Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Госдуме рассказали о судьбе историко-культурных экспертиз в строительстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ключевые положения об историко-культурной экспертизе содержатся в законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.
Новые инициативы Минстроя фактически отменяют ряд согласований, имеющих отношение к объектам культурного наследия и прежде необходимых. Историко-культурная экспертиза сочтена в них «дополнительным административным барьером»
04.04.2022
Охрана культурного и исторического наследия — проблема традиционно сложная для России. Время от времени она обостряется: или в связи с хищением государственных средств, отпущенных на реставрацию, или из-за уничтожения девелоперами того или иного памятника, или из-за спорных решений властей. К бурным дискуссиям вокруг темы наследия на сей раз привели две инициативы, исходящие от исполнительной власти в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Хронологически первой из обсуждаемых инициатив стал законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минстроем (опубликован на официальном портале нормативно-правовых актов 17 февраля 2022 года).
Одной из важнейших поправок в действующее законодательство, предлагаемых в документе, названа отмена государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) в определенных случаях.
А именно при получении разрешения на строительство и при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности. В этих указанных ситуациях достаточно будет одного лишь заключения государственной экспертизы проектной документации (ГЭПД) — по сути, ведомственной. Признается оптимальным принцип «одного окна» (ограничения числа участников при сборе документации), а историко-культурная экспертиза сочтена «дополнительным административным барьером», как сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Министерство культуры региона обязано известить собственника/пользователя/арендатора обнаруженного культурно-исторического объекта о решении, принятом органом госвласти субъекта РФ или правительства страны о включении сведений о нем в единый реестр либо об отказе в этом. На учет могут быть поставлены комплексы, с момента возникновения/создания которых прошло не меньше 40 лет. Исключением выступают мемориальные дома и квартиры, связанные с деятельностью и жизнью выдающихся людей, которые имеют перед Россией особые заслуги. Эти объекты будут считаться выявленными непосредственно после смерти этих лиц. До принятия решения о включении сведений в Реестр или отказе в этом, выявленные комплексы подлежат обязательной охране в соответствии с действующим законом. Информация о культурно-исторических объектах федерального значения вносится в реестр на основании постановления правительства. Ответственным за постановку на учет выступает госорган, уполномоченных на обеспечение охраны таких комплексов. Сведения об объектах регионального значения вносятся в реестр по представлению министерства культуры субъекта в соответствии с принятым им решением.
Требования к экспертам
Согласно п. 7 Положения в качестве экспертов к проведению экспертизы допускаются:
- физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы. Они должны иметь высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю экспертной деятельности, и практический стаж по данной специальности не менее 10 лет; знать международное и российское законодательство в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; уметь проводить необходимые исследования и оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;
- юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее трех физических лиц, отвечающих вышеуказанным требованиям.
В соответствии с вышеуказанными требованиями органы Росохранкультуры осуществляют аттестацию экспертов в порядке, установленном п. п. 5 — 9.2 Приказа Россвязьохранкультуры от 05.10.2007 N 286 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия государственной функции «Аттестация экспертов по культурным ценностям».
ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ С НАМИ
-
Беспрецедентное качество
за 15 лет работы - Все сотрудники компании – сертифицированные специалисты с многолетним опытом работы
- Индвидуальный подход к заказчику, внимательное отношение к каждой детали
- Используется только высокоточное, надежное оборудование
- Качественно – не значит дорого. Мы не ставим завышенные цены и всегда идем на встречу клиенту
- Постоянно контролируемый процесс непосредственно на строительной площадке
- В своей работе опираемся на достоверные результаты собственной испытательной лаборатории
- Имеем широкую область аккредитации во всех видах общестроительных работ
- Соблюдение требований всех дествующих стандартов и технического задания
- Готовы осуществить проект любой сложности и предоставляем гарантию на свои услуги
Цели государственной историко-культурной экспертизы
Ключевые положения об историко-культурной экспертизе содержатся в законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.
Ст. 28 закона № 73 содержит перечень основных целей историко-культурной экспертизы. Это получение доказательств ценности объекта для культуры и/или истории с целью:
- Внесения в реестр культурного наследия.
- Определения категории культурной значимости объекта, а также его отнесения к особо ценным для российской или всемирной культуры.
- Изменения культурной ценности объекта или его исключения из реестра объектов культурного наследия.
- Определения требований и режимов землепользования или водного объекта, где находится предмет экспертизы.
- Разъяснения сведений об объекте, внесенном в реестр объектов культурного наследия.
Кроме того, установление исторической/культурной ценности необходимо в случае:
- Обнаружения объектов культурной ценности на территории, где планируются работы по строительству или осушению, обводнению.
- Утверждения градостроительного регламента территории.
Документы для проведения историко-культурной экспертизы
Регламент проведения историко-культурной экспертизы прописан в положении «О государственной историко-культурной экспертизе», утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 (далее — Положение).
Историко-культурная экспертиза проводится экспертами (одним или комиссией), аттестованными Министерством культуры РФ, при предъявлении следующих бумаг в соответствии с п. 16 Положения:
- Материалов, содержащих сведения о ценности исследуемого объекта.
- Фотографий объекта.
- Проекта охранной зоны.
- Копии паспорта на объект.
- Копии договора об охране.
- Копии решения о внесении предмета в реестр культурного наследия.
- Историко-культурного плана всех предметов и строений, располагающихся на территории исследуемого объекта.
- Историко-культурного плана, в котором утверждается необходимость установления границ и их примерное местоположение.
- Проекта, содержащего список мероприятий, направленных на сохранение объекта.
- Бумаг, свидетельствующих о восстановлении строения, предмета.
- Копий документов и/или выписки из ЕГРП, свидетельствующих о наличии прав на указанный объект.
- Документов относительно земельного участка, в пределах которого находится объект. Это могут быть кадастровые паспорта, выписки, а также различные справки.
- Технических паспортов на необходимые предметы, объекты.
- Схем расположения земельных участков на указанной местности.
- Копии градостроительного плана.
- Копии акта об установлении границ охранной зоны.
- Историко-культурная экспертиза проводится в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и регулируется главой 5 настоящего Закона. - Согласно статье 15 настоящего Закона, объекты культурного наследия включены в единый государственный Реестр.
- Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.
- Права пользования объектом культурного наследия, а также земельным или водным участком, на территории которого располагается искомый объект, регулируются статьей 52 настоящего Закона. В статье 53 указываются ограничения при использовании объекта культурного наследия или территории, на которой он располагается.