Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды помощи освободившимся из мест лишения свободы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поддержка освободившимся из мест лишения свободы не ограничивается только небольшой материальной помощью. Также действуют специальные реабилитационные центры, которые организованы волонтерами или местными властями.
Осуждённый освобождается из мест лишения свободы, но не может вселиться в ранее занимаемую квартиру, так как жилое помещение приватизировано членами его семьи и продано третьим лицам.
Для анализа поставленной проблемы представляет интерес Апелляционное определение Московского областного суда от 20 сентября 2012 г. по делу № 33 – 17223/2012, в соответствии с которым было оставлено без изменения решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области, а апелляционная жалоба истца – без удовлетворения.
Из обстоятельств дела следовало, что истец обратился в суд с уточненным иском к Администрации сельского поселения, ответчику-покупателю квартиры, в котором просил признать недействительными договор на передачу в собственность двухкомнатной квартиры, а также все сделки, связанные с её продажей, и обязать администрацию сельского округа заключить с истцом договор социального найма с оформлением постоянной регистрации по месту жительства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Администрацией Новинской ткацко-отделочной фабрики и его отцом был заключен договор о приватизации квартиры. Администрация сельского поселения вынесла постановление, которым зарегистрировала договор на имя его отца. Истец в тот момент находился в местах лишения свободы, был временно выписан из квартиры в связи с вступившим в законную силу приговором суда.
При оформлении договора приватизации права истца были нарушены действиями Новинской ткацко-отделочной фабрики, которой принадлежал жилой фонд и Администрацией Новинского сельского поселения и которая произвела государственную регистрацию только на имя его отца. Находясь в местах лишения свободы, он имел право на оформление приватизации на спорную квартиру. Кроме того, у него отсутствует жилая площадь, принадлежащая ему на праве собственности.
Казалось бы, с формально-юридической точки зрения требования истца правомерны. Так, в соответствии с пунктом 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 г. № 8-П установлено, что временное отсутствие гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи), в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением.
На основании положений статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года N 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица.
Таким образом, истец имел право на участие в приватизации квартиры, несмотря на то, что находился в местах лишения свободы. Однако, как видно из материалов дела, приватизация жилья была осуществлена без его участия.
Важный юридический нюанс
Апелляционная инстанция отметила правомерность решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, так как истцом был пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данными требованиями, поскольку находясь на свободе, истец знал о том, что договор приватизации был заключен без учета его интересов, а впоследствии заключались договора купли-продажи спорного помещения, тогда как в суд он обратился лишь в 2012 году, а, следовательно, в силу ст. 199 ГК РФ пропуск срока исковой давности является основанием для отказа в иске. Кроме того, истец был снят с регистрационного учета в связи с его осуждением, впоследствии не интересовался судьбой недвижимого имущества на протяжении многих лет, не пытался вселиться, не оплачивал коммунальные услуги.
Выводы
При всей непохожести проанализированных ситуаций они объединены рядом схожих принципиальных моментов, к числу которых следует отнести:
- «СТЫК ЭПОХ». В рассмотренных случаях приговор в отношении осужденных выносился в период действия ГК РСФСР, Жилищного кодекса РСФСР. Нормы ЖК РСФСР — часть 1 статьи 60, пункт 8 части 2 Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 г. № 8-П признаны не соответствующими статьям 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а положение пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР — также статьям 19, 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Конституционным Судом РФ было отмечено, что «положение пункта 8 части второй статьи 60 ЖК РСФСР, фактически вводящее не предусмотренное уголовным законодательством дополнительное наказание в виде лишения жилплощади, приводит к дискриминации в жилищных правах отдельных категорий граждан по признаку наличия у них судимости и в силу этого нарушает гарантируемый государством принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации). Дискриминационный характер нормы, содержащейся в пункте 8 части второй статьи 60 ЖК РСФСР, проявляется и в том, что по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, ее реализация не предполагает обязательного, как во всех остальных случаях, судебного порядка признания лица утратившим право пользования жилым помещением (статья 61 ЖК РСФСР). Вследствие этого на практике одинокие граждане, осуждаемые к лишению свободы, автоматически лишаются жилищными органами жилых помещений, нанимателями которых они являлись». Однако, при всей прогрессивности оценок указанных норм ЖК РСФСР, Постановление Конституционного Суда РФ 23 июня 1995 г. № 8-П не имеет обратной силы, что, по сути, приводит к отказу в удовлетворении исковых требований лиц, освободившихся из мест лишения свободы до 23 июня 1995 г. и предъявляющих требования о признании за ними права пользования жилым помещением, в котором они проживали до приведения приговора в исполнение. В отношении указанной категорий граждан применяются «дискриминационные нормы», предусмотренные частью 1 и пунктом 8 части 2 статьи 60 ЖК РСФСР, утратившего юридическую силу с 01 марта 2005 г.
- «ФАКТОР ВРЕМЕНИ». В каждом из проанализированных случаев лица, освободившиеся из мест лишения свободы в течение длительного времени не предпринимали попыток вселиться в жилое помещение, занимаемое до отбытия срока наказания в местах лишения свободы, даже несмотря на то, что формально были зарегистрированы по указанному адресу. Судебные инстанции интерпретировали указанное обстоятельство как неприобретение права пользования жилым помещением лицами, отбывшими срок в местах лишения свободы.
- «ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ». Нельзя забывать и о таком «подводном камне» гражданского процесса как исковая давность. В соответствии со статьёй 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. По сути, истечение данного срока означает невозможность для истца добиться признания недействительными сделок, связанных с отчуждением жилого помещения в период нахождения последнего в местах лишения свободы. Правда, следует отметить, что для истца при стечении определённых обстоятельств и наличии доказательственной базы имеется «спасательный круг». В соответствии с положениями части 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Следовательно, истцу необходимо представить суду веские доказательства того факта, что он, находясь в местах лишения свободы, не знал о намерениях членов семьи приватизировать квартиру и совершить сделки, связанные с её отчуждением. Подобные казусы отечественной судебной практики известны.
Куда обращаться осужденному за помощью?
Где получить материальную помощь после освобождения? Ее должна выдать вместе с личными документами администрация пенитенциарного учреждения.
Также согласно Федеральному Закону №178, если доход лица ниже минимального прожиточного минимума, то он имеет право обратиться в территориальный орган социальной защиты населения и получить дополнительное материальное пособие.
Выплата денежных средств до момента устройств на работу будет осуществляться и службой занятости. Бывшему осужденному нужно встать на учет в качестве безработного, при себе нужно иметь такие документы:
- паспорт;
- трудовая книжка;
- справка о доходах за последние три месяца – это нужно для расчета пособия по безработице;
- документ об образовании, получении специальности, квалификации – если есть;
- СНИЛС и ИНН.
Обязанности администраций исправительных учреждений
Администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, заранее направляют уведомления в службу занятости и органы местного самоуправления по месту жительства об их планируемом освобождении.
Также указывают степень трудоспособности, профессиональные навыки, данные о наличии или отсутствии жилья. Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.
Для получения поддержки заинтересованные лица должны обратиться за ней самостоятельно.
Те, кто имеют инвалидность 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины, старше 60 и 55 лет соответственно направляются в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение (по личной просьбе).
Исправительные учреждения имеют и другие обязанности перед осужденными. Они должны обеспечить:
- Бесплатный проезд к месту жительства;
- Продуктами питания или денежными средствами на время следования к месту проживания;
- Одеждой с учетом времени года.
Соц. защита должна выплачивать денежное пособие после млс.
Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.Статья 36 СК РФ Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме 1. При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно
Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим с детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса.
Если на данном направлении нет железнодорожного или водного транспорта, освобожденный получает билеты на воздушный или автомобильный транспорт.Осужденные обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами на время пути. На ребенка выдается питание и один комплект белья, одежды и обуви по сезону.Право на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проездаОсужденные освобождаемые из ИУ на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (см.
ниже Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г.
N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения
Как оформить пособие после освобождения
Основные права на социальное обеспечение граждан России, в том числе и отбывших наказание, закреплены в Конституции РФ, которая гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ). Кроме того, в РФ действует Федеральный закон от 01.01.2001 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), где социальное обслуживание представляет собой деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Помощь в трудоустройстве
Помощь в трудоустройстве освободившимся из мест лишения свободы предоставляется центром занятости. Туда нужно самостоятельно придти и встать на учет по безработице.
Пока специалисты будут подыскивать подходящую работу, освободившийся имеет право на получение пособия. Его размер зависит от региона проживания, периода работы, размера з/п и т.д. (нужно узнать самому).
Чтобы встать на учет, достаточно подготовить пакет документов и принести их в центр помощи в трудоустройстве. Это:
- Паспорт;
- Трудовая книжка;
- Справка о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы;
- Документ об образовании или имеющейся квалификации – для тех, кто ранее не работал;
- Страховое свидетельство и ИНН.
Полный перечень документов нужно узнать в ЦЗН по месту жительства.
Материальная поддержка в регионах РФ
Материальная государственная поддержка может быть предоставлена освобожденным пенсионного возраста или с инвалидностью в виде ежемесячной выплаты пенсии. Для этого нужно обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением.
Также освободившиеся лица имеют право на бесплатное восстановление паспорта гражданина РФ. Дополнительно предусмотрено право бесплатного прохождения медицинской комиссии при трудоустройстве. Лица, имеющие хронические заболевания, могут получить бесплатное обследования в учреждениях здравоохранения.
Справка! В соответствии с Постановлением Правительства РФ №298 от 15.04.2014 года указанная категория граждан имеет право претендовать на получение социального контракта. Размер выплат не может превышать 250 тысяч рублей. Потратить субсидию можно на обучение, создание и развитие ЛПХ, открытие бизнеса и ремонт жилья. Лица с погашенной судимостью могут участвовать в программе на равных условиях с другими гражданами.
В большинстве регионов созданы Центры социальной адаптации, которые осуществляют помощь и поддержку освободившимся гражданам. Здесь можно получить жилье и питание, получить необходимую одежду и бытовые принадлежности. В центрах есть специалисты, занимающиеся юридическими вопросами, которые могут помочь в восстановлении документов и трудоустройстве. Также есть возможность получить материальную помощь. Ее размер устанавливается каждым регионом отдельно. За предыдущие годы величина выплаты варьировалась от 1200 до 3500 тысяч рублей.
Региональные программы
Количество различных социальных программ, помогающих заключенным реабилитироваться, очень мало. Помочь в адаптации, трудоустройстве и других сферах жизнедеятельности могут, к примеру:
- Автономная некоммерческая организация «Центр социальной реабилитации и адаптации», находится в г.Казань. Программа реабилитации заключается в снижении числа рецидивов преступлений среди бывших заключенных, интеграции их в общество. Осуществляется помощь в поиске работы, постоянном общении, в обеспечении жилья, одежды и питания.
- Областное государственное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам и детям» в Липецкой области предоставляет временное жилье, обеспечивает бывшего заключенного всеми предметами первой необходимости.
Что происходит после освобождения лиц, есть ли материальные выплаты?
После освобождения из тюрьмы заключенные имеют право на бесплатный проезд к месту жительства и обеспечение всеми необходимыми продуктами питания и денежными средствами на время поездки.
Если у заключенных отсутствует одежда, то после освобождения им выдается новая, купленная на деньги из федерального бюджета. Также им могут быть выданы пособия в размере 720 рублей на покупку предметов первой необходимости. Все это должно исполняться и контролироваться администрацией учреждения, которые исполняет наказание.
Беременные женщины, женщины с малолетними детьми, несовершеннолетние до 16 лет, больные, нуждающиеся в постоянном уходе и инвалиды должны в обязательном порядке сопровождаться до места жительства родственниками или администрацией ИУ.
Люди, освободившиеся из тюрьмы, имеют полное право на трудовое и бытовое устройство. При возникновении проблемы с местом жительства (например, жилья больше нет), в ИУ начинает проводиться работа по решению данного вопроса, поиске нового места жительства и помощи в бытовом устройстве.
Существуют различные центры реабилитации для таких людей, туда из исправительных учреждений и отправляются запросы с просьбами об устройстве заключенного.
В этих просьбах также указывается дата выхода осужденного, его основные документы, наличие каких-либо профессий, умений и навыков, обстоятельства, из-за которых был получен статус БОМЖа (без определенного места жительства). Как правило, все центры идут навстречу и дают осужденным бесплатную регистрацию. Сам заключенный, зная свою ситуацию по поводу наличия жилплощади, может походатойствовать в ИУ о поиске временного жилья или же хотя бы об адресах центров помощи.
Необходимо будет отправиться туда с имеющимися документами, там окажут необходимую помощь и пропишут на жилой площади. Существует много центров, куда заселяют временно без наличия документов. В таком случае там же и помогают их восстановить, чтобы в дальнейшнем не возникло никаких проблем.
И самый банальный вариант, куда может направиться заключенный после отбывания наказания-это к ближайшим родственникам и друзьям, если таковые остались.
Тюрьма, наркотики, тюрьма
Впервые Дмитрий попал в места лишения свободы в 17 лет. Он отсидел семь лет и один месяц и не помнит, чтобы с ним проводили какие-либо социальные работы — ничего такого, кроме возможности пообщаться с психологом, у него не было. За полгода до окончания срока Дмитрию задали стандартные вопросы: куда поедет после отбытия наказания, есть ли родственники или другие люди, готовые принять — но по его мнению, это была скорее формальность, чем забота.
Бывшие заключенные рассказывают, что после освобождения очень сложно заново привыкать к обычной жизни — Дмитрий вспоминает, как однажды не мог пройти на перрон, потому что не знал, как пользоваться билетами со штрих-кодом.
Долго пробыть на свободе Дмитрию не удалось. В тюрьме он впервые попробовал наркотики и стал зависимым. После выхода на волю он попал в больницу с передозировкой. Близкие друзья от него отвернулись, и он сошелся с девушкой, которая тоже была наркозависимой. Дмитрий пытался работать — устроился через друзей в ЖКХ — но через полгода снова оказался за решеткой.
В России не существует ни единой системы ресоциализации бывших заключенных, ни закона, который бы контролировал эту систему. Чтобы получить помощь, осужденному нужно обратиться в центр социальной адаптации или центр занятости — там помогают всем «незащищенным группам населения», к которым относятся в том числе сироты, бездомные, наркозависимые. Бывшие заключенные могут претендовать на помощь по закону «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации». Они получают не специфический набор, который соответствовал бы особенностям их положения, а отдельные услуги, предназначенные для бездомных, безработных, малоимущих и инвалидов. Более того, помощь можно получить только если человек смог доказать свою принадлежность к какой-либо из этих групп.
Член Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга и участник благотворительной организации «Ночлежка» Роман Ширшов отмечает, что при разработке закона о помощи заключенным важно определить, какие категории он затронет. Нужно учитывать, какой срок был у человека — реальный или условный — сколько лет он провел в месте лишения свободы и как долго после освобождения может рассчитывать на социальную поддержку. На данный момент Ширшов в качестве варианта видит работу с нанимателями, выделение квот на рабочие места для людей с судимостью, повышение уровня образования среди осужденных, помощь по включению их в социум и увеличение открытости всей системы ФСИН.
Справка о судимости не входит в перечень документов, необходимых для устройства на работу — она нужна только для некоторых конкретных должностей. Например, с судимостью нельзя устроиться в МВД или на педагогическую работу. На практике, как рассказывает Роман Ширшов, эту справку требуют даже при поиске грузчика. По закону, в таком случае можно обратиться в суд с заявлением о дискриминации. Ширшов считает, что с этим можно бороться, если работать с компаниями: проводить тренинги и лекции, организовывать встречи осужденных и работодателей.
«Квоты могут быть невыгодны компаниям, потому что осужденные часто нарушают дисциплину; у рецидивистов проблемы ー алкогольная и наркотическая зависимость. Также у них меняется отношение к работе, они частично теряют способность самостоятельно принимать решения», ー говорит Ксения Рунова, исследовательница пенитенциарной системы.
Стадии подготовки к адаптации в обществе и трудоустройству
Воспитательная работа в целях подготовки к освобождению с осужденными начинает проводиться за шесть месяцев до выхода из тюрьмы. Комплекс мер подготовки к адаптации заключенного в обществе состоит из внутренней и внешней работы.
В самом исправительном учреждении организовываются различные мероприятия, направленные на формирование в осужденных хороших навыков и знаний, поддержку и моральную помощь. Например, проводятся тренинги. Очень часто устраиваются культурно-массовые мероприятия, на которых заключенные могут заняться совместной работой, пообщаться друг с другом. Это также помогает формированию социальных качеств адаптации в современном мире.
Приглашаются психологи и другие специалисты, проводятся беседы с заключенными, выявляются все их страхи и переживания. Осуществляется работа по борьбе со всеми этими фобиями.
Тюрьма, наркотики, тюрьма
Впервые Дмитрий попал в места лишения свободы в 17 лет. Он отсидел семь лет и один месяц и не помнит, чтобы с ним проводили какие-либо социальные работы — ничего такого, кроме возможности пообщаться с психологом, у него не было. За полгода до окончания срока Дмитрию задали стандартные вопросы: куда поедет после отбытия наказания, есть ли родственники или другие люди, готовые принять — но по его мнению, это была скорее формальность, чем забота.
Бывшие заключенные рассказывают, что после освобождения очень сложно заново привыкать к обычной жизни — Дмитрий вспоминает, как однажды не мог пройти на перрон, потому что не знал, как пользоваться билетами со штрих-кодом.
Долго пробыть на свободе Дмитрию не удалось. В тюрьме он впервые попробовал наркотики и стал зависимым. После выхода на волю он попал в больницу с передозировкой. Близкие друзья от него отвернулись, и он сошелся с девушкой, которая тоже была наркозависимой. Дмитрий пытался работать — устроился через друзей в ЖКХ — но через полгода снова оказался за решеткой.
Согласно статистике Федеральной службы исполнения наказаний, в российских тюрьмах сейчас находится около 550 тысяч человек. По количеству заключенных Россия занимает четвертое место в мире. Первое у США — более двух миллионов человек — но при этом в России около 400 заключенных на 100 тысяч населения, а в Америке — 655.
По информации ФСИН, в российских колониях находится 250 тысяч рецидивистов (без учета несовершеннолетних, вместе с которыми их насчитывается 269 тысяч). Анна Клименко, координатор отдела благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая» в Санкт-Петербурге, считает, что это связано с плохо развитой системой ресоциализации осужденных. По задумке законодателей, постпенитенциарные работы должны быть частью профилактики правонарушений. Она включает в себя помощь бывшим заключенным в получении образования и медицинского обслуживания, поиске работы и жилья и восстановлении навыков, необходимых для жизни. Человек должен повторно усвоить социальные нормы и научиться жить в обществе.
«Об организации содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденных после освобождения из учреждений УФСИН России по Магаданской области»
На заседании Координационного совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу с докладом на эту тему выступил начальник УФСИН России по Магаданской области полковник внутренней службы Е. В. Стариков.
Он напомнил, что постановлением администрации Магаданской области от 07.11.
2013 № 1081-па утверждена государственная программа Магаданской области «Развитие социальной защиты населения Магаданской области на 2014-2020 годы», которая включает в себя мероприятия направленные на оказание социальной и медицинской помощи, содействие в трудоустройстве и обучении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
В рамках данной программы реализуется подпрограмма «Содействие в социальной адаптации отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области», целями которой являются: развитие системы социальной профилактики правонарушений и создание условий для сокращения рецидивной преступности.
Основные задачи подпрограммы: повышение эффективности социальной работы в местах лишения свободы и в постпенитенциарный период, создание условий для социальной адаптации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Участниками подпрограммы являются: министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области; государственные учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области; магаданские областные государственные казенные учреждения центры занятости населения; медицинские организации Магаданской области подведомственные министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области; УМВД России по Магаданской области; УФСИН России по Магаданской области.
Сроки реализации — 2014-2020 годы.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы: устранение причин социальной дезадаптации и создание условий для приобретения и закрепления лицами, освободившимися из мест лишения свободы, включая освободившихся лиц, осужденных за совершение преступлений террористической направленности, лицами без определенного места жительства позитивного опыта профессионально-трудовой деятельности, восстановления их социального статуса.
- В целях реализации подпрограммы «Содействие в социальной адаптации отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области» при освобождении из мест лишения свободы лицам выдаются продуктовые и гигиенические наборы, верхняя одежда и обувь.
- Между УФСИН России по Магаданской области и министерством труда и социальной политики Магаданской области заключены следующие соглашения:
- — О сотрудничестве при осуществлении мероприятий, способствующих трудоустройству осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселения;
- — О сотрудничестве при осуществлении мероприятий, способствующих занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- — О сотрудничестве при осуществлении мероприятий, способствующих занятости лиц, осужденных к наказанию без изоляции от общества.
- В соответствии с Соглашением о сотрудничестве при осуществлении мероприятий, способствующих занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, министерство труда и социальной политики Магаданской области ежемесячно направляет в исправительные учреждения информацию о наличии вакантных мест на территории Магаданской области, а также списки нетрудоустроенных граждан из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, состоящих на учете в центрах занятости.
Также в 2017 году между Магаданским региональным отделением Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» и УФСИН России по Магаданской области заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии.
Основными целями Соглашения являются: осуществление сотрудничества в сфере правового просвещения граждан; оказание бесплатной юридической помощи лицам отбывающим наказание в местах лишения свободыпо вопросам гражданско-правового характера, в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; проведение Дня правовой помощи; осуществление эффективного взаимодействия в вопросах профилактики преступности.
В целях активизации взаимодействия с традиционными конфессиями, обеспечения осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализации совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов, совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных заключены соглашения о сотрудничестве с Магаданской и Синегорской Епархией Русской Православной Церкви, местной мусульманской религиозной организацией «Приход мечети г. Магадана».
В полной мере реализуются права осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, на свободу совести и свободу вероисповедания.
Представителями различных конфессий проводятся концерты, духовные окормления, что положительно сказывается на формировании культуры межнационального (межэтнического) общения, привития норм морали и традиций народов, достижения межрасово-этнического консенсуса. В 2016 году на территории ФКУ ИК-4 возведен Храм Великомученицы Анастасии Узорешительницы.
В учреждениях УФСИН России по Магада��ской области проводится планомерная работа по оказанию помощи осужденным в трудовом и бытовом устройстве после освобождения.
В соответствии с ч. 4 ст. 173 УИК РФ осужденным, у которых отсутствуют паспорта в личном деле, администрацией учреждений принимаются необходимые меры по восстановлению или оформлению документов.
В рамках работы по подготовке осужденных к освобождению проводятся занятия с участием представителей: Пенсионного фонда Магаданской области, центра занятости населения Магаданской области, участковых уполномоченных УМВД России по Магаданской области, мэрии г. Магадана.
Сотрудниками центра занятости населения Магаданской областидля оказания помощи в трудоустройстве осужденных после освобождения: проводится тестирование в целях оценки профессиональной направленности личности; отбираются заявления о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения. Результатом такой работы является выдача заключений, которые приобщаются к личным делам осужденных. Представителями мэрии г. Магадана проводятся лекции-беседы о порядке выделения жилых помещений по договорам социального и коммерческого найма; достигнута договоренность об оказании практической помощи в разъяснении проблем жилищного характера по письменному обращению осужденных. Участковыми уполномоченными УМВД России по Магаданской области проводятся лекции о правопослушном поведении и правилах поведения в быту. Специалистами Пенсионного фонда Магаданской области проводятся беседы о порядке установления трудовой пенсии по государственному пенсионному обеспечению и периодах засчитываемых в общий и страховой трудовой стаж, даются частные консультации осужденным, доводится информация о действующем законодательстве в сфере пенсионного обеспечения граждан.
При необходимости проводится совместная работа по оказанию комплекса социальных услуг с представителями министерства труда и социальной политики Магаданской области, государственных учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области, отдела опеки и попечительства департамента образования мэрии г. Магадана.
- За шесть месяцев до истечения срока лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
- В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу.
- Так, в 2018 году направлено 573 запроса из них:
- — в администрацию населенного пункта по избранному месту жительства — 161, поступило ответов — 64 (отрицательных — 2, положительных — 62);
- — в ОВД по избранному месту жительства — 251, поступило ответов — 29 (отрицательных — 5, положительных — 24);
- — в центр занятости населения по избранному месту жительства — 161, поступило ответов — 85 (отрицательных — 0, положительных — 85).
- В 2017 году направлено 1856 запросов, из них:
- — в администрацию населенного пункта по избранному месту жительства -464, поступило ответов — 138 (отрицательных — 2, положительных — 136);
- — в ОВД по избранному месту жительства — 928, поступило ответов — 300 (отрицательных — 50, положительных — 250);
- — в центр занятости населения по избранному месту жительства — 464, поступило ответов — 295 (отрицательных — 17, положительных — 278).
Налажено тесное взаимодействие с Магаданским областным центром социальной адаптации для лиц без определенного места жительства.
Так, в ожидании вылета к постоянному месту жительства в Чукотский автономный округ или центральные районы страны, освободившиеся граждане размещаются на временное проживание в указанный центр.
За прошедший период 2018 года для временного размещения в Магаданский областной центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства направлено 8 граждан (в 2017 году — 16).
- Несмотря на принимаемые УФСИН России по Магаданской области меры, направленные на повышение эффективности деятельности в вопросах трудового (бытового) устройства освобождающихся из исправительных учреждений, освободившиеся граждане испытывают трудности в поиске работы.
- В ряде субъектов Российской Федерации органами законодательной власти приняты нормативные правовые акты, предусматривающие квотирование рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
- В этой связи, для решения указанной проблемы на территории Магаданской области, УФСИН России по Магаданской области будет подготовлено обращение в орган исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, с предложением о возможности рассмотрения вопроса квотирования рабочих мест для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.