежденное имущество, не являющегося транспортным средством.
Если в результате ДТП, пострадало иное имущество, кроме ТС, обращаться за возмещением, нужно в страховую компанию виновника ДТП (обратите внимание, именно виновника), потому как в стандартной ситуации, когда произошло столкновение ТС и не повреждено другое имущество, кроме ТС, а также у всех участников есть полисы ОСАГО, потерпевшим нужно обращаться в свою страховую.
На основании абзаца 17, пункта 4.17, Положения Банка России от 19.09.2014 №431-П, можно понять, что вред, причиненный иному имуществу, не являющемуся транспортным средством, возмещается в рамках ОСАГО. На основании того-же абзаца, он возмещается, путем денежных выплат, о чем говорится в абзаце 3, пункта 4.17, Положения Банка России от 19.09.2014 №431-П.
Документы, которые должны быть приложены к Вашему заявлению на получение страхового возмещения, описаны в пункте 4.13 и 3.10, Положения Банка России от 19.09.2014 №431-П.
Не забываем, обращаемся в такой ситуации, в страховую компанию виновника ДТП.
Здесь также, можно получить выплаты, в пределах 400000 рублей.
Можно ли получить выплату в максимальном размере?
Встречались ли в страховой практике ситуации, когда СК выплачивала максимальный лимит ответственности по ОСАГО? Подобные случаи были, но они единичны, поскольку получить максимальную выплату очень сложно.
В процессе проведения технической экспертизы автомобиля, пострадавшего в ДТП, и определения величины ущерба, причиненного здоровью пострадавшего, страховщики учитывают множество нюансов. Большинство среди них направлены именно на то, чтобы как можно больше занизить величину ущерба.
Особое внимание страховые компании уделяют техническому состоянию автомобиля. Если машина старая, то на выплату максимально допустимого лимита можете даже не рассчитывать. В случае с ТС отечественного производства, год выпуска не имеет никакого значения, поскольку лимит автоматически занижается.
Как вариант, можно попробовать добиться получения страховой выплаты максимального размера через досудебное расследование, но если никакого результата оно не принесет, то не следует затягивать с подачей иска в прокуратуру.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.