Что такое административное задержание и на каких основаниях производится

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое административное задержание и на каких основаниях производится». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Стоит помнить, что срок административного задержания лица исчисляется после того, как гражданин был задержан, и составляет три часа. Но этот срок можно считать самым минимальным, так как для граждан, которые совершили подобное правонарушение и их вина доказана, этот срок может быть продлен еще на 48 часов. В Административном кодексе имеется достаточно нюансов, на которые стоит обратить внимание. Например, если лицо совершило преступление, которое хоть каким-то образом можно расценивать как посягательство на границы РФ, то лицо может обвиняться как нарушитель таможенных правил, и срок лишения свободы составляет тоже двое суток, после того как было совершено задержание.

Административное задержание, сроки административного задержания

Сразу стоит отметить, процесс под названием административное задержание четко прописан в статье 260 украинского Кодекса. Подобное задержание чаще всего осуществляется для того, чтобы:

  • прекратить административное правонарушение;
  • исчерпать остальные меры воздействия;
  • установить личность;
  • гарантировать своевременное и правильное рассмотрение дел и мер, касающихся правонарушений административного типа.

Вообще, проводить задержание человека, который совершил правонарушение административного характера, может не каждый орган, а лишь тот, который уполномочен на данный процесс законом Украины. Речь идет об:

  1. Органах внутренних дел. Они начинают действовать, если было замечено мелкое хулиганство, насильственные ситуации в семье, нарушение процесса организации выступлений и тому подобного.
  2. Органах пограничной службы. Подобные структуры могут задержать лиц, замеченных в незаконном пересечении или противоправной попытке незаконного пересечения украинской границы. Также у них есть право на задержание тех людей, которые препятствуют пограничному режиму в пунктах пропуска через линию границы государства.
  3. Старших на месте расположения объекта, находящегося под охраной. Служащие могут совершать процесс задержания, если было предпринято посягательство на охраняемый объект.
  4. Органах СБУ Украины. Данные структуры следят за тем, чтобы лица не противоречили законодательству о государственной тайне и не осуществляли незаконный доступ к информации секретного характера. В ином случае они начнут задержание.

Пятнадцатым пунктом пятой статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ установлено, что задержание — это фактическое лишение свободы передвижения гражданина, который подозревается в совершении правонарушения уголовного характера. Его проведение осуществляется в строгом соответствии с порядком, определенным Кодексом. Срок задержания исчисляется с момента реального лишения возможности человека свободно передвигаться.

Данное мероприятие по отношению к потенциальному преступнику является мерой принудительного характера. Его применение допускается определенным кругом субъектов (органов правопорядка и других органов). Максимальный срок задержания подозреваемого исчисляется в часах и не может превышать сорока восьми часов. Если за этот период вина гражданина не доказана, его обязаны отпустить.

Порядок задержания и оповещения о нем третьих лиц

Так как ограничительный срок начинает течь с момента составления протокола, субъектом его определения является должностное лицо, осуществляющее процесс применения ограничительной меры. Этот же субъект составляет протокол, исследует дело или передает его следователю и ходатайствует в дальнейшем о продлении срока задержания или произведении в отношении виновного лица ареста.

Читайте также:  Каким будет пособие по безработице в 2023 году?

Срок транспортировки задержанного в полицейский отдел в период задержания не входит. Независимо от того, было ли лицо поймано возле здания полиции или на другом конце города, течение срока начинается с момента доставки лица в отдел полиции.

При составлении протокола сотрудник полиции обязан указать не только точное время задержания и данные о подозреваемом, но и мотивы действия и его особенности (например, сопротивление при аресте, наличие у задержанного повреждений, не связанных с арестом, и т. д.). Особенности задержания обязательно должны быть указаны в связи с тем, что противоправное поведение арестованного влияет на применяемые к нему санкции, а наличие у него незафиксированных повреждений может быть отнесено на счет сотрудника полиции.

После составления протокола и размещения подозреваемого в камере, сотрудник полиции должен провести следующее действия:

  1. Оповестить о проведенном задержании сотрудника следствия до истечения двенадцати часов.
  2. Дать задержанному лицу возможность оповестить о своем местонахождении ближайших родственников. Если задержанный – несовершеннолетний, сотрудник полиции сам оповещает родственников, опекунов или иных законных представителей.
  3. Оповестить иных лиц, органы или организации (например, командование воинской части, если задержанный – военнослужащий; секретаря соответствующей российской палаты, если речь идет о члене наблюдательной общественной комиссии; посольство (консульство), если задержанный – гражданин иностранного государства).

В некоторых случаях оповещение кого-либо о проведенном задержании категорически не допускается. К примеру, если проведение расследования и все действия в рамках дела должны храниться в тайне. Для таких дел на сокрытие информации должна быть дана санкция прокурора.

Обязанности должностного лица и права гражданина

Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:

  • обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
  • сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
  • разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.

Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:

  • знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
  • просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
  • требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
  • требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
  • обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.

Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.

Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.

Читайте также:  Демография в России - 2021. Статистика, тенденции, прогнозы

Исчисление сроков задержания по КОАП РФ

По аналогии с уголовными, в административных делах правильное определение срока является важным аспектом, напрямую влияющим на законность последующего решения о наказании. По общему правилу, задержание правонарушителя не может длиться более 3-х часов. При этом КОАП РФ допускает продление этого срока до 48 часов (это максимальный предел):

  • если задержанным является лицо, о котором имеются сведения по нарушению режима Государственной границы РФ, порядка пребывания на территории России, таможенных правил — при необходимости установить личность и выяснения всех обстоятельств;
  • если в отношении гражданина уже ведется производство по делу, где в качестве административного наказания предусмотрен арест.

Понятие административного задержания

Административное задержание и доставление являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Понятие административного задержания

дается в ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ и формулируется как: кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях. Таких случаев два:

  • если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • если это необходимо для исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права задержанных лиц

В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции», с момента задержания гражданин имеет право на юридическую помощь, о чем ему должен сообщить сотрудник полиции.

Задержанный вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания

, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также уведомить родственников посредством телефонного звонка не позднее трех часов с момента задержания (ч. ч. 3, 5 и 7 ст.14 Закона о полиции).

Следует знать, что при задержании каждый имеет право требовать от сотрудников милиции, чтобы они сообщили о месте его нахождения в кратчайший срок родственникам, администрации по месту работы (учебы), а также защитнику. Это закреплено в ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ.

Для несовершеннолетних задержанных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.

Кроме того, статья 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” предоставляет задержанным право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует указать еще один немаловажный момент. Юридическую помощь задержанным может оказывать, как адвокат, так и представитель по доверенности, однако в доверенности обязательно должна быть формулировка, которая предоставляет представителю права, какие предоставляются для участия адвокату, плюс с собой, к доверенности нужен диплом о высшем юридическом образовании. Данные выводы автор делает из собственной практики и положений п.1 ст. 55 Кодекса об административном судопроизводстве.

Суть этой разновидности наказания

Перед тем, как говорить об исполнении административного ареста за проступки, следует разобрать в самом понятии этого наказания. Административный арест является наказанием, выраженным в кратковременной общественной изоляции. Назначается данное наказание лишь в судебном порядке за тяжкие проступки, когда обстоятельства не позволяют использовать другие меры наказания, такие как, к примеру, штраф.

Цель наказания заключается в пресечении дальнейших правонарушений и перевоспитание нарушителя за счёт ограничения. Следует понимать, что само по себе такое наказание не имеет связи с лишением свободы, а только с её ограничением. Именно поэтому в законодательстве прописана максимальная продолжительность ареста. Однако при ситуациях, связанных с режимом чрезвычайной ситуации или специальными контртеррористическими операциями, наказание может достигнуть величины в 30 суток.

На каких основаниях проводится освобождение?

Несмотря но то что срок задержания исчисляется с момента самого задержания и составляет ровно двое суток, человека могут освободить раньше, например, это может произойти в таких случаях:

  1. Если нет подтверждений вины подозреваемого в преступлении.
  2. Когда нет никаких оснований для того, чтобы применять меры по отношению к гражданину в виде лишения свободы и заключения его под стражу.
  3. Если во время задержания были нарушения со стороны исполнительных органов.

В случае, когда время задержания истекло, лицо имеет полное право на освобождение, кроме таких исключений:

  1. По отношению к задержанному не избиралась мера пресечения в виде лишения его свободы.
  2. Суд не продлил срок.

Учитывая, что срок задержания лица исчисляется двумя сутками, подозреваемый должен быть выпущен на свободу, но только в том случае, если судья не пришлет постановление о его продлении. Если следователь отправляет ходатайство судье о том, что не может принять окончательное решение, то судья продлевает срок задержания до трех суток. Когда гражданин освобождается, ему обязательно дается на руки справка, в которой есть все данные о его задержании. Указывается в ней, когда и кем человек был задержан, время его задержания и время его пребывания под стражей.

Как исчисляются сроки по КоАП в соответствии с праздничными днями?

Как следует из чч. 1, 3 ст. 4.8 КоАП РФ, сроки, предусмотренные КоАП РФ, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Положения данной статьи не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Соответственно, если иное не установлено КоАП РФ, сроки, предусмотренные данным кодексом и исчисляемые днями, включают как рабочие, так и нерабочие дни, то есть исчисляются в календарных днях.

В примечании к ст. 4.8 КоАП РФ оговорено, что ее положения не применяются в двух следующих случаях:
1) если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков (например, в соответствии с ч. 4 ст. 27.5 срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления);
2) при исчислении сроков административных наказаний.

> Исчисление процессуальных сроков


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *