Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В брошюре представлены Типовое положение о ДОУ, утвержденное 01.09.1995 г. с изменениями от 14.02.1997 г. и 23.12.2002 г.. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное 19.09.1997 г. с изменениями от 23.12.2002 г.. Положение о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовые штаты этих учреждений, пакет образцов докусентов, реализующих Типовое положение.
Появилось новое типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Министерство образования и науки утвердило типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Документ определяет их основные виды, задачи, типы групп, регулирует вопросы комплектования и т.д. В детсадах могут быть разновозрастные группы, но не должно быть отделений политических партий и религиозных организаций. Разрешено устанавливать связи с зарубежными организациями, но есть и ряд ограничений. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ Детские сады и ясли будут решать 6 основных воспитательно-образовательных задач. Это предусматривает типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Документ утвердило Министерство образования и науки. Правовой акт регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. При этом для негосударственных яслей и детсадов оно выполняет функцию примерного.
Согласно документу, дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей ведется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Основными задачами дошкольного образовательного учреждения чиновники назвали следующие:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
- воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
В документе сказано, каких видов бывают дошкольные образовательные учреждения. Приведена и классификация групп: они могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Группы различаются также по времени пребывания воспитанников:
Группы… функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 — 10-часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни…
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы). Количество и соотношение возрастных групп определяется учредителем.
Дошкольное образовательное учреждение будет нести ответственность:
- за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
- за реализацию не в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество образования своих воспитанников;
- за жизнь и здоровье воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса;
- за нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения.
Новый закон о детских садах в 2021 году
В детские сады (ясли) могут принять ребёнка с 2 месяцев от рождения, организации дошкольного образования обязаны осуществлять уход за детьми и их образование до прекращения образовательных отношений (до школа или ухода из детского сада (яслей).
Федеральным образовательным стандартом устанавливаются требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования
реклама
Образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы с учётом требований федеральных образовательных программ (на основе примерных образовательных программ дошкольного образования).
Это означает, что любые частные детские сады, реализующие образовательные программы, обязаны разрабатывать, утверждать и реализовывать программы дошкольного образования, то есть обучать детей.
Образовательная деятельность в образовательных организациях осуществляется на русском языке, это общее правило.
Образовательная деятельность может осуществляться и на родном языке (из числа языков народов Российской Федерации), если соответствующее заявление подано родителями, а соответствующая образовательная программа — утверждена организацией дошкольного образования.
Образовательная организация может иметь утверждённую образовательную программу на иностранном языке, в таком случае с учётом законодательства РФ, ребёнок может получать образование на иностранном языке.
Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Семейные дошкольные группы могут организовываться с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.
Приказ допускает создание групп по присмотру и уходу за детьми от 2-х месяцев без реализации образовательной программы дошкольного образования.реклама
В таких группах обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов.
Начиная с момента первого принятия подобного законопроекта по сегодняшний день, общая структура положения не подвергалась изменению и состоит в классическом варианте из шести глав:
- Общие положения.
- Организация деятельности ДОУ.
- Комплектование ДОУ.
- Участники образовательного процесса.
- Управление ДОУ.
- Имущество и средства учреждения.
Следует отметить, что глобальных изменений не было и в самих пунктах, перечисленных выше. Первая редакция потерпела лишь незначительные изменения, которые составляются на основе главствующих законопроектов.
Фактическое изменение строя и порядка страны, направленности деятельности и развитие позволило Министерству образования вносить некоторые поправки и незначительные изменения.
При этом огромной проблемой для педагогов стали правки в дополнениях, которые появляются регулярно (минимум один раз в 1–4 года).
Современная редакция отличается от первичной парой основных изменений, которые и остаются критичными для современного общества. Первое, и, пожалуй, самое главное изменение положения об учреждениях дошкольного образование — изменение строя.
Вплоть до редакции 2008 года структура подразделений состояла из пяти групп детей. Сегодня выделяют несколько больше подразделений, исходя из потребностей современного ребенка.
Итак, положение о дошкольном образовательном учреждении под пунктом 7 поведает администрации учебного заведения о том, что его садик может быть причислен к одному из следующих типов:
- Детский сад.
- Детский сад для детей раннего возраста.
- Детский сад для детей предшкольного возраста.
- Детский сад присмотра и оздоровления.
- Детский сад компенсирующего вида.
- Детский сад комбинированного вида.
- Детский сад общеразвивающего вида.
- Центр развития ребенка — детский сад
Второе изменение — порядок приема детей. Сегодня политика ФГОС сложилась таким образом, что родители с детьми дошкольного возраста имеют больше свобод, нежели раньше. Сделано это в момент начала правительственной программы о планировании семьи.
Типовое положение о дошкольном учреждении 2021-го года предусматривает возможность родителя отдать своего малыша в любой ДОУ, независимо от места проживания и/или регистрации.
Эта часть положения позволяет родителю или опекуну самостоятельно выбрать учебное заведение дошкольного типа по своим предпочтениям.
В обязанности заведующего детским садом входит прием детей и распределение их в возрастные группы. Так как любой родитель имеет право отдать свое чадо в абсолютно любой государственный детский сад, существует большая вероятность несоответствия количества желающих поступить в ДОУ с количеством допустимых мест в группах.
Электронный реестр детей, так называемая «очередь» необходима для того, чтобы можно было урегулировать процесс приема детей в сад. Новое положение о ДОУ имеет массу недоработок, и редакция 2021 года не исправила все несоответствия поправок и приложений. Следует крайне внимательно относиться к разговорам с родителями и консультациям с будущими воспитанниками и их опекунами.
- Как составить годовой план работы детского сада, следуя типовому положению
Следует понимать, что администрация ДОУ несет полную ответственность за соблюдение правил. При этом положение практически не учитывает физических возможностей детского сада, рассчитанность его на определенное количество персонала, воспитанников и т.д.
К тому же, в рамках последних поправок, каждый детский сад имеет ограниченный бюджет, что тоже слегка усложняет задачу заведующему и бухгалтеру заведения. Для решения спорных ситуаций необходима постоянная связь с юридическим отделом уполномоченного отдела по делам ДОУ и прямым руководством в лице ответственного на должности в ГОРОНО и РАЙОНО.
Только так вы сможете избежать выговоров и административной ответственности за несоблюдение общих стандартов, предписанных Министерством образования в правилах типового положения.
Ответственность за соответствие типовому положению о дошкольном образовательном учреждении в 2021 году несут несколько групп сотрудников:
- заведующий дошкольным образовательным учреждением;
- заместители заведующего дошкольным образовательным учреждением;
- старший воспитатель, воспитатель и младший воспитатель (нянечка);
- педагоги, работающие непосредственно с группой детей и т.д.
Наказание за неправомерные действия или несоблюдения типовых правил (чаще кардинальное их изменение, без согласия высшего руководства) несет каждый член воспитательного процесса. Само положение о ДОУ в современном обществе незначительно отличается от первоначальной версии.
Главное, что вы должны из него подчеркнуть, как педагог или администратор садика, что ребенок или группа детей является основной структурной группой. То есть, здесь учитывается ряд сводов, законов и конституция.
Ребенок — полноценная ячейка общества и вы работаете для него, а не он находится в садике для вас.
Нормативные документы по дошкольному образованию 2021
В связи с тем, что ясли будут открываться по мере готовности объектов, согласно прогнозу Министерства образования и науки, каждой второй семье придется какое-то время ждать своей очереди. В отдельных случаях устроить ребенка в ДОУ можно без очереди или в первоочередном порядке. На это могут рассчитывать такие категории лиц:
- дети-сироты, оставшиеся без родительского обеспечения (находящиеся под опекой или усыновленные);
- дети, чьи родители являются сиротами или в возрасте 18-23 лет остались без попечения;
- дети родителей, работающих в Следственном комитете, Прокуратуре или полиции;
- дети, чьи родители пострадали в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким же правом пользуются дети родителей-инвалидов, матерей-одиночек, из многодетных семей и т. д.
Оформление ребенка в ДОУ – сложная и трудоемкая процедура. Поэтому, если известно, что в городе с осени появляются ясли, необходимо:
- своевременно собрать полный пакет документов;
- определить ясли, исходя из их месторасположения (скорее всего, можно будет выбрать до трех учреждений, но, учитывая их дефицит, многие граждане будут лишены такой возможности);
- подать заявление установленного образца, в котором указать все запрашиваемые сведения и актуальные данные;
- пройти медосмотр и подготовить соответствующие документы;
- получить информацию об очередности;
- поступить в ясли при наличии свободного места.
Законом установлены исключительные случаи, когда ребенок зачисляется в учреждение дошкольного образования, минуя общегородскую очередь.
Для этого у родителей должна быть льгота, предоставленная государством.
К внеочередникам относят детей:
- дети- круглые сироты;
- дети судей, работников прокуратуры и следственного комитета РФ;
- дети пожарных, сотрудников системы УФСИН, военнослужащих, которые погибли или стали нетрудоспособными в силу исполнения служебных обязанностей;
- дети ликвидаторов ЧАЭС;
- из семей, признанных неблагополучными;
Для получения внеочередного права на зачисление в детский сад необходимо обратиться в Комитет образования и предоставить документ, подтверждающий льготу.
Главное условие для получения путевки – достижение ребенком необходимого возраста.
В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.