В Госдуме рассказали о судьбе историко-культурных экспертиз в строительстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Госдуме рассказали о судьбе историко-культурных экспертиз в строительстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ключевые положения об историко-культурной экспертизе содержатся в законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Новые инициативы Минстроя фактически отменяют ряд согласований, имеющих отношение к объектам культурного наследия и прежде необходимых. Историко-культурная экспертиза сочтена в них «дополнительным административным барьером»

04.04.2022

Охрана культурного и исторического наследия — проблема традиционно сложная для России. Время от времени она обостряется: или в связи с хищением государственных средств, отпущенных на реставрацию, или из-за уничтожения девелоперами того или иного памятника, или из-за спорных решений властей. К бурным дискуссиям вокруг темы наследия на сей раз привели две инициативы, исходящие от исполнительной власти в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Хронологически первой из обсуждаемых инициатив стал законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минстроем (опубликован на официальном портале нормативно-правовых актов 17 февраля 2022 года).

Одной из важнейших поправок в действующее законодательство, предлагаемых в документе, названа отмена государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) в определенных случаях.

А именно при получении разрешения на строительство и при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности. В этих указанных ситуациях достаточно будет одного лишь заключения государственной экспертизы проектной документации (ГЭПД) — по сути, ведомственной. Признается оптимальным принцип «одного окна» (ограничения числа участников при сборе документации), а историко-культурная экспертиза сочтена «дополнительным административным барьером», как сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Читайте также:  Ужесточена ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям

Министерство культуры региона обязано известить собственника/пользователя/арендатора обнаруженного культурно-исторического объекта о решении, принятом органом госвласти субъекта РФ или правительства страны о включении сведений о нем в единый реестр либо об отказе в этом. На учет могут быть поставлены комплексы, с момента возникновения/создания которых прошло не меньше 40 лет. Исключением выступают мемориальные дома и квартиры, связанные с деятельностью и жизнью выдающихся людей, которые имеют перед Россией особые заслуги. Эти объекты будут считаться выявленными непосредственно после смерти этих лиц. До принятия решения о включении сведений в Реестр или отказе в этом, выявленные комплексы подлежат обязательной охране в соответствии с действующим законом. Информация о культурно-исторических объектах федерального значения вносится в реестр на основании постановления правительства. Ответственным за постановку на учет выступает госорган, уполномоченных на обеспечение охраны таких комплексов. Сведения об объектах регионального значения вносятся в реестр по представлению министерства культуры субъекта в соответствии с принятым им решением.

Требования к экспертам

Согласно п. 7 Положения в качестве экспертов к проведению экспертизы допускаются:

  • физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы. Они должны иметь высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю экспертной деятельности, и практический стаж по данной специальности не менее 10 лет; знать международное и российское законодательство в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; уметь проводить необходимые исследования и оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;
  • юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее трех физических лиц, отвечающих вышеуказанным требованиям.

В соответствии с вышеуказанными требованиями органы Росохранкультуры осуществляют аттестацию экспертов в порядке, установленном п. п. 5 — 9.2 Приказа Россвязьохранкультуры от 05.10.2007 N 286 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия государственной функции «Аттестация экспертов по культурным ценностям».

Читайте также:  Новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов с 2023 года

ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ С НАМИ

  • Беспрецедентное качество
    за 15 лет работы
  • Все сотрудники компании – сертифицированные специалисты с многолетним опытом работы
  • Индвидуальный подход к заказчику, внимательное отношение к каждой детали
  • Используется только высокоточное, надежное оборудование
  • Качественно – не значит дорого. Мы не ставим завышенные цены и всегда идем на встречу клиенту
  • Постоянно контролируемый процесс непосредственно на строительной площадке
  • В своей работе опираемся на достоверные результаты собственной испытательной лаборатории
  • Имеем широкую область аккредитации во всех видах общестроительных работ
  • Соблюдение требований всех дествующих стандартов и технического задания
  • Готовы осуществить проект любой сложности и предоставляем гарантию на свои услуги

Цели государственной историко-культурной экспертизы

Ключевые положения об историко-культурной экспертизе содержатся в законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Ст. 28 закона № 73 содержит перечень основных целей историко-культурной экспертизы. Это получение доказательств ценности объекта для культуры и/или истории с целью:

  1. Внесения в реестр культурного наследия.
  2. Определения категории культурной значимости объекта, а также его отнесения к особо ценным для российской или всемирной культуры.
  3. Изменения культурной ценности объекта или его исключения из реестра объектов культурного наследия.
  4. Определения требований и режимов землепользования или водного объекта, где находится предмет экспертизы.
  5. Разъяснения сведений об объекте, внесенном в реестр объектов культурного наследия.

Кроме того, установление исторической/культурной ценности необходимо в случае:

  1. Обнаружения объектов культурной ценности на территории, где планируются работы по строительству или осушению, обводнению.
  2. Утверждения градостроительного регламента территории.

Документы для проведения историко-культурной экспертизы

Регламент проведения историко-культурной экспертизы прописан в положении «О государственной историко-культурной экспертизе», утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 (далее — Положение).

Читайте также:  С января 2023 года вырастет размер пособия на детей

Историко-культурная экспертиза проводится экспертами (одним или комиссией), аттестованными Министерством культуры РФ, при предъявлении следующих бумаг в соответствии с п. 16 Положения:

  1. Материалов, содержащих сведения о ценности исследуемого объекта.
  2. Фотографий объекта.
  3. Проекта охранной зоны.
  4. Копии паспорта на объект.
  5. Копии договора об охране.
  6. Копии решения о внесении предмета в реестр культурного наследия.
  7. Историко-культурного плана всех предметов и строений, располагающихся на территории исследуемого объекта.
  8. Историко-культурного плана, в котором утверждается необходимость установления границ и их примерное местоположение.
  9. Проекта, содержащего список мероприятий, направленных на сохранение объекта.
  10. Бумаг, свидетельствующих о восстановлении строения, предмета.
  11. Копий документов и/или выписки из ЕГРП, свидетельствующих о наличии прав на указанный объект.
  12. Документов относительно земельного участка, в пределах которого находится объект. Это могут быть кадастровые паспорта, выписки, а также различные справки.
  13. Технических паспортов на необходимые предметы, объекты.
  14. Схем расположения земельных участков на указанной местности.
  15. Копии градостроительного плана.
  16. Копии акта об установлении границ охранной зоны.
  • Историко-культурная экспертиза проводится в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
    «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и регулируется главой 5 настоящего Закона.
  • Согласно статье 15 настоящего Закона, объекты культурного наследия включены в единый государственный Реестр.
  • Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.
  • Права пользования объектом культурного наследия, а также земельным или водным участком, на территории которого располагается искомый объект, регулируются статьей 52 настоящего Закона. В статье 53 указываются ограничения при использовании объекта культурного наследия или территории, на которой он располагается.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *